Окружающий мир. 4 класс.Тема: «Музыка Древней Руси».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Окружающий мир. 4 класс.Тема: «Музыка Древней Руси».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_okr_mir_muzyka_drevney_rusi.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 4 класс.
Тема: «Музыка Древней Руси».
Цели: познакомить с разными жанрами музыки;
развивать воображение;
воспитывать любовь к истории страны, её культуре
.
Личностные УУД:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Оборудование: набор музыкальных инструментов, компьютер, мульти-медийный проектор, костюмы скоморохов, гантели, самовар, блины.
Ход урока.
1. Сообщение темы и цели. (Звучит отрывок из народной песни «Во поле берёзка
стояла»).
- Узнали песню?
- Кто автор?
- Почему мелодия дошла до наших дней?
2. Основная часть.
Русская музыка берёт своё начало в далёком прошлом. Наши предки, древние славяне, были язычниками и поклонялись природе – солнцу, ветру, лесам, полям, матери- земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Духов необходимо было умилостивлять, чтобы они не мешали человеку в труде.
Все верования славян сопровождались закличками, пением, плясками, ведением хороводов, игрой на музыкальных инструментах.
- Вспомните, какие народные инструменты вы знаете?
- Что это за инструмент? (демонстрация)
В Древней Руси другим музыкальным явлением стало знаменное пение. Своё название оно получило от наименования для его записи знаков – «знамён»(или крюков). Сравните крюковую запись и современную нотную.
Знаменное песнопение можно было услышать в церкви. Оно придавало церковной службе особую пышность, торжественность. Знаменные песнопения исполнялись исключительно голосом или хором голосов, как правило, мелодия была плавной, поступенной. Сейчас музыку, исполняемую в церкви, называют духовной.
- Послушайте пример духовной музыки.
(после прослушивания) – Что вы почувствовали?
- Почему музыку называют духовной?
С древнейших времён главным занятием славян было земледелие. Силой музыки и слова наши предки хотели покорить природу. Весной люди приветствовали пробуждение природы и просили её быть доброй к ним, летом славили природу, которая дала им богатый урожай. Отсюда и название этих древнейших песен – календарные. В старину с календарными праздниками были связаны хороводные песни. Хороводы имели широкое распространение – в них принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные луга, рощи. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмёркой.
Наряду с календарными песнями к древнейшим жанрам относятся семейно- бытовые песни. Они сопровождали все важные события семейной жизни и быт славян, например, колыбельные. Многие из них носят шуточный характер. Для текста этих песен использовались образы птиц и зверей: кота-баюна, козы рогатой, серого волка.
Как у нашего кота
Колыбелька золота
А у Митеньки –
Золота серебряна.
А ещё есть свадебные, трудовые песни.
На протяжении многих веков народные певцы-гусляры сохраняли в исторических песнях и былинах историю Руси. Под звуки гуслей они воспевали подвиги богатырей, восхваляли отвагу и мужество храброй дружины. Впервые в былинах появились герои-богатыри – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Вольга, Микула Селянинович. Обычно былины исполнялись не спеша, ровно, как спокойный рассказ.
Рекрутские и солдатские песни составляют особую группу. Главный герой этих песен – добрый молодец, отданный в солдаты, оторванный от отца с матерью, от жены с детьми или от любимой девушки. Двадцатипятилетняя служба – «невзгодушка великая», в солдатских песнях преобладали грустные мотивы, хотя нельзя сказать, что солдаты не пели весёлых песен. Русские солдаты никогда не страдали отсутствием храбрости, смелости, боевого задора.
Отвага и чувство юмора, бодрость и стремление преодолеть трудности военной жизни звучат в песне «Солдатушки, браво, ребятушки».(Дети исполняют народную песню, сопровождая пение игрой на народных инструментах.)
Солдатушки, браво-ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!
Солдатушки, браво-ребятушки,
Где же ваши жёны?
Наши жёны – ружья заряжёны,
Вот где наши жёны!
Солдатушки, браво-ребятушки,
Где же ваши сёстры?
- Наши сёстры – пики, сабли остры,
Вот где наши сёстры!
Солдатушки, браво-ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки – пули наши метки,
Вот где наши детки!
Солдатушки, браво-ребятушки,
Где же ваша хата?
- Наша хата – лагерь супостата,
Вот где наша хата!
3. Театрализация.
Сегодня мы расскажем вам об одном из славянских праздников. И не только расскажем, но и покажем, как гуляли в старину на Масленице.
На стыке зимы и весны праздновали этот праздник. Масленицей называли чучело из соломы, обряженное в женское платье, с блином и сковородой в руках. С ней вместе веселились, катались на тройках, а в конце праздника сжигали на костре.
Шумно и весело провожали зиму, встречали весеннее солнце и закликали природу быть доброй к пахарю. Во всех домах пекли блины. Они были символом солнца.
Скоморох 1 В город нынче пришла
В гости Масленица!
Русская, старинная,
Румяная да блинная!
Со «Снежными городками»,
Горячими пирогами,
С бубликами да баранками,
Тройками да санками!
Скоморох 2 Привезли мы подарки вам разные
Зашумел уже ярмарки ряд.
Ждут вас игры и песни прекрасные,
И старинный славянский обряд.
Скоморох 1 Проходи честной народ,
К нам на представленье,
Ждёт вас праздник озорной
Всем на удивление!
Скоморох 2 Проходи и стар, и млад,
Сбросив с плеч заботы!
Отдохнуть ведь каждый рад
Опосля работы!
Скоморох 1 Будем дружно веселиться,
Скука, право, не к лицу
Ни красотке-молодице,
Ни красавцу-молодцу.
Скоморох 2 Ко мне, силачи,
Ко мне, ловкач!
Состязаются самые могучие в мире,
Поднимаются пудовые гири. (конкурс)
Скоморох 1 А вот горячие блины,
Вы отведать их должны!
Вкусны да румяны,
С маслом да сметаной.
Скоморох 2 Просто так их не даём:
Вместе спляшем и споём.
(игра «Бояре»)
Игра «Бояре».
(Участники делятся на хоры №1 и №2, которые строятся в шеренги. Одна шеренга движется навстречу другой, пока проговаривает первую строку, и возвращается на исходную линию, пока проговаривает вторую).
Хор №1 Бояре, мы к вам в гости пришли,
Молодые, мы к вам в гости пришли.
Хор №2 Бояре, а зачем вы к нам пришли?
Молодые, а зачем вы к нам пришли?
Хор №1 Бояре, а нам девица нужна,
Молодые, а нам девица нужна.
Хор №2 Бояре, а какая вам нужна?
Молодые, а какая вам нужна?
Хор №1 Бояре, нам вот эта нужна.
Молодые, нам вот эта нужна.
Хор №2 Бояре, она глупая у нас.
Молодые, она глупая у нас.
Хор №1 Бояре, а мы плёточкой её,
Молодые, а мы плёточкой её.
Хор №2 Бояре, она плёточки боится,
Молодые, она плёточки боится.
Хор №1 Бояре, а мы пряничков дадим,
Молодые, а мы пряничков дадим.
Хор №2 Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
Хор №1 Бояре, а мы к доктору сведём,
Молодые, а мы к доктору сведём.
Хор №2 Бояре, она доктора боится,
Молодые, она доктора боится.
Хор №1 Бояре, не валяйте дурака,
Молодые, не валяйте дурака.
(Хор № 1 бежит и прорывает цепочку Хора № 2 в том месте, где стоит выбранная девица).
Хор №1 Нашего полку прибыло!
Хор №2 Нашего полку убыло!
Наиболее важным днём масленой недели было воскресенье. Это заговенье пред началом Великого поста. В России у православных христиан этот день назывался Прощёным воскресеньем, когда люди просили друг у друга прощенья за все обиды и неприятности.
Основным событием этого дня были проводы Масленицы. К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо телеги. Выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали, а оставшуюся солому раскидывали по полю.
Гори-гори ясно!
Чтобы не погасло!
Гори-гори ярче –
Лето будет жарче.
А зима теплее,
А весна милее.
Гори-гори ясно!
Чтобы не погасло!
4. Итог урока.
- Разгадайте кроссворд.
- Определите жанр песен. (Учебник с. 84).
Ответы: 1) трудовая;
2) календарная;
3) солдатская.
5. Домашнее задание.
Подготовить обряд праздника «Веснянка» или учебник с.83 (пересказ).
А теперь приглашаем всех отведать блинов с маслицем да с вареньицем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "От Древней Руси к единой России".
Презентация к уроку окружающего мира....
Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...
Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...
Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Цель: -формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представле...
Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".
Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси"....
Урок по предмету «Окружающий мир» "ИЗ КНИЖНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ".
Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славя...