Конспект занятия "Путешенствие в зимние месяцы"
план-конспект по окружающему миру

Конспект занятия "Путешествие в зимние месяцы" для воспитанников с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimnie_mesyatsy_2.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

   

Конспект

урока  по развитию речи и окружающему миру с использованием методов альтернативной коммуникации

«Зимняя сказка»

путешествие в зимние месяцы

учитель – Н. Б. Лебедева

Дата проведения: 11 февраля  2014 год

2014 год

г. Петергоф


Тема урока: «Зимняя сказка» - путешествие в зимние месяцы.

Место проведения:  помещение групп ДДИ №1

Дата проведения: 11 февраля  2014 год

Тип урока: закрепление полученных знаний

Форма проведения: фронтальная

Цели:

  • Обучающая:
  • Закрепить умение  составлять предложения с пиктограммами, карточками; чтение стихотворений о зиме, закрепление зимних месяцев: декабрь, январь, февраль. Знакомить с праздником спорта Олимпиадой, чемпионы детского дома – показывать, называть. Факелоносцы.
  • Коррекционная:
  • Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения на основе практических упражнений «Укрась елку», «Выбери, что носят зимой»;  «Назови символы Олимпиады».
  • Активизировать  и обогащать  словарь – праздник Новый год, декабрь, январь, Рождество, февраль, Олимпиада, пять колец символ олимпиады, факел, факелоносцы, тренер, медали,  чемпионы.
  • Воспитательная:
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; уважение к спортсменам детского дома;
  • Культура поведения и общения на занятии;

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • Плакаты «Зима», «Зимние забавы»;
  • Карточки с изображением елки, елочных игрушек, фотографии учеников;
  • Презентация урока по изготовлению   новогодней елки из макаронных изделий;
  • Карточки  для дидактической игры «Выбери, что носят зимой»;
  • Фотографии олимпийских  чемпионов детского дома, фотографии факелоносцев детского дома;
  • Рождественские картинки с Вифлеемской звездой; ясли с Христом.

Раздаточный материал:

  • Конверты с карточками для составления предложений;
  • Полоски с липучкой для предложений;
  • Карточки с названиями месяцев и символами этих месяцев: декабрь - новогодняя елка, январь -  рождественская звезда, февраль - олимпийские кольца;
  • Новогодние игрушки, бусы, елка, сделанная на занятиях;
  • Символы олимпиады – олимпийские кольца, олимпийский огонь;
  • Карточки с одеждой и шкафом.

Подготовительная работа:

  1. Экскурсия в музей олимпийской славы детского дома»
  2. Чтение историй о Новом годе, Рождестве;
  3. Рассматривание фотографий факелоносцев, чемпионов специальной олимпиады;
  4. Разучивание стихотворений о зиме, Рождестве;
  5. Слушание Рождественских колядок;
  6. Просмотр новостей о передаче факела.

Ход  урока:

П/п

Основные этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.

Вступительная часть

1.Организацион-ный момент.

2. Коррекционные упражнения.

«Выбери, что носят зимой»

Цель:

1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, выделения лишнего предмета

Приветствие

По карточкам повторяют время года – зима, день недели – пятница.

Что происходит зимой?

Чтобы лучше рассказать о зиме, мы вспомним стихотворение о зиме.

Стихотворение с движениями:

Ой! Как холодно зимой!

Не хочу идти домой.

Нужно ручки мне согреть –

Подышать Ф-ф-ф-

И потереть.

О каком времени года говорится в этом стихотворении?  

Карточки с видами одежды по сезону

У вас на столах лежат карточки, на которых изображена одежда. Назовите, какая одежда?

Правильно. Разная одежда по сезону. Вам надо выбрать зимнюю одежду и повесить ее в шкаф.

Зимой можно гулять в маечке?

Назовите зимнюю одежду.

Все правильно выполнили задание – молодцы!

Здравствуйте!

Время года – зима

День недели – пятница

Идет снег

Холодно, мороз. Надо тепло одеваться

Дети говорят стихотворение, сопровождая его движениями

О зиме.

Шапка, куртка, купальник, шорты, сапоги…

Дети определяют одежду по сезону – зимнюю одежду

Нет! Холодно!

Шапка, сапоги, варежки, шарф, куртка, шуба…

II.

Основная часть.

1.Сообщение темы урока.

