Что такое почва?
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Цели:
- Изучить структуру почвы.
- Познакомить с процессом образования почвы.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Выделить основное свойство почвы - плодородие.
- Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.
- Развивать навыки исследовательской работы.
- Формировать чувство коллективизма.
- Воспитывать бережное отношение к почве.
- Воспитывать - в процессе постановки опытов - аккуратность.
Задачи урока:
· Выявить основные свойства почвы.
· В процессе опытов установить состав почвы.
· Узнать об образовании почвы.
· Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_pochva.docx | 67.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое почва.
Цели:
- Изучить структуру почвы.
- Познакомить с процессом образования почвы.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Выделить основное свойство почвы - плодородие.
- Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.
- Развивать навыки исследовательской работы.
- Формировать чувство коллективизма.
- Воспитывать бережное отношение к почве.
- Воспитывать - в процессе постановки опытов - аккуратность.
Задачи урока:
- Выявить основные свойства почвы.
- В процессе опытов установить состав почвы.
- Узнать об образовании почвы.
- Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Формирование УУД.
Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами. Компьютер, телевизор, презентация.
ХОД УРОКА
Этапы | Содержание |
Организа-ционный момент: I. Проверка домашнего задания: 1. Активиза-ция класса.
2. Ситуация успеха.
II. Планирование. Целеполагание. 3. Проблем-ная ситуа-ция.
III.Коллек-тивное составле-ние плана урока 4. Постанов-ка учебной задачи.
5. Изучение нового материала.
6.Закрепле-ние.
7. Итог 8. Домаш-нее задание Рефлек-сия. | Прозвенел звонок для вас - все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво. Поздоровались учтива. Тихо сядьте, спинки прямо. Вижу, класс наш - хоть куда, мы начнём урок тогда. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько разных тарелочек, стаканов. Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня? ( Наш класс похож на лабораторию.) (На двери появляется табличка "Лаборатория") - Верно, а мы с вами учёные-исследователи, я буду научным руководителем. - Кто такие исследователи? (люди, которые что –то исследуют, изучают, открывают новое) - Как работают исследователи? (правильно, быстро, организованно). - Ваша работа будет оцениваться на листах отчёта работы членов каждой микролаборатории. В группе назначены контролёры. Поднимите руки. Их задача, посоветовшись с партнёрами, поставить + тем, кто работал и верно делал выводы, - тем кто работал, но в выводах ошибался. А тем кто не работает, ничего не ставить. Надеюсь, таких не будет. Тем самым определиться самая дружная микролаборатория. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Также в группах назначены теоретики и практики. Поднимите руки. Их задача, посоветовшись с партнёрами, давать ответы и делать опыты. А теперь мы немного поиграем , а за одно и проверим домашнее задание. 1 . Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода) 2 . В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы её очистили? Как называется этот способ? (Загрязненную воду можно очистить с помощью бумажного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.) 3 . Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения) - Молодцы, за домашнее задание получаете следующие оценки. В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток). - Интересно, что это? Читаем записку: Бьют меня ногами, режут грудь ножами Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. - Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово Земля) (показ среза земли, взятого с обрыва) -А о каких подарках идет речь? – Слово “земля” имеет много значений:
Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так в старину уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю. Итак, какова сегодня тема нашего урока???? Каково её научное название? – Почва. Лишь на первый взгляд почва кажется однообразным и малоинтересным объектом. В действительности же её мир не менее разнообразен и удиви-телен, чем мир растений и животных. Почва представляет собой особое природное образование, обладающая только ей присущими строением, сос-тавом и свойствами. -Ребята, все научные сотрудники должны работать по плану. - Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. - С чего начнем? ( Выслушиваются ответы детей. Если ученики затруд-няются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос). - Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись "Что такое почва?") Знаете ли Вы, что такое почва? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? В СЛОВАРЕ. ПОЧВА – ЭТО…… - Что еще хотели бы узнать о почве? (хотели бы узнать свойства почвы.) - Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая надпись "Свойство почвы") - Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет) - Значит, с чем познакомимся? - Кто догадался? - С видами почв. (Ниже надпись "Виды почв") - А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? Доклад (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись "Почва человеку") "Что такое почва?" "Свойства почвы "Виды почв" "Образование почвы" - Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей) - Ребята, у кого есть огороды, сады? - Что влияет на хороший урожай? (почва, солнце, погода). Почва, с которой снимают очень хороший урожай, как называется??? (плодородной) Из каких двух слов состоит слово плодородие??? Плод и родит!!! - Нужно ли изучать почву? (нужно) - А для чего нужно? (чтоб знать её состояние, так как от неё зависит урожай) - На всякой ли почве можно получить хороший урожай? (нет) ПОЧЕМУ??? (есть почвы, которые не обладают плодородием, за почвой надо ухаживать…) Но всякую ли землю можно назвать почвой? Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах. Прежде чем приступить к исследованиям, что мы должны вспомнить???? Техника безопасности. 1. На занятиях выполнять только порученную учителем работу. 2. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений. 3. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. На уроке можно:
На уроке запрещено:
