Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Готовчикова Светлана Юрьевна

Конспект урока по окружающему миру по теме "Жизнь леса", 4 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_po_teme_zhizn_lesa.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект кейс - урока по окружающему миру

в 4 классе

«Жизнь леса»

подготовила

учитель начальных классов

Готовчикова Светлана Юрьевна

  1. УМК «Школа России»
  2. Учебный предмет: Окружающий мир
  3. Класс: 4
  4. Тема урока: Жизнь леса
  5. Цель: сформировать у учащихся представления о жизни леса
  6. Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: – строить рассуждения.

  • извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • строить рассуждения; обобщать.
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
  • задавать вопросы.

Предметные:

       -знать представителей животного и растительного мира леса.

- исследовать материал о жизни леса

- формировать бережное отношение к природе леса.

-узнать как охранять леса и для чего нужно их охранять?

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь,  ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы. 

  2.Актуализация знаний.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

– Скажите, к какому природному  сообществу относится этот дом?( это лес)

-Скажите, какие бывают леса? (хвойные, смешанные, широколиственные)
Почему они названы искусственными?

– Как вы думаете, есть ли жизнь в лесу? Приведите примеры.
– Давайте сформулируем тему нашего урока:
 Жизнь леса. Как вы думаете, что мы должны узнать  и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, , узнать как охранять леса).

Вывод:

Когда приходишь в лес, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Лес – это место, где живут самые разнообразные живые существа .

 – Давайте составим план работы .План записывается на доске.

3.Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа  ботаники. Участники расскажут нам о растениях леса и их роли в сообществе.

2 группа  зоологи. Участники расскажут нам о животных  леса и их роли в сообществе.

3 группа исследователи  Участники расскажут нам о чудесах  леса. Эта группа узнает  всё самое , что может происходить в лесу.

4 группа экологи. Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь леса.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем после выступления всех групп. У каждого из вас есть стикер, вы отдадите свой стикер той группе, выступление  которой вам больше понравится.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Кейсы.

Кейс №1

Белка.

Все белки достаточно ловкие и быстрые. Будучи млекопитающей и грызуном, она вмещает в себя более 45 видов подобных зверьков из всего многообразия семейства беличьих. Этот род белок живет в России, Америке (север и юг), Европе и в умеренных широтах Азии. Белка обыкновенная среднего размера, немного приземистая и имеет треугольновидный корпус, стройная и вытянутая. Имеет хорошо развитую мускулатуру, Длина хвоста, тела и вес одинаковы у особей мужского и женского пола. Если сравнить продолжительность жизни на воле и в неволе, то во втором случае белка обыкновенная живет дольше: 10—12 лет. Самостоятельная и свободная жизнь в природе недолгая: 3—4года.. Благодаря тому, что белки быстро находят семечки и орехи, да еще и прячут находки, их считают довольно умными и сообразительными зверьками. Они быстро приучаются принимать пищу с человеческой руки, поскольку понимают, что человек может быть источником их пропитания. Однако на руки она не идет, приручить и потискать ее невозможно. Между собой они бывают агрессивными. Нередко это выливается в настоящую ссору и склоку.. В рационе любой белки должны быть: кедровые орехи, сухофрукты, фундук, сушеные грибы, тыквенные семечки, яблоки и груши, изюм, урюк, курага, сушеная морковь и кабачок, пшеница, овес, шишки еловые и сосновые вместе с семенами. Белку достаточно кормить два раза в сутки: утром и вечером. Белка обыкновенная не занесена в Красную книгу, однако, там есть ее сородичи, например, белка-летяга.

Дятел.

Дятел - это небольшая птица, большинство из них размером как две ладони. Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв продолговатый, острый и прочный. Лапы короткие - два пальца спереди и два сзади. Крылья небольшие, за счет чего дятел может очень просто передвигаться между деревьями. А также ползать по стволам и даже висеть вниз головой на ветвях деревьев. Голова дятла надежно защищена от сотрясений. Выглядят эти птицы очень по-разному - одна, пестрая с красным хохолком, другая - белая с серыми крыльями. Встречаются с полосатыми крыльями и пятнистыми шеями. Некоторые их перья имеют золотистый, или зеленый оттенок. Как украшение их окрас - красная шапочка на голове или румяные щечки.

У дятла своя работа. Стучать целый день клювом по стволу дерева. Дятлы стучат очень быстро и они применяют огромную силу своего клюва. После того как кора дерева пробита, необходимо высверлить дыру, для того чтобы найти домики насекомых. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было добыть себе пищу.

Когда дятел стучит по дереву, он закрывает свои глаза, таким образом, защищает себя от щепок и древесной пыли. Нос птицы создан так, чтобы внутрь не попадали стружки. В любой момент можно услышать крики этих птиц вместе со стуком. Порой, звуки напоминают барабанную дробь.

Обитают эти птицы во многих уголках мира. И в нашей стране можно увидеть более 11 видов семейства дятловых. Проживают в лесах, на деревьях. Любят влажный воздух, и где есть водоёмы. Там, где много воды, деревья начинают подгнивать, и в них заводится больше насекомых. Тем самым , у дятлов появляется больше пищи. Поедают муравьев, жучков, гусениц бабочек и различные личинки. В лесах на юге, дятлы питаются орехами и плодами растений с косточками.

Короед.

Короеды представляют собой отдельную группу жуков с отличительным признаком – они питаются исключительно древесиной, там же они и проживают, выращивают потомство. Специалисты насчитывают более 140 видов жуков, которые обитают на территории Европы, всего известно около 750 видов. Многие учёные сравнивают короеда с колорадским жуком (несколько особей способны погубить большое количество леса). Основным лакомством паразита является ель, многие особи не брезгуют пихтой, кедром, сосной. Если такие деревья не произрастают на вашем участке, не расслабляйтесь, разные виды короедов предпочитают множество насаждений. Поэтому эффективные способы борьбы с вредителем – актуальный на сегодняшний день вопрос.

Кабан.

Кабан – это крупное парнокопытное животное из класса млекопитающих. От кабана произошли домашние свиньи, поэтому внешне эти животные очень похожи. У кабана плотное туловище, крупная голова, большие и заостренные уши, хвост средней длины с кисточкой. Кабан – крупное парнокопытное животное Кабан – крупное парнокопытное животное Тело покрыто жесткой щетиной, под щетиной имеется более мягкий и густой подшерсток. Основной цвет щетины рыжевато-бурый, подшерсток – серовато-коричневый, а щетина на хвосте, морде, ногах и копытах – черные. У кабанов, обитающих в разных регионах, окраска щетины и подшерстка может варьировать. Длина тела взрослого кабана достигает 175 см, высота – примерно 100 см, а вес около 100 кг, но в редких случаях вес может достигать 275 кг. Самки кабанов обычно меньше самцов.

Кабаны всеядны, но в основном их меню состоит из растительной пищи. Кабаны охотно поедают желуди, орехи, грибы, ягоды, луковицы, клубни, корни и корневища различных растений. Зимой им нередко приходится утолять голод корой деревьев и побегами. Кроме растительной пищи кабаны дополняют свой рацион животной пищей, поедая лягушек, змей, птичьи яйца, рыбу, червей, жуков и моллюсков.

Источник №1:Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 2.Издательство «Просвещение», Москва2012. Стр192-194.

Источник №2

Атлас- определитель От земли до неба. М., «Просвещение», 2012,стр. 71-78.

Кейс №2

Ель.

Ель обыкновенная – наиболее известное хвойное растение. которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Его часто трудно увидеть за еловыми лапами. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. Шишки у ели вытянутые. У стен Московского Кремля, на площадях многих других городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая. Её родини – Северная Америка.

Осина.

