открытое занятие
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx172.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ - ПРОЕКТА– ИССЛЕДОВАНИЯ

«ЧТО ЗА ЧУДО ЭТОТ ХВОСТ?»

экологический кружок «Росток»

педагог дополнительного образования Югова М.В.

C:\Documents and Settings\Югова\Рабочий стол\фото\1.JPG

Дата проведения:3 декабря 2017 г.

1 группа

Педагог встречает детей на занятие.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие, а занятие – проект – исследование.

Цель исследования: Я решила узнать, зачем животным нужен хвост и как они его используют.

Задачи исследования: 

1. Узнать у вас, знают ли вы, зачем животным нужны хвосты.

2. Собрать с помощью компьютера информацию о хвостах животных и о том, зачем они им нужны.

Гипотеза: я думаю, что хвосты животным нужны не только для красоты.

Объект исследования: применение хвоста в животном мире.

Предмет исследования: хвост.

Методы исследования:

  • работа с литературой (энциклопедии, художественная)
  • работа с видеоматериалами (передачи и документальные фильмы о животных);
  • работа в сети Интернет;
  • опрос;
  • наблюдение.  

И работа закипела… Сначала, я решила узнать у детей моей группы, знают ли они, зачем животным нужны хвосты. Всего было опрошено 20 детей.

Вот, что получилось:

  • 5 детей сказали, что ничего не знают;
  • 2 ребенка сказали, что хвост нужен для красоты;
  • 5 детей сказали, что хвост нужен для того, чтобы отгонять мух;
  • 5 детей сказали, что хвост нужен для того, чтобы заметать следы;
  • 3 ребенка сказали, что хвост нужен для общения.

Затем мы много наблюдали, искали в интернете, смотрели, читали и вот что нам удалось узнать...

Заключения детей:

1. В животном мире очень много разных хвостов! Они отличаются один от другого цветом, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Хвосты есть у рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Многие животные получили свое название благодаря особенностям строения и применения хвоста. Например, акула-пилохвост, скат-хвостокол, кривохвостка, птица-лира… Да всех разве перечислишь!

Правда, надо заметить, что используют животные их по-разному...

2. Животные применяют хвост как: опору, руку, мотор, руль и тормоз, балансир, парашют, защиту, оружие нападения, легкие, одеяло, кладовую, украшение, маяк, средство общения.

Хвостом животные пользуются по-разному. Одним он нужен для того, чтобы летать, другим, защищаться или нападать, а кто-то двигается с помощью хвоста. Ясно одно, всем животным хвост очень необходим.

