Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по программе Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_1kl.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УЧПИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю
учителей естественно-научного цикла Заместитель директора по УР Директор МБОУ СОШ с. Учпили Руководитель МО _____________ Шарифуллина Г.Ф. _____________ Шарипова Р.А.
_____________Фазлетдинова Л.Р. 30.08.2017 г. № 80 от 31 августа 2017г.
№ 1 от 30 августа 2017 г.
Рабочая программа
на 2017-2018 учебный год
Предмет: окружающий мир
Класс:1
Общее количество часов: 66
Количество часов в неделю: 2
Программа: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.-М.:Просвещение, 2011.
Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Москва, «Просвещение», 2012.
Учитель: Нургалиева Айгуль Дамировна
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , примерных программ по учебным предметам , авторской программы по окружающему миру Плешакова А. А., положения о рабочей программы МБОУ СОШ с.Учпили..
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
2. Общая характеристика курса
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3.Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ с.Учпили на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч. в неделю (66 ч. в год).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6.Содержание курса учебного предмета
Человек и природа-19ч.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человек на природу ( в том числе на примере окружающей местности). Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество-15 ч.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни-18 ч.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе-14ч.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
7.Календарно-тематическое планирование
№ уро- ка |
Тема | Кол-во часов | Дата проведения | ТСО, ИКТ, наглядность | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
По кален- дарю |
Факт. | |||||
Человек и природа | ||||||
1. | Кто ты такой? Задавайте вопросы! | 1 | 6.09 | Плакаты ,дид.материал на каждом уроке | Задавать вопросы; вступать в диалог; оценивать результаты своей работы на уроке | |
2. | Экскурсия «Что такое наша школа?» Правила поведение в школе. | 1 | 8.09 | Задавать вопросы; вступать в диалог; оценивать результаты своей работы на уроке | ||
3. | Экскурсия. «Что такое наша школа?» | 1 | 13.09 | Задавать вопросы; вступать в диалог; оценивать результаты своей работы на уроке | ||
4. | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» Правила поведения на школьном дворе. | 1 | 15.09 | Задавать вопросы; вступать в диалог; оценивать результаты своей работы на уроке | ||
5. | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | 1 | 20.09 | Знаки ПДД | Задавать вопросы; вступать в диалог; оценивать результаты своей работы на уроке | |
Что и кто? | ||||||
6. | Я живу в Башкортостане. Что такое Родина? | 1 | 22.09 | Картина | Работать с картинной картой России; сравнивать, различать герб и флаг России | |
7. | Символика Родины. Что мы знаем о Москве? | 1 | 27.09 | Альбом о Москве | Сравнивать лица и костюмы разных народов | |
8. | Символика Родины. Проект «Моя малая Родина» | 1 | 29.09 | Находить соответст. материал, составлять устный рассказ | ||
9. | Что значит любить свою Родину? Что у нас над головой? | 1 | 4.10 | рисунки | Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо | |
10 | Что значит любить свою Родину? Что у нас под ногами? | 1 | 6.10 | рисунки | Различать гранит, кремень, известняк | |
11. | Красная книга Республики Башкортостан. Что общего у разных растений? | 1 | 13.10 | Таблица | Находить у растений их части, называть | |
12. | Красная книга Республики Башкортостан. Что растет на подоконнике? | 1 | 18.10 | Живые цветы | Наблюдать, различать изученные раст-я, отвечать на вопросы | |
13. | Что такое безопасность? Что растет на клумбе? | 1 | 20.10 | Рисунок | Узнавать по рисункам растения клумбы | |
14. | Что это за листья? | 1 | 25.10 | Таблица | Наблюдать изменения окраски листьев на деревьях, узнавать названия | |
15. | Что такое хвоинки? | 1 | 26.10 | Таблица | Сравнивать ель и сосну, описывать их | |
16. | Кто такие насекомые? | 1 | 08.11 | Таблица | Сравнивать части тела разных насекомых | |
17. | Кто такие рыбы? Правила поведения на водоемах. | 1 | 10.11 | Узнавать и описывать рыб | ||
18. | Кто такие птицы? | 1 | 15.11 | Таблица | Исследовать строение пера птицы, узнавать их на рисунке | |
19. | Кто такие звери? Правила поведения в лесу. | 1 | 17.11 | Таблица Дид. мат. | Узнавать зверей на рисунке, устанавливать связь | |
20. | Что окружает нас дома? Опасности . которые подстерегают нас дома. | 1 | 22.11 | Характеризовать на- значение бытовых предметов | ||
21. | Что умеет компьютер? | 1 | 24.11 | рисунок | Определять составные части к-ра | |
22. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 29.11 | дид.материал | Формулировать правила перехода улицы, моделировать устройство светофора | |
23. | На что похожа наша планета? | 1 | 01.12 | Использовать глобус для знакомства с формой планеты | ||
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | 6.12 | Выполнять тестовые задания, выступать и обсуждать выступ-я | ||
Как, откуда и куда? | ||||||
25. | Кто живёт рядом с тобой? Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | 7.12 | Рассказ-ть о жизни семьи, называть по именам членов семьи, отбирать фотогр-й | ||
26. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 13.12 | дид.материал рисунок | Прослеживать по рис. путь воды, обсуждать, выяснять опасность загрязнен- ной воды | |
27. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 15.12 | дид.материал | Запомнить ПБ при обращении с электр-м Обсуждать об экономии электрич-а | |
28. | Где и как переходить дорогу? Как путешествует письмо? | 1 | 20.12 | Рассказывать по схеме о путеш-ии письма | ||
29. | Куда текут реки? | 1 | 27.12 | Сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду | ||
