Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Наше питание. Пищеварительная система».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок изучения новых знаний. Автор учебника А.А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_uroka.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 3 классе «Б» учителя начальных классов  МОУ «Разуменская СОШ №1 Белгородского района Белгородской области» Тищенко Л.М.

Урок изучения новых знаний по теме:

«Наше питание. Пищеварительная система».

Автор учебника: А.А. Плешаков

Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

- составить с детьми правила правильного питания;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

- развивать мышление, память, умение слушать;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

- формирование УУД.

1.Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять  заданную учебную цель,
  • учитывать,  выделенные учителем,  ориентиры действия в учебном материале,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • адекватно понимать оценку взрослого,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

  • слушать собеседника,
  • задавать вопросы,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование:

- учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;

- рабочая тетрадь на печатной основе;

- письмо от Незнайки, этикетки продуктов питания;

- презентация Microsoft PowerPoint «Наше питание. Органы пищеварения»;

- карточки с заданиями, с тестами;

- смайлики для рефлексии, цветные карандаши, раздаточный материал

Этапы урока

Содержание урока

Комментарии к уроку

1.Создание

эмоционального

фона урока

(организационный момент).

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

Слайд № 1

2.  Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.

1) фронтальный опрос.

2)индивидуальный, тестовый опрос учащихся.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел мы с вами начали изучать?

( Мы  и наше здоровье)

- Давайте с вами вспомним, что нового мы уже узнали из этого раздела?

Вспомогательные вопросы:

1.Из чего состоит организм человека?

2.Какие органы вы знаете и какую функцию они выполняют?

3.Что называют системой органов? (органы выполняющие общую работу)

5.Что изучает наука анатомия, физиология?

6. Какие органы чувств знаете? ( Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания)

Отгадайте загадку.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо,

Если вдруг

Прекратится этот стук.

( Сердце)

- Какую работу выполняет сердце в нашем организме?

- Сердце и кровеносные сосуды образуют кровеносную систему. Она обеспечивает движение крови в организме – кровообращение.

- Правильно. Какие ещё системы органов вы знаете?

- Нервная система, пищеварительная система, дыхательная система, опорно-двигательная система, выделительная система.               

Расскажите об опорно-двигательной стистеме.

(Выборочно выполняют тест)

Слайд

3. Сообщение темы и цели урока.

1) вводная беседа

2) целеполагание и мотивация

3) «открытие» нового знания

1) беседа

2) практическая работа № 1

( работа в парах)

3) Игра «Распредели»

( работа в группах)

4) работа  с презентацией, сообщения учащихся

4. Физминутка.

5. Продолжение работы на уроке.

5) практическая работа № 2

(работа в группах)

6) Закрепление.

«Верно утверждение или нет?»

6. Работа с органами пищеварения.

7. Сценка

8. Работа в ТПО

(индивидуальная)

Кто этот герой? О чем он нам поведает?

- Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,

 Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.

 Съел потом я сыр с колбаской,

 Сделал с ними бутерброд.

 А теперь, друзья, не знаю,

 Отчего болит живот.

 - Садись на своё рабочее место.

 - Ребята, как вы думаете, почему у Саши заболел живот?

 - Он много съел.

 - Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.

 - Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)

О нашем питании. Должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться и как происходит процесс пищеварения в организме человека.

- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о питании и о системе пищеварения).

- Все живые существа питаются.

- Чем питаются растения? ( Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях образуются сахар и крахмал из частиц воды и углекислого газа).

- Чем питаются животные?  растениями и другими животными)

- Чем питается человек? Что значит правильное питание?

- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)

- Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма.

- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?

Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные»  обмороки, а через 10-15 дней он умрет.

- Сколько раз в день должен есть человек?

( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)

- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)

- Перед вами лежат листочки под № 1, посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)

- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?

(потому что ее дают животные)

- Отметьте зеленым цветом те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения.

- Какую пищу называют растительной?

( Пища, которая получена из растений)

- Отметь красным цветом те продукты, которые можно отнести к растительной пище.

- Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными?

Рефлексия: Оцените свою работу в парах по шкале. Если вы справились с заданием верно, поставьте значок рядом с весёлым смайликом, если же вы справились, но допустили некоторые неточности, поставьте значок рядом с нейтральным смайликом, а если задание показалось  вам сложным и у вас возникли трудности, то поставьте значок рядом с грустным смайликом.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру.  На доске расположены картинки с продуктами.  Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа: в 1 корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные. 2 группа: в 1 корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – полезные. У вас на выполнение задания 2 минуты.

- Молодцы, сядьте на свои места.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Микроитог: Посмотрите, какой вывод можно сделать?

Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравиться, полезно нашему организму.

- Но как, же понять, полез продукт или нет?

- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержать в них.

- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

- Что такое белки и для чего они нужны расскажет…..

Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.

- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся?

Жиры- вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мыщц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жира содержать в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузы, подсолнечника.

Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся?

Углеводы-  вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.

- Ребята, посмотрите внимательно, наш домик- это наш организм, в котором есть и белки- кирпичики, и жиры- крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно. (окон)

- Чем больше окон, тем наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям.

- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)

- знаете ли вы, что означает слово «витамин»?

- Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.

Расскажет нам о витаминах….

Витамины- содержаться в овощах, фруктах и ягодах.

Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.

Микроитог:

Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех  питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.

Работа с шариками «сокс» под ритмичную музыку.

Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь продолжаем.

- Представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.

- Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокой содержание белков, жиров и углеводов.

- У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите в таблицу.

белки

жиры

углеводы

Хлеб

8,4

4,7

50

Молоко

2,8

3,2

4,7

Макароны

10

2

70

Масло сливочное

1,7

50

18,6

Самопроверка: анализ результатов таблицы.

Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, жирами, углеводами.

- Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила правильного питания.

- Ребята, сейчас я вам буду  правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, хлопните в ладоши, если услышите вредный совет, топните ножками. Приготовились!

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.

3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.

5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.

6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.

7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше.

8. утром перед школой надо обязательно завтракать.

9. перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

10. Перед снов надо плотно покушать.

Микроитог: Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться?

  1. Знать содержание питательных веществ в продуктах.
  2. Помнить правила правильного питания.

- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.

- итак, посмотрим как это происходит. Пище проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.

- Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. . Что у нас есть во рту? Во рту над пищей будут

трудиться зубы, язык и пищеварительные железы

- Зубы  работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.. Зубы – самые твёрдые «детали» нашего

организма. Им достаётся ответственная и трудная работа: откусывать, дробить и

перетирать кусочки пищи. Слой белой эмали, которым покрыты зубы, не уступает по

твёрдости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары,

которые не раскалываются даже от самых сильных ударов. Но зубы очень уязвимы. Что

нужно делать, чтобы их сохранить?

Дети:

- Чистить два раза в день, утром и вечером.

2.Учитель:

- Правильно. Зубам также не нравится слишком горячая и слишком холодная пища. Кроме

того, их нужно регулярно показывать врачу, чтобы вовремя вылечить.

- Что ещё находится у нас во рту? Конечно, язык. В языке много мышц, он сильный и

гибкий, поэтому легко переворачивает кусочки пищи и подкладывает их под зубы. Но

язык ещё и очень чувствительный. Он сразу определяет, что на него попало. Если что-то

несъедобное, он сразу постарается это выплюнуть. А как мы узнаём о вкусе пищи?

Дети:

- С помощью языка.

Учитель:

-Правильно. Из всех органов человеческого тела только язык обладает чувством вкуса.

Снаружи он покрыт множеством сосочков, в каждом из которых есть маленькая желёзка,

отвечающая за тот или иной вкус.

- Язык перемешивает пищу и продвигает
её в глотку.

- ребята, а вы заметили, что в ротики постоянно мокро, почему? (там есть слюна)

- Слюна  постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.
Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.
 

Сценка

В кафе за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек. Мальчик куда-то торопился и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно смотрел на своего соседа.

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.

Тот удивился:

- Разве вы не видите? Я ем кашу!

- Но ведь ты же её совсем не пережевываешь.

Мальчику стало смешно.

- А зачем я её буду жевать – она и так жидкая.

- Пусть жидкая, - сказал старичок, - жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища наскоро проглоченная и необработанная слюной , попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки , которые там выделяются , не смогут ее полностью переварить . Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма

Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря. Оказывается, что кусочек черного хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный второпях.

-Какой можно сделать вывод ? (нужно кушать медленно, хорошо пережевывая пищу)

- после того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по «широкому коридору» пищеводу в «большой зал» – желудок.

Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачок.

Желудок  своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу. желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и тоже время. Тогда желудок будет работать четко по графику!  Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.

А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.

Кишечник состоит из  толстой и тонкой кишки. Сначала пища попадает в тонкий кишечник. Здесь его поджидают поджелудочная железа и желчный пузырь, которые подливают в кишечник «разбавители». В результате, когда пища подходит к толстому кишечнику, в ней остаётся уже совсем мало не переваренных веществ. В толстом кишечнике полезные кишечные бактерии перерабатывают остатки пищи. Пока пища продвигалась по кишечнику, организм забрал из него всё, что было ему нужно.                                                                    

Большую роль в пищеварении играет печень. Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ).

Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника через прямую кишку.

Ребята,  а теперь дайте еще раз вспомним, какой путь проходит пища в организме человека. Откройте тетради на стр. 62, задание 3. Укажите стрелками части пищеварительной системы.