Даже в безветренную погоду в осиновом лесу можно услышать слабый шум шелестящих листьев, словно они постоянно о чем-то перешептываются. Если же подует ветерок, осиновые листочки начинают раскачиваться и шелестеть.
Вам, наверное, приходилось слышать выражение: «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке трусливом или охваченном страхом. Возникло это выражение не случайно. С давних пор люди подметили, что при малейшем дуновении ветерка листья осины начинают шелестеть – «дрожать». Почему так происходит? Листья у осины округлой формы, сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударяться друг о друга и шуметь. Интересно, что у молодых побегов листья совершенно не похожи на листья взрослого дерева. Они крупнее, мягче, слегка опушены, с заостренной верхушкой. Черешки молодых листьев короткие и круглые в сечении, и «дрожать» они не могут.
Цветет осина ранней весной. Еще не успели распуститься листья, а осина покрывается длинными мохнатыми сережками. Осенью листья осины одними из первых приобретают нарядную окраску разных оттенков: от нежно-желтых до ярко-багряных.

Сосна.

Сосны — высокие деревья, до 35 м, живут до 150-200 лет, иногда — до 400 лет. Листья в виде хвоинок — игл. Иглы — гладкие, острые, жёсткие — скреплены попарно, сохраняются на ветвях 2-3 года. Сосна неприхотлива, растёт как на сухих песках, образуя мшистые боры, так и в условиях повышенной влажности. В борах у сосен — высокие колоннообразные стволы и небольшие пирамидальные кроны. Сосны, растущие на опушках свободно, имеют небольшую высоту и широкую раскидистую крону. Сосна — светолюбивое растение. Семенами питаются белки, бурундуки, птицы; из них можно добывать масло, идущее для приготовления олифы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны — зимний корм глухарей. Сосна — лекарственное растение.

Дуб.

Дуб обыкновенный – листопадное дерево, высота его достигает 50 метров, обхват ствола – до 2-х метров. Растет ввысь в среднем до 200 лет, затем расширяется всю оставшуюся жизнь. По этому признаку можно определить, сколько примерно лет дереву. Продолжительность жизни отдельных особей – до 500, а то и более лет. Молодое растение имеет ровную светло-серую кору с гладкой поверхностью, с возрастом она темнеет и утолщается до 10 см к концу жизни дуба, покрывается глубокими трещинами.

Крона пирамидального строения, широкая, раскидистая. Дерево с крепкими ветками, растущими поочередно на мощном стволе.

Как выглядит лист дуба в России и в мире знает каждый: лопастные с характерным зубчато-округлым краем простой формы. Жилки слегка выступают из основной плоскости.

Плоды дуба – желуди. Они созревают к середине осени в сентябре-октябре. Имеют округлую удлиненную форму, буро-коричневый, иногда желтоватый цвет. Плод углублен в плоскую плюску на короткой ножке.

Источник №1:Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть               2.Издательство «Просвещение», Москва2012. Стр195-196

Кейс №3

Леса – это среда обитания множества животных, местность с неповторимой растительностью, «колыбель» лечебных трав. Общая площадь лесов на планете – 38 миллионов квадратных километров. Множество интересных фактов можно узнать о лесах, если поглубже покопаться. Россия может похвастаться красавицей берёзой Шмидта. Она самая твердая из всех деревьев российских лесов, её ни пулей не пробьешь, ни топором не срубишь. В калининградской области растут причудливые танцующие деревьях, а сам лес называют «танцующим или «пьяным». Феномен этого явления до сих пор не выяснен . Леса на Земле нас кормят, и восполняют наши самые важные нужны. Человечество должно с уважением и бережливостью относиться к ним. Все деревья растут. Но скорость их взросления совершенно разная и зависит от состава почвы, погоды, влажности и других показателей. Всего на метр за целый год отрастает крона дубов. Среди известных нам деревьев 500-летнего возраста достигают только  дуб и ель. Сосна растет примерно 350 лет, а ольха и ясень – 300. Осина в этом списке самая молодая – до ста лет. Лес — действительно лёгкие планеты. Не будь леса, привычной жизни на Земле бы не существовало. Почти две трети Сибири покрыто лесами. Ежегодно Земля теряет почти сто миллионов деревьев.

Источник№ 1.Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,стр. 209-210

Источник №2 Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,

Источник №3  Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,

Источник №4 Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,

Кейс№ 4

Лесные зоны разнообразны. Выделяют лиственные, хвойные и смешанные леса. Россия богата всеми перечисленными видами, однако вместе с наследием каждая страна получает и сопутствующие проблемы.

Экология – наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающим миром. Изменения окружающей среды влияют и на развитие лесных массивов. Меняющаяся обстановка напрямую связана с деятельностью человека.

Лесные пожары

Огонь – один из самых серьезных сокрушителей лесов. Лесное возгорание относят к неприродным вредным факторам, так как в основном они возникают по вине человека. Да, климат и погодные условия тоже могут являться одними из причин лесных пожаров, но на их долю выпадает всего четыре-пять процентов. Остальное – дело рук людей.

Охота и браконьерство

Неумеренная охота приводит к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных, населяющих лес. Лесные обитатели вносят свой вклад в планомерное развитие деревьев. Они мирно существуют в лесу. Без них нарушится круговорот веществ и пищевые цепочки.

Браконьерство – крайняя степень несоблюдения норм защиты лесов. Это та же охота, но проводимая в запрещенном месте или на животных, находящихся под запретом истребления. В результате неконтролируемой деятельности нарушителей могут исчезнуть целые виды живых существ.

Засорение лесов

Кто не любит отдыхать на природе? Но не все после приятного времяпрепровождения убирают за собой. Люди часто разбрасывают мусор в лесу, тем самым ухудшая лесную экологию. Мусор в лесу представляет потенциальную опасность для здоровья людей, дикой природы и экосистемы в целом. На уборку мусора тратятся немалые средства из казны любой страны.

Лесная вырубка

Вырубка происходит везде, это массовое явление. Главная проблема в том, что не только деревья исчезают из экологической системы, но и кустарники, трава. Это ведет к тому, что насекомые и животные, которые раньше обитали в лесу, переселяются с этой территории или вовсе погибают, лишенные еды и убежища. Экосистема рушится.

Ущерб, наносимый вырубкой лесов, колоссальный.

Охранять лес должно государство, а также каждый житель Земли. Человечество не до конца осознает серьезность проблемы сосуществования в мире с окружающим миром, поэтому не прикладывает всех усилий для скорейшего разрешения конфликта с природой. Пока это не изменится, экологические проблемы будут занимать одну из главных ниш в мироустройстве.

Источник №1 Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 2.Издательство «Просвещение», Москва2012. Стр196-198

Источник №2.

Как охранять жизнь леса

http://wood-prom.ru/analitika/14036_kak-sokhranit-lesa-nashey-planety

  1. Работа в группах.

                     

2.Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

  1. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы  участникам.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Какое же это сообщество – лес? Как к нему нужно относиться?

5. Домашнее задание

  1. группа. Составить памятку «Как вести себя в лесу», 

2 группа. Приготовить сообщения о растениях или животных  лесов нашего края. 

         3 группа. Нарисовать в группах экологический знак  охраны леса от           загрязнения.

6.Рефлексия.

Закончить урок я хочу такими словами:

Есть одна планета-сад.

В этом  космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут-

В реку смотрят удивленно

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету.

О какой планете идёт речь?  О нашей планете- Земля…

Высказывания детей.

Покажите смайлики. Синий цвет- у меня всё получилось, я доволен своей работой на уроке, жёлтый – у меня были затруднения в работе, красный- я не справился с заданиями.

Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!

Список использованной литературы

1. Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 2.Издательство «Просвещение», Москва2012.

2. Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.

3. Атлас- определитель От земли до неба. М., «Просвещение», 2012.

4.Смирнов С. «Есть одна планета-сад.…»  М.  - «Просвещение», 1990 г.    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...