30. | Мы идём в школу. Откуда берутся снег и лёд? | 1 | 17.01 | Наблюдать форму снежинок, отображать её в рисунках | ||
31. | Моё село. Как живут растения? | 1 | 19.01 | дид.материал | Наблюдать за ростом и развитием растений, ухаживать за комнат- ными растениями | |
32. | Наши верные друзья. Как живут животные? | 1 | 24.01 | Наблюдать за жизнью животных, рассказ-ть | ||
33. | Как зимой помочь птицам? | 1 | 26.01 | дид.материал | Различать зимующих птиц, обсуждать формы кормушек | |
34. | Моё село. Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | 31.01 | Определять источники возникновения мусора, обсуждать о соблюдении чистоты | ||
35. | Опасные ситуации зимой на дороге. Откуда в снежках грязь? | 1 | 2.02 | дид.материал | Обсуждать источники появления загрязнений в снеге | |
36. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».Презентация проекта «Моя семья»
| 1 | 7.02 | Выполнять тестовые задания учебника, вы- ступать с сообщениями | ||
Где и когда? | ||||||
37. | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | 9.02 | Фотограф-ть интерес- ные события в классе, коллективно составлять рассказ | ||
38. | Знай правила дорожного движения. Когда придет суббота? | 1 | 21.02 | Называть дни недели, любимый день недели и объяснять | ||
39. | Когда наступит лето? | 1 | 23.02 | рисунки | Называть времена года, соотносить времена года и месяцы | |
40. | Где живут белые медведи? | 1 | 28.02 | Научиться работать с глобусом, рассматривать, сравнивать рисунки учебника | ||
41. | Где можно и где нельзя играть? Где живут слоны? | 1 | 2.03 | Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли | ||
42. | Где зимуют птицы? | 1 | 7.03 | Различать зимующих и перелетных птиц, объяснять причины отлёта птиц в теплые края | ||
43. | Когда появилась одежда? | 1 | 9.03 | Описывать одежду людей, отличать национ-ю одежду | ||
44. | Мы- пассажиры. Когда изобрели велосипед? | 1 | 14.03 | Сравнивать старинные и современные велосипеды, обсуждать роль велосипеда в нашей жизни | ||
45. | Когда мы станем взрослыми? | 1 | 16.03 | Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка | ||
46. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | 21.03 | Обсуждать выступления учащ-ся | ||
Почему и зачем? | ||||||
47. | Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? | 1 | 23.03 | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, Солнца. | ||
48. | Почему Луна бывает разной? | 1 | 21.03 | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли освещения её поверхности | ||
49. | Будь внимательным и осторожным. Почему идет дождь, и дует ветер? | 1 | 4.04 | Наблюдать за дождями и ветром, расск-ть о видах дождя | ||
50. | Почему звенит звонок? | 1 | 6.04 | Передавать голосом звуки окр-го мира, обсуждать, почему и как беречь уши | ||
51. | Почему радуга разноцветная? | 1 | 11.04 | Запомнить последовательность цветов радуги, называть цвета | ||
52. | Безопасность при общении с животными. Почему мы любим кошек и собак? | 1 | 13.04 | рисунки | Описывать кошку, собаку; обсуждать об уходе за животными | |
53. | Безопасность на льду зимой и весной. Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | 18.04 | Фотограф-ть кошку, наблюдать, расска- зать о кошке, её характере, повадках | ||
54. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему мы в лесу будем соблюдать тишину? | 1 | 20.04 | дид.материал | Оценивать поступки по отношению к при- роде, устанавливать взаимосвязь бабочек и цветов. Объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину, формулировать правила поведения в природе | |
55. | Зачем мы спим ночью? | 1 | 25.04 | Делать выводы о значении сна, | ||
56. | Безопасность при отдыхе на природе. Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 27.04 | Муляжи овощ | Различать овощи и фрукты, сравнивать роль витаминов жизни людей | |
57. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | 2.05 | Таблица | Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, знать правила гигиены | |
58. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 4.05 | Различать средства связи и средства мас- совой информации; обсуждать назначение Интернета | ||
59. | Мы-пассажиры. Зачем нужны автомобили? | 1 | 11.05 | Классифиц-ть авто- мобили и объяснять их назначение | ||
60. | Зачем нужны поезда? | 1 | 16.05 | Рассказывать об устройстве железной дороги | ||
61. | Зачем строят корабли? | 1 | 18.05 | Классифицировать корабли в зависимости от их назначения | ||
62. | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Зачем строят самолеты? | 1 | 18.05 | Классифицировать самолеты в зависимости от их назначения | ||
63. | Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 23.05 | Обобщать сведения о транспорте | ||
64. | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 23.05 | дид.материал | Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учеб-а | |
65. | Решение и здоровье. Почему мы часто слышим слово «Экология»? | 1 | 25.05 | понимать у.з.у.; находить ответы; приводить примеры взаимосвязей между человеком природой; | ||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | 25.05 | презентация | Выполнять тестовые задания; выступать с сообщениями, оцени- вать свои достижения |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд:
1.Примерные программы по учебным предметам .Начальная школа .В 2 ч. Ч.1.-М.:Просвещение,2011.
2.Сборник рабочих программ «Школа России», -М.:Просвещение,2011
3.Плешаков А.А, учебник «Окружающий мир» 1 класс В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011г
4.Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс,- М.: Просвещение, 2011
5.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель,- М.: Просвещение, 2010.
6.Плешаков А.А. Атлас-определительМ.: Просвещение, 2010.
Методические пособия:
Технические средства обучения:
1.Принтер.
2.МР-3 плеер
Экранно-звуковые пособия:
1.Диски.
2.Колонки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...