Самое главное вещество
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель урока: продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok.docx | 124.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Татьяна Борисовна
учитель начальных классов
Мутасьевского филиала МБОУ Устьинская СОШ
Моршанского района Тамбовской области
Номинация:
начальной школе к его результату»
Тема:
Самое главное вещество
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.1 - М.: Просвещение, 2013.
№ п/п | Параметр | Описание | |
Учебный предмет, класс | Окружающий мир 3 класс | ||
Тема раздела | Мир как дом | ||
Тема урока | Самое главное вещество | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды. | ||
Задачи урока | создать условия для формирования знаний о трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека, исследовать некоторые свойства воды, проанализировать, где используются эти свойства в жизни; составить кластер для воды. | ||
Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | |
- познакомиться с некоторыми свойствами воды, -научиться соблюдать экологическую культуру, - освоить доступные способы изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение, - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, -научиться составлять кластер | Личностные результаты: -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; - ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - аргументировано отстаивать свою точку зрения. регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи, -адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; коммуникативные: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; | ||
Оборудование и материалы | Для педагога | Для учащихся | |
компьютер, проектор, экран, глобус, термос с горячей водой | минилаборатории для каждой группы(лабораторные стаканы, стеклянные палочки, водопроводная вода, цветные полоски бумаги, колба с трубкой, заполненная водой, тарелка, тарелка со льдом, листики цветка), рабочие тетради, ноутбуки (1 на группу) |
I Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
II Мотивация
- В течение урока вы будете работать в группах. У каждой группы есть минилаборатория. Прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы в группах:
1. Работать сообща.
2. Говорить вполголоса.
3. Один говорит – другие слушают, не перебивая, внимательно.
4.Уметь распределять обязанности между собой.
5.Уметь договариваться, помогать друг другу.
6. Разговор должен идти только о предмете задания.
Нам надо постараться правильно выполнить все задания, суметь сделать выводы, научиться применять новые знания в жизни.
III Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Нередко по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода)
IV Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
Вы догадались о чем мы будем говорить на уроке? (о воде)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране…
… Без нее вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
- Какие задачи поставим перед собой? (вспомнить, что уже знаем о воде и открыть новые знания). Задачи прописываем на доске.
Вступительная беседа
Как вы думаете, чего на нашей Земле больше всего? (ответы детей)
- Посмотрите на глобус и прослушаете текст №1 электронного приложения.
На Земле больше всего воды. Вода повсюду. Вода есть и под землей. Вспомните, когда мы ходили на экскурсию к роднику.
Вода входит в состав любого живого организма. Возьмите листик цветка на столе и помните его. Что вы увидели? Объясните, что это доказывает? (мнение учащихся). Какие сочные плоды, овощи, ягоды вы знаете? (арбуз, клубника, огурец, помидор, апельсин, лимон…)
В теле животных вода составляет около половины его массы, а тело медузы на 90% состоит из воды.
Мы с вами недавно взвешивались и вы помните свой вес. Чтобы узнать, сколько примерно воды в вашем теле надо массу тела разделить на 3 и умножить на 2. (ответы детей)
Прослушайте тексты № 2 и 3 электронного приложения.
Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 62 – 63. Расскажите о распространении воды в природе, ее состояниях. (Ответы детей)
- Какое значение имеет вода в жизни растений, животных, человека? (ответы детей)
Вывод: Вода не только поит, но и кормит (как?) (ловят рыбу), это и удобная дорога (почему?) (по ней плывут суда с грузами и пассажирами).
Прослушайте текст № 9 Значит, вода еще «добывает» электрический ток.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода!
- Что же это за волшебная вода, почему она всем нужна?
- Какая бывает вода? Каждая группа называет как можно больше слов (питьевая, водопроводная, святая, родниковая, пресная, соленая, морская, минеральная, кипяченая…)
V Открытие нового знания.
Чаще всего мы используем воду в жидком состоянии. Изучим некоторые ее свойства. Для этого проделаем опыты по заданиям рабочей тетради.
Мы будем исследователями. Прежде, чем приступить к опыту, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. Выводы записывайте в рабочей тетради. Пожелайте друг другу успехов в работе.
VI Подведение итогов работы в группах.
- Ребята, поработав в лаборатории вы увидели, что вода это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовем эти свойства.
- Первая группа нам расскажет о 1-2 свойстве. Определите цель каждого опыта. Устно опишите его ход. А остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.
- Всё правильно.
- Вторая группа расскажет о 3-4 свойстве воды. Определите цель каждого опыта. Устно опишите его ход.
- Молодцы.
- Третья группа о 5 свойстве воды и прочитает, какой они сделали общий вывод. Определите цель своего опыта.
- Молодцы.
- Ребята, вам понравилось работать в группах? Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?
- А теперь оцените свою работу в рабочих тетрадях, поставив знак»+» в соответствующие квадратики. Проверьте свои выводы по Приложению.
Фикультминутка.
VII Проверка. Вывод.
- Итак, первая группа ваша оценка.
-Вторая группа, третья.( дети устно комментируют свой выбор)
- Молодцы.
- А зачем нам нужно знать о свойствах воды?
- Чтобы использовать эти свойства в жизни. Например, чистая вода не должна пахнуть, быть прозрачной. Если вода не имеет цвета и запаха, значит она чистая.
Опыт 6
- Ребята, а что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?
(Она растекается в разные стороны)
- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность?
(Вода стечет под уклон)
- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Проделайте этот опыт
- Какое свойство воды проявляется во всех этих случаях?
(Вода течет, значит, свойство воды – текучесть)
Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем воду.
- Молодцы, продолжаем нашу работу.
VIII Актуализация знаний о трех состояниях воды.
- А вот как о себе говорит вода:
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы понимаете строки? (Ответы детей)
А сейчас немного отдохнем, а чтобы отдых прошел с пользой, повторим, в каких состояниях бывает вода в природе.
- Вы любите отгадывать загадки? Загадки буду задавать по очереди каждой группе. Если группа не справится, то ей помогут ребята других групп.
Вы называете отгадку и говорите в каком состояние вода. Готовы?
Загадка для 1 группы:
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать? (вода)
Загадка для 2 группы:
В небе родился,
В земле схоронился. (дождь)
Загадка для 3 группы:
Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег. (туман)
Понравились загадки? Хотите еще?
(По 1 загадке каждой группе)
- Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (снег)
- Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (сосульки)
- День вначале был хороший.
Вдруг посыпался горошек!
Я принес домой штук тридцать,
А в руках – одна водица! (град)
- Молодцы. С загадками вы справились.
Вывод: А зачем нам надо знать о состоянии воды? Где эти знания нам пригодятся?
- Мама постирала бельё, вода испарилась, бельё стало сухим.(вода превратилась в пар)
- Мы вытерли мокрой тряпочкой классную доску и через некоторое время доска стала сухой. (вода превратилась в пар)
- Летом хочется попить холодненького, наливаем воду в формочки и ставим в морозильник, а она там замерзает, превращается в лед. Кубики льда можно положить в разные напитки, чтобы они стали холоднее. Если бы мы не знали о превращениях воды, не смогли заморозить воду.
Рассказ учителя:
- Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы. Теперь моя очередь, так как я сегодня научный руководитель нашей лаборатории.
-Я расскажу вам научные факты о воде. Итак, вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Без неё невозможно нормальное функционирование организма. Для человека необходимо около 1,5-2,5 литра воды в сутки. Без пищи можно прожить почти месяц, без воды - 3 дня. Вода очищает организм от токсинов, необходима для процессов пищеварения. Она способствует переносу питательных веществ по организму, помогает восстанавливать клетки и ткани. Пить воду следует не спеша, маленькими глотками.
- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет.
-Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях?
-Чем опасно загрязнение воды?
-Как люди охраняют воду от загрязнений?
-Как каждый человек должен беречь воду? (Ответы детей).
IX Проверка усвоения новых знаний
Давайте повторим, что нового мы узнали на уроке. Для этого на доске мы составим кластер.
О каком веществе говорили на уроке? (о воде)
Прикрепляем на доску табличку:
В каких состояниях находится вода? (ответы детей, дополняем кластер)
- Назовите, где в природе вода находится в жидком состоянии?
- Какие водоемы нашего края вы знаете? (река Цна, река Пичавка, река Серп, озеро Клинчиха, Мармужовский пруд, Пичаевский пруд, пруд Три Деньги)
- Где в природе вода находится в твердом состоянии?
- В газообразном состоянии? (ответы детей)
- О каких свойствах воды мы сегодня узнали?
- Где эти свойства можно использовать?
Дополняем кластер и в результате получаем: (Приложение 1)
X Рефлексия.
- Ребята, как вы себя чувствовали, работая в группах?
- Оцените работу на уроке вашей группы.
- Ребята, над какой темой мы работали на уроке?
-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?( Открыть новые знания)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? ( Мы узнали свойства воды и где применяются эти свойства. О значении воды для всех живых существ. Как правильно пить воду. О том, что не надо загрязнять воду)
Домашнее задание
Прочитать по учебнику с. 62 – 63, ответить на вопросы. Спросить у родителей, как вы дома очищаете воду для питья.
Оценки. Сдайте свои рабочие тетради для проверки.
- Спасибо за работу.
Информационные источники:
1. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.: «ВАКО», 2004
2.Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.
3.http://metodsovet.su/load/okr_mir/did_mater/krugovorot_vody_v_prirode/26-1-0-3
Приложение 1
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самое главное вещество
Конспект урока поокружающему миру для 3 класса УМК Перспектива...
Самое главное вещество
Знакомство с основными свойствами воды и использование их человеком...
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс "Самое главное вещество"
С применением мотивационных приёмов...
Окружающий мир.3 класс. Перспектива. Самое главное вещество.
Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество....
Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество. Домашнее задание.
Окружающий мир. 3 класс. Перспектива. Самое главное вещество. Домашнее задание....
Окружающий мир.3 класс. Перспектива. Самое главное вещество.Презентация.
Окружающий мир. Перспектива. 3 класс. Самое главное вещество. Презентация....
Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".
Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...