Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mir_3_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по окружающему миру.

Тема урока. Обобщение по теме «Природные условия Земли».

Цели урока:

образовательные: обобщить знания о климатических поясах Земли, природных зонах, составе почвы и жизни людей в различных природных условиях;

воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать чувство товарищества,  взаимовыручки, умение работать в группе, воспитывать бережное отношение к природе, сохранять физическое здоровье детей;

развивающие: развивать логическое мышление, речь, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование урока: урок проводится в медиатеке, учебник «Окружающий мир», карта «Климатические пояса Земли», электронная презентация «Природные зоны Земли», кроссворд по теме «Состав почвы», иллюстрации жилищ народов мира.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Сообщение темы и постановка цели урока.

Ребята, мы с вами закончили изучение большой и интересной темы «Природные условия Земли» и сегодня повторим и обобщим все, что узнали на уроках.

  1. Бюро погоды. Выступление синоптиков.

Октябрь – листопадник, грязник, зазимник. Ветры срывают с леса последние листья. Идет дождь. Покончив с первым делом – раздеванием леса – осень принялась за второе: студит и студит воду. Все чаще по утрам лужи покрываются хрупким льдом. Как и воздух, вода уже оскуднела жизнью. В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Народные приметы.

Холодной зиме быть – если птица дружно в отлет пошла.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

(Анализ погоды за прошедшую неделю).

2. Обобщение знаний.

  1. Обобщающая беседа.

Посмотрите на карту климатических поясов. Н. Сладков назвал нашу планету «Разноцветная Земля».

-Согласны ли вы с этим высказыванием?

Этой теме посвящено следующее стихотворение.

Климатические пояса.

Ах,  как прекрасна наша планета!

Вот белая лента, вот синего цвета.

А вот голубеет под ней полоса.

Земля в разноцветные ленты одета

Точней в климатические пояса.

Вы сразу полярный увидели пояс.

А что означает пояс полярный?

Там климат суровый и жутко коварный.

Холодные ветры летят как ножи.

И мерзнут медведи и даже моржи.

Чуть ниже – пояс умеренный.

 И климат в нем тоже нужный.

Не то, чтобы очень северный,

 Но и не так, чтоб южный.

Еще ниже – пояс тропический.

Там даже зимой тепло.

И снег видят люди практически

Не чаще, чем НЛО.

А в поясе экваториальном

Самом жарком из поясов

Все ходят в костюмах купальных,

А дети и без штанов.

Зачем же наш глобус так разрисован?

Зачем? Чтобы было ясней для народа

Где климат какой и какая природа.

- Отчего зависит расположение климатических поясов?

- Из чего состоят климатические пояса?

  1. Почему климатические пояса не совпадают с природными зонами?
  2. Чем определяется природная зона?
  3. Назовите природные зоны Земли.
  1. Просмотр электронной презентации по теме «Природные зоны Земли».
  1. Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие по природным зонам Земли.
  2. Путь выбираем такой: от класса – аэродрома на Северный полюс, а затем постепенно будем приближаться к экватору.

(Просмотр электронной презентации сопровождается рассказом учителя).

В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном. Эта зона ледяных пустынь. Полярная ночь – 150 суток. Зимой температура понижается до –40 градусов, дуют ветры, часты бураны. Летом температура чуть выше нуля. Но животные приспособились к суровым условиям Арктики. Давайте посмотрим, кто здесь живет.

А сейчас под нами раскинулась безлесная зона. Это тундра. Природа здесь сурова. Зима 8 –9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. Лето короткое, осадки незначительны, сильные ветры.

Но и здесь сформировался свой животный мир.

-Назовите его представителей (по картине).

Продвигаясь на юг, мы стали замечать появляющиеся участки леса. Затем лес становится похож на безбрежный зеленый океан. Леса бывают двух типов: хвойные - тайга. Это северные густые леса. Там произрастают ель, пихта, кедр, сосна. Разнообразен животный мир.  И смешанный лес. Для зоны лесов характерна четкая смена времен года. Здесь существуют самые благоприятные условия для жизни животных и растений.

