Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Моисеева Наталия Петровна

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  4 класса составлена на основе стандарта  начального  общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4  классы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx100.14 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  4 класса на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4  классы» (2011г.).

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны ицелиизучения предмета «Окружающий мир»в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета  2 часа в неделю, 70 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Формы организации   процесса:

Основной формой организации учебно- воспитательного процесса курса является урок. В процессе изучения используются :

Комбинированный урок,

 урок – игра (дидактические, ролевые),

 урок – беседа,

урок – путешествие,

 урок - экскурсия,

 урок - практические занятия,

урок с демонстрацией объектов или изображений.

Используемые технологии обучения:

  • Технологии развивающего обучения.
  • Технологии проблемного обучения.
  • Игровые технологии.
  • Технологи сотрудничества.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общекласснымнаблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Виды и формы контроля:

Текущий, тематический, итоговый (самостоятельная  работа), выставка поделок.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

  Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения курса

По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.

Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.                

2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.

5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.

Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).

Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).

Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.

Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.

Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.

Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.

Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).

Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

Смысловым стержнем программы 4 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.

Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.

На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.

Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека:

1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме;

2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.

Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

           Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

Резервные    часы

1.

Мы –граждане единого отечества

13 часов

1час

2.

По родным просторам

20 часов

1час

3.

Путешествие по реке времени

27 часов

1 час

4.

Мы строим будущее России

10часов

1часа

 

Практическая часть программы:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Практическая работа

2

2

1

-

5

Проект

1

1

1

1

4

Проверочная работа

1

1

1

1

4

Основные требования к уровню подготовки учащихся

 1.Умения, связанные с познавательной деятельностью

Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Выделять существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Завершать (сопровождать) поэлементный эмпирический анализ эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.

Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

Формировать умение элементарного эмпирического обобщения на основе умений анализа, выделения главного, сравнения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Заканчивать сравнение элементарным индуктивным выводом.

Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.

Отвечать на вопросы вида: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

2. Умения,  связанные с информационно-коммуникативной  деятельностью

Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

 Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

  • название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники.
  • основные свойства воздуха, воды;
  • условия, необходимые для жизни живого существа;
  • правила охраны и укрепления здоровья;
  • правила дорожного движения;

Учащиеся должны уметь:

  • определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
  • различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  • устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
  • применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Литература и средства обучения

1. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:  

Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях – М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях – М.: Просвещение, 2014

Окружающий мир. Методич. пособие с поурочными разработками. 4 класс. ИФ.Яценко Москва «ВАКО» 2014.

  2.  Техническое оснащение программы.

Средства обучения:

  •         мультимедийное устройство;
  •         учебник и рабочая тетрадь для каждого ученика;
  •         опорные таблицы.

Календарно-тематическое планирование

Название  темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание урока

Виды,

формы контроля

УУД

Домаш

нее задание

Дата проведения

План

Факт

Мы –граждане единого Отечест

ва

(13 ч.)

1

Общество – это мы

1

Комбини

рованный урок

Работают по учебнику и познакомятся с понятием общество, его признаками, сформируют представление  о том, что значит быть гражданином, воспитывать бережное отношение к людям и любовь к  Родине

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

с. 4—7

01.09

2

Российский народ

1

Комбини

рованный урок

Повторяют изученный в 3 классе материал. Систематизируют уже имеющиеся представления о российском народе, знакомятся с понятием народ, признаками принадлежности к одному народу.

Выполняют индивидуальное задание в рабочей тетради №3,4. Составляют календарь памятных дат.

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость слова российский народ

с. 8—11

04.09

3

Конституция России

1

Комбини

рованный урок

Повторяют материал предыдущего урока .Слушают отрывок из «Сказки о царе Салтане…» Знакомятся с Конституцией России. Научатся различать права и обязанности гражданина России, приводить конкретные примеры свобод. Устанавливать соответствие смысла статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции

Текущий

Познавательные

- опредерлять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

-сознавать важность и необходимость  соблюдения  правил культуры

с. 12—15

08.09

4

Права ребёнка.

1

Комбини

рованный урок

Проводится беседа  о родителях и детях. Знакомятся с Организацией Объединённых Наций, всеобщей декларацией прав человека. Работают по учебнику с.16-17. Научатся устанавливать соответствие между смыслом статей о правах ребёнка и нормами отношения к детям в культуре народов России, обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка.

  Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

понимать значимость разных прав и обязанностей ребёнка

с. 16—19

11.09

5-6

Государственное устройство России

2

Комбини

рованный урок

Учащиеся научатся устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти  в России, выдвигать предположение  о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

с.20-21

с.22-23

15.09

18.09

7

Российский союз равных

1

Комбини

рованный урок

Научатся характеризовать особенности субъектов РФ, в зависимости от их принадлежности к той  или иной группе, презентовать заочное путешествие в одно из республик, показать её положение на карте, называть и показывать столицу, составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять смысл  герба и флага.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознание важности  умения составлять план

-научиться читать карту

с.24-29

22.09

8

Государственная граница России

1

Комбини

рованный

Учащиеся научатся  определять по карте, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России, различать границы на суше и н а море; называть сопредельные с Россией страны, сформируют представление о правилах пересечения границ государств.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Личностные :

понимать важность умения работать с картой и глобусом

с.30- 33

25.09

9

Путешествие за границу России.

(конференция)

1

Комбини

рованный урок

Слушают  текст учебника (с. 34-37). Познакомятся с государствами- ближайшими соседями России; научатся рассуждать, защищать свою точку зрения; познакомятся с тем, как проходят встречи представителей каких- либо организаций, групп, государств для обсуждения и решения каких-либо вопросов (собрания, совещания), соблюдать правила этикета на конференциях; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

понимать необходимость  знания  о политических и физических картах мира

с.34-37

29.09

10

 Сокровища России и их хранители

1

Комбини

рованный урок

Познакомятся  с национальной культурой России, научатся подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки , местные топонимы в родном языке, анализировать их содержание, презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности, формировать психологическую культуру и коммуникативную компетенцию для обеспечения безопасного взаимодействия в социуме  

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

-осознавать необходимость уважать чужие традиции

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

с.38- 43

02.10

11

Творческий союз

1

Комбини

рованный урок

Познакомятся с деятелями культуры края, научатся выступать с презентацией рассказа о жизни и творчестве выдающихся людей своего края, оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве, высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России.

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения

- знать деятелей культуры своего края

с.44-47

06.10

12

Обобщение по разделу.

Проверочная работа

1

Урок обобщения и проверки знаний

Отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним».научатся работать с дополнительными источниками информации. Подготовятся к выполнению проектной работы, организуют групповую деятельность.

Ученики выполняют тест по разделу.

Итоговый

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Подготовить проект

09.10

13

Наши проекты

 «За страницами учебника»

1

Комбини

рованный урок

Повторяют материал предыдущих уроков. Представляют свои презентации. Проводят меропри ятие «Фестиваль народов России»

Практичес

кая работа

Личностные:

понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты


13.10

По родным просто

рам

(20 ч.)

14

Карта –наш Экскурсовод

1

Комбини

рованный урок

Работают вместе с учителем по заданиям учебника с 49. Читают статью на с. 50-51. Работают с физическими картами Мира, России, нашего края. Выполняют практическую работу с  контурными картами. Выполняют задание в рабочей тетради №1,2,3 (с.28-29), №5 с.30

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

с.50-53

16.10

15

По равнинам и горам

1

Комбини

рованный урок

Повторяют материал предыдущего урока. Отвечают на вопросы с 53 учебника. Работают по карте с.50 учебника. Самостоятельно читают статью учебника с.56-57,выполняют задания в рабочей тетради №1 (с.32) работа в группах, выполняют проверочную работу, взаимопроверку и самостоятельное оценивание работ.

Текущий

Познавательные

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

-пользоваться физической картой

с. 54-57

20.10

16

В поисках подземных кладов

Практическая работа

1

Комбинированный урок

Повторяют материал прошлого урока.  Выполняют графический диктант и работу с карточками. Работают в группе с картой на с. 50-51, выполняют коллективную работу с таблицей схемой «Полезные ископаемые». Работают по учебнику с.61, в рабочей тетради на с.34 №1. Подводят итоги урока.

Текущий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы

С.58-61

23.10

17

Наши реки

1

Комбини

рованный урок

Отвечают на вопросы учителя.  Выполняют  тест о полезных ископаемых, выполняют задания в рабочей тетради №3 с.35 и задания на карточках. Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» с.62. Работают по учебнику с.63.(работа в парах). Выполняют задания в рабочей тетради с.36 №1,3

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

Личностные

- освоение личностного смысла учения

с.62- 65

27.10

18

 Озёра –краса Земли

1

Комбини

рованный

Отгадывают загадку про озеро, ролевая игра «Я-учитель» работают по учебникус.69 Отвечают на вопросы учителя о роли водоёмов .выполняют задания в рабочей тетради №2,3 с.38-39. Проверочную работу с.38 №1.Характеризуют крупнейшие озёра России и своего края.

