Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Тема: "Мы - жители Вселенной". Окружающий мир. 2 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
УМК «Перспектива»
Класс: 2 класс
Тип урока: урок рефлексии
Учитель: Дикая Е.В.
Тема: «Мы- жители Вселенной»
Цель: познакомить с понятием «солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планет; расширить представления детей о планетах Солнечной системы;
Задачи:
предметные: расширить представления детей о планетах Солнечной системы; сформировать представление о них;
закрепить и обобщить знания учащихся о солнечной системе, её строении, об особенностях планет, входящих в неё;
метапредметные: развивать умение работать в группах, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
личностные: воспитание учебной мотивации, самооценки, развитие умения давать самооценку своей деятельности, развивать интерес к урокам окружающего мира.
Формировать УУД
Личностные УУД: мотивация учения, нравственно- этического оценивания( оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно– следственных связей;
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Планируемые результаты:
Знать названия планет и их последовательность.
Уметь отличить планеты от других небесных тел.
Расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников
Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями, тесты №1, №2, тексты, изображения планет, звездочки.
Ход урока
I.Этап мотивации
-Нам сегодня необходимо совершить путешествие в космос. Весь класс разделен на 4 группы. Проверьте свою готовность. Все готовы?
- Ребята, скажите, для того, чтобы урок прошёл с пользой, что нам надо делать?
Что будем помнить при работе в группах? (Внимательно слушать, применять ум, смекалку, умение наблюдать, анализировать.)
Мы будем работать под девизом «С чем не справится один - одолеем вместе».
-Как вы понимаете эти слова? -Вы готовы к взаимопомощи? (Помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарищей.)
II. Этап актуализации знаний.
Для начала всем группам необходимо заполнить листы, которые помогут нам определить цель нашего путешествия.
Выполнить тест, вписывая буквы правильных ответов в таблицу.
Тест №1
1.Установите соответствие (соединяйте слова из левого столбика со словами из правого столбика). Впишите все шесть букв друг за другом.
С) Земля Ч) Спутник
Л) Солнце О) Планета
Е) Луна Н) Звезда
2. Выбери правильный ответ
Основное значение Солнца для Земли:
В) никакого значения не имеет
Д) интересная звезда для изучения учеными
Н) источник жизни на Земле
3.Дополни высказывание:
Свой оборот вокруг Солнца ----------------------- совершает за 1 год.
А) Земля
О) Луна
У) Меркурий
4.Найди «лишнее»:
П) Море спокойствия
Х) Море дождей
Я) Море Лаптевых
Ю) Океан Бурь
5.Выбери правильное высказывание
С) планета - это холодное небесное тело
З) солнце движется вокруг Земли
И) долго находиться под солнечными лучами полезно
6.Закончите предложение
Группу звезд называют:
Ч) метеоритом
Ъ) кометой
Е) созвездием
7. Наука, изучающая звезды, называется:
М) астрономия
Е) математика
И) изобразительное искусство
8. Ближе всех к Солнцу находится:
А) Луна
Ь) Меркурий
О) Земля
9. Где расположено Солнце в Солнечной системе?
Я) в центре
О) сбоку
И) после всех планет
с | о | л | н | е | ч | н | а | я |
с | е | м | ь | я |
Учащиеся выполняют тест. Проверяют по образцу.
III. Этап локализации затруднений.
-Какие вопросы вызвали затруднение? -Какие причины? (Ответы учащихся)
- Так о чем же сегодня мы будем говорить? (О Солнечной семье)
-А зачем нам это нужно знать? Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать секреты Солнечной семьи)
- Кто скажет, что это за семья у Солнца? (Планеты)
(На доске появляется начало схемы)
- А что такое планеты? (Планета – это шарообразное небесное тело, твердое или газообразное, но не раскаленное, а холодное, которое светит отраженным от звезд светом).
-Кто скажет, сколько планет входит в Солнечную систему? (8)
- Как вы думаете, что мы будем делать, чтобы изучить Солнечную систему? (Мы проведем исследование. Сегодня нам предстоит раскрыть секреты планет Солнечной системы.)
