Чтобы путь был счастливым
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий, соответсвующий ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_chtoby_put_byl_schastlivym.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель | Меньшикова Светлана Николаевна |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 |
Тема | |
Педагогические цели |
-Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах . - Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
-Формирование важности разумного отношения поведению, что ведёт к правильному отношению к жизни и своему здоровью. -Формирование понятий «здоровье», « безопасное поведение», умение объяснять эти понятия.
-Воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах. -Формирование личностных УУД через содержание учебного материала |
Задачи здоровьесбережения | Сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. |
Условия «здоровьесбережения» на уроке: |
|
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемый результат | Научить соблюдению правил безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира; |
Личностные результаты | -формирование учебно-познавательной мотивации учения; -понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; -формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
|
УУД (Метапреметные) |
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
Основные понятия и термины, содержание темы, | Здоровье, счастье, здравствуйте, пассажир, велосипедист, пешеход. |
Образовательные ресурсы | Презентация по теме урока, проектор для демонстрации презентации к уроку. Учебник «Окружающий мир 3 класс (ч.2).Автор А. А. Плешаков». Рабочая тетрадь (ч.2) к учебнику «Окружающий мир». |
Ход урока (технологическая карта)
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, ответы детей. | Приёмы здоровье сбережения |
Организационный момент. | Психологический настрой | - Здравствуйте, дорогие ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в присутствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте! Доброго здоровья дети вам. Каждый день и час желаю – здравствуйте! Я для вас тепло души отдам. Солнца луч пусть дарит вам здоровье, Утренний дождик силой напоит. -“Давайте поприветствуем друг друга. -Окружающий мир интересно познавать? Его тайны и загадки Вы готовы разгадать? | Упражнение «Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: •желаю (соприкасаются большими пальцами); •успеха (указательными); •большого (средними); •во всём (безымянными); •и везде (мизинцами); •Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) | -Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. - Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. - Приоритет здоровья: все имеет смысл, пока мы здоровы. - Эмоции включают психологическую реакцию как подготовку к определенным действиям. Когда есть заинтересованность, сердце мобилизуется для повышенной активности. |
2.Проверка Д /З. Актуали- зация знаний. | Проверить выполнение Д /З. | -На прошлом уроке мы говорили о правилах безопасности в стенах собственного дома. Я для вас приготовила памятки о важных и необходимых телефонных номерах на случай опасности, но вот беда все цифры смешались. Помогите правильно расположить расположены цифры. Обязательно скажите, в какой ситуации будете звонить в эти службы. | Дети , складывают из карточек телефонные номера экстренных служб: 01,02,03,04. Рассказывают, когда можно обращаться за помощью в эти службы. | -Игровой момент направлен на непроизвольное воспроизведение имеющихся знаний. Нет чувства боязни. -Двигательная активность. |
3.Самоопре- деление к деятельности, постановка учебных задач. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | -Все люди каждый день собираются куда-то идти, ехать. Что обычно говорят ему перед уходом родные и близкие? Какие слова говорят вам? - Так называется тема нашего сегодняшнего урока (на доске): Чтобы путь был счастливым!
