Конспект урока по окружающему миру:"Фильтрация воды"..
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Зайцева Наталья Васильевна

Конспект урока по окружающему миру:"Фильтрация воды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filtratsiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема урока:     «Фильтрация воды»

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить свойства воды и значение воды в жизни планеты;
  2. научить пользоваться школьным переносным оборудованием;
  3. в результате проведённых опытов показать, как вода фильтруется в природных условиях;

4) продемонстрировать, как вода задерживается в почве или проходит через неё в зависимости от типа почвы;

    5) разобраться, какой тип почвы является лучшим для фильтрации воды и дренажа;

    6) понять, что грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов;

7) убедиться, что на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды;

8) показать значение охраны воды для жизни на планете;

 Развивающие

9) развивать познавательную активность учащихся;

10) формировать исследовательские умения в практической деятельности;

11) развивать наблюдательность и повышенное внимание к изучаемому вопросу;

12) развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

13) развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные

14) воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни;

15) формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в парах и группе.  

Оборудование: 1)комплект переносного лабораторного оборудования «Фильтрация воды»,

 2)образцы различных видов почв,

3) интерактивное оборудование для показа презентации «Фильтрация воды в природных условиях».  

 

                                  Ход урока.

  1. Назовите, какие необходимы условия для жизни растений и других живых организмов. (Свет, вода, тепло, питательные вещества.)

- Что вы знаете о воде?

II. Контрольно-повторительное тестирование по свойствам воды.

1). Что вы можете сказать о прозрачности воды?

   а) непрозрачная     б) мутная    в) прозрачная

2) Какой цвет имеет вода?)

А) белая;  б) голубая;     в) жёлтая;   г) бесцветная.

  1. Имеет ли вода запах?

а) имеет ароматный запах;  б) не имеет запаха;   в) имеет резкий запах.

  1. Может ли вода растворять вещества?

а) растворяет все вещества; б) растворяет некоторые вещества; в) не растворяет никакие вещества

  1. Что происходит с водой при нагревании?

а) расширяется;  б) сжимается; в) не изменяется.

  1. Что происходит с водой при охлаждении?

а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется.

  1. Сколько имеет состояний вода?

 А) 2 состояния; б) 3 состояния; в) 1 состояние.

  1. Что представляет собой газообразное состояние воды?

       А) невидимый газ;  б) пар;    в) газ с резким запахом.

III.

а)

 - Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи и в качестве питья? ( Из рек - речная вода, из артезианских скважин - грунтовая вода).

      Грунтовая вода представляет собой ценный источник питьевой воды благодаря своим  химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Она в значительной степени свободна от бактерий, не имеет запаха, бесцветна и прозрачна, сохраняет постоянную температуру.

- Почему вода не исчезает с Земли, ведь мы её используем в больших количествах, и она испаряется?

   Верно, она сохраняется благодаря круговороту воды в природе. Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

б). Грунтовая вода образуется в процессе проникания дождевой и речной воды в толщу земли. Она заполняет пустоты в рыхлых слоях почвы.

      Чистая вода прозрачна. Если вода не прозрачна, значит, в ней содержатся какие-то примеси, например ил. Для очищения  воды используют фильтр.

     Фильтр – это устройство для очищения  жидкости.

 

- Почему вода, просачиваясь через почву в ручьях, родниках такая чистая?

 

Проблемные вопросы:

  1. Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?
  2. На чём основана очистка воды?
  3. Что может и чего не может отфильтровать почва?
  4. Каким образом коллекторы помогают очищать воду?

 

IV. Опыт 1. Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего?

          Класс делится на группы. В каждой группе разные виды почв.

 

  1. Учащиеся собирают оборудование для фильтрования воды (медный фильтр кладётся на дно фильтровальной трубки).
  2. Ложкой положить почву в фильтровальную трубку.
  3. Из большой мензурки налить воду (чистую) в фильтровальную трубку.
  4. Проследить, сколько времени потребуется для просачивания через каждый тип почвы. По окончанию фильтрации сразу поднять руку.

  1. Одновременно, пока просачивается вода через почву, предложить учащимся следующее задание:

    На бумажном цветке написать одно свойство воды, которое больше всего нравится, закрыть его лепестками цветка и обменяться с соседом. Цветки положить в мензурки с водой и проследить, что произойдёт. Лепестки цветка раскрылись.

  - О чём свидетельствует этот опыт? (Так вода движется по капиллярам растений и др. живых организмов )                

  Вода – основа жизни.             

6) Учащиеся делают выводы, через какой тип почвы вода просачивается быстрее. Выводы заносятся в таблицу.

- Какой тип почвы является водопроницаемым? (песок, гравий)

- Почему? (есть пустоты)

- Какой тип почвы является водонепроницаемым? (глина)

Вывод: Чем мельче частицы почвы, чем плотнее они прилегают друг к другу, тем сильнее почва задерживает движение воды.