- Что нам в этом поможет? (Знания, учитель, доп. литература.)
IV. Этап построения проекта выхода из затруднений.
-У каждой группы на столе конверты. Вам нужно внимательно прочитать тексты и рассказать о 2 планетах каждой группе по плану:
1. Форма.
2. Размер планеты.
3. Как удалена от Солнца.
4. Можно ли жить на планете или нет? Почему?
Каждая группа по очереди выступает
1.Меркурий.
Ближайшая к Солнцу планета. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то сильно нагревается. Эта планета получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она меньше Земли. Планета обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, температура достигает +480 градусов, а ночью – ледяной холод-до -180 градусов. Поверхность каменистая и пустынная, усеяна кратерами. Спутников у Меркурия нет.
2. Венера.
Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Период обращения вокруг Солнца-225 земных суток. Температура у поверхности – +470–480 градусов.
3.Земля.
Земля - третья планета от Солнца. Это единственная планета, на которой есть жизнь. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает слишком высокой, ни слишком низкой. Это позволяет жить на ней разным живым существам. Кроме солнечного света и тепла, для жизни на Земле необходимы вода и воздух.
4. Марс.
Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника. Период обращения вокруг Солнца-687 земных суток. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов, а днём поднимается до +25.
– Мы с вами познакомились с планетами, включая Землю, которые называют “каменными планетами” или планетами земной группы.
– Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)
– Назовите их ещё раз. (Заполняется схема)
5. Юпитер.
Пятая планета от Солнца - планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе, планета - гигант. Период обращения вокруг Солнца-11 лет. И вот ещё что интересно: Юпитер тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые! Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет 16 спутников. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура на этой планете близка к -130 градусам
6. Сатурн.
Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, планета - гигант. Период обращения вокруг Солнца-29 лет. Она названа в честь римского бога земледелия. Планета имеет порядка 30 спутников, большинство из которых ледяные. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Температура на Сатурне приближается к -170 градусам.
7. Уран.
Уран – третья по величине планета, в 4 раза больше Земли, планета – гигант. Период обращения вокруг Солнца – 84 года. Имеет 15 спутников. Температура до -150 градусов. Уран находится далеко от Земли. Это седьмая планета от Солнца.
8. Нептун.
Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – – 230 градусов. Период обращения вокруг Солнца-164 года. Имеет 2 спутника. Это последняя планета. Она относится к группе планет – гигантов.
-Это планеты – гиганты, они не имеют твердой поверхности, состоят из частиц газа (Продолжается заполнение схемы).
Физминутка
-Мы много работали и очень устали. Давайте встанем и отдохнем.
В космосе мы полетали-
Очень сильно все устали.
В иллюминатор осмотрели-
Две кометы разглядели.
Мы Венеру увидали-
На носочки дружно встали.
Долетели до Земли
И присели-раз, два, три.
Впереди планета- Марс-
Нужно прыгать восемь раз.
V. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Давайте всё обобщим.
-Что же такое Солнечная система? (Это Солнце и все космические тела, которые движутся в определенном порядке вокруг Солнца.)
- Так какие же планеты входят в Солнечную систему? Учащиеся отвечают.
-Что у них общего? (Они входят в Солнечную систему, вращаются вокруг Солнца, имеют шарообразную форму.)
- Чем они различаются? (Величиной, находятся на разном расстоянии от Солнца.) Заканчивается на доске схема «Солнечная система». Сейчас мы посмотрим сюжет, с целью более подробного ознакомления с солнечной системой. Вы возьмете для себя что-то новое и эту информацию будете использовать в дальнейшей работе. Просмотр отрывка о Солнечной системе
-Каждая планета, чтобы не столкнуться друг с другом, ходит по своему строго определенному пути, по орбите. Как бусинка нанизана на ниточке и никуда не денется, так и планеты на своей орбите. Иногда планеты подходят на близкое расстояние друг к другу, как бы выстраиваются в ряд. Такое положение называют парад планет. Оно встречается очень редко – раз в миллион лет и астрономы всего мира наблюдают за этим.
