Самое главное вещество
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Знакомство с основными свойствами воды и использование их человеком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoe_glavnoe_veshchestvo.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Самое главное вещество
Цель: знакомство с основными свойствами воды и использование их человеком
Задачи:
I. Образовательные:
- Систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;
- В процессе опытов и практических работ установить основные свойства воды;
- Дать представление об использовании этих свойств на практике
II. Развивающие:
- Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность детей;
- Способствовать развитию логического мышления
III. Воспитательные:
- Учить бережному отношению к воде и её экономии;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока: урок-исследование
Форма проведения урока: групповая
Ход урока:
- Орг. Момент
- Ребята, хотелось бы наш урок начать со слов известного французского писателя Ж. Жак-Руссо: « Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению…»
- Как вы понимаете слова писателя?
- А вы готовы работать в коллективе? Возьмитесь за руки и скажите вместе: «У нас всё получится!»
Для того, чтобы определить тему нашего урока, нам нужно повторить пройденный материал. Повторять мы будем не просто так, а будем решать кроссворд.
- Актуализация знаний
- Алгоритм таков:
- Решаем кроссворд;
- Порядок;
- Обдумать;
- Поднять руку;
- Предложить ответ;
- Получить бонус.
- А в качестве бонуса будет «капелька». Вы должны будете угадать ключевое слово,
которое находится по вертикали. По горизонтали вы должны угадать 4
определения.
Итак:
- Он прозрачный-невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас. (Воздух)
- Жёлтая звезда, расстояние до которой от Земли составляет 150 млн. км (Солнце)
- Огромное раскалённое небесное тело, которое излучает свет и тепло (Звезда)
- Планета Солнечной системы, которая имеет хорошо заметные кольца (Сатурн)
- Какова же тема нашего урока? (Вода. Вода – самое главное вещество)
III. Проблемная ситуация
- Итак, давайте попробуем определить проблему урока. Что будем изучать? Какую проблему мы будем выяснять, решать? (Для чего вода необходима человеку? Какими свойствами обладает вода?)
IV. Работа над новым материалом.
- - Вот сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)
- - Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А всё потому, что краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Вода есть и под Землёй (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Человеку в сутки требуется 2 литра воды.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поит, но и кормит – по морям, океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткани для одежды, ни лекарства. Вот она, какая вода!
- Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого и постараемся определить свойства воды.
V. Практическая работа.
- Выясним свойства воды, выполняя практическую работу. Все данные мы будем записывать в рабочую тетрадь на с.44
Опыт 1. Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве
воды это говорит?
Вывод: прозрачна.
Опыт 2. Какого цвета вода?
- На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя, зелёная, красная, жёлтая, белая? (Нет, цвет воды не совпадает ни с одной из полосок)
Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3. Каков запах воды?
А чем пахнет чистая вода? Понюхайте её и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4. Насыпьте в стакан с водой сахара. Помешайте воду. Что можно заметить? О чём
говорит этот опыт? (Вода растворила сахар)
Вывод: вода-растворитель
Опыт 5. Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? (Она растекается в разные
стороны).
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Вывод: вода течёт (свойство – текучесть)
Опыт 6. Насыпьте в стакан с водой мел. Что произошло? В воде мел не растворился. Есть
вещества, которые не растворяются.
Опыт 7. Что происходит с водой при охлаждении и нагревании?
Вывод: вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.
- В старших классах на уроках физики будете ставить опыты и узнаете ещё об этом свойстве.
Физминутка
Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Приведите примеры.
- Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии? (Это лёд, сосульки, снег, айсберг)
- А в газообразном состоянии? (Это пар, туман)
Если вы потрёте мокрой тряпкой классную доску, через несколько минут доска снова станет сухой. Вода с неё испарится, т.е. превратится в пар – прозрачный и бесцветный.
От чего зависит различное состояние воды? (От температуры)
Опыт 8. Давайте рассмотрим следующий опыт.
Откройте учебник на с.64.
Этот опыт вы проделаете в химической лаборатории с Ландыш Индусовной на кружке «Экология».
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – надо беречь! А как беречь воду?
- Нарисовать каждой группе по одному экологическому знаку о бережном отношении воды.
VI. Рефлексия
- На уроке мы проделали опыты и узнали, какими свойствами обладает вода. Давайте перечислим их. (Учащиеся называют свойства воды, учитель поочерёдно выкладывает их на доске)
VII. Подведение итогов урока
- Какие открытия для себя сделали на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст на с. 62-65 учебника. Ответить на вопросы «Проверим себя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самое главное вещество
Цель урока: продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды....
Самое главное вещество
Конспект урока поокружающему миру для 3 класса УМК Перспектива...
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс "Самое главное вещество"
С применением мотивационных приёмов...
Окружающий мир.3 класс. Перспектива. Самое главное вещество.
Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество....
Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество. Домашнее задание.
Окружающий мир. 3 класс. Перспектива. Самое главное вещество. Домашнее задание....
Окружающий мир.3 класс. Перспектива. Самое главное вещество.Презентация.
Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество. Презентация....
Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".
Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...