№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Приветствие учеников. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. |
- Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Сегодня светит солнце. - Может быть, потому что….?
Поворачиваются друг к другу и желают удачной работы на уроке | Регулятивные: организация учебного места Коммуникативные: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников |
2 | Актуализация и фиксированиеиндивидуаль-ного затруднения в пробном действии
(5 мин)
| - Какой была тема прошлого урока? Смарт (стр.1) - Давайте повторим ее - Составим КЛАСТЕР по пройденной теме животные
позвоночные беспозвоночные птицы звери рыбы пресмыкающиеся земноводные | черви моллюски иглокожие насекомые ракообразные паукообразные |
- Как называется наука, которая изучает животных? - Откроем тетради и выполним тест на тему «Разнообразие животных» - Выполним самопроверку и поставим себе оценку смарт (стр. 2) - Молодцы! | Называют тему «Разнообразие животных»
Составляют кластер
Зоология Выполняют тест | Познавательные: Анализ информации,
Синтез информации, выделение причинно-следственных связей
Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. |
3 | Постановка проблемы
(4 мин)
| - Сегодня мы продолжим разговор о животных. А о чем конкретно пойдет речь, вы узнаете, прослушав сказку Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке». (3 мин.) аудиозапись - Кем пообедал ёж? - Какую ещё пищу ест ёж? - Почему ёж испугался филина?
- Кем питается филин? -Почему филин не смог съесть ежа?
– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?
| Дети внимательно слушают сказку
Осмысление текста. - еж съел улитку и лягушку - еще ежи питаются ягодами, грибами - потому что у мощный клюв, острые когти, длинные крылья - филин питается птицами - потому что еж спрятался в клубок и закрылся иголками Группировка животных по способу питания
| Познавательные: Синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.
|
4 | Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)
| презентация (сл. 1) + на доске - Попробуйте сформулировать тему урока. презентация (сл. 2) - Поставим перед собой задачи на урок - Что должны узнать сначала?
- …
| Кто что ест.
1. На какие группы делятся животные по способу питания? 2. Узнать, что такое цепь питания. Научиться ее составлять. 3. Узнать, как животные приспособлены … | Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.
|
5 | Реализация построенного проекта (6 мин)
Самостоя-тельная работа с самопровер-кой (4 мин)
| - Решаем первую задачу. - Перед вами таблички с названиями животных. на доске (ТИГР, ЖИРАФ, ЛЯГУШКА, КОРОВА, ОРЁЛ, БУРЫЙ МЕДВЕДЬ, КРОТ, КРЫСА (Приложение)). - Назовите их. На какие группы вы можете разделить животных по способу питания? Почему? - Предлагаю начать с тех, кого хорошо знаем.
- Выполним задание в рабочей тетради: стр. 55, зад. 1, 2 (работа в парах). Одна пара идет к доске 1 зад. + смарт (стр. 3) - Для выполнения второго задания вы можете воспользоваться атласом-определителем «От земли до неба» и справочным материалом (на парте). Вывод: растительноядные – это группа животных, которые.. насекомоядные– это группа животных, которые.. хищные– это группа животных, которые.. всеядные– это группа животных, которые.. |
Распределяют на группы: Растительноядные:корова, жираф Насекомоядные: крот, лягушка Хищные: орел, тигр Всеядные: бурый медведь, крыса
Делают вывод
| Познавательные: Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли Регулятивные: Планирование деятельности и работа по плану. |
4 | - Сможем ли мы составить цепь питания? Почему?
- Вспомните вторую задачу, которую вы поставили?(3м.)
– Итак, мы знаем, что все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания. - Как вы думаете, какое звено в цепи питания будет первым?Почему? презентация (сл. 3) Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено. - Как вы думаете, почему? 2 звено цепи –это растительноядные животные. – Как вы думаете, почему? 3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные. | - Нет, т.к. не знаем, что такое цепь питания, как её составлять. - Узнать, что такое цепь питания. Научиться ее составлять.
- Растения никого не поедают и растения единственные из всех живых существ, которые способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. | Познавательные: Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли Регулятивные: Планирование деятельности и работа по плану. |
5 | Работа по группам: (3 мин) - Попробуем составить цепи питания: (работа в группах). - На ваших партах лежит лист с карточками. Вам нужно прикрепить карточки в правильной последовательности. - Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Проверка: выступление групп
Вывод: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
- Ребята, есть цепи гораздо сложнее тех, что мы составляем. О них мы будем говорить в старших классах.
- Т.к. мы сегодня говорим о животных, они пришли провести с вами физ.минутку. Физкульт-минутка (2 мин)
- Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц?
– А если не будет зайцев?
– Что произойдёт с пищевой цепочкой?
Какой вывод можно сделать?
- Вы скажете, хорошо, что волков станет меньше!(3 мин.) - Но нам пришло письмо с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь. презентация (сл. 4) У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами. - Что значит «природные санитары»?
- Так и волки нападают только на старых или больных зверей. - Какая цепь питания была нарушена? Вывод: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. | Работа в группах Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Дуб – мышь – лиса. Трава – комар – лягушка. Осина – заяц – волк. Рожь – мышь – змея. Сосна - жук-короед – дятел. Дуб – лесная мышь – сова. Делают вывод: I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – насекомоядные или хищные животные
- Зайцу нечего будетесть и они начнут умирать
- То не будут пищи волку. Вымрут волки - цепочка нарушиться. Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.
Вывод: все животные в цепочке взаимосвязаны
Дети читают письмо
презентация (сл. 5) Природные санитары – это животные, которые делают чище собственную среду обитания.
Мох – олени – волки
| Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации,сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. |
|
| - Какую третью задачу поставили перед собой? (3 мин.)
- Эту информацию мы найдем в учебнике на с. 95–96 и прочитаем информацию про себя и знаем, как приспособились хищники добывать еду, а растительноядные животные спасаться.
- Как хищные животные приспособлены для добычи пищи?
- А как приспособились животные, на которых идет охота?
- Сделайте вывод:
| - Узнать, как животные приспособлены …. Читают текст в учебнике
Ответы детей
- каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут.
| Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации,сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий,самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности |
6 | Включение в систему знаний и повторений (3 мин) | - Итак, мы ставили перед собой 3 задачи! презентация (сл. 6) 1 задача: - На какие группы делятся животные по способу питания? 2 задача: - Из каких звеньев и в каком порядке они расположены в цепи питания? 3 задача: - Как хищные животные приспособлены для добычи пищи? - А как приспособились животные, на которых идет охота?
|
Дети вспоминают поставленные задачи в начале урока и отвечают на вопросы
| Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности |
7 | Д/З | Повторить изученное сегодня вы сможете, прочитав в учебнике стр.94-97 стр.56-57, зад. 3, 4, 5 (раб. т.) |
|
|
8 | Рефлексия (3 мин) | - Ребята, урок мы начинали с хорошего настроения. Сохранилось ли оно у вас? Может быть у кого - то испортилось, а у кого - то появилось много вопросов (показываю смайлики). Выберите подходящий вашему настроению смайлик и прикрепите на одну из ступеней: 1. Все понял на уроке и смогу рассказать друзьям, родителям 2. Все понял, но рассказать не смогу 3. Ничего не понял, рассказать не смогу «Лесенка успеха» - Спасибо за урок! Урок окончен. |
| Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности |