Окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира .
Тема: «Природа цветёт и плодоносит. Круговорот воды в природе».
Класс: 1 класс.
Учитель: Ревелева Е.В.
УМК: «Школа 2100»
Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс («Я и мир вокруг»)
Учебник в 2 частях. Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом 2016. – 96 с., ил.
(Образовательная система «Школа 2100»).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: сформировать представление о круговороте воды и экологической целостности природы.
Задачи:
1) актуализировать знания обучающихся о свойствах и трёх состояниях воды в природе;
2) активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
3) развивать навыки коммуникативного взаимодействия при работе в парах;
4) развивать познавательную и творческую активность, интерес к окружающему миру.
Методы обучения:
деятельностный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации работы:
индивидуальная, работа в парах.
Метапредметные понятия:
«знание» - развитие умения добывать информацию из разных источников ( учебник, дополнительная литература, схема, лабораторный опыт);
«проблема» - освоение техники анализа, сравнения, обобщения и установления причинно-следственных связей.
Оснащение урока.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор.
Дидактические средства:
презентация учителя, раздаточный материал, учебники.
Ход урока.
1. Самоопределение к учебной деятельности.
- Ребята, а кто такие «всезнайки»?
- Если хочешь стать всезнайкой,
Значит с книжкой-обучайкой
Не закиснешь ты скуки.
Всюду в ней живут науки,
Учат счёту и письму,
Обучают что к чему.
А кому бывает скучно –
Значит, мыслит не научно!
- А вы хотите рассуждать, как настоящие учёные?
- Для этого учимся доказывать свои предположения и искать ответы на сложные вопросы.
- А что за книжка-обучайка всегда нам помогает?
( Учебник «Окружающий мир».)
- Он ещё называется «Я и мир вокруг нас». Значит, будем говорить о чём?
( О себе, о природе, о мире вокруг нас.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Какое сейчас время года? ( Весна.)
- Что происходит с природой весной? ( Природа пробуждается.)
- А какое время года наступит? ( Лето.)
- Какие изменения происходят в природе летом?
( Становится жарко, длиннее день, цветут цветы, появляются ягоды и грибы, растут детёныши у животных и т.д.)
- Хором назовите три летних месяца.
Июнь | Июль | Август |
А.И.Куинджи Берёзовая роща | А.А.Пластов Летом | И.И.Шишкин Рожь |
- Русские художники очень любят изображать родную природу. В своих картинах они показали красоту каждого летнего месяца. А вот что говорят о лете народные пословицы, в которых заключены наблюдения и мудрость наших предков.
Июнь – месяц длинных ночей, цветущих трав, поющих птиц. | В июле жарко, а расставаться с ним жалко. | Кто в августе спит, тот голодным будет ходить. |
- А вы любите летом купаться?
- Какая в речке вода?
- Уверена, что вы знаете, какими свойствами обладает вода.
( Демонстрация сосуда с водой.)
- Возьмите стаканчики с водой.
- Имеет ли вода цвет? ( Вода не имеет цвета.)
- Пахнет ли чистая вода? ( Вода не имеет запаха.)
- Почему сквозь воду видны предметы? ( Вода прозрачна.)
- Если я положу в воду сахар, что произойдёт? ( Вода растворяет некоторые вещества.)
- Если наклоню сосуд с водой, что произойдёт? ( Вода текуча.)
- Вода принимает форму того сосуда, в который её нальёшь.
- Прочитайте на слайде свойства воды.
- А ещё вода может превращаться. Даже загадка про это есть:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной стать могу.
(Слайды)
ледник | водопад | туман |
- Обратите внимание на 1 слайд. Что здесь изображено? (Ледник)
- Это вода в каком состоянии? (Твёрдом)
- Что изображено на 2 слайде? ( Водопад )
- Это вода в каком состоянии? (Жидком)
- На 3 слайде что поднимается над рекой? (Пар)
-Это вода в каком состоянии? (Газообразном)
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?
(Лёд на реке, айсберг, лёд в холодильнике.)
- Что произойдёт со льдом, когда станет тепло? ( Превратится в воду.)
- Вы любите мыть доску?
- Я протираю мокрой тряпкой классную доску. Через некоторое время доска станет сухой. Почему так произойдёт? (Вода испарится, т.е. превратится в пар – прозрачный, бесцветный газ.)
- Даже сейчас в воздухе содержится вода, но почему мы её не видим? В каком состоянии она находится? (В газообразном состоянии.)
- Учёные заинтересовались этими превращениями и выяснили, что все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул. От того, насколько крепко соединяются молекулы, зависит твёрдое, жидкое или газообразное вещество.
- Мы выяснили, что вода может переходить из одного состояния в другое под действием температуры воздуха.
- А сейчас я предложу вам задание, в котором вы будете исследователями. В стихотворении вода, словно путешественница, и летает, и бежит.
- Пожалуйста, на листочках нарисуйте «путешествие» воды с помощью стрелок.
- Даю вам 1 минуту.
( Дети работают на карточках.)
( Учитель прикрепляет на доску несколько разных вариантов выполненных заданий.)
- Что получилось?