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

с. 66-69

30.10

19

По морским просторам

1

Комбини

рованный урок

Слушают сообщение учителя о морях России. Работают по карте России, где находя крупнейшие моря. Знакомятся с презентацией «Моря Северного Ледовитого океана». Работают по учебнику с.72-73. Выполняют задания в рабочей тетради №1 с,40.рабора с карточками.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Уметь различать понятия «моря» и «океаны», определять их названия.

с. 70—73

10.11

20

С севера на юг 

1

Комбини

рованный урок

Знакомятся с представлением о природных зонах России, с особенностями природы, со значением природных зон для человека, дают им характеристику. Работают по карте.  Закрепляют изученный материал по учебнику с.77. Выполняют задания в рабочей тетради №1-3 (с.42-43). Анализируют с опорой на ранее изученный материал.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в группе

с.74- 77

13.11

21

В ледяной пустыне

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление о природной зоне арктических пустынь, знакомятся с особенностями природы( условиям неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе),со значением природы данной зоны для человека, её использованием. Работают в группах. Слушают беседу о жителях Арктики. Выполняют проверочную работу и заполняют таблицу.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

с. 78—81

17.11

22

В холодной тундре

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление о природной зоне тундры, знакомятся с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека. Работают с картами и атласом определителем « От земли до неба». Работают в группах(исследователи).

Текущий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

-сопоставлять и  отбирать информацию, Планировать свою работу

С.82-85

20.11

23

Среди лесов

1

Комбини

рованный урок

Рассказывают о том, какое географическое положение занимает леса. Познакомятся с растительным и животным миром, деятельностью человека, взаимосвязями между живой и неживой природой, развивать познавательную активность. Научатся приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, различать тайгу широколиственные и смешанные леса.

Текущий

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

с. 86-89

24.11

24

В широкой степи.

1

Комбини

рованный урок

Отвечают на вопросы учебника на с.90. Разгадывают кроссворд. Работают по карте в парах. Слушают рассказ учителя о природной зоне степей. делятся на 3 группы и выполняют задания по карточкам. Выполняют задания в рабочей тетради №3,4,5 (с.52-53) с коллективной проверкой и графический диктант. Определяют признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

с. 90-93

27.11

25

В жаркой пустыне

1

Комбини

рованный урок

По своим наблюдениям отвечают на вопросы учителя. Учатся находить и показывать зону пустынь на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир, приводят примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, определяют признаки приспособленности растений и животных к природным условиям в пустыне. Работают в рабочих тетрадях.

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

с. 94-97

01.12

26

У тёплого моря

1

Комбини

рованный урок

Знакомятся с понятиями тропики и субтропики, сформировывают представление о природной зоне Черноморского  побережья Кавказа. Знакомятся с географическим положением зоны её особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью. Развивают умение работать с географической картой, атласом –определителем, гербарием, дополнительной литературой. Сравнивают зону субтропиков с другими зонами. Работают в группах и выполняют графический диктант.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

с. 98-101

04.12

27

Мы - дети родной земли

1

Комбини

рованный урок

Слушают аудиозапись песни «Родина моя», отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 102 Работают по карте России. и сравнивают с физической. Читают первый абзац текста на с. 102. Работают в группах по данной теме. Выполняют задания в рабочей тетради №1,2 (с.58,59). Познакомятся с некоторыми  языковыми семьями народов России, их фольклором, местными гидронимами. Совершенствовать навыки межкультурной коммуникации.

Текущий

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

с. 102-105

08.12

28

В содружестве с природой

1

Комбини

рованный урок

Вспоминают материал прошедшего урока. Работают с карточками. Разгадывают кроссворд.  Работают по учебнику с,106-108. Принимают участие в ролевой игре-диспуте.

Смотрят мультфильм из серии «Гора самоцветов». Выполняют проверочную работу и словарный диктант. Рассказывают о традициях и быте народов Сибири, выступают с презентацией о жизни, быте и труде народов.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

с.106- 109

11.12

29

Как сберечь природу России

1

Комбини

рованный урок

Слушают аудиозапись песни «Расскажите, птицы» и стихотворение. Работают по учебнику на с.110-113. Работают в группах по составлению памяток  для гостей и туристов. Выполняют задания в рабочей тетради на с.62-63 №1,2 и коллективную работу по охране природы своего края.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

 Личностные

- освоение личностного смысла учения

с.110- 113

15.12

30

По страницам Красной книги

1

Комбини

рованный урок

Выполняют задания по карточкам. Рассматривают фотографии редких и исчезающих видов растений и животных. Знакомятся с Красной книгой, в беседе с учителем объясняют значение этой книги. Работают в группах. Составляют правила поведения в природе.

Творческая работа

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

с. 114-117

18.12

31

По заповедникам и национальным паркам

1

Интегрированный урок

Учащиеся научатся различать заповедники и национальные парки России и своего региона. Показывать их местоположение на карте, формулировать правила поведения в них. Расскажут о заповедниках и национальных парках своего края. Будут выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

  с. 118-123

проект

22.12

32

По заповедникам и национальным паркам

1

Интегрированный урок

Учащиеся научатся работать с дополнительной информацией, работать в группе, планировать работу, распределять работу между членами группы, аргументировать свою позицию и координировать  её с позициями партнёров в сотрудничестве. Презентовать рассказ о заповедниках.

Текущий

Познавательные

-анализировать

-сравнивать

-группировать различные объекты, явления, факты.

-самостоятельно делать выводы

с.118-123

25.12

33

Обобщение по разделу

Проверочная работа

1

Урок обобщения и проверки знаний

Выполняют задания в тестах по разделу.

Итоговый

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

29.12

Путешествие по реке времени

(26 ч.)

34

В путь по реке времени

1

Комбини

рованный урок

Ученики читают на с.4  учебника о реке времени. Учитель проводит беседу по прочитанному. Выполняют практическую работу  с  лентой времени.  Читают статью «Отец истории» на с.6 Выполняют задания в рабочей тетради №1,2( с.3-4). Определяют по дате события век, в котором оно произошло, расскажут о событиях из прошлого своего края.

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

- ценить и понимать  время

с.4- 7

12.01

35

Путешествуем с археологами

1

Комбини

рованный урок

По своим наблюдениям ученики рассказывают о том, кто такие археологи. Научатся описывать внешний вид археологических находок. Учитель расскажет сюжеты из древней истории человечества, соотнесут археологические находки с историческим временем.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

с. 8-11

15.01

36

По страницам летописи

Практическая работа

1

Комбини

рованный урок

Повторяют материал прошлого урока по вопросам учебника. Чтение учителем отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Знакомятся с жизнью о древних племенах на территории нашей страны на материале «Повести временных лет».

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

с. 12-15

19.01

37

Истоки Древней Руси

1

Комбинированный урок

 Ученики слушают стихотворение о Великом Новгороде. Читают текст на с.16-17 учебника. Самостоятельно читают статью «У истоков русской государственности» на с.18.Сформируют представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии.

Текущий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

-различать родственные связи, уважать старших

С.16-19

22.01

38

 Мудрый выбор

1

Комбини

рованный урок

Отвечают на вопросы в рубрике «Проверим себя».

Проводят эвристическую беседу о книгах.  Работают по учебнику с.20-21. Составят схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава  Мудрого. Расскажут о крещении Руси князем Владимиром.

Текущий

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

с.2 0-23

26.01

39

Наследница Киевской Руси

1

Комбини

рованный урок

Выполняют задания в карточках по прошлому материалу. Работают по учебнику  на с.25-26.Узнаюи о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, фак

ты,составлять схему родственных связей древнерусских князей

с. 24-27

29.01

40

Москва-преемница Владимира

1

Комбини

рованный урок

Ответы на вопросы рубрики «Проверим себя» Фронтальная работа.   Беседа о Руси и междоусобицах. Работа по учебнику и самостоятельная работа. С.29.Чтение статьи «В единстве – сила» с.29-31.Словарный диктант.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

с. 28-31

02.02

41

Начало Московского царства

1

Комбини

рованный урок

Индивидуальный опрос №2,4 (с.16-17) учащиеся презентуют страничку «Календаря памятных дат».  Чтение учебника на с.32.-33. Чтение статьи на с.34-35.Знакомство с эпохой укрепления и расширения Московского княжества, характеризуют  деятельность великого князя Ивана 3 и царя Ивана Грозного.

