Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:11.12.2021                                                                                                                        ФИО учителя Кириченко Л.И.

Школа: МОУ СОШ №45                                                                                                                ФИ студента Щетинина А.

Класс: 4 Б                                                                                                                                ФИО методиста Андреева Т.С.

Кабинет: 216

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Мир древности: далекий и близкий

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом. создать условия для расширения знаний учащихся о наследии Древнего мира (письменность, быт, искусство);развивать исследовательскую культуру, речь, способствовать расширению кругозора учащихся, развивать интерес к истории; воспитывать потребность бережного отношения к историческому наследию, предметам прошлого, уважение к достижениям людей Древнего мира.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

Личностные:

Проявление  целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: интерактивная доска, компьютер; слайды с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима; карточки; «Окружающий мир», А.А. Плешаков, Просвещение, 2018 г., ч. 2; рабочая тетрадь на печатной основе, ч. 2.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Начинаем урок окружающего мира. Напоминаю, что на уроке приветствуется: активная работа, желание узнать новое, умение думать и высказывать свои мысли.

Настраиваются на работу

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (Р);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний и мотивация

какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

как называются люди, жившие в то время?

сколько лет назад появились первобытные люди?

как жили первобытные люди?

что стало величайшим помощником человека?

когда появились люди по своему облику похожие на современного человека?

начало истории человечества

первобытные люди

2,5 млн. лет назад

сообща, группами

умение добывать огонь

около 40 тыс. лет назад

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

извлечение необходимой информации из текстов (П);

использование знаково-символических средств (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

III. Постановка учебной задачи

- Работа в парах (разгадывание кроссворда) см. приложение.

Вопросы:

одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории? ;

люди научились….глиняную посуду. ;

этим занимались женщины и дети ;

как по-другому назвать древнейшего человека?

освещение первобытных художников в пещере

основное занятие древнейшего человека

Какое ключевое слово по вертикали у вас получилось?. Почему именно Египет? Вернёмся с вами к таблице которую я вам показывала на прошлом уроке (слайд №2). Вспомним на какие периоды делится история человечества?

Первобытную историю мы рассмотрели на прошлом занятии, а сегодняшнее занятие посвятим миру древности и государствам Древнему Египту, Древней Греции, Древнему Риму.

Прочитайте тему урока, записанную на доске: МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ.

Какой вопрос у вас возникает?

Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Земледелие

Изготавливать

Собирательство

Первобытный

Факел

Охота

Египет

Почему мир древности близкий?

Познакомиться поближе с древними государствами

спользование знаково-символических средств (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

подведение под понятие (П);

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

IV. Открытие нового знания

Поэтому нам сегодня нужно «побывать» в трёх древних государствах.

Учитель дополняет выступления групп

- Каждая группа читает текст о данном ей государстве.

- Дети заполняют карточки, каждая группа по своей стране.

- Рассказать главное о стране

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П)

V. Включение в систему знаний

На берегах какой реки возникло Египетское царство?

Что такое иероглиф?

Что вы знаете о богах РА, Себек, Тот

Кто такой фараон?

Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне

Столица Греции

Столица Древнего Рима

Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нём архитектурным ансамблем?

Самый знаменитый храм Акрополя?

Назовите древние постройки в Риме. Которые сохранились до наших дней

Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?

Нил

Особые знаки для письма

Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог мудрости, счета и письма

Царь Египта

Храмы и пирамиды

Афины

Рим

Акрополь – сердце Афин

Парфенон

Римский форум, Пантеон, Колизей

Помпеи

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

подведение под понятие (П);

моделирование, преобразование модели (П);

использование знаково-символических средств (П);

установление причинно-следственных связей (П);

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П)

VI. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?

Достигли мы цели урока?

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);Ы

Схема структурного самоанализа урока

Тема урока: __Мир древности: далекий и близкий

Тип урока ___открытие нового мира___________________________

Учитель: ________Кириченко Л.И._________________ Класс:___4 Б____

  1. Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин)

Соответствие/

несоответствие

1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания.

3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.

4. Выдержаны примерные временные рамки.

  1. Актуализация знаний и мотивация (12-15мин)

1. Организовано повторение используемых способов действий.

2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме.

3. Проведена самостоятельная работа

4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий.

5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания.

6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

7. Выдержаны примерные временные рамки.

  1. Постановка учебной задачи (3 - 4 мин)

Учащиеся, допустившие ошибки:

1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?).

2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки

3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном.

2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

3. Выдержаны примерные временные рамки.

  1. Открытие нового знания (8- 9 мин)

1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок):

а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы;

б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге;

в) участвовали в подводящем диалоге.

2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий.

3. Причина ошибки зафиксирована знаково.

4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

5. Выдержаны примерные временные рамки.

  1. Первичное закрепление  во внешней речи (2-3 мин)

I. Организовано обсуждение типовых затруднений.

2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

3. Выдержаны примерные временные рамки.

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Учащиеся, допустившие ошибки:

Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Выдержаны примернее временные рамки.

  1. Включение в систему знаний и повторение (4 - 5 мин.)

При положительном результате предыдущего этапа:

1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате предыдущего этапа:

1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.

2. Выдержаны примерные временные рамки.

