Внеклассное занятие кружка "Юный эколог"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Я представляю итог поисково - исследовательской работы учащихся 3 – б класса эколого-краеведческого проекта: «Заповедные места родного края Сергиево - Посадского района». На занятии были созданы условия для делового общения в группе, учащиеся проявляли самостоятельность, интерес, творчество для достижения поставленных целей.
Настоящая тема актуальна, доступна по содержанию и соответствует возрастным особенностям учащихся. Она несет в себе необходимое эмоциональное воздействие, осуществляет связь содержания с жизненным опытом ребят. Данное мероприятие формирует у детей социальные установки, пробуждает чувство ответственности за поступки людей, закрепляет мотивы поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное занятие кружка "Юный эколог" | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект
открытого внеурочного занятия
кружка «Юный эколог»
по теме:
«Заповедные места родного края»
Провела учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории Малолетова О.А.
г. Краснозаводск, 2017 г.
Тип занятия: систематизация знаний
Форма проведения: защита проектов
Дидактический метод: частично-исследовательский, с приемами проблемных ситуаций.
Частные методы и приемы: работа с картой, поисково – исследовательская работа, работа с научной литературой, периодической печатью, с интернетом (Википедия)
Дидактические средства: кроссворд, цветные круги для дидактической игры
Форма проведения с применением педагогических технологий: технология сотрудничества, игровая, информационно-коммуникативные, технология проблемного обучения
Оборудование:
- компьютер и диск с презентацией
- Использование интерактивной доски SMART Board
- выставка книг по теме
- выставка проектов учащихся
Цель занятия кружка «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи:
- познакомить с заповедными местами родного края;
- раскрыть значение природных заказников в жизни человека;
- показать необходимость и способы охраны природы.
- развивать умения определять географическое положение объекта на карте;
- развивать умение самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой, с интернетом
- развивать познавательную активность;
- способствовать развитию творческого, логического мышления на основе наблюдения и сравнения.
- формировать представления об охраняемых территориях России и своего края
- воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу;
- воспитание высокой экологической культуры поведения в природе
- воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края
Планируемые результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять действия в речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:
- осуществлять поиск информации;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия одноклассника;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Введение в тему урока.
Вновь сегодня край наш будем изучать,
Выводы делать и рассуждать.
Новое всем предстоит узнать,
Друзьям об этом потом рассказать.
(Сл. )
Продолжаем работу кружка «Юный эколог». Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации в 2017 году – Год экологии. Год особо охраняемых природных территорий».
(Сл. )
Несколько занятий мы посвятили с вами изучению животного и растительного мира нашего края, выяснили причины исчезновения некоторых их видов.
Наш район расположен в очень красивой местности и государство, понимая необходимость сохранения этой красоты объявило его особо важные объекты природы заказниками.
Сегодня мы подводим итог нашим исследованиям и познакомимся с ещё одним природным заказником нашего района.
Выступления учащихся: Защита проектов
- Заказник “Болото и озеро Озерецкое”.
В 12 км на северо-запад от станции Хотьково и 6 км от посёлка Мостовик находятся болото и озеро, которые питают реку Воря. На примере этого болота ученые изучают как зарастает озеро. Болото хорошей сохранности. Древесный ярус представлен зарослями редких видов ивняка (лапландская, черничная, розмаринолистная) различной высоты до 2 м, которые занесены в Красную книгу Московской области. На болоте очень много клюквы, а в воде растет кубышка желтая, небольшие группы кувшинки белоснежной.
- Заказник “Варавинский овраг”.
Один из самых молодых заказников северного Подмосковья, организованный в 1992 г. Территория заказника практически непроходима для людей. Это объясняет наличие там редких для Московской области видов животных. Варавинский овраг один из самых глубоких в Московской области. Площадь 263 га. Овраг – длиной 4 километра. На его склонах встречаются окаменелости: раковины моллюсков, в том числе белемнитов (“чёртовы пальцы”), зубы акул, иглы морских ежей и останки других животных, населявших тропическое море, покрывавшего территорию Сергиево – Посадского района в меловой период. Возраст окаменелостей около ста миллионов лет.
