Конспект урока Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №34»
Методическая разработка к уроку окружающего мира
3 класс
по теме «Берегите воду!»
Выполнила:
Гуц Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ЦО №34»
Тула, 2017 г.
Содержание
- Актуальность методической разработки …………………………………………..…2
- Методическая разработка ……………………………………………………………3-7
- Результативность проведенного урока по окружающему миру «Берегите воду».8-9
- Список используемой литературы……………………………………………………10
1. Актуальность методической разработки.
«Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель».
Искандер Фазиль
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Это значит, что необходимо больше внимания уделять экологическому воспитанию в современной школе с первых лет обучения.
Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Работая над методикой, следует помнить о том, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе. Актуальностью методической разработки к уроку «Берегите воду!» является осознание причины способов загрязнения окружающей среды.
Воспитание у ребенка бережного отношения к окружающей среде – это всегда огромный труд и огромная ответственность. Самый эффективный метод воспитания – это воспитание своим примером. Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером».
К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Очень многие психологи подчеркивают, что самый лучший способ обучить ребенка чему-то – показать личным примером, что нужно делать.
Лучшим примером для детей бережного отношения к окружающей среде являются поступки их родителей и учителей.
2. Методическая разработка урока
Тема: «Берегите воду!»
Класс: 3.
Цель: познакомить учащихся с источниками загрязнения воды и способами ее защиты.
Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать у учащихся знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
-формирование знаний о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;
- дать представления об опасностях загрязнения воды для окружающей среды
- формирование убеждения в необходимости охраны воды в природе; .
2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитание культуры общения;
- воспитывать внимание к слову учителя и товарищей.
3. Развивающие:
- развитие мышления, памяти, внимательности;
- развитие познавательного интереса.
Ресурсы: презентация «Берегите воду!», видеоролик экологического проекта «Сохраним окружающую среду».
Оборудование: ПК и монитор, веер-светофор, цветные карандаши, аквариум с игрушечной рыбкой.
Ход урока
1. Организационный момент
- Мы начинаем урок окружающего мира и продолжаем изучать раздел: “Эта удивительная природа”. Человек должен быть внимателен в природе, так же и мы на уроке должны быть внимательны и сосредоточены..
2. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.
-Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
-Внимание на слайд. ( Слайд 1)
-В каких трех состояниях находится вода в природе? (Твердое, газообразное, жидкое)
-Приведите примеры воды в природе, находящейся в жидком состоянии.
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии.
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.
(Лед)
- При каком условии образуется лед? Отчего он тает? (Слайд 2)
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии.
Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.
Растворилось молоко — стало видно далеко.
- Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?(Слайд 3)
- Как происходит круговорот воды в природе? (Слайд 4)
3. Постановка темы и цели урока.
-Послушайте стихотворение:
Течет река. Бежит река.
Бежит река издалека.
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока.
Растут деревья и цветы,
И солнце свети с высоты.
Животные приходят на рассвете,
Попить воды, как с родника.
(Слайд 5)
–У каждого на парте лежат листочки с этим стихотворением. Возьмите красный карандаш и подчеркните объекты живой природы. А зеленым карандашом – объекты неживой природы.
- Приведите примеры связей живой и неживой природы. ( Ответы детей)
-Правильно! Неживая природа оказывает огромное влияние на живые организмы. Воздух, свет, вода, тепло солнца влияют на развитие живых организмов.
-А сейчас посмотрите маленькую сценку, подготовленную учащимися.
Первый ученик:
Я долго думал и считал.
И счел вас нужным известить:
Чтоб площадь пастбищ увеличить,
Решил я речку осушить. (Слайд 6)
Я слышал, волки нанесли
Большой урон овечек стаду.
Теперь за голову волка
Охотнику я дам награду.
Чтоб поле хлебное засеять-
За речкой вырубить лесок, (Слайд 7)
А чтоб дорогу проложить,
Насыпать на лугу щебенку и песок. (Слайд 8)
Второй ученик:
Раз лес шумит и шепчет речка, (Слайд 9)
И жаворонок на лугу поет, (Слайд10)
То, значит, жить им вместе нужно,
Все без гармонии умрет.
Осушим речку - погибнет рыба,
Лес вырубим - умрет зверье,
Отстрелим волка – расплодится
Грызун – потравщик и ворье.
Лес, луг, зверье, жуки и речка – единый биогеоценоз.
Нельзя убить даже кузнечика,
Чтоб не пролить потоки слез.
- Сделаем вывод: в природе все взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. В ином случае, люди могут нанести природе непоправимый вред.
- Тема нашего урока «Берегите воду!»
- Какую цель можно выделить из темы нашего урока?
- Рассмотреть причины загрязнения водоемов и познакомится с мерами охраны водоемов от загрязнения.
4. Новая тема.
