Конспект урока по окружающему миру:"Фильтрация воды"..
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Фильтрация воды»
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить свойства воды и значение воды в жизни планеты;
- научить пользоваться школьным переносным оборудованием;
- в результате проведённых опытов показать, как вода фильтруется в природных условиях;
4) продемонстрировать, как вода задерживается в почве или проходит через неё в зависимости от типа почвы;
5) разобраться, какой тип почвы является лучшим для фильтрации воды и дренажа;
6) понять, что грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов;
7) убедиться, что на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды;
8) показать значение охраны воды для жизни на планете;
Развивающие
9) развивать познавательную активность учащихся;
10) формировать исследовательские умения в практической деятельности;
11) развивать наблюдательность и повышенное внимание к изучаемому вопросу;
12) развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
13) развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные
14) воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни;
15) формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в парах и группе.
Оборудование: 1)комплект переносного лабораторного оборудования «Фильтрация воды»,
2)образцы различных видов почв,
3) интерактивное оборудование для показа презентации «Фильтрация воды в природных условиях».
Ход урока.
- Назовите, какие необходимы условия для жизни растений и других живых организмов. (Свет, вода, тепло, питательные вещества.)
- Что вы знаете о воде?
II. Контрольно-повторительное тестирование по свойствам воды.
1). Что вы можете сказать о прозрачности воды?
а) непрозрачная б) мутная в) прозрачная
2) Какой цвет имеет вода?)
А) белая; б) голубая; в) жёлтая; г) бесцветная.
- Имеет ли вода запах?
а) имеет ароматный запах; б) не имеет запаха; в) имеет резкий запах.
- Может ли вода растворять вещества?
а) растворяет все вещества; б) растворяет некоторые вещества; в) не растворяет никакие вещества
- Что происходит с водой при нагревании?
а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется.
- Что происходит с водой при охлаждении?
а) расширяется; б) сжимается; в) не изменяется.
- Сколько имеет состояний вода?
А) 2 состояния; б) 3 состояния; в) 1 состояние.
- Что представляет собой газообразное состояние воды?
А) невидимый газ; б) пар; в) газ с резким запахом.
III.
а)
- Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи и в качестве питья? ( Из рек - речная вода, из артезианских скважин - грунтовая вода).
Грунтовая вода представляет собой ценный источник питьевой воды благодаря своим химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Она в значительной степени свободна от бактерий, не имеет запаха, бесцветна и прозрачна, сохраняет постоянную температуру.
- Почему вода не исчезает с Земли, ведь мы её используем в больших количествах, и она испаряется?
Верно, она сохраняется благодаря круговороту воды в природе. Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
б). Грунтовая вода образуется в процессе проникания дождевой и речной воды в толщу земли. Она заполняет пустоты в рыхлых слоях почвы.
Чистая вода прозрачна. Если вода не прозрачна, значит, в ней содержатся какие-то примеси, например ил. Для очищения воды используют фильтр.
Фильтр – это устройство для очищения жидкости.
- Почему вода, просачиваясь через почву в ручьях, родниках такая чистая?
Проблемные вопросы:
- Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?
- На чём основана очистка воды?
- Что может и чего не может отфильтровать почва?
- Каким образом коллекторы помогают очищать воду?
IV. Опыт 1. Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего?
Класс делится на группы. В каждой группе разные виды почв.
- Учащиеся собирают оборудование для фильтрования воды (медный фильтр кладётся на дно фильтровальной трубки).
- Ложкой положить почву в фильтровальную трубку.
- Из большой мензурки налить воду (чистую) в фильтровальную трубку.
- Проследить, сколько времени потребуется для просачивания через каждый тип почвы. По окончанию фильтрации сразу поднять руку.
- Одновременно, пока просачивается вода через почву, предложить учащимся следующее задание:
На бумажном цветке написать одно свойство воды, которое больше всего нравится, закрыть его лепестками цветка и обменяться с соседом. Цветки положить в мензурки с водой и проследить, что произойдёт. Лепестки цветка раскрылись.
- О чём свидетельствует этот опыт? (Так вода движется по капиллярам растений и др. живых организмов )
Вода – основа жизни.
6) Учащиеся делают выводы, через какой тип почвы вода просачивается быстрее. Выводы заносятся в таблицу.
- Какой тип почвы является водопроницаемым? (песок, гравий)
- Почему? (есть пустоты)
- Какой тип почвы является водонепроницаемым? (глина)
Вывод: Чем мельче частицы почвы, чем плотнее они прилегают друг к другу, тем сильнее почва задерживает движение воды.
- Где находится водоносный слой земли?
