Самое главное вещество
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Морозова Татьяна Борисовна

Цель урока: продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok.docx124.87 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Татьяна Борисовна

учитель начальных классов

Мутасьевского филиала МБОУ Устьинская СОШ

Моршанского района Тамбовской области

Номинация:

«От цели современного урока в

начальной школе к его результату»

Тема:

Самое главное вещество

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

 Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.1 - М.: Просвещение, 2013.

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Окружающий мир 3 класс

Тема раздела

Мир как дом

Тема урока

Самое главное вещество

Тип урока

Изучение нового материала

Цель  урока

Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды.

Задачи урока

создать условия для формирования знаний о трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека, исследовать некоторые свойства воды, проанализировать, где используются эти свойства в жизни; составить кластер для воды.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

- познакомиться с некоторыми  свойствами воды,

-научиться соблюдать экологическую культуру,

- освоить доступные способы изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение,

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,

-научиться составлять кластер                                      

Личностные результаты: 

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения.

регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи,

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей

познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

коммуникативные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

компьютер, проектор, экран, глобус, термос с горячей водой

минилаборатории для каждой группы(лабораторные стаканы, стеклянные палочки,  водопроводная вода, цветные полоски бумаги, колба с трубкой, заполненная водой, тарелка, тарелка со льдом, листики цветка), рабочие тетради, ноутбуки (1 на группу)

I Организационный момент

        Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

II Мотивация

- В течение урока вы будете работать в группах. У каждой группы есть минилаборатория. Прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы в группах:

1. Работать сообща.

2. Говорить  вполголоса.

3. Один говорит – другие слушают, не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределять обязанности между собой.

5.Уметь договариваться, помогать друг другу. 

6. Разговор должен идти только о предмете задания.

Нам надо постараться правильно выполнить все задания,  суметь сделать выводы, научиться применять новые знания в жизни.

III Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Нередко по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода)

IV Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи 

Вы догадались о чем  мы будем говорить на уроке?  (о воде)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране…

 Без нее вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

- Какие задачи поставим перед собой? (вспомнить, что уже знаем о воде и открыть новые знания). Задачи прописываем на доске.

Вступительная беседа 

Как вы думаете, чего на нашей Земле больше всего? (ответы детей)

- Посмотрите на глобус и прослушаете текст №1 электронного приложения.

На Земле больше всего воды.  Вода повсюду. Вода есть и под землей. Вспомните, когда мы ходили на экскурсию к роднику.

Вода входит в состав любого живого организма. Возьмите листик цветка на столе и помните его. Что вы увидели? Объясните, что это доказывает? (мнение учащихся). Какие сочные плоды, овощи, ягоды  вы знаете? (арбуз, клубника, огурец, помидор, апельсин, лимон…)

В теле животных вода составляет около половины его массы, а тело медузы на 90% состоит из воды.

Мы с вами недавно взвешивались и вы помните свой вес. Чтобы узнать, сколько примерно воды в вашем теле надо массу тела разделить на 3 и умножить на 2. (ответы детей)

Прослушайте тексты № 2 и 3 электронного приложения.

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 62 – 63. Расскажите о распространении воды в природе, ее состояниях. (Ответы детей)

- Какое значение имеет вода в жизни растений, животных, человека? (ответы детей)

Вывод: Вода не только поит, но и кормит (как?) (ловят рыбу), это и удобная дорога (почему?) (по ней плывут суда с грузами и пассажирами).

Прослушайте текст № 9  Значит,  вода еще «добывает» электрический ток.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода!

- Что же это за волшебная вода, почему она всем нужна?

- Какая бывает вода? Каждая группа называет как можно больше слов (питьевая, водопроводная, святая, родниковая, пресная, соленая, морская, минеральная, кипяченая…)

V Открытие нового знания.

Чаще всего мы используем воду в жидком состоянии. Изучим некоторые ее свойства.  Для этого проделаем опыты по заданиям рабочей тетради.

Мы будем исследователями. Прежде, чем приступить к опыту, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. Выводы записывайте в рабочей тетради. Пожелайте друг другу успехов в работе.

VI Подведение итогов работы в группах.

- Ребята, поработав в лаборатории вы увидели, что вода это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте  назовем эти свойства.

- Первая группа нам расскажет о 1-2 свойстве. Определите цель каждого опыта. Устно опишите его ход. А остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.

- Всё правильно.

- Вторая группа расскажет о 3-4 свойстве воды. Определите цель каждого опыта. Устно опишите его ход.

- Молодцы.

- Третья группа о 5 свойстве воды и прочитает, какой они сделали общий вывод. Определите цель своего опыта.

- Молодцы.

- Ребята, вам  понравилось работать в группах? Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

- А теперь оцените свою работу в рабочих тетрадях, поставив знак»+» в соответствующие квадратики. Проверьте свои выводы по Приложению.

Фикультминутка.

VII Проверка. Вывод.

- Итак, первая группа ваша оценка.

-Вторая группа, третья.( дети устно комментируют свой выбор)

- Молодцы.

- А зачем нам нужно знать о свойствах воды?

- Чтобы использовать эти свойства в жизни. Например, чистая вода не должна пахнуть, быть прозрачной. Если вода  не имеет цвета и запаха, значит она чистая.

