Урок по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Чимидцыренова Эржена Валерьевна

Урок по окружающему миру  4 класс. Тема "Кожа, ее строение и значение" по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_4kl.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»

Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за кожей.

Оборудование:  учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, тетрадь «Рабочая тетрадь «Окружающий мир №1»,  презентация «Наша кожа», памятка – буклет «Правила ухода за кожей»,  фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»

Структура  урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного
  3. Сообщение темы и целей урока
  4. Практическая работа
  5. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24 и  таблицей «Строение кожи»
  6. Физ минутка
  7. Беседа о правилах ухода за кожей
  8.  Физ минутка
  9. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

10. Итог урока

11. Домашнее задание

                                                                        Ход урока:

  1. Организационный момент

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте. Что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальцы от солнышка идет тепло по всей руке, по всему телу до самых ног. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите друг другу теплое слово.

2. Повторение пройденного

-На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.

-Итак, сколько у человека органов чувств?

-Перечислите их.

-С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?

-Расскажите о том, как беречь зрение.

-Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?

-Когда обоняние может ухудшиться?

-С  помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?

-Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

-С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой? 

( выслушиваются ответы детей)

3. Сообщение темы и целей урока.     (слайд №2,3)

-Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся  со строением и свойствами кожи, узнаем каково  её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.

-Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Какая у нас кожа?
  2. Зачем человеку кожа?
  3. Как человек заботится о своей коже?

4.Практическая работа. (слайд № 4,5,6)

-Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.

-Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:

       А) «Какая у нас кожа?» 

      -Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?

-Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?

-Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?

-Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир? 

( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

Б) «Зачем человеку кожа?»

-Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?

-Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.

  1. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24  (слайд №7-11)

( ученики читают текст  самостоятельно, а затем обсуждают статью)

Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. (таблица на слайде  «Строение кожи»)

-Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи?

( в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)

-Зачем человеку волосы на голове и теле? ( выслушиваются ответы детей)

 

- На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

 ( выслушиваются ответы детей)

-Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других  же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.  

 Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.

- По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?

- Зачем и когда человек потеет?

      ( выслушиваются   ответы детей)

    -Потоотделение осуществляется  на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных

      впадинах.  Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек  

      выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион  потовых желез!

    - Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? ( выслушиваются  

      ответы детей)

      -Температура колеблется в течение суток -во время сна  и пищеварения она повышается.    

       Критической  температурой тела считается 42°и 25°  

      -Какое значение имеет для организма наша кожа? ( выслушиваются ответы детей делается

       вывод)

  • Защищает внутренние органы от повреждения
  • Не пропускает в организм микробы
  • Не пропускает в организм воду
  • Удаляет с потом вредные вещества
  • Защищает организм от жары и холода
  • Дышит

  1. Физминутка (слайд №12)

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха таз берёт,

Мордочку ежонку трет.

         Только спину, только спину

          Не потрешь родному сыну

          Ходит по росе лесной

          Он с немытою спиной.

Вот как посудите сами,

Дело обстоит с ежами.

Хорошо , ребята, всё ж,

Что никто из вас не ёж!  ( Т. Виеру) ( дети имитируют движение)

  1. Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)

-Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте :

1.  Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, … называется ( полотенце)

2.  Нужно, чтобы у каждого было… ( мыло)

3.  Ею руки, ноги, спину трут и … зовут ( мочалка)

     Гладко, душисто, моет чисто,

4.  Берега над озером,

     Словно снег, белеют.

     Захочу - и озеро

     Сразу обмелеет. ( ванна)

5.  Хожу, брожу не по лесам,

     А по усам и волосам.

     Зубаста, а не кусается,

     Как она называется? ( расческа)

6.  Костяная спинка, на брюшке щетинка ( щетка)

7.  Мудрец в нем видел мудреца

     Глупец – глупца, баран - барана.

     Овцу в нем видела овца.

     И обезьяну- обезьяна. ( зеркало)

-Как можно назвать эти предметы? ( предметы личной гигиены)

-Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?

-Что такое гигиена?

( выступление подготовленного ученика)

- Что такое гигиена,

Знают кошка и гиена,

Бурый мишка, мишка белый,

Ёж, собака и пчела.

Что всегда не грех помыться,

Вымыть лапы и копытца.

Ну а после можно смело

Приниматься  за дела.

      ( Рассказ учителем отрывка из мифа «Гигиена и Панацея»)

-У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

-Что появляется на грязной коже? ( бактерии и микробы)

-Бактерии и микробы  могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.    