V. Опыт 2. На чём основана очистка воды?
1). Мензурки с мутной водой. Из них вода выливается в фильтровальную трубку с почвой (глина, песок, гравий, почва с перегноем).
- Через какую почву быстрее фильтруется быстрее – через сухую или влажную?
Вывод: вода быстрее фильтруется через влажную почву.
- Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву?
- Через какой тип почвы вода просачивается более чистая?
Вывод: песок – лучший тип почвы для фильтрации (очистки) воды.
- Почему песок – лучший тип почвы для фильтрации воды?
Вывод:
1) песок не содержит вещества, которые выщелачиваются в
воде, т.е. делают её мутной;
2) в песке меньше пустот, чем в каменистой почве.
- Почему грунтовая вода в родниках, ручьях, реках чистая? (Она очищается почвой)
- Чем является почва для воды? (Почва – это природный фильтр.)
-Как добывается вода из водоносного слоя земли?
Вода добывается из грунта путём бурения глубоких скважин. Она поднимается при помощи насосов, а потом проходит дополнительную соответствующую обработку.
- Какая угроза нависла над водой? (Загрязнение.)
VI. Опыт 3. Что может и чего не может отфильтровать почва?
- учащиеся удаляют из фильтровальных трубок все виды почв, кроме песка в мусорное ведро, промывают их водой;
- во все фильтровальные трубки насыпается песок;
- в разные мензурки с водой добавляются соль, мел, растительное масло, нефть.
- Зафиксируйте, на сколько прозрачна смесь, держа её на фоне белого листа бумаги.
Задание: профильтруйте загрязнённую воду и проследите, что может отфильтровать почва, а что не может.
- Что осталось на почве? (масло, мел, нефть)
- Что почва смогла отфильтровать?
- А что почва не отфильтровала?
Вывод вещест: почва не может отфильтровать растворяемые вещества в воде.
Среди них могут быть и химические вещества, которые могут отравлять и воду, и почву.
Таким образом, на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды.
- Назовите источники загрязнения воды. (Cтоки отбросов с заводов в реки, разлив нефти, мусор от кораблей).
Над пресной водой нависла угроза. Её становится всё меньше. Это стало глобальной проблемой человечества.
- Что необходимо предпринимать людям, чтобы сберечь этот ценный дар природы, который является основой жизни?
VII. Опыт 4. Как дождевые коллекторы помогают очищать воду?
- Где вы в городе вы видели коллекторы? ( на дорогах)
Задание:
- Поместить пластиковую сетку в фильтровальную трубку;
- Смешать различные типы веществ (крупные и мелкие частицы мусора, растворимые и нерастворимые вещества) с водой в большой мензурке;
- Залейте содержимое мензурки в фильтровальную трубку;
- Оставить жидкость отстоять несколько минут.
- Что вы можете сделать для сбережения чистой питьевой воды?
- Сделайте вывод, как коллекторы очищают воду?
- От чего очищается вода в дождевом коллекторе?
VIII. Основные выводы:
1). Плотная почва (глинистая)сильнее задерживает движение воды.
2). Вода быстрее фильтруется через влажную почву.
3). Песок – лучший тип для фильтрации воды.
4). Почва не может полностью очистить воду от нефти и масла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру: "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс ПНШ
Урок по теме :Свойства воды в жидком состоянии". Обучающиеся более подробно знакомятся со свойсвом воды в жидком состоянии, понимают всю значимость воды для всего живого на Земле, проводят ...
Конспект урока по окружающему миру "Превращения воды"
урок окружающего мира "Превращения воды"...
План-конспект урока по окружающему миру "Свойство воды" 2 класс
Данный урок является № 21-22 УМК «Перспективная начальная школа» во 2 классе в курсе «Окружающий мир». Тема урока: Вода. Свойства воды. Тип урока: у...
Конспект урока по окружающему миру "Про воду" 2 класс
Данный урок в 1 четверти был открытым уроком для коллег и родителей на неделе окружающего мира. Цель урока совпадала с задачами предметной недели в начальной школе:познакомить ученик...
Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"
Данная разработка занятия позволит учителю в интересной форме провести урок....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Вода - растворитель"(УМК "Перспективная начальная школа",3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; формирование навыка делать фильтр; формирование знаний о растворах в природ...
Конспект урока по окружающему миру \'\' Свойства воды в твёрдом состоянии ( свойства льда) \'\' УМК \'\'ПНШ\'\' 3 класс
Конспект урока по окружающему миру '' Свойства воды в твёрдом состоянии ( свойства льда) '' УМК ''ПНШ'' 3 класс...