Конспект урока окружающего мира "Знаменитые путешественники"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Гавликова Ольга Васильевна

Урок окружающего мира  по теме "Знаменитыепутешественники" во 2 классе УМК "Планета знаний". На уроке учащиеся знакомятся с важными географическими открытиями А. Никитина,  Х. Колумба, Ф Магеллана и Р. Амундсена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_znamenitye_puteshestvenniki.doc477 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира  
по теме
 «Знаменитые путешественники»

2 класс, УМК «Планета знаний»

1. Место урока в разделе: «Мы живем на планете Земля» (14 ч), 12-й урок в разделе.

2. Тип урока: изучение нового материала.

3. Цель урока: знакомство с великими путешественниками.

4. Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с важными географическими открытиями знаменитых путешественников

Развивающие:

  • развивать речь, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • корригировать и развивать личностные качества учащихся.

Воспитательные задачи:

  • умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

5. Планируемые результаты:

Личностные:  формировать положительное отношение к процессу обучения и вызвать интерес к учебному материалу

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, сообщение учителя и подготовленных детей);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою речь в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться при совместном решении задачи (работа в паре);

- учиться уважительно относиться к позиции одноклассников.

Предметные:

- расширить знания учащихся о великих географических открытиях, показать их значение;

-познакомить с новыми именами: А. Никитин, Х.Колумб, Ф. Магеллан, Р.Амундсен

7. Форма урока:  урок - путешествие

8. Технология:

Методы: метод самостоятельной работы; наглядно-иллюстративный.

Приёмы: работа с наглядным материалом; работа с электронными ресурсами (презентация).

9. Оборудование:  презентация, учебник «Окружающий мир»  2 класс,
часть 1, Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., рабочая тетрадь  №1 «Окружающий мир», тесты для работы в паре (15 шт.), смайлики (каждому ученику).

Ход урока

Слайд 1

I. Организационный момент:

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе у ребят урок,

Уж больно важный.  (тихо сели)

II. Актуализация ранее изученного:

  1. Поэтическая минутка:

- Послушайте стихотворение Н. Некрасова. (читает наизусть Давид Г.)

Слайд 2

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

- О каком времени года это стихотворение?

- По каким признакам вы это определили?  (ответы детей)

- Назовите  зимние месяцы?  (декабрь, январь, февраль)

Слайд 3

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы?

Зимний день короткий.

Солнце поднимается низко, греет слабо.

Земля почти не нагревается.

Реки и озёра скованы льдом.

Воздух холодный.

Часто идёт снег.

-Какие изменения происходят зимой в живой природе?

1. Зимой деревья и кустарники пребывают в покое.

Травянистые растения осенью отмирают, под снегом зимуют их корни и семена. Только хвойный лес не изменился внешне.

 Насекомые находятся в оцепенении в разных укрытиях: в трещинах в коре деревьев и зданий, в почве.

- Осенью перелётные птицы улетели в тёплые края, т.к. им зимой не хватило бы корма. Но на зиму у нас остаётся довольно много птиц.

Птицам, которые остались у нас зимовать, трудно найти пищу.

Голод заставляет их переселяться ближе к жилью людей. Часто зимой птицы погибают от голода. Поэтому птиц зимой подкармливают.

- А как мы можем позаботиться о птицах?

Слайд 4

Некоторые звери (медведи, ежи, барсуки) на зиму засыпают.

От зимнего мороза белку, лису спасает тёплая пушистая шерсть.

Зайцы, песцы поменяли шкурку на белый цвет.

Лесных зверей зимой тоже подкармливают.

Рыба проводят зиму в ямах на дне водоёмов в спячке. Некоторые закапываются в ил. Трудно зимой и рыбам. Чтобы для рыб поступал воздух в оду, во льду водоёмов проделывают проруби.

  1. Работа с «Дневником наблюдений»:

Слайд 5

- Откройте тетради на стр. 27 (заполняют таблицу)

Микроитог:

  1. Фронтальный опрос:

- Какую тему начали изучать на прошлом уроке? (Как изучали земной шар)

- Как человек узнаёт что-то новое? (наблюдает, читает книги, энциклопедии,
                                                            смотрит передачи, путешествует)

- Как вы думаете, любой человек может стать путешественником?
        (нет, только любознательный, смелый, отважный, целеустремлённый)

- Кто были первыми путешественниками? (Купцы. Вернувшись на родину, купцы рассказывали о жизни людей в других странах, о необычных растениях и животных. Эти знания записывались.)

