Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата:11.12.2021 ФИО учителя Кириченко Л.И.
Школа: МОУ СОШ №45 ФИ студента Щетинина А.
Класс: 4 Б ФИО методиста Андреева Т.С.
Кабинет: 216
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Мир древности: далекий и близкий
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом. создать условия для расширения знаний учащихся о наследии Древнего мира (письменность, быт, искусство);развивать исследовательскую культуру, речь, способствовать расширению кругозора учащихся, развивать интерес к истории; воспитывать потребность бережного отношения к историческому наследию, предметам прошлого, уважение к достижениям людей Древнего мира.
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
Личностные:
Проявление целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: интерактивная доска, компьютер; слайды с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима; карточки; «Окружающий мир», А.А. Плешаков, Просвещение, 2018 г., ч. 2; рабочая тетрадь на печатной основе, ч. 2.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | Начинаем урок окружающего мира. Напоминаю, что на уроке приветствуется: активная работа, желание узнать новое, умение думать и высказывать свои мысли. | Настраиваются на работу | самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | |
II. Актуализация знаний и мотивация | какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? как называются люди, жившие в то время? сколько лет назад появились первобытные люди? как жили первобытные люди? что стало величайшим помощником человека? когда появились люди по своему облику похожие на современного человека? | начало истории человечества первобытные люди 2,5 млн. лет назад сообща, группами умение добывать огонь около 40 тыс. лет назад | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); | |
III. Постановка учебной задачи | - Работа в парах (разгадывание кроссворда) см. приложение. Вопросы: одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории? ; люди научились….глиняную посуду. ; этим занимались женщины и дети ; как по-другому назвать древнейшего человека? освещение первобытных художников в пещере основное занятие древнейшего человека Какое ключевое слово по вертикали у вас получилось?. Почему именно Египет? Вернёмся с вами к таблице которую я вам показывала на прошлом уроке (слайд №2). Вспомним на какие периоды делится история человечества? Первобытную историю мы рассмотрели на прошлом занятии, а сегодняшнее занятие посвятим миру древности и государствам Древнему Египту, Древней Греции, Древнему Риму. Прочитайте тему урока, записанную на доске: МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ. Какой вопрос у вас возникает? Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? | Земледелие Изготавливать Собирательство Первобытный Факел Охота Египет Почему мир древности близкий? Познакомиться поближе с древними государствами | спользование знаково-символических средств (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); | |
IV. Открытие нового знания | Поэтому нам сегодня нужно «побывать» в трёх древних государствах. Учитель дополняет выступления групп | - Каждая группа читает текст о данном ей государстве. - Дети заполняют карточки, каждая группа по своей стране. - Рассказать главное о стране | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); подведение под понятие (П); определение основной и второстепенной информации (П); постановка и формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П) | |
V. Включение в систему знаний | На берегах какой реки возникло Египетское царство? Что такое иероглиф? Что вы знаете о богах РА, Себек, Тот Кто такой фараон? Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне Столица Греции Столица Древнего Рима Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нём архитектурным ансамблем? Самый знаменитый храм Акрополя? Назовите древние постройки в Риме. Которые сохранились до наших дней Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? | Нил Особые знаки для письма Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог мудрости, счета и письма Царь Египта Храмы и пирамиды Афины Рим Акрополь – сердце Афин Парфенон Римский форум, Пантеон, Колизей Помпеи | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); подведение под понятие (П); моделирование, преобразование модели (П); использование знаково-символических средств (П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) | |
VI. Рефлексия деятельности (по продукту) | Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока? Достигли мы цели урока? | контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л);Ы |
Схема структурного самоанализа урока
Тема урока: __Мир древности: далекий и близкий
Тип урока ___открытие нового мира___________________________
Учитель: ________Кириченко Л.И._________________ Класс:___4 Б____
| Соответствие/ несоответствие | |
1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | ||
2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания. | ||
3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока. | ||
4. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
1. Организовано повторение используемых способов действий. | ||
2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме. | ||
3. Проведена самостоятельная работа | ||
4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий. | ||
5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания. | ||
6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок). | ||
7. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
Учащиеся, допустившие ошибки: | ||
1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?). | ||
2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки | ||
3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности. | ||
Учащиеся, не допустившие ошибки: | ||
1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном. | ||
2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. | ||
3. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок): | ||
а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы; | ||
б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге; | ||
в) участвовали в подводящем диалоге. | ||
2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий. | ||
3. Причина ошибки зафиксирована знаково. | ||
4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона. | ||
5. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
I. Организовано обсуждение типовых затруднений. | ||
2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. | ||
3. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
Учащиеся, допустившие ошибки: | ||
Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки. | ||
Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты. | ||
Учащиеся, не допустившие ошибки: | ||
Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. | ||
Выдержаны примернее временные рамки. | ||
| ||
При положительном результате предыдущего этапа: | ||
1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем. | ||
При отрицательном результате предыдущего этапа: | ||
1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта. | ||
2. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
VIII | Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) | |
1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления. | ||
2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение. | ||
3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности. | ||
4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность всего класса на уроке. | ||
5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке. | ||
6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока. | ||
7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества. | ||
8. Выдержаны примерные временные рамки. |
Общие выводы по уроку, рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТАБЕЛЬ–ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ
Пробные уроки
Щетинина Анна Сергеевна | ||||||
ФИО | ||||||
обучающий(я)ся на | 3 | курсе в 20 | 21 | уч. г. по специальности СПО | ||
44.02.02. Преподавание в начальных классах | ||||||
(Код и наименование) | ||||||
ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. | ||||||
(Наименование профессионального модуля) | ||||||
в организации | ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», ул.Молодогвардейцев,43 | |||||
(Наименование организации, юридический адрес) | ||||||
Пробный урок по предмету: Окружающий мир | ||||||
Тема урока: ___Мир древности: далекий и близкий____________________ | ||||||
_4 Б__ класс. Учитель: ___Кириченко Л.И._________________________ | ||||||
Руководитель практики: ______Погорелов О.Ю._______________________________________ |
Подготовка пробного урока (оценивает методист ЧПК №1)
№ п/п | Показатели | Оценка (0-1-2) |
Формулировка цели соответствует теме урока | ||
Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам | ||
Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам | ||
Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам | ||
Предусмотренные этапы отражают последовательность (логику) урока | ||
Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся | ||
Запланированы формы контроля и оценки | ||
Уровень сложности материала, объем соответствует возрастным особенностям обучающихся | ||
Наглядные средства обучения соответствуют требованиям | ||
Конспект/Технологическая карта оформлены в соответствии с требованиями и сданы своевременно | ||
Итого: |
Отметка: ________
Подпись руководителя практики _________________
20 – 17 баллов – «5»
16 – 13 баллов – «4»
12 – 10 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
Рекомендации____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведение урока (оценивает учитель)№ п/п | Показатели | Оценка (0-1-2) | |
учитель | Рук-ль прак-ки | ||
Выполнение профессиональных требований к внешнему виду учителя | |||
Мотивация учащихся на уроке | |||
Фиксирует затруднения в учебном действии (проблемная ситуация) | |||
Вовлекает учащихся в процесс постановки целей и задач учебной деятельности | |||
Вовлекает учащихся в организацию урока (через определение последовательности действий на уроке) | |||
Организует чередование форм работы (фронтальный, индивидуальный, парной и групповой) | |||
Владеет понятийным аппаратом, подбирает фактический и иллюстративный материал с точки зрения научности | |||
Уровень сложности материала, объем соответствует возрастным особенностям обучающихся | |||
Большинство учащихся демонстрируют усвоение новых знаний, правильно отвечая на вопросы учителя | |||
Большинство учащихся демонстрируют сформированность умений применять усвоенные знания при выполнении учебных заданий на новый материал (первичных умений на первом уроке по теме) | |||
Подбор и проведение динамических пауз в соответствии с возрастными особенностями | |||
Соблюдение санитарных норм и правил безопасности | |||
Осуществляет оценивание деятельности обучающихся | |||
Грамотность в устной и письменной речи (на слайдах, доске) | |||
Итого: Отметка | |||
Подпись учителя _____________ Подпись руководителя практики ________________
28 – 24 балла – «5»
23 – 19 баллов – «4»
18 – 14 баллов – «3»
менее 14 баллов – «2»
Рекомендации: ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отчет студента
Студент (ка) ГБПОУ «ЧПК № 1» ___Щетинина Анна Сереевна__
______________________________________________________________группы__301 НК___
Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах проходил(а) практику «Пробные уроки»
с «_06»___декабря________2021 года по «11_»___декабря____________2021 года
в _______МОУ СОШ №45, 4 б КЛАСС_________________________________
(наименование образовательного учреждения, класс)
под руководством_____ _Погорелова О.Ю_________________________
(Ф.И.О. работника образовательного учреждения)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Анализ деятельности | Документ, удостоверяющий выполнение задания (если есть) |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. | В соответствии с планом конспекта было спланировано изучить и понять новый материал | Титульный лист к конспектам уроков |
ПК 1.2. Проводить уроки. | Проведен 1 урок по теме мир древности: далекий и близкий | 10 конспектов уроков |
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | 1.Проведено изучение нового материала 2. Выявлено вовлечение обучающихся в изучение материала | Таблицы с результатами проведенных уроков и рекомендации |
ПК 1.4. Анализировать уроки. | На пробных уроках у меня получилось полностью объяснить материал Анализируя проведенные уроки у меня получилось провести урок без инцидентов | Анализ уроков |
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. | В соответствии с календарно-тематическим планом я спланировал(а) конспект урока, самоанализ урока | Оформление документов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. "Страна, открывшая путь в космос". УМК "Школа России". 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....
3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Размножение и развитие животных". Школа России
Технологическая карта урока по окружающему мируЦель урока: познакомиться с особенностями развития и размножения животныхПланируемые результаты:-личностные: Развивать познавательный интересы и мо...
Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей-основа экономики" 3 класс, "Школа России"
Цели: ознакомление с новыми понятиями в экономике; развитие интереса, логического мышления, речи; воспитание бережного отношения к окружающей среде.Планируемые результаты:Предметные: уметь обобща...
Конспект урока по окружающему миру «Путешествие по Франции и Великобритании» (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему мируТема: «Путешествие по Франции и Великобритании»Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Франция и ...
Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне (экскурсия)" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:Знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;Уметь анализ...
Конспект урока по окружающему миру "Зачем нам телефон и телевизор", УМК "Школа России" (1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о средствах связи и средствах массовой информации; ознакомление с назначением газет, телевизора, интернета, телеграфаПланируемые результаты:Предме...