- Заказник «Журавлиная родина»
Расположен на юге в соседнем Талдомском районе и часть - на севере Сергиево – Посадского района. Общая площадь 11000 га. Этот заказник один из наиболее старых в Московской области. Его территория – место крупнейшего в Центральной России предотлётного скопления серых журавлей. В конце августа - первой половине сентября в отдельные годы перед отлетом на зимовку здесь собираются до трех тысяч птиц. Днем они кормятся на сжатых полях, а вечером отправляются на ночевку на болота в пойме реки Дубны. Заказник – место произрастания редких для Московской области видов растений (карликовой берёзы, мелкие болотные орхидеи, морошка, несколько видов редких осок) и животных (подорлик, сокол – дербник, несколько видов болотных бабочек).
- Заказник «Заболотское»
Этот заказник образован сравнительно недавно в 1989 г. Его площадь составляет около 3000 га. Именно в таких местах селятся журавли. Здесь их обитает не менее 6 пар. А в период осеннего скопления на болотах заказника единовременно ночует более тысячи серых журавлей. К сожалению, после проведения мелиоративных работ, озеро Заболотское, в прошлом крупнейшее озеро Журавлиной Родины, в настоящее время практически полностью заполнено озёрным илом. В сухие годы оно полностью пересыхает. Благодаря практически полной непроходимости болот в весенне-летний период территория заказника является местом обитания многих редких видов животных: белой лазоревки, белокрылой крачки, малой чайки, большой и малой выпи, пастушки, малые погоныши.
- Заказник «Кварталы Алексеевского лесничества»
Расположен в районе дер. Алексеево и Бревново, образован в 1977 г., площадь 275 га. Участки хорошо сохранившегося, ставшего редким в Московской области старого леса (ельников и дубрав). В травяном покрове наибольший интерес представляют подмаренник Шультеса и ясменник душистый. Представляет интерес волчье лыко — декоративный кустарник, быстро истребляемый по всей территории Московской области. Весенняя флора также представлена такими, как медуница неясная, калужница болотная, купальница европейская, петров крест. На большей части многочислен пальчатокоренник пятнистый — растение из семейства орхидейных, охраняемое в Московской области.
- Заказник «Комплекс сырых лугов и лесных болот»
В южной части заказника растут сосновые леса, а в северной находятся болота
Его площадь 850 га. На огромных мелководных пространствах много рыбы, что привлекает сюда множество птиц. В последние годы здесь отмечены: чёрный аист, орлан-белохвост и скопа — виды, занесённые в Красную книгу России.
- Заказник «Константиновский черноольшанник»
Комплексный зоологический гидрологический, образован в 1992 г., площадь 900 га. Лес представлен ольхой черной (занесена в Красную книгу Московской области). Высота деревьев достигает 20 м. Из кустарников встречается калина, ива, черная смородина, малина. Много хмеля. В травостое — тростник, крапива двудомная, таволга вязолистная, сабельник болотный. Из редких и охраняемых птиц обитает белоспинный дятел.
- Заказник «Копнинский лес»
Это комплексный памятник природы: ботанический, зоологический, археологическийс 1991 года. Он расположен в 4 километрах западнее от Сергиева Посада, площадью около 2000 га. Он является местом, где живут ценные виды животных и редких трав. Это смешанный лес. Здесь растут кедр, лиственница. Высота деревьев достигает 70 метров и 140 видов травянистых растений: ландыш майский, ночная фиалка, колокольчики всех видов, незабудка лесная и душистая, волчье лыко. Копнинский лесной массив относится к Радонежскому лесу и представляет большой интерес с исторической стороны.
- Заказник «Молокчинский»
Молокчинский — ботанико-энтомологический образован в 1992 г., площадь 362 га. Охраняются редкие виды бабочек (в т. ч. Малый ночной павлиний глаз, голубянки занесенный в Красную книгу России) и растений. С сырыми лугами также связаны шашечница и перламутровка.
- Заказник «Попово болото»
В глубине лесов, словно спряталось от людского взора Попово болото, с редкими для области видами растений. Территория его не велика. Говорят, что раньше болото называлось “Чёртовы трясинки”. В этом болоте часто пропадали люди, ходившие за клюквой. Жители окрестных деревень упросили местного батюшку совершить обряд изгнания беса прямо на болоте. С тех пор болото стали называть Поповым болотом.