VIII

Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение.

3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности.

4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность

всего класса на уроке.

5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке.

6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока.

7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.

8. Выдержаны примерные временные рамки.

Общие выводы по уроку, рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТАБЕЛЬ–ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ

Пробные уроки

Щетинина Анна Сергеевна

ФИО

обучающий(я)ся на

3

 курсе в 20

21

уч. г. по специальности СПО

44.02.02. Преподавание в начальных классах

(Код и наименование)

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования.

(Наименование профессионального модуля)

в организации

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», ул.Молодогвардейцев,43

(Наименование организации, юридический адрес)

Пробный урок по предмету: Окружающий мир

Тема урока: ___Мир древности: далекий и близкий____________________

_4 Б__ класс. Учитель: ___Кириченко Л.И._________________________

Руководитель практики: ______Погорелов О.Ю._______________________________________

Подготовка пробного урока (оценивает методист ЧПК №1)

п/п

Показатели

Оценка

(0-1-2)

Формулировка цели соответствует теме урока

Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам

Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам

Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам

Предусмотренные этапы отражают последовательность (логику) урока

Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся

Запланированы формы контроля и оценки

Уровень сложности материала, объем соответствует возрастным особенностям обучающихся

Наглядные средства обучения соответствуют требованиям

Конспект/Технологическая карта оформлены в соответствии с требованиями и сданы своевременно

Итого:

Отметка: ________

Подпись руководителя практики _________________

20 – 17 баллов – «5»

16 – 13 баллов – «4»

12 – 10 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2»

Рекомендации____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проведение урока (оценивает учитель)

п/п

Показатели

Оценка

(0-1-2)

учитель

Рук-ль прак-ки

Выполнение профессиональных требований к внешнему виду учителя

Мотивация учащихся на уроке

Фиксирует затруднения в учебном действии (проблемная ситуация)

Вовлекает учащихся в процесс постановки целей и задач учебной деятельности

Вовлекает учащихся в организацию урока (через определение последовательности действий на уроке)

Организует чередование форм работы (фронтальный, индивидуальный, парной и групповой)

Владеет понятийным аппаратом, подбирает фактический и иллюстративный материал с точки зрения научности

Уровень сложности материала, объем соответствует возрастным особенностям обучающихся

Большинство учащихся демонстрируют усвоение новых знаний, правильно отвечая на вопросы учителя

Большинство учащихся демонстрируют сформированность умений применять усвоенные знания при выполнении учебных заданий на новый материал (первичных умений на первом уроке по теме)

Подбор и проведение динамических пауз в соответствии с возрастными особенностями

Соблюдение санитарных норм и правил безопасности

Осуществляет оценивание деятельности обучающихся

Грамотность в устной и письменной речи (на слайдах, доске)

Итого:

Отметка

Подпись учителя _____________                  Подпись руководителя практики ________________

28 – 24 балла – «5»

23 – 19 баллов – «4»

18 – 14 баллов – «3»

менее 14 баллов – «2»

Рекомендации: ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отчет студента

Студент (ка) ГБПОУ «ЧПК № 1» ___Щетинина Анна Сереевна__

______________________________________________________________группы__301 НК___

Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах проходил(а) практику «Пробные уроки»

с «_06»___декабря________2021 года по «11_»___декабря____________2021 года

в _______МОУ СОШ №45, 4 б КЛАСС_________________________________

(наименование образовательного учреждения, класс)

под руководством_____ _Погорелова О.Ю_________________________

(Ф.И.О. работника образовательного учреждения)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Анализ деятельности

Документ, удостоверяющий выполнение задания

(если есть)

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

В соответствии с планом конспекта было спланировано изучить и понять новый материал

Титульный лист к конспектам уроков

ПК 1.2. Проводить уроки.

Проведен 1 урок  по теме мир древности: далекий и близкий

10 конспектов уроков

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

1.Проведено изучение нового материала

2. Выявлено вовлечение обучающихся в изучение материала

Таблицы с результатами проведенных уроков и рекомендации

ПК 1.4. Анализировать уроки.

На пробных уроках   у меня получилось полностью объяснить материал

Анализируя проведенные уроки у меня получилось провести урок без инцидентов

Анализ уроков

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

В соответствии с календарно-тематическим планом я спланировал(а) конспект урока, самоанализ урока

Оформление документов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Размножение и развитие животных". Школа России

Технологическая карта урока по окружающему мируЦель урока: познакомиться с особенностями развития и размножения животныхПланируемые результаты:-личностные: Развивать  познавательный интересы и мо...

Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей-основа экономики" 3 класс, "Школа России"

Цели: ознакомление с новыми понятиями в экономике; развитие интереса, логического мышления, речи; воспитание бережного отношения к окружающей среде.Планируемые результаты:Предметные: уметь обобща...

Конспект урока по окружающему миру «Путешествие по Франции и Великобритании» (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Путешествие по Франции и Великобритании»Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Франция и ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне (экскурсия)" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:Знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;Уметь анализ...

Конспект урока по окружающему миру "Зачем нам телефон и телевизор", УМК "Школа России" (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о средствах связи и средствах массовой информации; ознакомление с назначением газет, телевизора, интернета, телеграфаПланируемые результаты:Предме...