Опыт 6

- Ребята, а что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

(Она растекается в разные стороны)

- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность?

(Вода стечет под уклон)

- Можно ли воду из  одного стакана перелить в другой?

Проделайте этот опыт

- Какое свойство воды проявляется во всех этих случаях?

(Вода течет, значит,  свойство воды – текучесть)

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем воду.

- Молодцы, продолжаем нашу работу.

VIII Актуализация знаний о трех состояниях воды.

- А вот как о себе говорит вода:

                                 Я и туча и туман,

                                 Я ручей и океан,

                                 Я летаю и бегу,

                                 И стеклянной быть могу.

- Как вы понимаете  строки? (Ответы детей)

А сейчас немного отдохнем, а чтобы отдых прошел с пользой, повторим,  в каких состояниях бывает вода в природе.

- Вы любите отгадывать загадки? Загадки буду задавать по очереди каждой группе. Если группа не справится, то ей помогут ребята других групп.  

Вы называете отгадку и говорите в каком состояние вода. Готовы?

Загадка для 1 группы:

Чего в гору не вкатить,

 В решете не унести,

 В руках не удержать? (вода)

Загадка для 2 группы:

В небе родился,

 В земле схоронился. (дождь)

Загадка для 3 группы:

Клубится, а не дым,

 Ложится, а не снег.  (туман)

Понравились загадки? Хотите еще?

(По 1 загадке каждой группе)

 - Пушистый ковер

 Не руками ткан,

 Не шелками шит,

 При солнце, при месяце

 Серебром блестит.  (снег)

- Детки сели на карниз

 И растут всё время вниз.  (сосульки)

- День вначале был хороший.

   Вдруг посыпался горошек!

   Я принес домой штук тридцать,

   А в руках – одна водица! (град)

- Молодцы. С загадками вы справились.

Вывод: А зачем нам надо знать о состоянии воды? Где эти знания нам пригодятся?

- Мама постирала бельё, вода испарилась, бельё стало сухим.(вода превратилась в пар)

- Мы вытерли мокрой тряпочкой классную доску и через некоторое время доска стала сухой. (вода превратилась в пар)

- Летом хочется попить холодненького, наливаем воду в формочки и ставим  в морозильник, а она там замерзает, превращается в лед.  Кубики льда можно положить в разные напитки, чтобы они стали холоднее. Если бы мы не знали о превращениях воды, не смогли заморозить воду.

Рассказ учителя:

- Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы. Теперь моя очередь, так как я сегодня научный руководитель нашей лаборатории.

-Я расскажу вам научные факты о воде. Итак, вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Без неё невозможно нормальное функционирование организма. Для человека необходимо около 1,5-2,5 литра воды в сутки. Без пищи можно прожить почти месяц, без воды - 3 дня. Вода очищает организм от токсинов, необходима для процессов пищеварения. Она способствует переносу питательных веществ по организму, помогает восстанавливать клетки и ткани. Пить воду следует не спеша, маленькими глотками.

- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет.

-Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях?

-Чем опасно загрязнение воды?

-Как люди охраняют воду от загрязнений?

-Как каждый человек должен беречь воду? (Ответы детей).

IX Проверка усвоения новых знаний

Давайте повторим, что нового мы узнали на уроке. Для этого на доске мы составим кластер.

О каком веществе говорили на уроке? (о воде)

Прикрепляем на доску табличку:

В каких состояниях находится вода? (ответы детей, дополняем кластер)

 

                                           

                                       

     

- Назовите, где в природе вода находится в жидком состоянии?

- Какие водоемы нашего края вы знаете? (река Цна, река Пичавка, река Серп, озеро Клинчиха, Мармужовский пруд,  Пичаевский пруд, пруд  Три Деньги)

- Где в природе вода находится в твердом состоянии?

- В газообразном состоянии? (ответы детей)

- О каких свойствах воды мы сегодня узнали?

- Где эти свойства можно использовать?

Дополняем кластер и в результате получаем: (Приложение 1)

X Рефлексия.

- Ребята, как вы себя чувствовали, работая в группах?

- Оцените работу на уроке вашей группы.

- Ребята, над какой темой мы работали на уроке?

-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?( Открыть новые знания)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?  ( Мы узнали свойства воды и где применяются эти свойства. О значении воды для  всех живых существ. Как правильно пить воду. О том, что не надо загрязнять воду)

Домашнее задание

Прочитать по учебнику с. 62 – 63, ответить на вопросы. Спросить у родителей, как вы дома очищаете воду для питья.

Оценки. Сдайте свои рабочие тетради для проверки.

- Спасибо за работу.

Информационные источники:

1. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.: «ВАКО», 2004

2.Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.

3.http://metodsovet.su/load/okr_mir/did_mater/krugovorot_vody_v_prirode/26-1-0-3

Приложение 1

ЧТО  МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самое главное вещество

Конспект урока поокружающему миру для 3 класса УМК Перспектива...

Самое главное вещество

Знакомство с основными свойствами воды и использование их человеком...

Окружающий мир.3 класс. Перспектива. Самое главное вещество.

Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество....

Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество. Домашнее задание.

Окружающий мир. 3 класс. Перспектива. Самое главное вещество. Домашнее задание....

Окружающий мир.3 класс. Перспектива. Самое главное вещество.Презентация.

Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество. Презентация....

Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".

Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...