На болоте собирали грибы и ягоды, мох и дрова, растёт морошка, карликовая берёза, что говорит о ледниковом происхождении болота.
(Сл. )
Давайте сделаем вывод:
- Жизнь животных и растений зависит от деятельности человека и изменений,
которые он вносит в среду их обитания.
- Исчезновение особей любого вида ведёт к нарушению биологического равновесия
(гибели других видов).
- Необходимо сохранять численность и разнообразие, живущих на земле животных и растений
Актуализация новых знаний
Чтобы узнать, о каком известном водоёме, уникальном природном памятнике, пойдёт наш рассказ, надо решить кроссворд и отгадать ключевое слово.
1) Шириною широко,
Глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьётся,
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна,
И горька, и солона.
2) Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
3) Облака и берёзки в нём отражаются
Как это зеркало называется?
4) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…
5) В голубеньких рубашках
Бегут по дну овражка.
6) Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик вдалеке,
А широкий в море
(Сл.) - ПРОВЕРКА
1м | о | р | е | |||||
2б | о | л | о | т | о | |||
3п | р | у | д | |||||
4о | к | е | а | н | ы | |||
5р | у | ч | ь | и | ||||
6р | е | к | а |
- Какое слово получилось? – РОДНИК
- Что такое РОДНИК ? РАБОТА С ИНТЕРНЕТОМ ВИКИПЕДИЕЙ
- Это место выхода подземных вод на поверхность земли. Из родников берут начало ручейки, которые сливаясь вместе, образуют реки.
Физкультминутка.
Мы к реке своей спустились.
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
в) Рассказ учителя об источнике Гремячий. (Сл.)
Этот удивительный родник, источник Гремячий, является государственным заказником областного значения. Находится источник в одном из красивейших мест Подмосковья, недалеко от деревни Взгляднево. Этот родник бьёт из расщелины в середине холма с высоты около 25 метров.
История возникновения источника таит в себе много загадок. Людская молва связывает его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского.
(Рассказывает ученик)
Предание гласит, что именно в этом месте останавливался Преподобный Сергий на пути из Троицы в Махрищенский монастырь, что в городе Киржач, а источник появился благодаря его молитве.«…И едва произнёс Он молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды. А вода оказалась непростой. Многим она давала исцеление…»
(Рассказ учителя) (Сл.) По склону холма к месту выхода вод идет деревянная лестница, поднявшись по которой можно обнаружить три мощных водяных потока. (Сл.)
Народная молва нарекла их Верой, Надеждой и Любовью. Воды источника не замерзают и круглый год имеют одну и ту же температуру - 6 градусов.
Да, источник Гремячий - необычное место. Воды родника обладают чудесной целительной силой. Ежедневно к нему стекаются сотни и тысячи паломников и туристов, чтобы под чистыми струями очистить тело, обрести духовную и физическую силу.
(Сл.) За последние годы вырос сказочный по своей красоте деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского.
- Ребята, а кто побывал в этом чудесном месте? (Ответы детей)
Еще одна местная диковинка - растущее в окрестностях родника растение-цветок лунник оживающий. (Сл.)
- Растение древнее, реликтовое. (Работа детей с интернетом – ВИКИПЕДИЯ: Реликты (лат. relictum — остаток) — в биологии – живые организмы, сохранившиеся в современном мире или в определённом регионе как остаток предковой группы.)
- Занесено в Красную книгу. Его нежные, желтоватые или сине-лиловые некрупные цветки источают тонкий запах, похожий на запах левкоев. Плоды у лунника крупные - овальные стручочки. Стручочек вскрывается двумя отпадающими створками, между которыми остается тонкая серебристая перегородка с семенами. Эти перегородки, заключенные в рамку бывших плодов придают засушенному растению декоративный вид. Из-за этих перегородок с серебристыми круглыми пластинками растение называют в народе "Серебряные рубли". По народным поверьям, лунник - своего рода талисман, приносящий в дом богатство и достаток. Однако запомним еще раз: оно занесено в Красную книгу, и срывать его категорически не рекомендуется.
Охрана водоёмов.
Красиво на берегах водоёмов. Но не всегда человек бережно относится к сохранению этой красоты. (Сл.)
К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами.
- Как люди загрязняют водоемы?
Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и другой мусор. Особую опасность для экологии водоёмов представляют предприятия, которые недобросовестно относятся к работе очистных сооружений. К рекам, воды которых экологи считают грязными, относятся, к сожалению, и Дубна, и Кунья.
В результате деятельности многочисленных промышленных предприятий, у которых очистные сооружения устаревшей конструкции, происходит сброс недостаточно очищенных стоков.
- Какой вред окружающей среде наносят заводы?
- Гибнет животный мир водоёмов: рыбы, птицы, насекомые, растения.
- Как помочь природе восстановиться от нанесённого человеком вреда?
- Не сбрасывать в водоёмы промышленные отходы.
- Заменить очистные сооружения.
- Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.
(Сл) Использование интерактивной доски SMART Board
Рассмотрите фотографии и распределите их в две группы: ВРЕДНО ПОЛЕЗНО
Объясните свой выбор.
Дидактическая игра «Лесной светофор»
Сейчас мы узнаем, насколько вы умеете оберегать природу. А поможет нам светофор, который ясно укажет, как можно помочь природе, а не навредить ей. Необходимо выбрать правильный ответ с помощью комплекта кружков, которые в свою очередь обозначают следующее:
1.зеленый – помогаете природе,
2.красный – ясно, что вредите ей,
3. желтый – предупреждает вас: осторожно опасность!
- Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться)
- Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
-Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе?
- Мы лужайку уберём от всякого мусора
Наведём красоту, Соблюдайте чистоту!
- Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
- Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
- Убита белка. На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала…
Да вдруг застыла на бегу.
-Почему нельзя убивать животных?
- Завтра утром в лес пойдем
И опята, и маслята,
Мухоморы соберем.
Наедимся мы, ребята!
- Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
- Зайку серого найду,
И в корзинку положу
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают)
- Я кузнечика словил, в банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит, как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они опыляют растения, являются пищей для животных).
- Маленькой ёлочке не холодно зимой.
Просто скучно стало ей
В лесу стоять одной.
-Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?
- Бережливым будь с водой!
Хорошенько кран закрой!
(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой – 100л в сутки.)
- Мчимся на автомобиле,
Погляди вокруг - красиво!
Позади клубится дым.
Чих-чих-чих! Куда бежим?
-Почему вреден воздух около автомобильной дороги?
-Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?
Молодцы! Справились!
Творческое задание: А теперь нарисуйте знаки, запрещающие загрязнять окружающую среду. (Звучит песня Ю Антонова «Родные места) Обсуждение.
IV. Итог занятия.
- И так, ребята, давайте с вами подведём итог нашему занятию.
- Закончите предложения: (Сл.)
Я узнал…
Я удивился…
Я задумался…
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
М.Х Левитман
Список используемой литературы
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог. Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- В.Ф. Левин. Сергиево – Посадский район: окружающая среда. / Сергиев Посад. 1997 г.
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. Текст/А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы. Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2012
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2014.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2013
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012.
- Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному занятию по экологии
Презентация "Тайны цветов. Растения - лёгкие планеты." создана учеником 1-а класса Соколовым Иваном.Номинация: "Изменения и сохранение климата"....
Внеклассное занятие по экологии "Красная книга Ставрополья"
Внеклассное занятие по экологии в форме игры "Поле чудес", задания на знание растений и животных из Красной книги....
Внеклассное занятие по экологии "Красная книга Ставрополья"
Внеклассное занятие по экологии в форме игры "Поле чудес", задания на знание растений и животных из Красной книги....
"Наш общий дом" (Внеклассное занятие по экологии)
Формировать первоначальное об экологии, систематизировать и расширять представление детей о доме;Развивать внимание память, устную речь;Воспитывать любовь и доброту к своей местности, бережное отношен...
Внеклассное занятие по экологии для 1-4 классов «Волшебница Вода»
Внеклассное занятие по экологии для 1-4 классов «Волшебница Вода» нацелено на обобщение знаний детей о воде, её свойствах; формирование умения бережного отношения к воде....
Внеклассное занятие по экологии "Берегите Землю, берегите!"
Экологическое воспитание в начальной школеСовременные условия жизни требуют от учителя начальных классов поиск новых форм обучения и воспитания. Для организации эффективного обучения младших школьнико...
Внеклассное занятие по экологии : «Защитим планету от мусора».
воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды...