Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа Росии" А.А. Плешаков . Тема:"Наше питание. Пищеварительная система"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе
по теме: «Наше питание. Пищеварительная система»
Раздел: Мы и наше здоровье.
Вид урока: Урок изучения новых знаний.
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
- Составить с детьми правила правильного питания;
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
- Развивать мышление, память, умение слушать;
- Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
Оборудование:
- Учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;
- Рабочая тетрадь на печатной основе;
- Этикетки от продуктов питания,
- Карточки (перфокарты, кроссворды)
Ход урока.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.
Итак, начинаем урок.
- Повторение пройденного материала.
Проверка домашнего задания.
а) Тестовый опрос учащихся по теме: «Опора тела и движение. Органы чувств».
б) Работа по карточке, индивидуальное задание (пересказ по плану):
Составь рассказ по плану:
1. От чего зависит осанка?
2. Почему важна правильная осанка?
3. Как выработать правильную осанку?
- Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с опорно-двигательной системой и мы с вами доказали, что кости и мышцы играют важную роль в нашем организме.
- Послушайте письмо одного мальчика. Он не смог пойти сегодня в школу. Давайте узнаем почему. Учитель читает письмо.
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звёздочки, в животе колит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта, конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и пойду в школу. Ваш друг, третьеклассник.»
- Как вы думаете, почему мальчик попал в больницу?
- Что нужно ему поменять в своем рационе? Давайте поможем!
- Но сначала мы должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться.
- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке. (О питании.)
- Все живые существа питаются. Чем питаются растения? (Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях из частиц воды и углекислого газа образуется сахар и крахмал.)
- Чем питаются животные? (Растениями и другими животными.)
- Чем питается человек? Что значит правильное питание?
- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)
- «Открытие» нового знания.
- Человеку нужна пища - как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.
- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?
Учитель:
- Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.
При длительном голодании человек слабеет, через 2 – 3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10 – 15 он умрёт.
- Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).
- Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.)
- Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.)
- Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают животные.)
- Какую пищу называют растительной? (Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.)
- Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.
Групповая работа.
- Предлагаю вам игру «Один дома».
На столе у нас с вами различные продукты. Давайте выберем продукты для правильного питания.
В корзину 1 сложим продукты, которые бывают часто на нашем столе.
В корзину 2 – продукты, которые мы редко употребляем в пищу:
хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, геркулес, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты).
- А теперь давайте разберем наши корзины. Выберем продукты в каждой корзине и разделим на вкусные и полезные.
- О некоторых продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Как говорится, вкус вещь индивидуальная - о вкусах не спорят. Но как, же понять, полезен продукт или нет? (Мнения детей.)
- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.
Работа по теме урока.
- Давайте узнаем, какие же это вещества содержатся в продуктах и какую роль они играют.
- Что такое белки и для чего они нужны?
- Белки – вещества (как кирпичики для строительства дома), нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.
- Человек растет до 24-25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 гр. белков в сутки. После 25 лет – 50-60 гр.
- Что такое жиры? В каких продуктах содержатся жиры?
Жиры – обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений - кукурузы, подсолнечника, сое и др.
Углеводы – главный поставщик энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах, фруктах.
Физкультминутка
- Работа «научной» группы. Практическая работа 1.
- Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие.
- Сейчас вам предстоит провести практическую работу, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов.
- У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в таблицу.
По результатам исследовательской работы ученики заполняют таблицу, затем на доске оформляется коллективно:
Название продуктов | Состав (в 100 г.) | ||
Белки | Жиры | Углеводы | |
Рис | 7 | 1,0 | 71,0 |
Гречка | 12 | 2,0 | 67 |
Вермишель | 10,4 | 1,1 | 71,5 |
Хлопья овсяные | 13,2 | 5,9 | 59,0 |
Молоко | 2,8 | 3,2 | 4,7 |
Сметана | 2,5 | 20,0 | 3,4 |
Сырок плавленый | 8,1 | 30,0 | 18 |
Хлеб ивнянский | 7,8 | 1,2 | 46,5 |
Майонез | 3,0 | 67 | 2,8 |
Масло подсолнечное | - | 99,9 | - |
Масло сливочное | 1,7 | 50 | 18,6 |
Курица | 19,6 | 4,1 | - |
Печенье «Юбилейное» | 6,9 | 18,9 | 64,8 |
Шоколад | 5,4 | 31,6 | 57,5 |
Сахар | - | - | 99,8 |
Анализ результатов таблицы. (Создание ситуации взаимопомощи.)