Слайд 6

- Как называется наука, которая занимается «землеописанием»? (география)

- Что изучает наука география? (горы, равнины, моря и океаны)

- До конца ли изучена поверхность Земли? (нет, ещё много тайн хранит наша  планета)

- Кроме учёных, кто ещё может путешествовать? (люди любят путешествовать)

- Для чего люди отправляются в дальние страны? (познакомиться с природой и обычаями людей, которые там живут)

- Как называют таких путешественников? (туристами)

III. Изучение нового материала:

  1. Вступление: (выходят дети, читают стихотворение)

Слайд 7

Планета наша так огромна,

И здесь нам дышится привольно.

Стремимся многое узнать,

Чтобы умней, сильнее стать.

Природы тайны открываем,

Но всё же, очень мало знаем.

Сегодня ж предстоит узнать,

Как трудно земли открывать!

В пути нас с вами будут ждать

Лесов, полей и вод краса.

Вперёд, друзья! Корабль наш

Поднимет дружно паруса!

2. Постановка целей и задач урока

- Откройте учебник на с. 66 - 67 и рассмотрите внимательно картинки. Что вы видите? (портреты людей, корабли, города)

- Ребята скажите,  так о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

 (о знаменитых путешественниках)

-Правильно! Сегодня мы будем говорить о великих путешественниках.

Слайд 8

- А что вы, хотели бы узнать о путешественниках? На какие вопросы найти ответы?  (Узнать имена путешественников, трудно ли им было добираться во время путешествия, понравилось ли им в других странах и т.д.)

3. Слово учителя:

- А сейчас мы с вами перенесёмся в далекое, далёкое прошлое.

Знания о Земле накапливались долгие тысячелетия. Чем больше странствовали по земле люди, тем чаще задумывались: «На что же похожа наша Земля? Какая у нее форма?»

- Как древние люди представляли себе Землю? (ответы детей)

Слайд 9

- Чтобы ответить на вопросы, которые ставило перед ними время,  люди отправлялись в путешествия. Караваны купцов, армия завоевателей, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведанному.

Наступило время географических открытий. На больших, тихоходных кораблях путешествовать было неудобно и опасно. Им на смену пришли лёгкие каравеллы - морские парусные суда.

Слайд 10

Недели и месяцы плыли суда в неизвестность. Только океан и небо кругом. И вот, наконец, земля. Иногда это крохотный остров, а иногда – огромный материк. Люди вышли в мировой океан, но это были первые робкие шаги.  Большие открытия ещё предстояли. 

Слайд 11

Афанасий Никитин:

- Многие мечтали побывать в Индии. И вот русский купец Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился торговать вместе со своими земляками.

Наши ребята, подготовили небольшие сообщения о знаменитых путешественниках.

Слайд 12

Афанасий Никитин - купец, первый русский путешественник.

Этот великий путешественник написал дневник "Хождение за три моря", где особенно подробно описал Индию и Персию. Этим он и прославился. Можно считать его "первооткрывателем" Индии.

Слайд 13

Имя Афанасия Никитина носят улицы, теплоходы, пассажирские поезда. Установлены памятники в Твери  и Индии.  На киностудии «Мосфильм» сняли художественный фильм «Хождение за три моря».

Слайд 14

Христофор Колумб

И другие путешественники искали короткий путь в Индию через море. Одним из них был Христофор Колумб.

Слайд 15

На 3-х каравеллах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья», в составе  90 человек, вышла экспедиция Колумба. Более месяца они плыли в открытом море. И вот, наблюдатель на мачте, увидев на горизонте темную полоску земли, оповестил: «Земля!»

Слайд 16

Христофо́р Колу́мб — великий путешественник, испанский мореплаватель и открыватель новых земель. Всемирно известен своим открытием Америки  в 1492 году. Всего Колумб совершил 4 путешествия к Америке. Колумбу за его великие открытия испанский монарх пожаловал дворянский герб. В честь Колумба названы: государство в Южной Америке "Колумбия ",  река "Колумбия " в США и Канаде, киностудия "Коламбия Пикчерс " и многое другое. О Колумбе снято множество художественных фильмов.

