II этап Актуализация знаний
| Актуализировать знания учащихся, полученных ранее. | 1. Тест 1. Где расположена зона арктических пустынь? - в тропическом поясе
- в умеренном поясе
- на экваторе
- в полярном поясе
2. Какая температура бывает в Арктике летом? 1) выше + 20°С 3) ниже -10 °С 2) немного выше 0 °С 4) ниже - 40 °С 3. Какая группа растений преобладает в арктических пустынях? - цветковые 3) хвойные
- лишайники 4) папоротники
4. Чем питаются птицы в арктических пустынях? 1)рачками 3) рыбой 2) растениями 4) насекомыми 5. Чем в Арктике занимается человек? 1) исследованием природы 2) животноводством 3) добычей полезных ископаемых 4) охотой 6. Какая экологическая проблема существует в Арктике? 1) хищническая ловля рыбы 2) загрязнение почвы химикатами 3) загрязнение рек отходами производства 4) загрязнение воздуха 7. Какие животные взяты под охрану в заповеднике на острове Врангеля? 1) тупик 2) морж 3) белый медведь 4) овцебык 8. Какие схемы цепи питания можно составить из этих живых существ: рачки, сайка, кайра, белый медведь, тюлень, водоросли? 1) рачки — кайра — тюлень 2) водоросли — сайка — кайра — тюлень 3) сайка — тюлень — белый медведь 4) рачки — сайка - белый медведь 2. Индивидуальное задание на карточке — Исправьте географические ошибки в тексте. Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до —60 °С, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимается на несколько градусов выше нуля). 3. Работа в парах — Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 39 рабочей тетради. (Взаимопроверка.) 4. Сообщения учащихся — Что вы узнали о людях, которые работают в Арктике? Поделитесь новой информацией. — Кто из вас хотел бы работать в Арктике? (Мнения детей.) — Какие еще сообщения к этому уроку вы приготовили? (Проверка выполнения задания 7 на с. 42 рабочей тетради.
| Учащиеся отвечают на вопросы теста. Самопроверка по эталону
Учащиеся рассказывают о том, как выполнили задания в рабочей тетради.
Дети отвечают на вопросы, выступают с сообщениями. | Личностные умения: — проявлять интерес к многообразию природных зон России; — проявлять бережное отношение к природе. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги» и использовать их в активном словаре; — определять природные зоны России и обосновывать своё мнение; — определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение; — определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение; — определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение; — определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение.
|
III этап Самоопределение к деятельности | Мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока | Новая природная зона приглашает нас — Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. 1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля,) 4. Арктика — это снег и .... (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.) (Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.) — Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.) — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)
| Ученики разгадывают кроссворд, определяют тему и цели урока
Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.
| Регулятивные умения: — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; — выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
IV этап. Учебно-познавательная деятельность
| Формировать у учащихся представления о природной зоне тундры
| 1. Работа с картой — Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?
- Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
2. Просмотр фильма «Тундра» — А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.) Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. — Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до —50 °С), прохладное короткое лето. 3. Работа в группах — А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. (Ученики рассаживаются по группам.) — Ботаники, используя гербарный материал, атлас «От земли до неба», учебник (с. 85—87), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы. 1. Какие растения растут в тундре? 2. Как растения приспособились к жизни? — Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы. 1. Какие животные обитают в тундре? 2. Как они приспособились к жизни? • Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. • Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. • Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. • Хищные животные: кем питаются, мех, окраска. — Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на вопросы. 1. Основные занятия населения тундры. 2. Экологические проблемы тундры. 3. Охрана природы тундры. (Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)
| Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западно-Сибирской.
Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.
Работа в группах Разделились на 3 исследовательские группы: первая группа ботаники исследует растительный мир тундры, 2 зоологи– животный мир, 3экологи – экологическую обстановку в зоне тундры. Выясняют: что? кто? как? почему? Сообщение учеников. | Предметные умения: — рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон; — рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг; — рассказывать о природной зоне тундры и определять ее местоположение на карте природных зон России; — рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природной зоны тундры; — рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне тундры; — рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе; — сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь; — изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом; — составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны тундры. |
VI этап Закрепление изученного материала
| Получить больше сведений о тундре
| Рассказ ботаников В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала или слайдов). Все растения низкорослые. Мох. ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. — Итак, какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.) Рассказ зоологов Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек или слайдов). Белая куропатка — травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех-животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега. — Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех.) Рассказ экологов Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство (показ фотографий или слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографий). — Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
| Выступления представителей каждой группы.
Учащиеся высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.
|
|
VII этап. Рефлексия
| Выявить степень заинтересованности темой урока | Проверочная работа - Вставьте пропущенные звенья в цепи питания 1. Морошка – куропатка - …. 2. Морошка - …- белая сова. 3. …- куропатка – сова. 4. Лемминг - … - волк. 5. … - кулик – песец. Сейчас поработаем в парах и выполним задание 5 на с. 44. Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, так как оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота — браконьерство.) — А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы? (Высказывания детей.) — Прочитайте задание 6 на с. 45. В середине тетради найдите плакат «Красная книга России». Найдите на нем редких животных тундры. Подпишите их названия. (Белый журавль, или стерх, малый, или тундровый, лебедь, краснозобая казарка, кречет.) 2. Работа с CD (Просмотр презентации, видеоролика)
Выскажитесь об информации на уроке Что на уроке у вас хорошо получалось? — Кого из ребят вашей группы вы хотели бы поблагодарить? — Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.) - Мне было интересно узнать о…. - Я поделюсь новыми знаниями…. | Взаимопроверка и оценивание | Коммуникативные УУД: Формировать ответы на вопросы Личностные УУД: Формирование ценностного отношения к полученным знаниям |