-А как может добраться человек до места своего назначения? -Кем в таком случае становится человек? -Какие ещё способы передвижения использует человек? -И тогда люди становятся кем? -Как ещё можно путешествовать? - Поднимите руки те, кто хоть раз в жизни был пешеходом, пассажиром, велосипедистом. Конечно, каждый из вас был в этой роли. -Как вы думаете, ребята, могут ли подстерегать опасности пешехода, пассажира и велосипедиста в дороге? -А можно ли этих опасностей избежать? Как? -О них мы сегодня и будем говорить. Цель урока: Узнать правила безопасного поведения на улицах и дорогах). | -До свидания! -Всего хорошего! Удачи! -Пока! -Счастливого пути! -Пешком. -Он становится пешеходом. -Люди могут передвигаться на любом транспорте. -Они становятся пассажирами. -На велосипеде. И тогда человек становится велосипедистом. -Конечно, ДА! -Необходимо соблюдать установленные правила. Дети читают цель урока. | |
4.Совместное исследование проблемы. | Организация учебного исследования для выделения понятия. | -Сейчас вы будете работать в группах и самостоятельно изучать в учебнике правила безопасного поведения -1 группа Пешехода -2 группа Велосипедиста - 3 группа Пассажира -У вас на партах лежат листочки с изображением пешехода, пассажира, велосипедиста соответственно. На них вы можете записать главные(ключевые) слова, составить план своего рассказа, нарисовать схематические рисунки, сделать подсказки для своего рассказа о правилах безопасного поведения. Также можно в учебнике простым карандашом выделить главные мысли Не забывайте о правилах поведения во время работы. | Учащиеся самостоятельно в группах готовят материал по теме «Правила безопасного поведения пешехода, пассажира, велосипедиста». Работа в учебнике стр.8-11 | Звучит музыка. Она активизирует зоны головного мозга, эмоции, приводит к гормональным и биохимическим изменениям, влияет на обменные процессы, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, тонус головного мозга. Грамотно организованная работа в группе, способствует сохранению психического и физического здоровья учащегося, снижает уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении задачи урока. |
5.Переход к этапу решения частных задач (1 часть) | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | -Везде и всюду правила, Их надо знать всегда: Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходят в рейс по правилам Полярник и пилот. Свои имеют правила Шофёр и пешеход. Как таблицу умноженья, Как урок, Помни правила движенья Назубок! По городу, по улице Не ходят просто так: Когда не знаешь правила , Легко попасть впросак. Всё время будь внимательным И помни наперёд: Свои имеют правила, Свои имеют правила Шофёр и пешеход. -Откройте учебник на стр.8. Рассмотрите иллюстрации. Ребята первой группы расскажут о правилах пешеходов. -Посмотрим видеозапись, внимательно послушаем. Все ли правила безопасного поведения пешеходов назвали ребята. | Слушают стихотворение. Учащиеся, опираясь на свои записи, рассказывают о полученных знаниях. Дополняют ответы одноклассников. Просмотр 1-й части материала из электронного приложения «Окружающий мир.3 класс. А. А. Плешаков» .Раздел «Наша безопасность». Тема «Чтобы путь был счастливым». | Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем. Стихи несут познавательную информацию и создают эмоциональный тон. Положительные эмоции и здоровье взаимосвязаны. Эмоции улучшают работу сердечно-сосудистой и других систем тела. Использование разных видов деятельности, что дает высокий уровень работоспособности и низкий уровень утомляемости учащихся Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. |
6.Применение новых знаний. | Коррекция отработки способа действия. | -Откройте рабочую тетрадь. На стр.6.упр.1. -Заполни пропуски, используя слова , предложенные для справок. -Прочитайте, что получилось. -Стр.6 упр.2.Кто из ребят на картинках поступает правильно? Закрась кружок рядом с правильной картинкой зелёным цветом. Сравни ответ со своим соседом. | -Три главных правила пешехода. 1.Ходить только по тротуару, и никогда не ходить по проезжей части. 2.Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте. 3.Переходить улицу только на зелёный свет светофора, и никогда не переходить на красный. Выбирают правильную картинку, сравнивают свой вариант с соседом. | Сохранение психического здоровья ребенка через создание ситуации успеха, формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”). |
7.Переход к этапу решения частных задач. (2 часть) | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | -Все транспортные средства разделяют на механические и немеханические. Механическими транспортными средствами называются такие, которые приводятся в движение двигателем: Автомобили, мотоциклы, трамваи, троллейбусы, тракторы… К немеханическим транспортным средствам относятся те, которые не имеют двигателя и используют для движения другие виды энергии. Например, велосипед. Таким образом, как только ты сел на велосипед, ты немедленно становишься водителем, т.к. водитель – это человек, управляющий каким-либо транспортным средством. -Вторая группа выступает с сообщением на тему «Если ты велосипедист» -Дополните ответы своих одноклассников. -Какие правила вы бы рассказали своим младшим друзьям? Какой знак вы бы нарисовали для велосипедистов? -Нарисуйте. -Просмотрим видеозапись и прослушаем правила поведения велосипедиста. | Слушание учащихся. Ответы учащихся. Просмотр 2-й части из электронного приложения по теме урока . | Совместная работа в небольших группах открывает возможности для сплочения коллектива, способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности. .Творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс способствует развитию личности учащегося, и снижает вероятность наступления утомления. |
8.Применение новых знаний. | Коррекция отработки способа действия. | Рабочая тетрадь стр.7 упр.3. - Я буду читать высказывания, если оно верное, то отмечаете в тетради «да» или «нет». а) Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде. б) Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. в) Маленьким детям разрешено ездить по тротуарам на детских велосипедах. г) Разрешено ездить на велосипедах, не держась за руль. д) Запрещено катать кого-либо на раме или багажнике велосипеда. -Стр.8 упр.№ 4. -Рассмотри рисунки. Кто из мальчиков поступает правильно? Закрась зелёным цветом правильный вариант. | Работают в тетрадях. Закрашивают правильный вариант зелёным цветом, объясняют свой выбор. | |
9.Физминутка. | Релаксация, укрепление организма учащихся. | -Мы к лесной лужайке вышли, Поднимали ноги выше, через кустики и кочки, через ветви и пенёчки. Кто из нас вот так шагал- Не споткнулся, не упал. Вот мы в лес пришли, Белый гриб нашли. Вот грибок, другой грибок Положу их в кузовок. | Выполняют упражнения. | Физкультминутка устраняет застойные явления в нижних конечностях, в области таза и грудной клетке. Предупреждает и снимает утомление, способствует повышению активного внимания и работоспособности. Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних областях коры головного мозга на другое, создаёт возможность ранее функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ. Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления |
10.Переход к этапу частных задач. (3 часть) Применение новых знаний. | Первичный контроль. Закрепление изученного. | -Прослушаем выступление 3 группы «Если ты пассажир». Во время рассказа одноклассников рассмотрите иллюстрации в учебнике. -Какие правила пассажиров изображены в учебнике? -Прослушаем ещё раз «Правила поведения пассажиров». | Слушание, дополнение ответов одноклассников по теме «Если ты пассажир». -Держитесь за поручни во время движения. -В метро не заходи на платформе за ограничительную линию. -Садиться и выходить из автомобиля безопаснее со стороны тротуара. -Не прислоняйтесь к дверям в общественном месте. Просмотр 3 части электронного приложения (см. выше). | Поэтапная смена деятельности, использование различных форм работы с учащимися помогает избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. При групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. |
11.Рефлексия учебной деятельности. | Контроль. | -Вспомним, о чьей безопасности мы сегодня говорили? | -О безопасности пешеходов, велосипедистов и пассажиров. | Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта , для закрепления его благоприятного исхода деятельности. |
12.Оценка деятельности учащихся. | -Хочу сказать спасибо за сегодняшний урок …. -Хочу отметить работу на сегодняшнем уроке …. -Дома вам надо будет повторить правила поведения пассажиров в общественном транспорте и в личном, для этого выполните в рабочей тетради №5 на стр.8,ответите на вопросы учебника с.13. | -Записывают домашнее задание. | Данный подход к оцениванию в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебой мативации, сохранению и укреплению психического здоровья |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ: "ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ", "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ....
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».
Методическая разработка урока. Класс: 3.Тема: "Чтобы путь был счастливым".Цель: формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.Тип урока: обобщающий.Продолжительность урок...
Фрагмент урока окружающего мира на тему "Чтобы путь был счастливым"
Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе «А» по теме «Чтобы путь был счастливым» Учитель: Кошляк Жанна ИвановнаЦель урока:Учащиеся должны знать/понимать: – основные правила поведения в окружа...
Клубный час:"Чтобы путь был счастливым".
Конспет занятия в ГПД ....
Чтобы путь был счастливым
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Чтобы путь был счастливым» 2-ой в системе уроков по теме «Наша безопасность», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий програм...
"Чтобы путь был счастливым"
Тема урока: «Чтобы путь был счастливым». Ребята знакомятся с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах, с дорожными знаками....