2.Работа с карточками – месяц декабрь

3. Составление предложений  

4.Физминутка

5..Работа с карточками – месяц  январь

6..Работа с карточками – месяц  февраль

Сегодня к нам в гости пришел зайчик Степашка и принес нам сюрприз! Песню.

Звучит песня «Три белых коня». О каком времени года поется в этой песне?

В песне говорится о зимних месяцах. Давайте вместе назовем их: декабрь, январь, февраль.

Правильно! Наше занятие называется «Зимняя сказка». Мы будем путешествовать по зимним месяцам. (На доске выкладываю карточку «ДЕКАБРЬ» с символом нового года – елкой)

Найдите такую же. Какой это месяц?

Вспомните, какой праздник в декабре?

Посмотрите и скажите: какой символ  у Нового года?

Правильно! Мы с вами готовились к новому году, делали украшения для елки, делали елку из макарон. Посмотрите, какие елки сделали наши девочки. Кто вспомнит последовательность: с чего мы начинали?

Показываю слайд-шоу с занятия «Изготовление елки из макаронных изделий»

Молодцы! Все правильно помните.

А сейчас Степашка приготовил нам еще один сюрприз! Он принес нам новогодние игрушки. Мы украсим с вами ёлочку. Каждый по очереди подойдет, возьмёт игрушку и повесит ее на елку. Какие еще бывают игрушки? (Вешаю бусы). Что я повесила на елку? Вот мы украсили елку.  Красивая, нарядная она у нас стоит.

Перед вами на столах лежат конверты – откройте их и достаньте карточки. Что на них изображено?

Правильно! Это ваши фотографии. Надо составить предложение: «Я повесила на елку шарик и фонарик!» и т.д. Молодцы! Все правильно составили предложение.

А сейчас все встанем в хоровод и споем   песню «В лесу родилась елочка»

Звучит музыка и песня в исполнении детского хора.

Закончился декабрь, наступил Новый Год. Уберите карточку Декабрь.

(На доске выкладываю карточку «ЯНВАРЬ»  с символом Рождества – ясли с младенцем Христом)

Найдите такую же. Какой это месяц?

Вспомните, какой праздник в январе?

Посмотрите и скажите: какой символ рождества. Возьмите карточку «Январь»

Мы с вами читали книгу про рождество Христово. В начале зажглась Вифлеемская звезда и она известила, что родился младенец Христос, который спасет мир. (На доску вывешиваю карточки с Вифлеемской звездой и ясли с младенцем)

Сейчас мы прочитаем стихотворение

Зажглась звезда

Христос родился!

И мир любовью озарился!

Пусть счастье входит в каждый дом

С прекрасным, светлым Рождеством!

Сейчас мы послушаем рождественские колядки

(Звучит музыка с колядками)

Что звучит в начале мелодии?

Правильно! Колокола несут радостную весть о том, что родился младенец Христос. Рождество очень светлый праздник. Это день рождения Христа

Январь – зимний месяц. Что происходит зимой?  Правильно зимой идет снег. Вспомним стихотворение о снегопаде.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится

Молодцы! Очень хорошо рассказали стихотворение.

Закончился январь., Уберите карточку «ЯНВАРЬ».

(На доске выкладываю карточку «ФЕВРАЛЬ»  с символом предстоящей Олимпиады – олимпийскими кольцами).

Найдите такую же. Какой это месяц?

Вспомните, какой праздник в феврале?

Посмотрите и скажите: какой символ в этом году у февраля?

Правильно! В этом году уже началась зимняя Олимпиада. Что такое Олимпиада? Это праздник спорта. Самые важные соревнования, на которые приезжают лучшие спортсмены со всего мира, из разных стран.

В этом году наша страна проводит зимние олимпийские игры. Вы знаете,  в какой стране живете?

Молодец! Правильно. Возьми карточку, на которой написано Россия и  покажи всем.

(Вешаю карточку с надписью на доску)

Давайте все вместе повторим Россия

На столах у вас лежат конверты, что там лежит? Это символ олимпиады – Олимпийские кольца. Сколько их? Давайте посчитаем.

Да, правильно. Поднимите олимпийский огонь. Это тоже символ олимпиады. Олимпийские игры начинаются с того, что самые достойные люди несут факел с олимпийским огнем. Посмотрите на эти фотографии. Кто на них изображен?  Что они держат в руках?

