Урок окружающего мира 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Калинина Ольга Евгеньевна

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Становление российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые." по системе Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тех.карта по окружающему миру27.76 КБ
Файл карточки13.14 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационно – целевой

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Ольга Евгеньевна.

-Я очень рада встрече с вами, Надеюсь, наша совместная работа на уроке будет интересной и плодотворной.

На прошлом уроке вы познакомились с выдающимися личностями Российской Империи 18 века. Сегодня вам предстоит узнать еще о людях, который внесли огромный вклад в развитие российской науки.  А какой мы узнаем после того, как повторим домашнее задание. Вспомним пройденный материал.

- Кто был первым князем  Древней Руси?

- Кто был первым русским царём в Московском государстве?

- Какие символы власти царя  вы знаете?

-Какое  прозвание он получил за свой жестокий нрав?

- Назовите первого императора Российской Империи?  

- Назовите реформы, проведённые Петром 1?

- Какое прозвание он получил?

-Кто продолжил дело Петра Великого?  

Приветствуют учителя.

Рюрик

Иван IV

Шапка Мономаха, скипетр, держава

Иван Грозный

Петр 1

Создал флот, армию, ввел налоги, перепись населения, новый календарь, первая газета, открыл музей, ввёл одежду.

Петр Великий

Екатерина II

Личностные:

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу ;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Проектировочный

-Ребята, посмотрите, на доску где написаны зашифрованные слова. Расшифруйте их, расставьте в правильном порядке и узнайте тему нашего урока.

ОБ-ВА-РА-НИ-Е-ЗО    И    КА- У- НА  В 18 КЕ- ВЕ

 Сформулируйте цель нашего урока.

Цель  нашего урока: Знакомство с образования и науки в XVIII веке

Цель  нашего урока: Знакомство с образования и науки в XVIII веке

Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре и в группах.

  1. Процессуальный

Биография Ломоносова коротко рассказывает учитель.

Ломоносов – сын крестьянина из деревни Денисовка около Холмогор. Вместе с отцом не раз выходил в море. Впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест, где указал мели и глубины.

В 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

Добившись выдающихся успехов, он был переведён в Академический университет в Санкт-Петербург.

После продолжил обучение в Германии. Здесь Ломоносов впервые познакомился с устройством рудников. Он приобрёл опыт работы в химической лаборатории.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.

Ломоносов был крупнейшим русским ученым, поэтом, исследователем.

- Изучать данную тему мы будем сначала индивидуально, затем в парах. Я  буду  консультантом и координатором  ваших действий. Ваша задача, пользуясь учебником получить новые знания.

У вас на столах есть карточки с заданиями. Вам необходимо вставить в  данный текст  слова, используя материалы учебника на страницах 98-100. Ребята, я вам сделаю подсказку такую. В учебнике написано, что 250 лет назад был основан Московский университет, т.к учебник у нас не 2017 года, то и дата основания на данный момент 262 года назад.

1. Прочитай свою карточку.

2. Найди и заполни в карточке пропущенные сведения, используя учебник (стр.98-100)

3. Запомни ее содержание.

4. Перескажи свою карточку соседу.

1. Московский университет был основан _________ году.

2. Создание Университета связано с именем _______________________________

3.Он добился того, чтобы   большинство предметов в нем преподавали на __________________ языке.

4. М.В. Ломоносов был выдающимся русским ученым. Он занимался ________________________________________________________________________________________

- Расскажите партнёру по плечу, что вы узнали.

- А теперь проверим, как вы выполнили задания по группам.

С каждого ряда выходят по 2 человека и рассказывают о проделанной работе.

Физминутка

Лебеди.

Лебеди летят,

(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз)

Крыльями шумят,

(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны)

Прогнулись над водой,

Качают головой,

(Повороты головы)

Прямо и гордо

Умеют держаться.

(Выпрямиться, руки за спину-проверить осанку, пауза 3-4 с.)

И очень бесшумно

(Руки вниз-потянуться вверх)

На место садятся.

(Сесть на место- Туловище держать прямо)

-Откройте учебники на с. 98. Найдите в тексте объяснение, почему имя Ломоносова связанно со словом «первый».

- По его предложению был создан первый российский университет. Что такое университет? Давайте прочитаем определение.

Уникум - Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу.

Университет происходит от слова уникум – всесторонний., всеобъемлющий. Таланты Ломоносова были столь обширны, принадлежали таким различным областям, что и сам Ломоносов заслужил прозвище человек – университет.

- В каких областях работал Ломоносов?

Ломоносов первый обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Все жители России помогали собирать каменья. Мы прикоснемся к труду ученого-исследователя и проведем   практическую работу.

Практическая работа

. – Какие  полезные  ископаемые  будем  изучать,  вы  узнаете,  отгадав загадки:

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях,

А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк.)

Заполнение таблицы.

Работа с текстом учебника на с. 100-103. (Объяснительное чтение, в ходе которого на доске появляется схема.)

- Почему появился термин   «метаморфические породы»?

- Что нового узнали о граните и известняке?

Я предлагаю вам заполнить карточки

«Проверь себя»

В 1755.

М.В.Ломоносовым.

На русском языке.

Историей земли.

Он основал первое настоящее высшее учебное заведение в России, Московский Университет.

Ломоносов прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

Гранит.

Известняк.

Метаморфоза – превращение. Например, из известняка получается мрамор, который подвергается воздействию очень высоких температур.

Гранит – магматического происхождения, известняк – осадочная порода.

Личностные:

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу ;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре и в группах.

Познавательные:

- организовать ознакомление   с полезными  ископаемыми (гранит и известняк), подвести  к осознанию их свойств и состава;

- расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам,

- показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы.

  1. Рефлексивно - оценочный

-А теперь давайте проверим, что вы сами и с помощью своих товарищей узнали и запомнили на сегодняшнем уроке.

Я предлагаю вам заполнить карточки «Проверь себя»

-Сегодня на уроке я узнал…      

-На уроке я научился…      

-Мне легко далось…      

-У меня вызвало затруднение…  

Просмотр видеоролика о Ломоносове.  

Заполняют карточки самопроверки.

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу ;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


УМК: «Система Л.В Занков»

Предмет: Окружающий мир

Класс:

Тема урока: Становление российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые.

Цель урока: Сформировать первоначальное представление о горных породах и полезных ископаемых; уяснить вклад М.В.Ломоносова в развитии российской науки.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные:

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу ;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре и в группах.

Познавательные:

- организовать ознакомление   с полезными  ископаемыми (гранит и известняк), подвести  к осознанию их свойств и состава;

- расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам,

- показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы.

Предметные: Узнают о М.В Ломоносове , его открытиях.

Оборудование: презентация, карточки для работы.



Предварительный просмотр:

1. Прочитай свою карточку.

2. Найди и заполни в карточке пропущенные сведения, используя учебник (стр.98-100)

3. Запомни ее содержание.

4. Перескажи свою карточку соседу.

1.Московский университет был основан _________ году.

2.Создание Университета связано с именем _______________________________

3.Он добился того, чтобы   большинство предметов в нем преподавали на __________________ языке.

4. М.В. Ломоносов был выдающимся русским ученым. Он занимался ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Прочитай свою карточку.

2. Найди и заполни в карточке пропущенные сведения, используя учебник (стр.98-100)

3. Запомни ее содержание.

4. Перескажи свою карточку соседу.

1.Московский университет был основан _________ году.

2.Создание Университета связано с именем _______________________________

3.Он добился того, чтобы   большинство предметов в нем преподавали на __________________ языке.

4. М.В. Ломоносов был выдающимся русским ученым. Он занимался ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...