Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа Росии" А.А. Плешаков . Тема:"Наше питание. Пищеварительная система"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе

по теме: «Наше питание. Пищеварительная система»

Раздел: Мы и наше здоровье.
Вид урока: Урок изучения новых знаний.

Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
  • Составить с детьми правила правильного питания;
  • Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
  • Развивать мышление, память, умение слушать;
  • Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

Оборудование: 

  • Учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;
  • Рабочая тетрадь на печатной основе;
  • Этикетки от продуктов питания,
  • Карточки (перфокарты, кроссворды)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
  • Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

Итак, начинаем урок.

  1. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.

а) Тестовый опрос учащихся по теме: «Опора тела и движение. Органы чувств».

б) Работа по карточке, индивидуальное задание (пересказ по плану):

Составь рассказ по плану:

1. От чего зависит осанка?

2. Почему важна правильная осанка?

3. Как выработать правильную осанку?

  1. Сообщение темы и цели урока.
  • Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с опорно-двигательной системой и мы с вами доказали, что кости и мышцы играют важную роль в нашем организме.
  • Послушайте письмо одного мальчика. Он не смог пойти сегодня в школу. Давайте узнаем почему. Учитель читает письмо.

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звёздочки, в животе колит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую  кашу, какао с булочкой, кусочек торта, конфеты.  Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и  пойду в школу. Ваш друг, третьеклассник.»

  • Как вы думаете,  почему мальчик попал в больницу?
  • Что нужно ему поменять в своем рационе? Давайте поможем!
  • Но сначала мы должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться.
  • Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке. (О питании.)
  • Все живые существа питаются. Чем питаются растения? (Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях из частиц воды и углекислого газа образуется сахар и крахмал.)
  • Чем питаются животные? (Растениями и другими животными.)
  • Чем питается человек? Что значит правильное питание?
  • Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)
  1. «Открытие» нового знания.
  • Человеку нужна пища - как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.
  • Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

Учитель:

  • Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.

При длительном голодании человек слабеет, через 2 – 3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10 – 15 он умрёт.

  • Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).
  • Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.)
  • Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.)
  • Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают животные.)
  • Какую пищу называют растительной? (Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.)
  • Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.

Групповая работа.

  • Предлагаю вам игру «Один дома».

 На столе у нас с вами различные  продукты. Давайте выберем продукты для правильного питания.

В корзину 1 сложим продукты, которые бывают часто на нашем столе.

В корзину 2 – продукты, которые мы редко употребляем в пищу:

хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, геркулес, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты).

  • А теперь давайте разберем наши корзины. Выберем продукты в каждой корзине и разделим на вкусные и полезные.
  • О  некоторых  продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Как говорится, вкус вещь индивидуальная  - о вкусах не спорят. Но как, же понять, полезен продукт или нет? (Мнения детей.)
  • Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.

Работа по теме урока.

  • Давайте узнаем, какие же это вещества содержатся в продуктах и какую роль они играют.
  • Что такое белки и для чего они нужны?

  • Белки – вещества (как кирпичики для строительства дома), нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.
  • Человек растет до 24-25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 гр. белков в сутки. После 25 лет – 50-60 гр.
  • Что такое жиры? В каких продуктах содержатся жиры?

Жиры – обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений - кукурузы, подсолнечника, сое и др.

Углеводы – главный поставщик энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах, фруктах.

Физкультминутка

  1. Работа «научной» группы. Практическая работа 1.
  • Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие.
  • Сейчас вам предстоит провести практическую работу, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов.
  • У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в таблицу.

По результатам исследовательской работы ученики заполняют таблицу, затем на доске оформляется коллективно:

Название продуктов

Состав (в 100 г.)

Белки

Жиры

Углеводы

Рис

7

1,0

71,0

Гречка

12

2,0

67

Вермишель

10,4

1,1

71,5

Хлопья овсяные

13,2

5,9

59,0

Молоко

2,8

3,2

4,7

Сметана

2,5

20,0

3,4

Сырок плавленый

8,1

30,0

18

Хлеб ивнянский

7,8

1,2

46,5

Майонез

3,0

67

2,8

Масло подсолнечное  

-

99,9

-

Масло сливочное

1,7

50

18,6

Курица

19,6

4,1

-

Печенье «Юбилейное»

6,9

18,9

64,8

Шоколад

5,4

31,6

57,5

Сахар

-

-

99,8

Анализ результатов таблицы. (Создание ситуации взаимопомощи.)

