Урок по окружающему миру 4 класс 21 век "зрение"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrenie.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Зрение. Береги глаза.

Цели урока:

1.Ознакомить учащихся с органом зрения;

2. Расширять знания учащихся о бережном отношении к глазам;

3. побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье глаз; научить элементарным правилам сохранения и улучшения зрения;

Оборудование

  1. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир
  2. . «Начальная  школа  21 века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой) 4 класс

Ход  урока.

I. Организационный момент.

- Прочитайте запись на доске и скажите, как вы понимаете смысл этого выражения:

СЛАЙД 2 Французский математик и астроном Пьер Симон Лаплас сказал

То, что мы знаем, – ограничено, а то, чего не знаем, – бесконечно.

- Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира? Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом – это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для детей, но и для взрослых. И он от этого становится все заманчивее.

II. Проверка домашнего задания.

1.

В выделительную систему входят:

1. почки

2. мочеточники

3. мочевой пузырь

2.

Вставь в предложения пропущенные слова.

Почки расположены по обе стороны от позвоночника на уровне поясницы. Проходя через почки, кровь избавляется от вредных веществ и лишней воды.

3.

Самый большой по площади орган тела человека

кожа

4.

Из скольких слоёв состоит кожа?

2

IV. Сообщение темы урока 

- Послушайте  отрывок из сказки Г-Х. Андерсена «Снежная королева» СЛАЙД 3:

«Жил был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось, все же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче и хуже. Однажды зеркало полетело на землю и разбилось вдребезги. Некоторые осколки, не больше песчинки, разлетелись по белу свету. Они попадали людям в глаза и так там и оставались. Человек с таким осколком начинал всё видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны…»

- Что в ней волшебного?
- Какие органы чувств помогают воспринимать мир правильно?

- Назовите   тему   урока. СЛАЙД 4

V. Самостоятельная работа учащихся

Задания на «3»

1. Через какие органы чувств мы узнаём о происходящем в окружающей среде? (тебе поможет № 40 в ПТ)

2. Прочитай текст на стр. 35, 36, 37 (вверху)  в учебнике  и ответь на вопросы

- Как «работает» глаз?  

- Что находится посередине глаза?

- Через какую часть глаза проходят лучи света?

- Как, где и куда  движется световой сигнал?

- Где появляется изображение?

- От чего защищают веки, брови, ресницы?

- Как защитить глаза от болезней? Прочитай правила на стр. 37

Задания на «4»

1. Почему глаза называют «окнами в окружающий мир»?

2. Интересно, а животные видят так же как мы? (как видят лягушки, рак, морская звезда, пчела,  стрекоза, паук, орёл, сова) Текст вам в помощь.

СЛАЙД 5 Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

СЛАЙД 6 У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.

СЛАЙД 7 А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.

СЛАЙД 8 А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.

СЛАЙД 9 У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть - цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.

СЛАЙД 10 У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.

СЛАЙД 11 У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.

СЛАЙД 12 У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.

У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. СЛАЙД 13 Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.

- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека?

Задания на «5»

- У всех представителей животного мира разные глаза. С чем это связано?

- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?

Дополнительные вопросы:

- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

- Почему медицинские работники узнают  о том жив или нет человек, используя  фонарик?

Проверка выполненного задания.

- Есть пять помощников на службе у тебя,

 Не замечая, их используешь шутя:

 Глаза тебе даны, чтоб видеть,

 А уши служат, чтобы слышать,

 Язык во рту, чтоб вкус понять,

 А носик – запах различать.

 И ни к чему твоя тревога,

 Они всегда тебе помогут.

- О каких органах чувств говорится в стихотворении?

- Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют. СЛАЙД 14

глаза

нос

уши

язык

кожа

осязание

обоняние

зрение

слух

вкус

- Как называется  орган о  котором вы читали?

- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где же парта, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

- Какую же роль для человека играют органы зрения?

- Чтобы хорошо видеть, надо беречь и тренировать орган зрения  – глаза.

Физминутка для глаз.  (Выполняют стоя.)

VI. Знакомство с органом зрения  - глазом

- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян)

СЛАЙД 15

Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)  СЛАЙД 16

- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как?

(Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).

- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.

Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.

- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется?

 (Радужная – радуга – цветная. )

В самом центре радужной оболочки находится зрачок. А как вы думаете, какую роль он играет? Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Как в фотоаппарате! Так регулируется поток света.

- В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более ста лет назад. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло множество людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повезти поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что его глаза не различают цвета. Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.

-  Чтобы ваши глазки хорошо видели, необходимо их беречь и укреплять.

- Как вы думаете, что для этого надо делать?

Запомните несколько упражнений для глаз!

Гимнастика для глаз.

  • Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  • Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.
  • Делай круговые движения глазами: налево - вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори 10 раз.
  • Вытяни вперёд руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
  • Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.

- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?

- Давайте проведём небольшую исследовательскую работу. Закройте тетрадкой один глаз и посмотрите на буквы на плакате. Теперь закройте другой. Что заметили?

- Каждый глаз видит предмет немного по – своему, но ведь мы смотрим двумя глазами сразу.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Мозг улавливает различия двух изображений и соединяет их очень точно. Мы видим предмет объёмным.

Я хочу предостеречь:

 Нужно всем глаза беречь!

 Глаз поранить очень просто –

 Не играй предметом острым!

 Глаза не три, не засоряй,

 Лёжа книжку не читай;

 На яркий свет смотреть нельзя –

 Тоже портятся глаза.

 Телевизор в доме есть,

 Но, пожалуйста, не лезь

 К самому экрану,

 И смотри не всё подряд,

 Лишь передачи для ребят.

 Не рисуй, склонившись низко,

 Не держи учебник близко,

 И над книгой каждый раз

 Не сгибайся как от ветра-

 От стола до ваших глаз

 Должно быть 35-40 сантиметров.

 В темноте нельзя читать,

 Чтобы глаз не утомлять!

 Помни истину простую-

 Лучше видит только тот,

 Кто жуёт морковь сырую

 Или сок морковный пьёт.


VII. Рефлексия. Итог урока

- Что значит соблюдать элементарные правила гигиены органов зрения?

- Когда следует интересоваться остротой своего зрения?

- Какие признаки должны насторожить вас и послужить поводом для беспокойства о своем зрении, обратиться к офтальмологу? (Если при чтении или рассматривании игрушек, предметов приходится их подносить близко к лицу, частое мигание глазами, покраснение или слезливость глаз, жалобы на частые головные боли.)

- Давайте вместе сформулируем правила гигиены зрения. Я буду произносить начало правила, а вы должны его продолжить.

1. Свет на твой рабочий стол должен падать… (слева).

2. Расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно… (длине руки, согнутой в локте).

3. Нужно давать глазам отдохнуть… (две-три минуты), смотря вдаль, не фиксируя внимания на предмете.

4. Недопустимо чтение…(лежа при слабом свете ночника).

5. Сидеть перед телевизором не ближе… (двух метров от экрана).

- Вот какой сложный механизм – наши глаза. И такой сложный механизм нуждается в бережном отношении.

VIII. Домашнее задание: 

- с. 35 - 37, выучить правила защиты глаз от болезней и травм

ТЕСТ «Выделительная система»                         Фамилия _____________________

1.

В выделительную систему входят:

1. почки

2. мочеточники

3. мочевой пузырь

2.

Вставь в предложения пропущенные слова.

Почки расположены по обе стороны от позвоночника на уровне поясницы. Проходя через почки, кровь избавляется от вредных веществ и лишней воды.

3.

Самый большой по площади орган тела человека

кожа

4.

Из скольких слоёв состоит кожа?

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...