Правила групповой работы 1.Внимательно слушать инструкции. 2.Чётко выполнять указания. 3.Быть наблюдательными. 4.Аккуратно работать с веществами и оборудованием. 5.По наблюдениям сделать выводы. Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование пред-полагает различные методы изучения. Это, прежде всего метод наблюде-ния. Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой почв. Какого он цвета? Сделайте вывод. Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. А какие вещества необходимы для живого? Воздух, вода, пища, другие питательные вещества. Значит нам без почвы не обойтись!!! Вы со мной согласны? Метод исследования – эксперимент Как доказать, что в почве есть воздух? ( Надо провести опыт ) Правильно Опыт № 1 Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха. Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети: В почве есть воздух. – Для чего нужен воздух в почве? (Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве.) ОТОДВИНЬТЕ ЭТОТ СТАКАН, он нам ещё пригодится. Опыт 2 Докажем, что в почве есть вода
Какой вывод можно сделать??? - Для чего нужна вода в почве? Опыт № 3 Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт? Дети: В почве есть вода. Опыт № 4 Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах. Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остат-ков растений и животных. Именно перегной придает почве тем-ный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать? Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной. Опыт № 5 (рассматривают отстоявшую воду с почвой , из опыта № 1)) Учитель: Пододвиньте стакан с водой и почвой. Что вы видите? Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть. Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите? Дети: Песок поверх которого осела глина. Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети: В почве есть песок и глина. Опыт № 6 Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это? Дети: Это похоже на соль. Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворен-ные соли, перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для жизни. ОПЫТ 7. - А теперь давайте порассуждаем, что такое микроорганизмы? - Есть ли они в почве? - Если есть, то для чего? - А теперь послушаем отрывок из научного доклада "Микроорганизмы", узнаем ответы на эти вопросы. Доклад 2 ученика: Микроорганизмы, (микробы) - название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооруженным глазом (их характерный размер - менее десятой части мм). Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и многоклеточные микроорганизмы. Изучением этих организмов занимается наука микробиология. Микроорганизмы обитают почти повсеместно, где есть вода. Доклад 3 ученика: В почве обитают мелкие животные. Например: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений. Учитель: Отгадайте, что это за живое загадочное существо? Дети: Дождевые черви. ДОКЛАД 4 ученик Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений. Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её. Из этого можно сделать вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы. - А мы знаем, что в почве есть вода, из этого следует, что в почве есть микроорганизмы. Какое значение имеет почва для растений и животных? С помощью опытов мы выяснили, что в состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина. Какая это природа? (неживая) В почве обитают растения ,животные , микроорганизмы. Какая это природа? (Живая) Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживой природы к живой. ДОКЛАД Образование почвы. Учитель: Какие бывают почвы? ДОКЛАД В разных местах нашей страны почвы неодинаковы. Существуют черноземные, подзолистые, арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные почвы. Учитель: Какие почвы в нашей области? - Чем разрезы почв отличаются? (цветом, трещинами) - Почему? - Одинаковые ли условия жизни на Земле? Чем природные условия отличаются? (в разных природных зонах находятся, а следовательно, разные природные условия: температура, влажность ). В большей степени что на разнообразие почв влияет? (количество перегноя) Несмотря на многообразие типов почв, мы знаем, что входит в состав почв, можем ли мы выложить слоями? - Из чего состоит самый нижний слой? (камни) - А потом? (глина, песок, перегной) - Какой слой самый плодородный? (перегной) Что получают растения из почв? (получает воздух, питательные вещества) - На что это влияет? (на урожайность) - Какой вывод можем сделать? (Чем выше плодородность, тем выше урожайность) - Может ли хорошая почва испортиться? (может) - По каким причинам? (нерациональное использование почвы, загрязнение, строительства) Доклад 4 ученика : За год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2 - 3 мм. А сгорает он за несколько минут. Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу - за 226 тысяч лет, а там, где нет растений - за 15 лет. Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка - более 90 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, а стекло - до тысячи лет. Учитель показывает портрет В.В. Докучаева. Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. ВЫВОД ПО ТЕМЕ УРОКА: - Из чего же почва образуется? (Остатки старой травы, листьев, останков животных) - Кто участвует в образовании почвы? (микроорганизмы, ….:) - Что же входит в структуру почвы? ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ задание: 1 . Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то:". 2 . Разгадывание кроссворда. 3 . Найдите выход из проблемной ситуации: как предотвратить разрушение почвы? - Вот и подошло наше исследование к концу. Вы почувствовали себя исследователями? Почему? - Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с интересом, не допуская ошибок. Но чтобы стать научным руководителем, вы должны самостоятельно читать дополнительный материал. Я предлагаю вам следующее: Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой интересной науки, как ботаника. Ну а чтоб следующий урок прошёл интересно, вы получаете домашнее задание - на ваш выбор. Наблюдение "Состояние почвы в моём огороде" (Определить состояние почвы, узнать у родителей урожайность, что делают, чтоб повысить урожай?) Творческое - сочинить сказку "Приключение жучка при движении из недр почвы на поверхность". -За что бы вы себя сегодня похвалили? Что интересного вы сегодня узнали? - Удалось ли нам достичь поставленных целей? - Какие открытия удалось сделать? - О чём расскажете родителям, друзьям? -Вспомните, чья работа на уроке вам сегодня понравилась. Подумайте, как бы вы оценили себя? (опрос детей, оценивание) Если вам урок понравился прикрепите свою пчёлку, а если нет, то капельку дождя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....