( Нарисовали разные пути путешествия воды.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? ( Мы рисовали при помощи стрелок «путешествие» воды.)
- В чём у вас затруднение? Что мы не знаем точно? ( Не знаем точно, как происходит «путешествие» воды в природе.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- В природе вода совершает путешествие постоянно.
- Уточните цель урока. О чём нам предстоит узнать?
( Узнать, как происходит путешествие воды в природе.)
- Сформулируйте тему урока. ( Путешествие воды в природе.)
- Что поможет нам достигнуть цели? Прочитайте.
( Слайд) ( Опыт, наблюдения, логические выводы.)
- В старших классах у вас будут уроки химии, на которых будете выполнять настоящие опыты.
- Как вы считаете, для чего мне понадобился чайник?
(Нагревать воду.)
- Над водой в чайнике я закреплю тарелку. Но прежде потрогайте и скажите, какая она?
(Холодная, сухая.)
- Я провожу опыт, вы наблюдаете и делаете логические выводы.
Физкультминутка.
5. Реализация построенного проекта.
- Будем нагревать воду, над которой закреплена холодная тарелка.
- Что поднимается от воды? ( Пар.)
- Почему это происходит? ( Вода при нагревании быстро испаряется.)
- Какой стала нижняя сторона тарелки?
(Она стала влажной, на ней появились капли воды, скоро они начнут падать вниз.)
- Опыт показал, как вода совершила путешествие. А в природе это происходит каждый день и круглый год. Покажем это на схеме.
Круговорот воды в природе |
- Что происходит с водой на поверхности рек, озёр, морей, а также с водой, которая содержится в почве, под действием солнечных лучей? (Испаряется.)
- Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой.
- Какой воздух высоко над землёй? (Холодный.)
- Что происходит с водяным паром в холодном воздухе?
( Превращается в маленькие капельки воды.)
- Переход из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.
- А зимой пар во что может превратиться? ( В кристаллики льда.)
- Капельки, подталкиваемые воздухом, сливаются вместе, становятся крупнее и образуют облако. Облако переносится ветром, и где-то оно проливается дождём или выпадает в виде снега. А люди говорят, что идут осадки.
- Приземлилась вода. Что с ней происходит? Проделаем опыт в парах.
- Перед вами 2 стаканчика, с землёй и с водой. Один человек придерживает стакан с землёй, а другой «работает» тучкой, поливает немного землю.
- Наблюдаем, что произошло с водой. (Просочилась в землю.)
- И в природе вода просачивается в почву, попадает в наземные или подземные реки.
Сейчас земля влажная от дождя, но что произойдёт через несколько дней?
(Земля высохнет.)
- Высохнет верхний слой. Что произойдёт с водой? ( Вода испарится.)
- Вода с поверхности почвы, водоёмов, листьев растений испаряется, и процесс начинается снова по кругу.
- Как называется этот процесс? (Круговорот воды.)
- Кто из ребят выдвигал эту же версию? Поднимите руку.
Физкультминутка.
Дождик, дождик, лей, лей.
Нам с тобою веселей!
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем!
- Где мы можем подтвердить наши знания? ( В учебнике.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Откройте учебник на стр. 79, прочитайте сказочную историю про круговорот воды в природе.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Переверните свои листки. Самостоятельно нарисуйте круговорот воды в природе цветным карандашом.
- Поднимите листочки, покажите мне.
- Покажите свою работу соседу по парте.
- А теперь взгляните на схему. На какой кружок вы поставили бы пальчик, когда я говорю:
Испарение… пар превращается в капельки… осадки…
8. Включение в систему знаний.
- Теперь, когда идёт дождь, мы уже знаем, что происходит круговорот воды в природе. А ещё летом бывает гроза. Опишите, что происходит во время грозы.
(Сверкает молния, гремит гром, льёт дождь.)
- Что бывает вначале – гром или молния?
(Молния всегда опережает гром, свет в пространстве распространяется быстрее, чем звук.)
- Гроза – опасное атмосферное явление. При грозе в кучевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают молнии.
- Скоро лето, возможно, будут сильные грозы. Объясните по рисункам правила безопасного поведения во время грозы.
(Слайды) 1) нельзя прятаться под отдельно стоящим деревом;
2) не купайся во время грозы;
3) нельзя прятаться под высоким предметом, копной сена, бегать по полю;
4) не разговаривай по сотовому телефону во время грозы;
5) не включай телевизор во время грозы;
6) закрой форточку, окно.
9. Рефлексия.
- А теперь подводим итоги.
- О каком природном процессе вы узнали сегодня?
(О круговороте воды в природе.)
- Докажите, что это важно, нужно, полезно.
- Что ещё запомнилось с урока?
- Оцените при помощи смайликов, на каком этапе работы вы проявили себя или чувствовали наиболее уверенными?
Проводить опыт и наблюдать |
Думать и рассуждать |
Объяснять самому |
- Оцените работу товарищей на уроке. Кто нам больше всего помогал? Кого особенно можно похвалить?
- Наш урок подошёл к концу.
Наши знания – наш успех!
Выполнили мы задания!
Всем спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...