Для чего животным нужен хвост? Хвост играет важную роль в жизни животных. Он выполняет механическую, физиологическую и коммуникабельную функции. Животные используют его как сопротивление при прыжках, сидении, передвижении, как руль при плавании и в полете, как дополнительную лапу при перемещении по деревьям, как способ привлечь существо иного пола. Среди лесных зверей белка наиболее приспособлена к жизни на деревьях. Она хорошо лазит по стволам деревьев и может делать большие, затяжные прыжки. Белка пользуется своим пушистым хвостом как парашютом. Когда она прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой хвост, который поддерживает ее в воздухе и помогает сохранить равновесие. Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в лютые морозы. Свернувшись в клубок и накрывшись хвостом, как шерстяным пледом, белка с наступлением зимы ложится спать. Длина ее хвоста почти равна длине ее тела. Так же используют хвосты песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные. Лиса без хвоста пропадет, ее собаки быстро поймают. А с хвостом рыжая плутовка их легко обманет. Поведет хвостом вправо, а сама влево убежит, так и уйдет от погони. Лиса использует хвост как руль, он помогает ей быстрее поворачивать. Бобр среди современных грызунов – самый крупный зверь. Длина его тела составляет приблизительно один метр. Самый характерный признак – своеобразный, приплюснутый, утолщенный в средней части хвост. Его длина достигает 25 сантиметров. Хвост бобра служит ему не только как руль и весло, а также помогает своему владельцу ловить пищу. Когда зверь грызет дерево, он сидит на задних лапах и опирается на хвост. Заметив опасность в виде хищного зверя, бобр с силой ударяет хвостом по воде – это сигнал тревоги для всех других бобров. Они сразу же ныряют под воду и прячутся. Скунс часто держит хвост торчком, он виден издалека и вместе с яркой раскраской спины служит предостережением всем возможным врагам, которые и так очень хорошо знают скунса и предпочитают с ним не сталкиваться. Лемуры предпочитают крупные горизонтальные ветки деревьев, где хорошо и быстро передвигаются, управляя хвостом как балансиром. Иногда, чтобы напугать врагов, лемур устремляет вперед взгляд расширенных глаз, а хвост просовывает между передними лапами. Белки, куницы, соболи и некоторые виды обезьян используют свой хвост как канат. Обезьяны часто подвешиваются к дереву с помощью хвоста, и в таком положении подносят пищу передними лапами ко рту, вися вниз головой, срывают плоды. Наевшись, можно и покататься на хвосте, как на качелях. Гибкий позвоночник, заостренные когти, сильные задние лапы – это не все, что нужно коту для успешного прыжка на свою жертву. Еще необходим руль, роль которого выполняет хвост. Когда вывели бесхвостую породу кошек, у них, как своего рода компенсация, начали увеличиваться задние лапы. Хвост является важным инструментом в беседе животных. Собака, испугавшись, поджимает хвост. Но, разгневавшись, друг человека держит хвост «морковкой». А вот если собака радуется, тогда она виляет хвостом. При встрече двух псов: если у одного из их хвост высоко поднят и движется из стороны в сторону, это значит, что пес не желает зла, но в то же время считает себя сильнее. Кот проявляет свои эмоции с помощью хвоста совсем не так, как собака. «Хвост трубой» – кошка чувствует себя хорошо. Когда хозяйка хвоста разгневана, тогда она им виляет. Некоторые животные в целях самозащиты могут сбрасывать свой хвост. Если зубы врага впиваются в хвост ящерицы, она сокращает мускулы и мгновенно ломает позвоночник в месте укуса. Оторванный хвост еще долго служит своей хозяйке – он может дергаться часами и этим отвлекать внимание хищника от самой ящерицы. Из оторванного обрубка хвоста у неё вскоре вырастает новый. Иногда хвост только надрывается, после чего растет новый. Тогда ящерица становится двухвостая, треххвостая или четыреххвостая. Подобную способность имеют и некоторые млекопитающие. Бурундук, который попался в зубы врагу, оставляет хищнику шкурку-чехольчик, которая соскальзывает у него с хвоста. Так же делает и лесная мышь. Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например, лемуры, которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста. Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке. Крокодил использует хвост для охоты. Его ударом можно сбить с ног не только маленькое животное, но и большое. Птицы используют хвост как руль или тормоз. Белый хвостик оленихи помогает ее детенышам не потерять маму в лесу. Хвост используется различными животными по-разному. Кому он нужен для полета, кому для защиты и нападения, кому помогает двигаться, но всем им он очень необходим.

Итог занятия: обучающие  объединяются по группам, а затем в течение 10 минут  ребята выполнили проект на компьютерах – на разные темы (которые придумали сами):

  1. Хвосты рыб
  2. Хвосты обезьян
  3. Хвосты птиц
  4. Хвосты насекомых

Работа в группах

Педагог:  ребята, мы с вами убедились, что в животном мире очень  много разных хвостов! Они отличаются один от другого цветом, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Хвосты есть у рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Многие животные получили свое название благодаря особенностям строения и применения хвоста.  Животные применяют хвост как: опору, руку, мотор, руль и тормоз, балансир, парашют, защиту, оружие нападения, легкие, одеяло, кладовую, украшение, маяк, средство общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Открытое занятие по внеучебному занятию "лепка из соленого теста"тема: "Новогодние блюда "

Внеучебное занятие в условиях введения ФГОС по авторской программе "лепка из соленого теста". Тема: «Новогодние блюда»  (Яйчница , торт.)       Цели: Закреплять...

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....

Открытое занятие по теме самообразования «Лаборатория чудес и интересных открытий»

В ходе занятия воспитанники погружаются в опытно-экспериментальную деятельность,это способствует формированию интереса к познавательно-исследовательской деятельности, развитию наблюдате...

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...