 

- Где находится водоносный слой земли?

V. Опыт 2.       На чём основана очистка воды?

   1). Мензурки с мутной водой. Из них вода выливается в фильтровальную трубку с почвой (глина, песок, гравий, почва с перегноем).

 - Через какую почву быстрее фильтруется быстрее – через сухую или влажную?

Вывод: вода быстрее фильтруется через влажную почву.

- Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву?

- Через какой тип почвы вода просачивается более чистая?

 Вывод: песок – лучший тип почвы для фильтрации (очистки) воды.   

- Почему песок – лучший тип почвы для фильтрации  воды?

Вывод:

      1) песок не содержит вещества, которые выщелачиваются в                                                

  воде, т.е. делают её мутной;

     2) в песке меньше пустот, чем в каменистой почве.

 

 - Почему грунтовая вода в родниках, ручьях, реках чистая? (Она очищается почвой)

- Чем является почва для воды? (Почва – это природный фильтр.)

-Как добывается вода из водоносного слоя земли?

 

    Вода добывается из грунта путём бурения глубоких скважин. Она поднимается при помощи насосов, а потом проходит дополнительную соответствующую обработку.

- Какая угроза нависла над водой? (Загрязнение.)

VI. Опыт 3. Что может и чего не может отфильтровать почва?

  1. учащиеся удаляют из фильтровальных трубок все виды почв, кроме песка в мусорное ведро, промывают их водой;
  2. во все фильтровальные трубки насыпается песок;
  3. в разные мензурки с водой добавляются соль, мел, растительное масло, нефть.
  4. Зафиксируйте, на сколько прозрачна смесь, держа её  на фоне белого листа бумаги.

Задание: профильтруйте загрязнённую воду и проследите, что может отфильтровать почва, а что не может.

- Что осталось на почве? (масло, мел, нефть)

- Что почва смогла отфильтровать?

- А что почва не отфильтровала?

Вывод вещест: почва не может отфильтровать растворяемые вещества в воде. 

          Среди них могут быть и химические вещества, которые могут отравлять и воду, и почву.

          Таким образом, на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды.

 - Назовите источники загрязнения воды. (Cтоки отбросов с заводов в реки, разлив нефти, мусор от кораблей).

    Над пресной водой нависла угроза. Её становится всё меньше. Это стало глобальной проблемой человечества.

 -  Что необходимо предпринимать людям, чтобы сберечь этот ценный дар природы, который является основой жизни?

    VII. Опыт 4. Как дождевые  коллекторы помогают очищать воду?

- Где вы в городе вы видели коллекторы? ( на дорогах)         

Задание:

  1. Поместить пластиковую сетку в фильтровальную трубку;
  2. Смешать различные типы веществ (крупные и мелкие частицы мусора, растворимые и нерастворимые вещества) с водой в большой мензурке;
  3. Залейте содержимое мензурки в фильтровальную трубку;
  4. Оставить жидкость отстоять несколько минут.

- Что вы можете сделать для сбережения чистой питьевой воды?

- Сделайте вывод, как коллекторы очищают воду?

- От чего очищается вода в дождевом коллекторе?

VIII. Основные выводы:

     1). Плотная почва (глинистая)сильнее задерживает движение воды.

     2). Вода быстрее фильтруется через влажную почву.

     3). Песок – лучший тип для фильтрации воды.

     4). Почва не может полностью очистить воду от нефти и масла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру: "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс ПНШ

Урок по теме :Свойства воды в жидком состоянии". Обучающиеся более подробно знакомятся со  свойсвом воды в жидком состоянии, понимают всю значимость воды для всего живого на Земле, проводят ...

Конспект урока по окружающему миру "Превращения воды"

урок окружающего мира "Превращения воды"...

План-конспект урока по окружающему миру "Свойство воды" 2 класс

Данный урок  является № 21-22  УМК «Перспективная начальная школа» во 2 классе в курсе «Окружающий мир». Тема урока: Вода. Свойства воды. Тип урока:  у...

Конспект урока по окружающему миру "Про воду" 2 класс

Данный урок в 1 четверти был открытым уроком  для коллег и родителей на неделе окружающего мира. Цель  урока  совпадала с задачами предметной недели в начальной школе:познакомить ученик...

Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"

Данная разработка занятия позволит учителю в интересной форме провести урок....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Вода - растворитель"(УМК "Перспективная начальная школа",3 класс).

Цели деятельности учителя:  формирование знаний о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; формирование навыка делать фильтр;  формирование знаний о растворах в природ...

Конспект урока по окружающему миру \'\' Свойства воды в твёрдом состоянии ( свойства льда) \'\' УМК \'\'ПНШ\'\' 3 класс

Конспект урока  по окружающему миру '' Свойства воды в твёрдом состоянии ( свойства льда) ''  УМК ''ПНШ'' 3 класс...