Использование нетрадиционных форм обучения на уроках ознакомления с окружающим миром в адаптационный период обучения
статья по окружающему миру (1 класс) на тему
Нестандартные формы проведения уроков лучше всего способствуют развитию познавательной самостоятельной деятельности и творческого мышления учащегося, обеспечивают сознательное и прочное усвоение природоведческих понятий и представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №36»
Авиастроительного района г.Казани
«Использование нетрадиционных форм обучения на уроках ознакомления с окружающим миром в адаптационный период обучения»
(1 класс)
Автор - Якупова Венера Геннадьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Евг.Евтушенко
В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг: «Как прекрасен этот мир, посмотри…».
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день дети встречаются с его тайнами. Иногда, спеша, проходят мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаются отгадать какую - нибудь из загадок природы и удивляются сделанному вдруг открытию. Хорошо, если открытие состоялось, и чем раньше это происходит, тем лучше!
Почему? Зачем? А где? А как? ... Сколько таких вопросов у растущего человека! Ему все любопытно, ему обязательно хочется знать все и обо всем сразу. Кто может помочь ему в этом? Родители? Да, безусловно, они помогут, если найдется время ответить ему на эти бесконечные «почему».
Но все-таки больший объем информации об окружающем мире дети получают на занятиях в ДОУ и на уроке в школе.
Огромную роль в развитии личности ребенка играют предметы естественнонаучного цикла. У ребят расширяется кругозор, формируются понятия и представления о явлениях, объектах, взаимосвязях в природе, развивается умение анализировать, обобщать, соотносить результаты личных наблюдений с услышанным от взрослых. Воспитываются воля, эмоции, чувства.
Главной задачей учителя становится построение познания так, чтобы первоклассники на уроке испытывали удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия.
И поэтому нестандартные формы проведения уроков лучше всего способствуют развитию познавательной самостоятельной деятельности и творческого мышления учащегося, обеспечивают сознательное и прочное усвоение природоведческих понятий и представлений.
Адаптационный период совпадает со временем года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения уроков на свежем воздухе.
Это могут быть уроки-экскурсии (темы «Золотая осень», «Природа живая и неживая»), а также экскурсии, направленные на ознакомление с социальным окружением детей:
Экскурсии по школе- для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улице, на которой расположена школа (особое внимание надо обратить на место перехода дороги, опасные объекты – канализационные люки, стоянки машин и т.д.), на дорожные знаки; экскурсия в библиотеку (также с целью знакомства с правилами поведения, работники библиотеки сами предлагают свою помощь, играют с детьми, проводят различные конкурсы, делают обзор литературы).
Интересны детям урок-экспедиция (тема «Растения школьного двора») и урок-путешествие по стоянкам (тема «Деревья. Кустарники. Травы.») с использованием загадок, викторин, тестов и т.д. В ходе таких уроков происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего.
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. И учебная деятельность данного периода должна быть пронизана игровыми моментами. Для первоклассников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребенка. Она формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение.
Форм уроков с использованием игровых ситуаций можно назвать много.
Во-первых, это те уроки, на которых появляются любимые детьми сказочные герои. Это урок-сказка, урок-импровизация (по мотивам какой-нибудь известной сказки), урок-театрализация. Так, на урок «Природа вокруг нас» пришел сказочный герой. Его часто называют деревянным человечком, у него длинный нос и красивый колпак.
- Дети, как его зовут? (а можно и загадать загадку). Он принес письмо от папы Карло. Прочитаем письмо, в котором изложена просьба - научить его сына, как вести себя на природе.
- Ребята, возьмемся обучать Буратино!
Все хотят помочь своему любимцу. Каждый из них старается рассказать о том, что в лесу нельзя шуметь, нельзя разрушать муравейники, разорять птичьи гнезда, ломать ветки и т.д. Всем хочется, чтобы на них обратил внимание и похвалил наш гость.
Интересны детям уроки, включающие телевизионные игры, полюбившиеся детям. Это «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Брейн-ринг», «Самый умный» (естественно, с соответствующим антуражем). Могут использоваться небольшие призы для награждения самых активных. Раз уж зашла речь о телевидении, то какому ребенку не хочется стать телеведущим или быть приглашенным в качестве гостя на телепередачу.
Например, странички урока-телепередачи «Про кошек и собак»ведут сами ребята. Знакомят с нашими любимцами, их дикими родственникам, с уходом за ними, кормлением и т.д. Конечно, учитель заранее дает материал, который следует подготовить, не исключается также самостоятельная поисковая деятельность, работа с энциклопедическими материалом (для читающих детей).
Не следует исключать такие формы уроков, где ребенок выступает не как пассивный слушатель, а как исследователь предлагаемой темы, ссылаясь на то, что первоклассники еще малы, только начинают свой школьный путь. Урок – «Лаборатория открытий», урок-моделирование приучают детей к научному экспериментированию, заставляют их при помощи самостоятельных наблюдений искать ответы на сложившиеся вопросы.
Здесь очень важно ни в коем случае не одергивать детей, не ругать их за неверные ответы, чтобы не отбить охоту к «научным изысканиям».
Дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, иногда даже неадекватно реагировать на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения.
Поддерживая искренний интерес ребенка к предмету «Ознакомление с окружающим миром» через урочную и неурочную деятельность, следует также помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Важно, чтобы учитель сам любил природу и эту любовь старался привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Важно научить ребенка увидеть и тихую прелесть крохотного липового цветка, и игру красок во время заката, и буйное цветение сирени, услышать многообразие звуков природы, уловить все оттенки запахов.
Сама природа – великий учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/06/27/picture-262.jpg)
Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...
Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.
Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...
Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».
Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс .Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель: Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-246358-1422986386.jpg)
Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-284920-1377560927.jpg)
Доклад. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА
Доклад. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-284920-1377560927.jpg)
Доклад. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА
Доклад. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА...