Конспект открытого урока окружающего мира "12 апреля – Всемирный день космонавтики"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Шипулина Оксана Юрьевна

Конспект открытого урока окружающего мира 1 класс  2013 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шипулина Оксана Юрьевна

Заседание районного методического объединения учителей начальных классов

Конспект открытого урока окружающего мира 1 класс

2013 г.

Тема урока:  12 апреля – Всемирный день космонавтики.

  1. Тип урока:  урок изучения нового материала.

2. Цель педагога: создать условия для ознакомления с понятиями «спутник», «скафандр», «космонавт», «полет в космос», праздником День космонавтики; способствовать развитию связной речи, умения выслушивать разные мнения, доказывать свою точку зрения.

3.  Представление о результатах:

  • Личностные результаты:  осознают гражданскую принадлежность в форме сознания «Я», как гражданин России, проявляют чувство гордости за свой народ, историю, уважительное отношение к иному мнению.
  • Метапредметные результаты:

- Регулятивные УУД: ставят учебную цель в сотрудничестве с учителем, устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели,  принимают и сохраняют учебную задачу.

- Коммуникативные УУД:  осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

- Познавательные УУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

  • Предметные результаты: знать понятия спутник, космонавт, скафандр, полет в космос, анализировать иллюстрации, сопоставлять их с описанием в тексте.

   

4.  Технология:  проблемного и группового обучения, системно-деятельностный метод обучения.

5. Средства обучения: презентация к уроку, отрывок из видеофильма «Первый полет человека в космос», мультимедиа-проектор, листы самооценки.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Самоопределение к деятельности

Проверка готовности к уроку

- Проверьте готовность к уроку: у каждой группы на столах учебник, ручки,  оценочные листы, листы с текстом.

- Какими мы должны быть на уроке, чтобы у нас всё получилось?

- Вы сегодня работаете по группам. В каждой группе есть командир и помощники. Запомните: только работая дружно, слушая друг друга, у вас всё получится.

- Пожелаем друг другу успехов!

(Дети хлопают в ладоши с соседом по парте).

Контролируют свою готовность к уроку

Готовность к учебной деятельности.

2

Актуализация знаний

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.

Слайд 1: «12 апреля – Всемирный день…?.....»

- Ребята, тема нашего урока открыта не полностью и посвящена  12 апреля.  Этот день помнят не только в нашей стране России, но и во многих странах мира, это всемирный день. Вы бы хотели узнать про этот день, чему он посвящен? Может быть кто-нибудь уже знает? (Высказывания детей).

- Предлагаю вам, отгадать загадку и определить тему урока.

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

- Какая тема урока? (Слайд 2: «12 апреля – Всемирный день космонавтики»).

- 12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики. Этот день люди будут помнить всегда, ведь именно 12 апреля 1961 года  человек впервые полетел в космос. И это был человек нашей страны. Русский!

- Поднимите руку, кто бы из вас хотел побывать в космосе?

- Ребята, оказывается, в космосе хочет побывать и Незнайка. Он вам прислал письмо.(Слайд 3: «Письмо Незнайки».)

 «Здравствуйте, ребята! Наши лилипуты собираются в космическое путешествие. Но берут не всех, а только тех, кто сможет разгадать кроссворд и ответить на 3 дополнительных вопроса. Я бы хотел полететь в космос. Но, к сожалению, я мало знаю о космосе и работе космонавтов. Помогите мне, пожалуйста. Незнайка».

- Ребята, а вы много знаете о космосе и космонавтах?

(Слайд 4: «Оцени себя».)

В оценочных листах на синей дорожке отметьте свой уровень знаний: много знаю; знаю, но не много; ничего не знаю.

               Зн.                                             Зн.

Предлагаю, проверить ваши знания, попробовав разгадать кроссворд от Незнайки:

  1. У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По - английски астронавт

А по - русски…. (космонавт)

  1. Назовите космический аппарат для исследований в космосе. (Спутник)
  2. Как называется специальный костюм космонавта? (Скафандр)
  3. Назовите фамилию человека, кто первым полетел в космос? (Гагарин)
  4. Назовите кличку первой собаки-космонавта. (Лайка- это кличка собаки, порода ее - дворняжка)

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, фронтально анализируется работа.

Формулируют тему урока.

Чтение вслух одним из учащихся.

Оценивают свой уровень знаний  по теме в начале урока.

Учащиеся испытывают затруднение.

Запланированное затруднение зафиксировано детьми

3

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений;

постановка цели урока

-На все вопросы Незнайки мы смогли ответить? Почему? (Многого не знаем)

- Посмотрите еще раз в оценочные листы и, если нужно, исправьте свой уровень знаний на синей полоске.