  • Распределите  названия продуктов в 3 колонки по большему содержанию в них питательных веществ.
  • Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами.
  • Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины.)
  • Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?

Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах.

  • Что вы знаете о витаминах?
  • Витамины.

В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” - витамины.

Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.

Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.

Витамин B1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.

Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.

Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.

Витамин D.Этот витамин обеспечивает правильное развитие костной системы, нормализует деятельность нервной системы. Он содержится в рыбьем жире, икре, яичном желтке, грибах, молоке, сливочном масле.

  • Для чего нужно есть разнообразную пищу?
  •  И так мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет не красивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет не уютным. Окон должно быть больше, чем дверей.

Из этого нужно сделать вывод:  Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. В выборе продуктов питание нам поможет таблица, которую мы составили.

Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания.

Практическая работа 2.

  • Давайте распределим советы на две группы.
  • 1 группа - вредные советы,
  •  2 группа правила питания.
  • Устно объясните, почему надо делать так, а не иначе. Составляется памятка с правилами правильного питания
  1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
  2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.
  3. В твоем рационе должно быть как можно больше  булочек  и сладостей.
  4. Мучного и сладкого надо есть поменьше.
  5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
  6. Нужно стараться есть в одно и то же время.
  7. Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
  8. Кушать надо тогда, когда проголодался.
  9. Утром перед школой надо обязательно завтракать.
  10. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
  11. Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
  12. Перед сном покушай плотно.
  13. Булочек и сладостей ешь поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.

- Какие советы мы можем дать больному мальчику?

- Давайте сделаем вывод о том, что нужно знать и помнить, чтобы правильно питаться?

  1. Знать содержание питательных веществ в продуктах.
  2. Помнить правила правильного питания.
  1. Работа с учебником
  • Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. Для этого мы рассмотрим рисунок в учебнике и узнаем, как устроена пищеварительная система?
  • Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, - должно перевариться и всосаться в кровь.
  • Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется куда …? (В пищевод.)  Далее по пищеводу – хрящевой трубочке пища опускается в …(ответы детей) желудок. Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разности нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в … (ответы детей) кишечник и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание.  Это процесс длится 3-4 часа.
  • Прочитайте какую роль в пищеварении играет печень.

Сообщение ученика.

Без печени организм не может существовать. Этот самый крупный орган имеет массу 1,5 – 2 кг. В печени происходит разрушение отработавших клеток крови. Печень хранит пол-литра крови и немедленно отдаёт её, когда человек теряет много крови.

В печени самый большой склад углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со склада.

Всё, что попадает в кровь, в печени проходит строгий контроль. Здесь идёт разделение питательных веществ, разложение жиров. В печени уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обезвреживаются вредные отходы и яды.

Прежде чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через печень.

  • Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит.
  • Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
  • Откройте рабочую тетрадь и попробуйте восстановить подписи к рисунку (стр.62)
  1. Итог урока. Рефлексия.
  • Какие питательные вещества человек получает с пищей?
  • Можно ли есть много жареного, соленого, копченного?
  • Почему нельзя есть много сладкого?
  • Почему следует соблюдать режим питания?
  • Обязательно ли завтракать утром?
  • В какое время ужинать?
  • Из каких органов состоит пищеварительная система?
  • Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
  • А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.

Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – возьмёт себе  яблоко.

А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – возьмёт  булочку.

  1. Домашнее задание. 
  • Подумайте, как определить, жирная ли пища? Составить меню для своей семьи (нарисуй, напиши или изготовь буклет).
  • Дополнительные задания (по желанию): Составить кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины».

        

Литература:

  • А.А. Плешаков. «Мир вокруг нас». Учебник для 3 класса.
  • А.А. Плешаков. «Мир вокруг нас». Рабочая тетрадь. 3 класс
  • А.А. Плешаков. «Мир вокруг нас». Тесты. 3 класс
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • Обухова Л.А. 135 уроков здоровья
  • Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова "Что мы знаем о своей стране"

В материале Вашему  вниманию представлен конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе с использованием нетбуков. Вот уже третий год наша школа участвует в проекте "Вольное дело". Каждый о...

Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"

Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...