Правильно,  факел с олимпийским огнем.

Арсений,  покажи, пожалуйста, фотографию с Валерием Николаевичем, где он несет олимпийский огонь .Правильно. Умница!

Оля, покажи  фотографию Александра Николаевича. Что он несет в руке? Молодец! И чья еще фотография осталась? Кто это?

На Олимпиаду  приезжают самые лучшие спортсмены и самые сильные, быстрые и ловкие становятся чемпионами. Им вручают медали. В нашем детском доме тоже есть олимпийские чемпионы. Вспомните, мы ходили в музей олимпийской славы и вы видели медали, портреты чемпионов. Кто вспомнит наших чемпионов? Назовите их. Показываю портреты Ксении Бодалевой, Оксаны Борзенковой, Максима Федорова, Валеры Гусевой, Андрея Сидорова..

Молодцы! Назвали всех чемпионов.

А кто тренирует спортсменов, чтобы они стали победителями? Тренер. Кто у наших чемпионов тренер?

Правильно!

О зиме.

Декабрь, январь, февраль

.Декабрь

Новый год

Елка, Дед Мороз

Красивые

Приклеивали макароны к конусу, потом их красили зеленой краской,  раскрашивали бантики-макароны в разные цвета и потом украшали елки бантиками и бусами

Конфеты, шары, сосульки, фонарики.

Бусы

Это я! Я! Елка, новогодние игрушки.

Дети составляют предложения их карточек (коммуникативная книга)

Дети поют и делают движения

Дети убирают карточку «Декабрь»

Выкладывают карточку «Январь»

Это январь

Рождество

День рождения Христа

Дети читают стихотворение и сопровождают его жестами

Колокола

Холодно, мороз, снег идет.

Дети проговаривают стихотворения с движениями.

Дети убирают карточку «Январь»

Февраль

Праздник спорта – Олимпиада

Соревнования

В России.

Россия

Олимпийские кольца, олимпийский факел, огонь

Считают – 1, 2, 3, 4, 5.

Валерий Николаевич, Александр Николаевич, Ксюша.

Факел. Олимпийский огонь

Олимпийский огонь

Ксюша, Ксения.

Ксения  Бодалева, Оксана Борзенкова, Максим Федоров, Валера Гусева, Андрей Сидоров

Александр Николаевич

III.

Заключительная часть.

Молодцы! Очень хорошо отвечали на вопросы, читали стихотворения, составляли предложения. А что еще мы делали на занятии? О каком времени года говорили?

Назовите зимние месяцы.

Положите по порядку названия месяцев с символами этих месяцев.

 Какой праздник в декабре?

Какой праздник в январе?

Какой праздник в феврале?  Правильно, Олимпиада. Те, кто будет тренироваться – когда-нибудь станут спортсменами и поедут на олимпиаду. Надо работать, не лениться! Сейчас мы смотрим, как побеждают наши спортсмены, что им вручают? Правильно. А сейчас  вам вручит шоколадные олимпийские медали чемпионка олимпийских игр Ксения Бодалева!  Занятие  закончено.

О зиме

Декабрь – Новый Год

Январь – Рождество

Февраль – Олимпиада

Медали.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ ПРИРОДЫ,ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

материал для оформления календаря природы для младших щкольников...

Урок коми языка в 4 классе на тему "Зимние месяцы. Зимние забавы"

Целью данного урока является введение новой лексической единицы по теме "Зимние месяцы. Зимние забавы". Предметные умения: ученик научится произносить и различать на слух названия зимних месяцев,...

Конспект беседы в подготовительной к школе группе по теме "Приметы и поговорки о зимних месяцах"

Описание материала: Конспект беседы по теме «Приметы и поговорки о зимних месяцах» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)....

конспект открытого урока по окружающему миру "Зима.Зимние месяцы."

Урок знакомит ребят с зимними явлениями, учит отличать признаки зимы, устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений. Способствует расширению кругозора и увеличению словарного запаса....

Конспект урока по окружающему миру "Зимние месяцы" 2 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Зимние Месяцы»Цели деятельности учителя: Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках.Планируемые результаты:Предметны...

Урок коми языка в 4-м классе на тему "Зимние месяцы. Зимние забавы."

Цель: создать учебно-коммуникативные ситуации для освоения лексических единиц по теме «Зимние месяцы. Зимние забавы.»...