- Вода – первое из природных богатств, с которым встречается в жизни человек и вода становится неразлучным спутником на всю жизнь. (Слайд 11)
-Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, а также не пригодна для многих технических производств и сельского хозяйства. (Слайд12)
-Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. (Слайд 13) Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
-Оказывается, вода находится в опасности. Почему?
-У меня в руках маленький аквариум, в нем плавает игрушечная рыбка. Пусть этот аквариум символизирует водные ресурсы нашей планеты. Представим себе такую ситуацию: семья приехала отдохнуть на речку. Всем было весело, они купались, отдыхали и ловили рыбу. Уезжая с реки, дядя решил помыть машину, дети бросили в реку фантики от конфет.
-Как вы думаете, что случится с нашей рыбкой? (ответы детей)
-Казалось бы, эта семья нанесла незначительный вред реке. Но что же случится, если так будет поступать каждый? ( ответы детей)
- Не надо загрязнять водоемы, от загрязнения воды страдает все живое. (Слайд 14)
- На берегу реки люди построили завод . Он использует чистую воду из реки, а потом грязную сливает в реку.
- Что случилось с рекой и ее обитателями? (ответы детей)
- Предлагаем вашему вниманию частушки (исполняют учащиеся):
1. Вода голубая когда-то, а ныне
Коктейль сточных вод, удобрений, мазута.
Нет рек и озер, есть сплошные болота.
И некому отвечать почему-то.
2. В наших реках,
То, что надо: и кастрюля, и помада,
Холодильник и буфет,
Только рыбы больше нет.
3. Кто очистит наши реки?
Кто тот добрый человек?
Неужели же на веке
Мы оставим страшный след?
4. Неужели наши дети
Будут из-за нас страдать?
Так и будет вся планета
Потихоньку умирать?
-Как спасти реку от загрязнения? Может нужно закрыть завод?
- Что же делать?
- Как вы думаете, ребята? (ответы детей)
- Давайте узнаем, что предлагают нам взрослые, автор нашего учебника в статье на стр. 60.
- Оказывается воду можно очищать. Как же это сделать?
- строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ; (Слайд15)
- загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.
- Такими серьезными вопросами занимаются взрослые. А как вы, дети, можете принимать участие в охране воды?
-Не загрязнять водоемы, реки, озера, где отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми краны, чтобы зря не лилась вода. (Слайд 16)
-Экономить воду, не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь.
- Правильно!
5. Физ. минутка.
- Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте из-за парты. Я буду вам читать строки про природу. Если я читаю то, что разрешено делать в природе – вы садитесь на свои места, а если не разрешено, то вы встаете и поднимаете руки вверх, в знак протеста.
-купаться на пляже
-нырять и прыгать в воду в незнакомом месте
- заплывать за буйки
- ловить рыбу
- бросать в воду мусор
- плавать на лодке в разрешенных местах
- долго находится в прохладной воде.
6. Закрепление.
- Что нужно делать для того, чтобы не исчезли водные ресурсы нашей планеты?
- Правильно, их нужно охранять!
- Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника “Не расходуй воду напрасно”, которую вы прочитаете дома.
- Ребята, которые живут в поселках и городах, расположенных на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием “Голубой патруль”. Собирают мусор у водоемов. (Слайд 17)
-Существует Всемирно известная организация “Гринпис”. (Слайд 18)
- Кто знает, как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (зеленый мир)
- Эта организация занимается охраной водных ресурсов от загрязнения. “Гринпис” часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютера и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.
- А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого фильма.
Видеоролик из экологического проекта «Сохраним окружающую среду».
Видеоролик.
- Без неё нельзя прожить и дня. Большее количество этого вещества находится во всех организмах. Как называется эта жидкость?
- Каждый человек должен беречь воду!
7. Итог.
- О чем вы сегодня узнали на уроке?
- Какие меры по охране воды проводятся в на нашей планете?
- Что нового вы знаете о значении воды для людей?
- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как люди охраняют воду от загрязнения?
8. Рефлексия.
- Оценка собственной деятельности на уроке. Поднимите и покажите соответствующий сигнал светофора (зеленый- отлично, желтый- хорошо, красный- удовлетворительно).
3. Результативность проведенного урока по окружающему миру
«Берегите воду!»
Урок по данной методической разработке был проведен в 3 классе.
К следующему уроку детьми, с помощью родителей, были изготовлены плакаты на тему:
« Берегите воду!»
Через неделю для закрепления материала был проведен тест, состоящий из 6 вопросов (презентация теста прилагается). В тестировании приняли участие 25 учащиеся 3 класса.
4. Список используемой литературы
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. 1 ч. М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А. Атлас-определитель. От земли до неба. М.: Просвещение, 2012.
- Я познаю мир. Экология // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО «Издательство АСТ ЛТД ». - 2004г.
- Жиренко О.Е. Обухова Л.А. Праздник- ожидаемое чудо! Издательство «ВАКО», 2006.
- http://picfun.ru
- http://megabook.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Урок - исследование...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
- Мне нравится (1)