Нам сегодня повезло. Вы увидите парад планет.
Работа с изображениями планет.
- Каждая группа получает изображения 8 планет.
- Разложите изображения планет определенном порядке.
(С обратной стороны есть подсказка номер планеты.) Учащиеся располагают планеты в определенном порядке.
По порядку все планеты
Назовет из Вас любой
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун,
Он восьмой идет по счету.
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- А теперь возьмите тест №2, выполните его.
Солнечная система (1 уровень)
- Планеты и звезды по форме
а) напоминают диск;
б) круглые;
в) шарообразные;
г) плоские;
д) похожи на мяч.
- Выбери строчки, где перечисляются только планеты
а) Луна, Земля, Меркурий;
б) Солнце, Марс, Венера;
в) Нептун, Уран, Венера;
г) Юпитер, Меркурий, Земля;
3. Самая яркая планета Солнечной системы:
а) Земля;
б) Марс;
в) Венера
г) Луна.
4. Центральное место в Солнечной системе занимает :
а) Земля;
б) Луна;
в) Юпитер;
г) Солнце.
Самопроверка по эталону.
VII. Этап включения в систему знаний и повторений.
Работа в группах. Пожелания ребятам:
Работая в группах –
Вежливы будьте.
Коль трудно друг – другу
Помочь не забудьте!
-Проведите стрелки:
Солнце есть жизнь, вода и воздух
Земля дает Земле тепло и свет
Планеты светятся, цвет зависит от температуры
Звезды вращаются вокруг солнца
- Посоветуйтесь в группах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. Когда дети готовы, они поднимают руки, отвечают.
VIII. Этап рефлексии деятельности на уроке.
- Какова была цель нашего путешествия?
- Что нового вы узнали на уроке о космическом пространстве?
-На какие вопросы мы сегодня отвечали? (Что такое солнечная система? Какие планеты входят в солнечную систему? Чем Земля отличается от других планет? Что такое парад планет?)
- Как вы думаете, мы достигли тех результатов, которые запланировали?
-Все цели выполнены, можно возвращаться на Землю. (Ответы учащихся)
Окрашен космос в чёрный цвет.
Поскольку атмосферы нет.
Ни ночи нет, ни дня.
А нам нужна Земля.
-Мы с вами опять переместились в пространстве и оказались в классе.
- Нужно ли заботиться и оберегать все окружающее нас на планете? Для чего? Где вы можете использовать знания, полученные на уроке?
- Что запомнилось больше всего? Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало? - С каким настроением заканчиваете урок? -Возьмите листы самооценки, выберите вопрос и ответьте на него. (Ответы учащихся)
Лист самооценки
1.Какие знания я получил сегодня?
2.Сегодня я научился…
3.Самым неожиданным для меня было…
4.Сегодня на уроке я научился лучше делать…
5.Сегодня на уроке я мог бы сделать лучше…
6.На уроке мне осталось непонятным …
Учащиеся работают с листом самооценки.
-А сейчас, я предлагаю вам почувствовать себя маленькой частичкой Солнечной семьи. Пусть на небе засверкают 16 новых звездочек.
- Возьмите звездочки на ваших столах, если сегодня
-Получилось все отлично - красную
-Получилось хорошо – жёлтую
- Только часть заданий выполнено так, как хотелось – синюю.
- О какой – то планете захотелось узнать еще больше?
-Конечно, объем информации огромен. О небесных телах можно говорить бесконечно… Но вы можете самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы.
- Как и где это можно сделать? (Ответы учащихся)
-Сегодня все группы работали дружно, сплочённо, справились с намеченной работой.
IХ.Домашнее задание
1.Выполнить задание №1 (с.6) в рабочей тетради.
2.Если вас заинтересовала какая — то из планет, найдите о ней дома информацию и расскажите на следующем уроке окружающего мира
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...