- Что будем изучать на уроке? (новые космические слова)

- На уроке мы познакомимся с новыми космическими словами, и узнаем, что они означают.

- Чтобы больше узнать о космосе, какие действия мы должны сделать? Ответьте на вопрос, используя слова – подсказки:

  • Ответить…  
  • Узнать…
  • Понять…
  • Выяснить… 

Постановка цели урока через решение проблемы: "открытие " нового знания.

Цель урока поставлена и запланированы действия для достижения цели

4

Решение учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения

- Где можно найти нужную для нас информацию? (Учебник, тексты из дополнительной литературы).

- Работать, ребята, будете в группах. Каждая группа получит своё задание-вопрос, на который нужно дать ответ. Командиры групп читают текст своим помощникам. Помощники внимательно слушают командира.

Задание: понять, о чем говорится в тексте, и подготовить ответ на вопрос.

Если группа готова к ответу, то она должна показать свою готовность, дать мне знак.

Вы сейчас исследователи. Исследуйте текст и найдите нужную информацию.

Время выполнения 7 минут.

 

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения; фронтально анализируется работа

Метод решения проблемы выбран детьми самостоятельно. Учащиеся знают значение отдельных символов.

5

Первичное закрепление

Мотивация на приобретение новых знаний при решении заданий

(Перед проверкой ответов групп проводится физминутка).

- Проверка работы будет происходить так:

Командир группы зачитывает вопрос. Один человек из группы отвечает. Остальные группы внимательно слушают, а в конце ответа могут дополнить.

(Учитель иллюстрирует ответы групп слайдами 5-9).

По окончании выступления каждой группы:

- Ребята, вы считаете, группа ответила на свой вопрос?

- Есть ли дополнения у групп или уточняющие вопросы?

Работа учащихся у доски или с места с объяснением.

Применение теоретических знаний  в стандартных и новых условиях

6

Введение знаний в систему

Самостоятельно учитывать приобретённое знание: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата

- Теперь, ребята, предлагаю вернуться к кроссворду Незнайки и проверить наши знания. Сможем ли мы ответить на все вопросы и помочь Незнайке?

- Молодцы, ребята, работа наша идет по плану!  У Незнайки остался один дополнительный вопрос: Почему 12 апреля –  день космонавтики? Как вы думаете? Какие ваши предположения, догадки?

Я предлагаю вам отправиться на космодром, совершить полет в космос вместе с Юрием Гагариным и ответить на последний вопрос.

(Просмотр фильма)

 - Итак, почему 12 апреля день космонавтики? Ваши догадки подтвердились?

- Вы молодцы!

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль; самостоятельная работа.

 

Перенос приобретённых знаний в новые или изменённые условия с целью формирования умений и навыков

7

Итоги урока

Самооценка результатов деятельности

Поведите итог своей работы по схеме (Слайд 11):

Я знаю …

Я запомнил …

Мне понравилось …

Ребята, как вы считаете, пригодятся нам эти знания в будущем? Когда? Где могут пригодится? (на другом предмете (чтение, рисование), можно рассказать брату, сестренке, в конкурсах, в профессии будущей).

(Слайд 12)

- Оцените свой уровень знаний в оценочных листах на красной полоске: «я теперь знаю много о космосе», «знаю, но не много», «ничего не знаю»)

Поднимите руку, у кого уровень знаний изменился?

В листе самооценки нарисуйте личику ротик:

«улыбку» - если вам было всё понятно, приятно работать

«прямую линию» - если вам что-то было не понятно, что-то отвлекало.

«губки вниз» - если всё на уроке было не понятно, весь урок было неприятно.

Ребята, я думаю, что день 12 апреля – день космонавтики вы твердо запомните. Ведь благодаря русскому человеку он вошел в историю. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, были активны на уроке, старались слушать друг друга. Вы умницы! Спасибо вам за урок! 

Урок закончен.

Самостоятельно прокомментировать достижения цели урока

Анализ проделанной работы на уроке и достижение поставленной цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "12 апреля - всемирный день космонавтики"

Указом президента от 31июля 2008г. 2011 год объявлен Годом российской космонавтики в честь 50-летия полёта первого космонавта планеты Юрия Гагарина 12 апреля 1961г. Также во всех прогр...

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Внеклассное мероприятие и презентация на тему: "12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиации"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ТЕМА:12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиацииЦели:  Познакомить с историей возникновения государственного праздника. Развивать любознательность, желание узн...

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса

Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМА: АФРИКА

) познакомить с географическими  объектами Африки;             2) познакомить с растительным и животным миром Африки...

12 апреля. Всемирный день космонавтики

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой....