Урок по окружающему миру 4 класс 21 век "зрение"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Зрение. Береги глаза.
Цели урока:
1.Ознакомить учащихся с органом зрения;
2. Расширять знания учащихся о бережном отношении к глазам;
3. побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье глаз; научить элементарным правилам сохранения и улучшения зрения;
Оборудование
- Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир
- . «Начальная школа 21 века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой) 4 класс
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прочитайте запись на доске и скажите, как вы понимаете смысл этого выражения:
СЛАЙД 2 Французский математик и астроном Пьер Симон Лаплас сказал
То, что мы знаем, – ограничено, а то, чего не знаем, – бесконечно.
- Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира? Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом – это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для детей, но и для взрослых. И он от этого становится все заманчивее.
II. Проверка домашнего задания.
1. | В выделительную систему входят: | 1. почки 2. мочеточники 3. мочевой пузырь |
2. | Вставь в предложения пропущенные слова. Почки расположены по обе стороны от позвоночника на уровне поясницы. Проходя через почки, кровь избавляется от вредных веществ и лишней воды. | |
3. | Самый большой по площади орган тела человека | кожа |
4. | Из скольких слоёв состоит кожа? | 2 |
IV. Сообщение темы урока
- Послушайте отрывок из сказки Г-Х. Андерсена «Снежная королева» СЛАЙД 3:
«Жил был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось, все же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче и хуже. Однажды зеркало полетело на землю и разбилось вдребезги. Некоторые осколки, не больше песчинки, разлетелись по белу свету. Они попадали людям в глаза и так там и оставались. Человек с таким осколком начинал всё видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны…»
- Что в ней волшебного?
- Какие органы чувств помогают воспринимать мир правильно?
- Назовите тему урока. СЛАЙД 4
V. Самостоятельная работа учащихся
Задания на «3»
1. Через какие органы чувств мы узнаём о происходящем в окружающей среде? (тебе поможет № 40 в ПТ)
2. Прочитай текст на стр. 35, 36, 37 (вверху) в учебнике и ответь на вопросы
- Как «работает» глаз?
- Что находится посередине глаза?
- Через какую часть глаза проходят лучи света?
- Как, где и куда движется световой сигнал?
- Где появляется изображение?
- От чего защищают веки, брови, ресницы?
- Как защитить глаза от болезней? Прочитай правила на стр. 37
Задания на «4»
1. Почему глаза называют «окнами в окружающий мир»?
2. Интересно, а животные видят так же как мы? (как видят лягушки, рак, морская звезда, пчела, стрекоза, паук, орёл, сова) Текст вам в помощь.
СЛАЙД 5 Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
СЛАЙД 6 У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.
СЛАЙД 7 А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
СЛАЙД 8 А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
СЛАЙД 9 У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть - цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.
СЛАЙД 10 У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.
СЛАЙД 11 У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.
СЛАЙД 12 У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.
У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. СЛАЙД 13 Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.
- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека?
Задания на «5»
- У всех представителей животного мира разные глаза. С чем это связано?
- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?
Дополнительные вопросы:
- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?
- Почему медицинские работники узнают о том жив или нет человек, используя фонарик?
Проверка выполненного задания.
- Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- О каких органах чувств говорится в стихотворении?
- Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют. СЛАЙД 14
глаза нос уши язык кожа | осязание обоняние зрение слух вкус |
- Как называется орган о котором вы читали?
- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где же парта, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
- Какую же роль для человека играют органы зрения?
- Чтобы хорошо видеть, надо беречь и тренировать орган зрения – глаза.
Физминутка для глаз. (Выполняют стоя.)
VI. Знакомство с органом зрения - глазом
- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян)
СЛАЙД 15
Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза) СЛАЙД 16
- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как?
(Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).
- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.
Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.
- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется?
(Радужная – радуга – цветная. )
В самом центре радужной оболочки находится зрачок. А как вы думаете, какую роль он играет? Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Как в фотоаппарате! Так регулируется поток света.
- В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более ста лет назад. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло множество людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повезти поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что его глаза не различают цвета. Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.
- Чтобы ваши глазки хорошо видели, необходимо их беречь и укреплять.
- Как вы думаете, что для этого надо делать?
Запомните несколько упражнений для глаз!
Гимнастика для глаз.
- Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
- Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.
- Делай круговые движения глазами: налево - вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори 10 раз.
- Вытяни вперёд руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
- Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.
- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?
- Давайте проведём небольшую исследовательскую работу. Закройте тетрадкой один глаз и посмотрите на буквы на плакате. Теперь закройте другой. Что заметили?
- Каждый глаз видит предмет немного по – своему, но ведь мы смотрим двумя глазами сразу.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Мозг улавливает различия двух изображений и соединяет их очень точно. Мы видим предмет объёмным.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книжку не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не всё подряд,
Лишь передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра-
От стола до ваших глаз
Должно быть 35-40 сантиметров.
В темноте нельзя читать,
Чтобы глаз не утомлять!
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
VII. Рефлексия. Итог урока
- Что значит соблюдать элементарные правила гигиены органов зрения?
- Когда следует интересоваться остротой своего зрения?
- Какие признаки должны насторожить вас и послужить поводом для беспокойства о своем зрении, обратиться к офтальмологу? (Если при чтении или рассматривании игрушек, предметов приходится их подносить близко к лицу, частое мигание глазами, покраснение или слезливость глаз, жалобы на частые головные боли.)
- Давайте вместе сформулируем правила гигиены зрения. Я буду произносить начало правила, а вы должны его продолжить.
1. Свет на твой рабочий стол должен падать… (слева).
2. Расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно… (длине руки, согнутой в локте).
3. Нужно давать глазам отдохнуть… (две-три минуты), смотря вдаль, не фиксируя внимания на предмете.
4. Недопустимо чтение…(лежа при слабом свете ночника).
5. Сидеть перед телевизором не ближе… (двух метров от экрана).
- Вот какой сложный механизм – наши глаза. И такой сложный механизм нуждается в бережном отношении.
VIII. Домашнее задание:
- с. 35 - 37, выучить правила защиты глаз от болезней и травм
ТЕСТ «Выделительная система» Фамилия _____________________
1. | В выделительную систему входят: | 1. почки 2. мочеточники 3. мочевой пузырь |
2. | Вставь в предложения пропущенные слова. Почки расположены по обе стороны от позвоночника на уровне поясницы. Проходя через почки, кровь избавляется от вредных веществ и лишней воды. | |
3. | Самый большой по площади орган тела человека | кожа |
4. | Из скольких слоёв состоит кожа? | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...