Текущий

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

с.32-35

05.02

42

Подвижники Руси и землепроходцы 

1

Комбинированный урок

Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с.35. Знакомятся с деянием наших соотечественников в 16-17 веках, с развитием самых разных направлений творчества людей (летописание, книгопечатанье, открытие новых земель, строительство новых городов). Объяснить понятия подвижник, землепроходец, праведник.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

с.36-39

09.02

43

На пути к единству

1

Комбини

рованный урок

Ученики знакомятся с представлением о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества. С ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Текущий

. Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 с.40-43

12.02

44

Начало Российской империи

1

Комбини

рованный урок

Слушают стихотворение о Петербурге. Читают статью на с.44-47.Научатся характеризовать преобразования в эпоху Петра1,о необходимости формирования отечественной армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Личностные

- освоение личностного смысла учения

с. 44-47

16.02

45

Жизнь -Отечеству, честь – никому.

1

Комбини

рованный урок

Учатся характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху, обосновывать значительность деятельности М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. Приводят примеры сохранения памяти о них в России.Стение текста рубрики «Календарь памятных дат» с.50-51.Работа в рабочей тетради на с.26 №2 и с.27 №3

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Регулятивные

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

с. 48-51

19.02

46

Отечественная война 1812 года

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление об Отечественной войне 1812 г., о её  народном характере, о значительности личности М.И.Кутузова как национального полководца, о сохранении памяти о войне 1812 года. Находят сведения в дополнительных источниках информации.

Текущий

. Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

с. 52-55

26.02

47

Великий путь

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление о Российской империи 19 века, развитии промышленности и торговли, строительстве первых железных дорог в России, отмечать даты строительства первых железных дорог в России на схеме «Река времени», называть некоторые движения России.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

С.56-59

01.03

48

Золотой век театра и музыки

1

Комбини

рованный урок

 Повторяют материал прошедшего урока. Знакомятся с развитием театрального и музыкального искусства России 19-29 веков, с созданием Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, с культурными достижениями, признанными во всём мире(вокальная школа басов Ф.И.Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала 20 века.

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

с. 60-63

04.03

49

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

1

Комбини

рованный урок

Ученики рассматривают фотографий зданий Музея изобразительных искусств, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Русского музея. Проводят беседу по репродукциям картин . Работают по учебнику с.64-65.Читают статью на с.66-67. Выполняют задания в рабочей тетради №1 и №2 с.34. выполняют работу в карточках. Рассказывают о произведениях великих русских художников и писателей .Познакомятся с важнейшими хранилищами.

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценкуКоммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

с.64-67

11.03

50

В поисках справедливости

1

Комбини

рованный урок

Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с.68. Слушают рассказ учителя о достижениях в науке и технике нашей страны в конце 19- начале 20 веков. Работают по учебнику с.68-69 со статьёй. Выполняют задания в рабочей тетради №1 с.36.Учатся характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, приводят примеры переиме нования городов и улиц в связи с изменениями в жизни страны.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

с. 68-71

15.03

51

Век бед и побед

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945гг.. промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизации, ликвидации безграмотности и создание системы образования, создание письменности более чем для 40 народов, успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.

Текущий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

-познакомиться с историей своей страны в период до начала  Великой Отечественной войны

С.72-75

18.03

52-53

 «Вставай, страна огромная!»

2

Комбини

рованный урок

Знакомятся с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. о внезапном нападении гитлеровской армии, об отступлении советских войск, о блокаде Ленинграда, об обороне Москвы, о Сталинградской битве, о Курской битве, о наступлении советских войск на запад, об освобождении Украины, Белоруссии, о взятии Берлина.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

с.76-79

с.80-81

22.03

25.03

54

Трудовой фронт России

1

Комбини

рованный урок

Повторяют пройденный материал. Учатся характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. раскроют понятие «трудовой  фронт», составят рассказ о жизни и труде в тылу врага членов своей семьи во время Великой Отечественной войны. Работают по учебникус.82-85. Выполняют задания по вариантам и в рабочей тетради с.46

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

с.82- 85

05.04

55

«Нет в России семьи такой…»

1

Урок путешест

вие

Повторяют материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 85 учебника. Обсуждают значение семейных воспоминаний, сочувствуют человеческим переживаниям, отразившимся во фронтовых письмах и воспоминаниях, характеризуют документы  

Текущий

 Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

с. 86-91

08.04

56

После великой войны.

