Игра-викторина «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Данное мероприятие даёт нам возможность расширять представления детей о природе, об условиях, необходимых для жизни зимующих птиц; развивать познавательный интерес детей, любознательность, внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_zimuyushchie_ptitsy.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-викторина «Зимующие птицы»
Цель:
Развитие воображения младших школьников посредствам внедрения в деятельность игровой технологии, способствующей формированию у детей самостоятельного мышления и познавательной активности.
Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и о перелётных птицах;
Развивать воображение, мышление, интерес, расширять детский кругозор; Воспитывать бережное отношение к птицам, особенно в зимнее время.
Задачи
- расширять представления детей о природе, об условиях, необходимых для жизни зимующих птиц;
- развивать познавательный интерес детей, любознательность, внимание, наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Учитель: Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём –ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.
Учитель. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашей встрече?
Сообщение темы занятия.
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
1 этап «Знакомство»
Ведущий. Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами дали себе названия.
Ребятам задаются вопросы:
1. Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)
2. Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)
3. Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)
4. За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)
2этап «Узнай птицу»
(собрать изображение птицы и назвать ее).
1)поползень обыкновенный
2)снегирь
3)щегол
4)свиристель
5)синица большая
6)синица хохлатая
7)сорока
8)московка
9)большой пёстрый дятел
10)сизый голубь
3 этап «Вопросы про птиц»
- Птица, которая прилетает к нам с первым снегом?(Снегирь)
- Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
- Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка, хохлатая синица)
- В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)
- Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
- Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые)
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
- У какой зимующей птицы самый длинный язык? (дятел)
- Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
- У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать. (у клеста)
- Народные названия какой птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька»? (сизый голубь)
- Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (б. синица)
- Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)
- Какая птица наших мест живет дольше всех?( Ворон живет 100 лет)
- Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики? (Тетерева и рябчики прячутся под снегом).
- Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз. Почему? В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно
- У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (длинный клюв у дятла – примерно 15 см)
4 этап «Задачи на смекалку»
➢ «Две вороны»
На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.
— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.
— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.
Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)
➢ «Сколько глухарей?»
На току гуляли пять глухарей. Одним выстрелом охотник убил двух глухарей. Сколько глухарей осталось? (Осталось два глухаря, остальные — улетели)
➢ «Вареные яйца»
Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будут вариться 3 таких яйца? (5 минут)
Игра со зрителями
Зрители могут помочь своей команде, ответив правильно на вопрос. За правильный ответ 1балл.
- Какая птица с наступлением сумерек в сильные морозы ныряет с высоких ветвей в снежные сугробы и засыпает под снегом как под пуховым одеялом?
Правильный ответ – рябчик.
- О какой птице можно сказать “чудо-радуга” над рекой? Она появляется с наступлением зимы у незамерзающих рек и ловит рыбу в прозрачной, ледяной воде.
Правильный ответ – зимородок.
- Птица, которая выводит птенцов в лютые морозы.
Правильный ответ – клёст.
- Какие из пернатых делают осенью запасы?
Правильный ответ – сойка, синичка, поползень.
- Какая птица выводит птенцов зимой и питается еловыми шишками?
Правильный ответ – клест.
- Как называется самая крохотная птичка России, которая зимует в наших краях?
Правильный ответ – королек.
- У какой зимующей птицы любимое лакомство – семена кедра?
Правильный ответ – кедровка.
5 этап «Загадки»
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ...(Воробей)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...(Совы)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым,
чистым—
Кле! кле! кле!
Поет со свистом. (Клёст)
Кто в берете ярко-красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит .
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто ? ... (Ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь )
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока )
Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.(воробей)
Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (дятел)
Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче! (дятел)
У неё глаза большие,хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днём.(сова)
6 этап «Птичий шифр»
Разгадайте ребусы названия птиц (за один разгаданный ребус -1балл)
"Узнай птицу" - Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашего района, вам в течение минуты необходимо угадать, что это за птицы.
НИЦАСИ СИНИЦА
БЕЙРОВО ВОРОБЕЙ
КАРОСО СОРОКА
ЛИНФИ ФИЛИН
ЛУБЬГО ГОЛУБЬ
НАВОРО ВОРОНА
ЗЕНЬПОЛПО ПОПОЛЗЕНЬ
ТСЁЛК КЛЁСТ
ЛЕТЯД ДЯТЕЛ
7 этап «Столовая»
- Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
- Чем любит лакомиться зимой клёст? (семенами ели, сосны)
- Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
- Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).
- Какая птица зимой питается личинками насекомых? (Дятел, б. синица)
- Какая птица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама? (б. синица)
«Зимнее лакомство»
Командам необходимо расположить корм соответствующий птицам. За каждый правильно подобранный корм – 1 жетон. Максимальное количество жетонов 5.
Синица – сало, семена подсолнечника.
Воробей – крупа , хлеб, зерно, семечки, ягоды рябины.
Снегирь – ягоды рябины, семена еловых шишек, семечки арбуза, семечки тыквы.
Клёст – кедровые орешки, семена шишек.
Голубь – пшено.
8 этап «Собери пословицу»
Игрокам раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы.
Пословицы:
Всякая птица свое гнездо любит.
На чужой стороне и орел — ворона.
Глух как тетерев.
Видом сокол, а голосом ворона.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Синичка невеличка, а птичка.
Дятел и дуб продалбливает.
9этап «Тест»
Поразмыслим не спеша, один вопрос – три ответа. Найдите правильный!
Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
Примечание: когда проверяются ответы, то учитель сопровождает их небольшим рассказом.
Вопросы:
1.Для чего дятел барабанит?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2.Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
- голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)
3.Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
4. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).
10 этап «Реши кроссворд»
– А теперь решим кроссворд «Зимующие птицы».
Вопросы к кроссворду:
1. Какая птица ползает по дереву вниз головой? (Поползень.)
2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»? (Дятел.)
3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (Снегирь.)
4. Какая птица – охотница до свежего несоленого сала? (Синица.)
5. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
11этап «Найди спрятавшихся птиц»
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия только зимующих птиц . За каждое найденное слово команда получает 1 балл,
Итог занятия:
О пернатых друзьях, чаще всего мы не заботимся. А ведь им нужна наша помощь, особенно в зимнее время. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им пережить тяжелую пору.
Большое спасибо всем за участие в нашей игре!
Не страшна зима птицам, если есть корм! Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зёрна. А этот корм искать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки, Ведь в стайке как? Нашёл один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут.
И всё же многие птицы нередко голодают. Помочь пережить им это трудное время сможем мы.
Ребята, вы должны запомнить одно важное правило - корм для птиц должен быть в кормушках, а бросать его на мерзлую землю или снег нельзя! Как вы думаете, почему? (Он промерзает на снегу и земле, птицы поедая замерзший корм, ещё больше замерзают. А это может привести к летальному исходу...)
Так давайте все вместе возьмёмся за дело: смастерим кормушки, повесим их около дома и будем подкармливать птиц! Птицы будут благодарны нам. Весной они заведут трель, а летом спасут урожай от насекомых!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"
Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...
К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"
Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...
Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»
Открытый урок на тема : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...