(Ученики инсценируют стихотворение А.Барто  «Девочка чумазая»)

К доске выходят «чумазая девочка» и «Мыло»

Девочка:  Пусти меня!

                Что тебе от меня нужно?

Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,

            Где ты руки так измазала7

            Чёрные ладошки,

            На локтях дорожки.

Девочка: Я на солнышке лежала,

                Руки кверху я держала-

                Вот они и загорели.

Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,

            Где лицо ты так измазала?

            Кончик носа чёрный,

            Будто закопчённый.

Девочка: Я на солнышке лежала,

                Нос я кверху  держала-

                Вот он и загорел.

Мыло: Ой ли, так ли?

            Отмоем все до капли.

(«Мыло» ведет девочку к тазу с водой)

Автор: Громко девочка кричала

            Как увидела Мочалку.

            Царапалась как кошка.

Девочка: Не трогайте ладошки,

                Они не будут белые-

                Они же загорелые.

Мыло: А ладошки отмылись!

Автор: Оттирали мылом нос-

            Разобиделась до слез.

Девочка: Ой, мой бедный носик

                Мыла не выносит!

                Он не будет белый-

                Он же загорелый!

Мыло: А носик- то отмылся!

- Что за загар был у девочки?

-Как называют неряшливых людей?

-Как правильно мыть руки и лицо?

 

(Выступление подготовленного ученика)

-Мыло не покидает нас всю жизнь, помогая оставаться человеку чистым и опрятным. Мыло бывает разнообразной формы, с добавлением ароматических веществ, в твердом и жидком виде, в ярких красивых упаковках. Мыло может быть косметическим, профилактическим, а также гигиеническим, для разных частей нашего тела и даже для различного возраста.

Мыло пришло к нам из далекой древности. На  юге Европы мыло делали из оливкового масла. В северных странах для изготовления мыла использовали сало и даже рыбий жир. На островах Тихого океана мыло делали из масла высушенных ядер кокосового ореха.

Наши предки в качестве мыла использовали растения. Вместо мыла и сейчас можно использовать мыльнянку или ягоды бузины. Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь. Эти растения растут по берегам рек, озер, болот. После стирки в растворе этих растений в одежде не заводятся насекомые, и она имеет приятный запах.

-Почему нужно следить за чистотой кожи?

-Как следует сохранять кожу в чистоте?

-Какие повреждения кожи могут быть?

-ожог

-обморожение

- грязь в ране

-укусы насекомых

-мозоли

-ходьба босиком

-грибковые заболевания ног

-грязная одежда

-неосторожность при работе с режущими предметами

- Чем они опасны? 

-Давайте сформулируем правила ухода за кожей. ( выслушиваются ответы детей)

  •  Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
  • Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.
  • Надо регулярно подстригать  ногти и волосы
  • Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
  • Нужно закаляться
  • Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики)
  • Заниматься спортом

8.Физминутка

- Очень полезен для кожи массаж.

Антистрессовый массаж:

1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз)

2. Массаж запястьев круговыми движениями

3. Массаж рук ( «Моем руки»)

4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки)

5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз)

6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх)

7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз)

  1. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

  1.  Итог урока (слайд №18,19,20)

-Подведем итог урока: Игра «Выбери ответ»

-Кожа – это…

  1. Важный орган человека
  2. Скелет человека
  3. Наружный покров тела человека

-Какие функции выполняет кожа?

1. Защищает от ран и грязи

2. Переваривает пищу

3. Дышит

4. Выделяет пот

5. Очищает кровь

-Через что выделяется жир и пот в организме человека?

  1. Через поры кожи
  2. Через легкие
  3. Через кишечник

-Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

 

  1. делает кожу мягкой и упругой
  2. делает кожу крепкой и сильной
  3. делает кожу ловкой и стройной 

                       -В жизни много интересного:

-Например,  под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются.   Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника. 

Что вам сегодня понравилось?

Что нового узнали?

Что интересного расскажите родителям сегодня? ( выслушиваются ответы детей)

   11. Домашнее задание: учебник с. 23-24 подготовить рассказ

        1 группа:   о первой помощи при ранах

        2 группа:  о первой помои при ожогах

        3 группа:  о первой помои при обморожениях

        4 группа :  о закаливании

(слайд №21)

( в конце урока ученикам раздаются памятки «Правила ухода за кожей»)

(Звучит фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...