Ф и з м и  н у т к а.     - А теперь немного отдохнём.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Продолжать урок нам нужно.

Слайд 17

Фернандо Магеллан

 А из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась другая экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек. Путешествие продолжалось три года. 

Слайд18

Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания, Магеллан доказал, что Земля имеет форму шара, и большая часть земного шара занята водой, а не сушей. Из пяти, лишь 1 корабль «Виктория», возвратился в Испанию. Из всего экипажа в живых осталось только 18 человек.

Слайд 19

Руал Амундсен

Послушайте интересное сообщение о Руале Амундсене

Ру́аль А́мундсен— норвежский полярный путешественник и рекордсмен. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек, побывавший на обоих географических полюсах планеты.

Слайд 20

Один из первых применил авиацию — гидросамолёты и дирижабли — в арктических путешествиях. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира.

Слайд 21

Его именем названы море Амундсена, гора Амундсена, ледник Амундсена другие географические объекты.

4.Закрепление изученного:

4.1.  Работа в парах:

А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали мой рассказ и сообщения одноклассников. Подчеркните правильные ответы.

1. В средние века судно, способное плавать на большие расстояния называлось…

  •  парусник
  •  каноэ
  •  каравелла
  •  лодка

2. Первым побывал в Индии…

  •  Р. Амундсен
  •  Х. Колумб
  •  Ф. Магеллан
  •  А. Никитин

3. Открыл Америку…

  •  Х. Колумб
  •  Ф. Магеллан
  •  А. Никитин
  • Р. Амундсен

4. В экспедиции Х. Колумба участвовало

  •  5 кораблей
  •  3 корабля
  •  6 кораблей
  •  2 корабля

5. Первая кругосветная экспедиция была организована…

  •  А. Никитиным
  •  Х. Колумбом
  •  Ф. Магелланом
  •  Р. Амундсеном

Проверка: Слайд 18

4.2 Работа по учебнику

Чтение текста, ответы на вопросы.

4.3. Кроссворд

Слайд 23

Сначала корабли везли  через океан золото и серебро. А потом стали везти продукты, которые распространились по всей Европе. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какие же растения впервые привезли путешественники.

 

По горизонтали

1. Летом в огороде.                                                                                                                                                 При любой погоде                                                                                                                                       Солнышко сияло,                                                                                                                                                      У плетня стояло.                                                                                                                                       Солнышко погасло,                                                                                                                                    Получилось масло. (Подсолнечник)

2. Под землей живёт семья:                                                                                                                            Папа, мама, деток тьма.                                                                                                                                      Лишь копни её немножко –                                                                                                                                              Вмиг появится (картошка)

3. Далеко на юге где-то                                                                                                                                                                    Он растет зимой и летом.                                                                                                                                        Удивит собою нас                                                                                                                                                                 Толстокожий..(ананас)

4. Какие орехи не растут на деревьях? (арахис)

5. Хоть чином и не хан -
На голове – султан,
А с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.
(Кукуруза)

По вертикали

1. Золотая голова велика, тяжела.                                                                                                                                     Золотая голова отдохнуть прилегла.                                                                                                                            Голова велика, только шея тонка (тыква)

2. Он нам дарит сок томатный,                                                                                                                 Вкусный, нежный, ароматный.                                                                                                               Любит солнышко синьор -                                                                                                                          Красный спелый (помидор)

3. В огороде перед нами                                                                                                                                                         Куст усыпан колпачками,                                                                                                                                  Каждый пламя прячет.                                                                                                                                          А кто съест – заплачет (перец)

4. Растение, листья которого                                                                                                                   традиционно использовались                                                                                                          "дикарями" для частого вдыхания  дыма (табак)                                                                                                  

V. Итог урока.

- Ребята, вы получили ответы на интересующие вас вопросы, которые вы задали в начале урока?

- Пусть наше путешествие было не настоящим, но вы сегодня на уроке узнали много нового и интересного.

- Что вас удивило, заинтересовало?

Рефлексия

Оцените свое настроение и выберите смайлик.

Пусть это хорошее настроение сохранится у вас на весь день!

Слайд 24

Всем спасибо! Молодцы!

Домашнее задание:

с. 66 – 67 пересказ, проект «Знаменитые путешественники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...