1

Комбини

рованный урок

Слушают аудиозапись «Серёжка с Малой Бронной». Знакомятся с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, о масштабе разрушений военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и т.д.), о созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Расскажут о земляках- тружениках первой послевоенной пятилетки. Работают в рабочей тетради и по карточкам.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

С.92-95

12.04

57

Экскурсия в музей боевой славы.

1

Комбини

рованный урок

Организуют исследовательскую работу в группах по изучению истории своего края., составят страничку «Календаря памятных дат», посвящённой событиям истории своего края, оформят выставку «Мои земляки в годы великой Отечественной войны».

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Подгото

вить презентацию

15.04

58

Достижения 1950-1970 гг.

1

Комбини

рованный урок

Знакомятся с достижениями СССР в науке и технике, промышленности и образования,. искусстве и спорте в 1950-1970 гг. познакомятся с именами наших соотечественников, прославивших страну своими успехами. Работают по учебнику с.96-99 читают текст о Курчатове, Капице, Королёве. Выполняют задания в рабочей тетради с.53 №4. Показ фрагмента художественного фильма или мультфильма.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

с.96-99

19.04

59

Итоговая промежуточная аттестация

1

Урок  проверки знаний и умений

Ученики учатся контролировать и оценивать свою работу, её результат, корректировать знания.

Итоговый

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

22.04

60

Обобщение по разделу

1

Урок обобщения и проверки знаний

Обобщение и проверка знаний и умений по разделу.  Ученики пишут тест.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

26.04

Мы строим будущее России

(9 ч.)

61

Современная Россия.

1

Комбини

рованный урок

 Беседа с учителем о разделе «Путешествие по реке времени». Знакомятся  с особенностями периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии 21 века, преобразования в экономической, политической, социальной жизни. Работают по учебнику с.102-103 .Знакомятся с успехами нашей страны, с учёным Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Выполняют задания в рабочей тетради.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

с.102- 105

29.04

62

Хороша честь, когда есть, что есть.

1

Комбини

рованный урок

Читают пословицы и крылатые выражения на доске и объясняют их смысл.  Знакомятся с продовольственной безопасностью нашей страны –главной задачей современности. Положительном опыте регионов России в развитии современного сельского хозяйства, познакомятся с видами сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на экологию и здоровье людей. Выполняют задания в рабочей тетради с.58 №1 с.59 №2

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир»,

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

с.106- 109

06.05

63

Умная сила России.

1

Комбини

рованный урок

 Ученики  читают пословицы, написанные на доске и объясняют их смысл. Работают по учебнику с.110-111. Знакомятся с сотрудничеством науки и техники, развитии городского хозяйства и гражданских инициатив в стране как важнейшей задаче нашего времени, приводят примеры такого сотрудничества .Объясняют значение понятия социальная ответственность, моделируют ситуацию, требующую знания социально ответственной позиции.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

 с.110-113

10.05

64

Светлая душа России.

1

Комбини

рованный урок

Читают и объясняют смысл пословиц написанных на доске. Знакомятся с выдающимися явлениями в современной культурной жизни России, их значении для нашего Отечества и стран мира, о творческой деятельности современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров традиционном наследии и новых направлениях в культурной жизни России.

Текущий

Познавательные

Узнать больше о культурных наследиях разных стран,  Стремиться к нравственному самовоспитанию

с.114- 117

13.05

65

Начни с себя!

1

Комбини

рованный урок

Ученики читают пословицы , написанные на доске и объясняют их смысл. Концерт-презентация учащихся школы. Работа по учебнику с.118-120 . Чтение притчи на с.121. Выполнение заданий в рабочей тетради №1.2 с.64 и №3,4 с.64-65

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения

с.118-121

17.05

66

Обобщение по разделу.

1

Урок обобщения и проверки знаний

Ученики выполняют тест по данному разделу по вариантам.

Итоговый

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

20.05

67

68

Наши проекты.

За страницами учебника. Экскурсия.

1

   1

Комбини

рованный урок

Урок-экскурсия

Ученики научатся работать с дополнительным источником информации, приводят примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте жителей своего края, работают в группе, планируют свою работу, распределяют работу между членами группы.

Текущий

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Подготовить презентацию.

24.05

27.05

69-70

Обобщение пройденного за год

Игра «Брейн-ринг»

2

Уроки  обобщения знаний

Ученики учатся при работе в группах аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения; применяют знания и способы действий в изменённых условиях

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру4 класс для основной группы и для учащихся с овз

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру4 класс для основной группы и для учащихся с овз...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...