Проверка: на слайде.

Рефлексия: оцените свою работу.

 

Слушаю мнения детей

Слайд

Слушаю мнения детей

Слайд    ( план работы)

Слайд

Слайд

Мнения детей

Слайд

Слайд

Слайд

Карточка-опора

пища

Пища животного происхождения

Пища растительного происхождения

Слайд

Слайд

Работа на доске

Картинки и опорные слова на доске.

Мои комментарии

Мнения детей

Мнения детей

Слайд

Карточка – питательные вещества

Слайд

Карточка – белки+ строительство дома на доске учамися

 ( у каждого своя деталь- кирпичи)

Слайд

Карточка – жиры, деталь дома

( крыша)

Слайд

Карточка – углеводы и деталь дома (дверь)

Деталь – окна

Слайд

Карточка – витамины

Слайд

Карточка – разнообразной пищи

Ритмичная музыка

Слайд

Набор продуктов

Листики с таблицами

Слайд

Слайд

Слайд

Карточка опора

Слайд

Карточка - опора

Слайд

Карточка – опора

Слайд

Карточка – опора

Слайд

Карточка – опора

Слайд

Карточка – опора

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

 9. Итог урока. Итоговая рефлексия.

Домашнее задание.

Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним…

  • Какие питательные вещества человек получает с пищей?
  • Из каких органов состоит пищеварительная система человека ?
  • Как правильно питаться? (Есть разнообразную пищу. Поменьше булочек и сладостей. Нельзя есть много копчёного и жареного. Пища не должна быть обжигающей. Стараться есть в одно и тоже время. Перед школой обязательно завтракать. Ужинать не меньше чем за два часа до сна)

         Д/з: Считаете ли вы, что нужно внести изменения в ваш процесс питания? Составьте и красиво оформите меню на 1 день.

Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, что самое главное в еде. (Продукт)

1. Что даёт нам энергию? (Пища)

2. Вещество, которое мы откладываем про запас. (Жир)

3. Без чего не растут кости и не превращаются друг в друга вещества? (Вода)

4. Чем «наполнен» наш организм и в чём «варятся» все его вещества? (Вода)

5. В виде какого вещества наш организм использует энергию? (Углевод)

6. Основной строительный материал в организме. (Белок)

7. Какие вещества обязательно должны быть в пище, чтобы мы не болели? (Витамин)  

-  Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил : «Ни то, ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля» . А другой мудрец предупреждал : «Мы замечаем , что самое ценное для нас –  это здоровье, только когда его уже нет.»

- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.

Если вы считаете, что здоровье – это главное богатство и о нем надо заботится всегда давайте сложим в корзину полезные продукты, выбрав у себя на парте нужные наклейки. 

– Наряду с овощами и фруктами полезны витаминные напитки – настои и соки, особенно в зимнее время, когда наша кожа теряет влагу. Поэтому сейчас мы угостимся соком, но сначала угостим наших гостей и пожелаем всем здоровья и хорошего настроения

        Разгадай кроссворд.

1. Главный отдел пищеварительной системы. (Желудок)

2. Следующий за ним отдел. (Кишечник)

3. То, чем мы проглатываем пищу. (Глотка)

4. Мускулистая трубка, по которой проходит пища. (Пищевод)

5. Самые твёрдые детали нашего организма. (Зубы)

6. То, что помогает нам чувствовать вкус продукта. (Язык )

Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, что самое главное в еде. (Продукт)

1. Что даёт нам энергию? (Пища)

2. Вещество, которое мы откладываем про запас. (Жир)

3. Без чего не растут кости и не превращаются друг в друга вещества? (Вода)

4. Чем «наполнен» наш организм и в чём «варятся» все его вещества? (Вода)

5. В виде какого вещества наш организм использует энергию? (Углевод)

6. Основной строительный материал в организме. (Белок)

7. Какие вещества обязательно должны быть в пище, чтобы мы не болели? (Витамин)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового ...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Наше питание. Пищеварительная система"

Открытый урок по окружающему миру . 3 класс . Тема урока :" Наше питание . Пищеварительная система"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система"

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа Росии" А.А. Плешаков . Тема:"Наше питание. Пищеварительная система"...

урок окружающего мира по теме" Наше питание. Пищеварительная система".

Урок проводится в 4 классе по программе" Школа 21 века"....

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Наше питание. Пищеварительная система».

Раздел: Мы и наше здоровье.Тема: Наше питание.Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительнойсистеме.Автор учебника: А.А. ПлешаковЗада...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Наше питание. Пищеварительная система».

Раздел: Мы и наше здоровье. Тема: Наше питание. Тип урока: урок открытия новых знаний Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе. Автор учебника: А.А. Пл...