Как зимой помочь птицам? урок окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Евгения Валерьевна Соболева

Как зимой помочь птицам? Урок окружающего мира в 1 классе по ФГОС Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету "Окружающий мир" в 1 классе по программе "Школа России". 

ТЕМА: Как зимой помочь птицам?

Пояснительная записка. Урок расширяет представление детей о зимующих и перелетных птицах, способствует воспитанию заботливого отношения к птицам, к окружающей нас природе.

Данный урок изучается в разделе «Как, откуда и куда?». Это урок закрепления новых знаний. На уроке дети закрепляют умение различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях; правильно подбирать корм для птиц, изготавливать простейшую кормушку.

Закрепляют полученные знания через создание листовок и видеофильма в коллективной проектной деятельности.

Урок сопровождается презентацией.

ЦЕЛЬ: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

ЗАДАЧИ урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
- различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
- правильно подбирать корм для птиц;
- уметь изготовить простейшую кормушку;
- знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- выполнять свою небольшую часть совместной работы на уроке,  которая в дальнейшем будет использована в коллективном продукте.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип урока по целеполаганию: закрепления полученных знаний на основе жизненного опыта.

Форма организации учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Форма проведения урока: урок-проект.

ОБОРУДОВАНИЕ: видеокамера и ноутбук с программой Видео-Мастер; мультимедийная установка; презентация «Покормите птиц зимой»; фотографии ребят с кормушками; учебник; тетрадь на печатной основе; распечатанные крупным шрифтом тексты и иллюстрации о птицах; картина-раскраска с изображением детей, подкармливающих зимующих птиц.


Время

Содержа-ние

деятель-

ности

Предполагаемый результат

Действия учителя

Содержание этапа

Действия учащихся

2 мин

Эмоцио-нальный настрой

на урок 

Подготовка учащихся

к предстоящей работе

Дает целевые установки на деятельность: Сегодня у нас необычный урок, сидите вы группами. До урока вы разделились, выбрав по желанию картинку птицы и сели за парты, где эта картинка в центре на флажке.

-Рассмотрите на доске картинки, составьте слово из 1-х букв изображенных предметов: (По дереву вниз головой Бежит в одежде голубой. (Поползень), трясогузка, иволга, цапля, аист – ПТИЦА. А одним словом – кто это? ПТИЦЫ. (БУКВЫ)

Значит, о ком мы будем сегодня говорить? Теперь уточним о каких птицах. Для этого сыграем в игру «Кто лишний» (слайд1) Кто лишний на картинках? Почему? Значит, мы будем говорить о каких птицах? (Зимующих)

Слушают учителя, отвечают на предложенные вопросы, игра «Кто лишний?».

1 мин

Актуали-зация знаний

Диагностика знаний о жизни птиц.

Организует диалог по материалу, изученному ранее и из жизненного опыта:

-Какую пользу приносят птицы? - Что необходимо для жизни птиц?  -В какое время года птицам особенно тяжело? Почему?

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

3 мин

Формули-рование

темы и задач

 урока

По наводящим

вопросам формулирование темы, выбор задач урока.

Задает вопросы на осознание темы урока и задач урока.

Вам их жалко? Каких птиц вы видели зимой в нашем селе? А вы могли бы им помочь? Кто догадался, какова тема урока? (Как зимой помочь птицам) (СЛАЙД 2). На слайде представлены задачи урока, то чему мы сегодня научимся. Выберите из них подходящие задачи: различать птиц, зимующих у нас, поливать цветы, читать книги о птицах, подбирать корм для птиц, составить листовки и видеообращение к другим людям о том, что надо помогать птицам.

Формулируют тему, из предложенных задач выбирают нужные для урока задачи.

8 мин

Закрепление материала

Работа в группах, обсуждение материала.

Организует работу в группах. Работа по теме.

Откройте тетрадь на с.52 и приготовьте простой карандаш. №1. Знаете ли названия этих птиц. Кто для вас незнаком? О поползне говорили в начале урока. Что о нем запомнили? А какая птица вам незнакома? «Свир-свир!» -засвистели, На рябину налетели Дружной стаей…(Свиристели) - Найдите эту птицу в ваших тетрадях. Кратко об этой птице. (СЛАЙД 5 из учебника). Мы познакомились с новыми птицами, выполним №2 – закрась кружок около тех птиц, которых ты видел в Татаурово. А теперь узнаем новое о птицах, которых вы видите часто зимой на улице. У вас на столах есть картинки и тексты о конкретной птице. Изучите информацию и выберите картинки о заданной птице, и вы станете экспертами по этому виду птиц. После работы по одному-два ученика от группы – рассказ о синице, воробье, снегире у доски.  (СЛАЙД 7). Вопросы для проверки деятельности учеников: Почему птичку зовут синицей?(СЛАЙД 8). - Почему воробей имеет такое название?(СЛАЙД 12). Что можете сказать о снегире? О каких птицах мы сегодня говорим? Каким кормом их следует подкармливать? Учебник с 75- вывод.

Игра выбери корм для птиц р.т. с53 №2.  

(СЛАЙД 10). Работают в группах, изучают распечатанный материал, вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя.

Рассказ детей. Выполнение заданий в тетради.

2 мин

Физми-нутка

Движения под стихотворение о

птицах и фонограмму пения птиц

Показывает движения

Скачет шустрая синица,                Вот присела на минутку,
Ей на месте не сидится,                 Почесала клювом грудку,
Прыг-скок, прыг-скок,                   И с дорожки — на плетень,
Завертелась, как волчок.               Тири-тири, тень-тень-тень.

Повторяют движения.

1 мин

Закреп-

ление изучен-ного.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Постановка следующей задачи.

Ставит вопросы, добивается полных ответов, подводит к следующей задаче.

Какова тема урока? О каких птицах мы сегодня говорим? (СЛАЙД 14).- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие.  Как живётся птицам зимой? Почему им трудно? Что же делать? Зависит ли что-то от нас? Чем можем им помочь? Как это сделать? НО сделав по одной кормушке, вы всем птицам поможете? А как помочь всем птицам? А кто может помочь сделать много кормушек? А как они узнают об этом?

Отвечают на вопросы.

5 мин

Составление видеообращения

Съемка видеообращения на видеокамеру

Организует класс, снимает видеообращение

- Чтобы люди поняли, к чему мы их призываем, придумаем короткое предложение с призывом. (Нпр: Ты можешь зимой помочь птицам. Просто покорми их!) Класс становится на заранее подготовленные стульчики у доски. Дети обращаются в камеру с данным призывом, держат в руках подготовленную раскрашенную ими картину – плакат. (Добавить кричалку в заранее подготовленный ролик, где уже есть фото детей с кормушками)

Придумывают кричалку-обращение, участвуют в съемках (по желанию)

6 мин

Примене-ние получен-ных знаний

Практическая работа: 1.Изготовление листовки.

2.Подготовка видеоролика

Организует и корректирует работу в группах. Монтирует видеоролик

Мы с вами уже сделали и развесили кормушки для птиц. (СЛАЙД).

А еще есть такая форма рассказа рисунок-призыв или листовка.

У вас на столах в конвертах есть материал для листовок. Обсудим алгоритм изготовления листовки.

Вы будете работать с клеем. Как? (правила ТБ)

Практическая работа в группах.

Выполнение заданий проектной работы по алгоритму.

3 мин

Обоб-щение и закреп-

ление

Составление меню птичьей столовой

Демонстрация листовок, видеоролика

-Как вы считаете, что ещё осталось сделать, чтобы помочь птицам перезимовать? Затруднились? Тогда послушаем самих птиц. Синица: Безобразие! Прилетела перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали, что ли. Воробей: Остался голодным, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Снегирь: А когда я прилетел, кормушка вообще была пустая. /Итак, что поняли? Как видите, ребята, мало сделать просто кормушку, составить обращение. Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае. Вы теперь знаете, как помочь птицам, после уроков мы повесим призывы, чтобы другие ребята не забывали помогать птицам зимой. А видеоролик разместим на странице нашей школы в Контакте. Смотрим ролик, что у нас получилось.

Оформляют выставку листовок.

Составляют 

меню для птичьей столовой.

Отвечают на вопросы.

Просматривают ролик, корректируют.

3 мин

Рефлек-сия

Высказывание мнения об услышанном на уроке, оценивание полученных знаний, закончив предложения.

Предлагает детям рассказать о своих впечатлениях от работы на уроке. 

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Получилось ли доброе дело? - Продолжите любое из этих предложений.

(СЛАЙД 23). Мне было интересно…Теперь я знаю, что…..Было трудно…Я понял, что…Я буду….

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. - Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

Высказывают свои мнения

1 мин

Домаш-нее задание

Размещение в школе и в селе листовок с призывом, видеоролика в ВК. Следить за кормушками.

Напоминает, что за кормушками нужно ухаживать, напоминать другим ребятам помогать птицам зимой, повесить призывы в школе и в селе.

Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку, спланируем на ГПД разместить листовки в школе и в селе, а видеообращение  - на странице школьного сайта.

  


Тексты для изучения в группах,

слова для инсценирования

Воробей - самая распространенная птица. За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.

Воробей Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.

Снегиря  так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь -родня воробью.

Снегирь Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, сирени, трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.

Синица. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

Синица Летом питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.

Синица: Безобразие! Прилетела перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали, что ли.

Воробей: Остался голодным, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?

Снегирь: А когда я прилетел, кормушка вообще была пустая.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?

Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира 1 класс "Как помочь птицам зимой"

Материал содержит презентацию и разработку урока.УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...