- Распределите названия продуктов в 3 колонки по большему содержанию в них питательных веществ.
- Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами.
- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины.)
- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах.
- Что вы знаете о витаминах?
- Витамины.
В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” - витамины.
Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.
Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.
Витамин B1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.
Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.
Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.
Витамин D.Этот витамин обеспечивает правильное развитие костной системы, нормализует деятельность нервной системы. Он содержится в рыбьем жире, икре, яичном желтке, грибах, молоке, сливочном масле.
- Для чего нужно есть разнообразную пищу?
- И так мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет не красивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет не уютным. Окон должно быть больше, чем дверей.
Из этого нужно сделать вывод: Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. В выборе продуктов питание нам поможет таблица, которую мы составили.
Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания.
Практическая работа 2.
- Давайте распределим советы на две группы.
- 1 группа - вредные советы,
- 2 группа правила питания.
- Устно объясните, почему надо делать так, а не иначе. Составляется памятка с правилами правильного питания
- Нужно стараться есть разнообразную пищу.
- Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.
- В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
- Мучного и сладкого надо есть поменьше.
- Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
- Нужно стараться есть в одно и то же время.
- Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
- Кушать надо тогда, когда проголодался.
- Утром перед школой надо обязательно завтракать.
- Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
- Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
- Перед сном покушай плотно.
- Булочек и сладостей ешь поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
- Какие советы мы можем дать больному мальчику?
- Давайте сделаем вывод о том, что нужно знать и помнить, чтобы правильно питаться?
- Знать содержание питательных веществ в продуктах.
- Помнить правила правильного питания.
- Работа с учебником
- Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. Для этого мы рассмотрим рисунок в учебнике и узнаем, как устроена пищеварительная система?
- Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, - должно перевариться и всосаться в кровь.
- Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется куда …? (В пищевод.) Далее по пищеводу – хрящевой трубочке пища опускается в …(ответы детей) желудок. Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разности нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в … (ответы детей) кишечник и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание. Это процесс длится 3-4 часа.
- Прочитайте какую роль в пищеварении играет печень.
Сообщение ученика.
Без печени организм не может существовать. Этот самый крупный орган имеет массу 1,5 – 2 кг. В печени происходит разрушение отработавших клеток крови. Печень хранит пол-литра крови и немедленно отдаёт её, когда человек теряет много крови.
В печени самый большой склад углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со склада.
Всё, что попадает в кровь, в печени проходит строгий контроль. Здесь идёт разделение питательных веществ, разложение жиров. В печени уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обезвреживаются вредные отходы и яды.
Прежде чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через печень.
- Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит.
- Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
- Откройте рабочую тетрадь и попробуйте восстановить подписи к рисунку (стр.62)
- Итог урока. Рефлексия.
- Какие питательные вещества человек получает с пищей?
- Можно ли есть много жареного, соленого, копченного?
- Почему нельзя есть много сладкого?
- Почему следует соблюдать режим питания?
- Обязательно ли завтракать утром?
- В какое время ужинать?
- Из каких органов состоит пищеварительная система?
- Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
- А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.
Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – возьмёт себе яблоко.
А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – возьмёт булочку.
- Домашнее задание.
- Подумайте, как определить, жирная ли пища? Составить меню для своей семьи (нарисуй, напиши или изготовь буклет).
- Дополнительные задания (по желанию): Составить кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины».
Литература:
- А.А. Плешаков. «Мир вокруг нас». Учебник для 3 класса.
- А.А. Плешаков. «Мир вокруг нас». Рабочая тетрадь. 3 класс
- А.А. Плешаков. «Мир вокруг нас». Тесты. 3 класс
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
- Обухова Л.А. 135 уроков здоровья
- Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова "Что мы знаем о своей стране"
В материале Вашему вниманию представлен конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе с использованием нетбуков. Вот уже третий год наша школа участвует в проекте "Вольное дело". Каждый о...
Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"
Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...
Конспект урока окружающего мира 3 класс :"Искусственная экологическая система - аквариум" УМК "Школа2100"
Урок разработан в соответствии с ФГОСами второго поколения....
конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»
Урок окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...
Конспект урока окружающего мира (1 класс, система Л.В. Занкова)
Тема урока: Транспорт и связь...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Солнечная система" УМК «Начальная школа «XXI век».
Углубить знания о Солнечной системе и её планетах...
Конспект урока окружающего мира_3 класс_Кто что ест Цепи питания
УМК "Школа России"...