Конспект беседы в подготовительной к школе группе по теме "Приметы и поговорки о зимних месяцах"
материал по окружающему миру на тему

Ковалева Татьяна Николаевна

 

Описание материала: Конспект беседы по теме «Приметы и поговорки о зимних месяцах» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект беседы в подготовительной к школе группе по теме

 "Приметы и поговорки о зимних месяцах"

Описание материала: Конспект беседы по теме «Приметы и поговорки о зимних месяцах» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Цели:

 - Продолжать знакомить детей с народными приметами, поговорками.

-  Развивать компоненты устной речи детей: диалогическую форму связной речи.

 Задачи:

 1. Образовательные:

 - уточнять и расширять представления о времени года- зиме, о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль, о сезонных изменениях в неживой природе).

 2. Развивающие:

 - развивать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами и поговорками;

 - развивать у детей интерес к окружающему миру, явлениям природы, развивать память, внимание.

 3.Воспитательные:

 - воспитывать умение вести диалог с воспитателем и со сверстниками, выражать своё мнение.

 - воспитывать культуру речевого общения.

 Словарная работа: активизация словаря: зима, снег, сугроб, наст, капель, погода, примета, поговорка.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать, о чём она?

 Укрыла землю пуховым одеялом,

 Сковала реки крепким льдом,

 Узоры на окне нарисовала

 Искристым белым серебром. О чём эта загадка?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, эта загадка о времени года - зиме. Что вы знаете о зиме? Какая она бывает? Какие признаки зимы вы знаете, назовите их?

Ответы детей.

Воспитатель: У зимы, как и других времён года, есть 3 месяца. Каждый из трёх зимних месяцев непохож на другие.

Воспитатель: Как называется первый месяц зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, декабрь.

 Какие произошли изменения в декабре по сравнению по сравнению с осенними месяцами?

Воспитатель: Каких красок в природе стало больше?

Ответы детей.

 В старину, в народе декабрь назывался «студень» и «стужайло». Как вы думаете, что означают эти слова?

Ответы детей.

Воспитатель: его так называют из-за зимней стужи и морозов, которые часто бывают в этом месяце, из-за того, что он землю промораживает, остужает. А ещё в давние времена декабрь назывался «хмурень».

 Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, потому что в декабрь это хмурый месяц, сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

 Про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает»

 Декабрь начинает зиму. Реки и озёра скованы льдом.

 Об этом месяце говорят: «Декабрь-глаз снегами тешит». Везде, на земле, на деревьях, на зданиях лежит снежное одеяло.

 Декабрь начинает холодную зиму.

Воспитатель: Послушайте загадку и постарайтесь назвать второй зимний месяц.

 Щиплет уши, щиплет нос,

 Лезет в валенки мороз.

 Брызнешь воду – упадет

 Не вода уже, а лед.

 Даже птице не летится,

 От мороза стынет птица.

 Повернуло солнце к лету.

 Что, скажи, за месяц это?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это январь.

Воспитатель: Про январь говорят «Январь - году начало, зиме - серёдка»

 Обычно, в январе стоят морозы. Холодно, метели надувают высокие сугробы.

Воспитатель: В январе вы были на новогодних каникулах, много отдыхали, гуляли на улице, в парке. В какие зимние игры и забавы вы играли? Какая погода была в январе?

Ответы детей.

Воспитатель: Каких дней было больше?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Ответы детей.

 Воспитатель: Солнце в январе светит ярко, но оно не дает тепло, не греет.

Воспитатель: А как называется третий месяц зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: Февраль. Про февраль говорят: «Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет».

 Февраль - последний месяц зимы. Солнце всё чаще начинает выглядывать и пригревать.

 Об этом месяце говорят: «Февраль силен метелью, а март капелью» или «Февраль придет – все пути занесет». Как вы понимаете эти поговорки?

Ответы детей.

Воспитатель: В феврале часто бывают метели и позёмки. Ветер поднимает снег, кружит его, образуются сугробы и заносы.

 Есть такая поговорка: «Февраль солнце на весну поворачивает».

 Всё выше поднимается солнце, ярче светит, больше греет. Становится заметное прибавление дня.

 Как можно сказать про погоду в феврале? Расскажите, что изменилось с приходом февраля?

Ответы детей.

Воспитатель: Что происходит со снегом, когда солнце начинает пригревать?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, снег начинает таять. Днем снег тает, а вечером, когда холодает, на снегу образуется ледяная корка или по-другому наст. На крышах зданий подтаивает снег, начинается капель. А когда подмораживает, то образуются сосульки.

Воспитатель: Ребята, а что Вам нравится зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: О чём мы с вами беседовали?

 Какие приметы и поговорки о зиме или зимнем месяце, вы запомнили?

 Какая из них самая интересная?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, много интересного мы с вами сегодня вспомнили о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием техники квиллинг «Синица в руках, журавль в небе.»

1. Повторить с детьми основную форму (свободную спираль, полукруг) и из них составлять композицию (перо) . 2. Развивать моторику, мышление, внимание, память, творческое воображение, фантази...

Конспект организации квест-игры на улице в зимний период в подготовительной к школе группе "Поиск пропавших ключей"

При планировании образовательной деятельности перед нами, педагогами-дошкольниками, нередко встаёт вопрос - как сделать процесс обучения интересным, игровым, ведь ведущим видом деятельности наших восп...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности V вида «Дифференциация звуков П-Б»

Конспект занятия в подготовительной  к школе группе компенсирующей направленности V вида«Дифференциация звуков П-Б»...

Беседа «Дорожная азбука» в подготовительной к школе группе

Закрепление знаний с детьми  правил  по ПДД...

Беседа «Дорожная азбука» в подготовительной к школе группе

Продолжать развивать интерес к знаниям, закреплять знания правил по ПДД....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Славна богатырями земля русская»

Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны через изобразительное искусство, художественную литературу, устное народное творчество. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова – осно...