Летим на юг. Лесов уже нет. На все четыре стороны раскинулась бескрайняя равнина – степь. Это удивительная земля. Зима короткая, довольно холодная. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. Богатые почвы с толстым слоем перегноя.

-Посмотрите, кто живет в степи.

Продолжаем наш полет. Мы приближаемся к пустыням. Пустыни на нашей планете самые опасные, но в то же время и самые загадочные места. Они пугают своей неприступностью. Их труднее покорить, чем даже самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле. Особенно в Африке, Азии, Австралии. Поверхность покрыта песчаными барханами. Лето продолжительное, жаркое. Сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до –30.

Наше путешествие подошло к концу.

 Можно сделать вывод:

 природа Земли разнообразна. Животные и растения приспосабливаются к природным условиям.

  1. В каком климатическом поясе находится наша местность?
  2. В какой природной зоне?

Подробнее природные зоны мы будем изучать во 2-ом триместре.

  1. Физминутка.

            Раз – подняться на носки и улыбнуться

Два – руки вверх и потянуться.

Три – согнуться, разогнуться.

Четыре – начинаем все сначала.

Пять – поглубже всем вздохнуть.

Шесть – на пояс руки ставим.

 Семь – повороты туловища начинаем.

Восемь – приседаем.

Девять – потягиваемся, отдыхаем.

Десять – и урок наш продолжаем.

  1. Работа в группах. Исследовательская деятельность.

(Учитель раздает иллюстрации различных жилищ народов мира)

  1. Как вы думаете, в каких климатических поясах живут люди в этих жилищах?

1-ая группа – изба. (Умеренный пояс. Лесная полоса. Четкая смена времен года. Холодная зима. Жаркое лето. Вокруг много деревьев. Именно из них строят люди избу. Дом должен быть теплый зимой и легко проветриваемый летом).

2-ая группа – яранга. (Природная зона – тундра. Прохладное лето  и холодная продолжительная зима. Деревьев нет. Главное занятие людей – оленеводство. Жилище должно быть теплым и легко разбираемым и собираемым. Яранга состоит из каркаса, покрытого оленьими шкурами.)

3-я группа – иглу.( Арктический пояс. Весь год отрицательные температуры. Ничего нет кроме льда и вечных ветров. Эскимосы строят свои дома из ледяных кирпичей).

4-я группа – бамбуковый дом .( Экваториальный пояс. Лето влажное, жаркое. Зима сухая, +20. Температуры весь год высокие. Жителям не нужно утеплять дом. Он должен быть легко проветриваемый)

Вывод: Люди вынуждены приспосабливаться к особенностям климата, в котором они живут.

  1. Решение кроссворда.
  1. От природных условий, от растительности, осадков зависит еще один важнейший компонент природы – почва.
  2. Назовите виды почв.
  3. Вспомним состав почвы, решая кроссворд.

н.п

2

л

о

3

4

д

5

о

6

р

о

 

д

и

е

  1. Слой земли, где не растут растения.
  2. Одна из составных частей почвы, хорошо удерживающая воду.
  3. Газ, входящий в состав почвы.
  4. Меня льют, меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая?
  5. Минеральные …
  6. Вещества, повышающее плодородие почвы.

3 . Итоги урока.

  1. Хочется закончить наш урок теми же словами, какими его начали «Как прекрасна наша планета!»
  2. Что необходимо делать, чтобы она и дальше оставалась такой?
  3. Чем дети могут помочь природе?

Об этом говорит и народная мудрость:

  1. Земля заботу любит.
  2. Без хозяина земля – круглая сирота.

Что нового вы узнали на уроке?

  1. Выставление оценок за урок.
  2. Домашнее задание. Подобрать интересные сведения о природных явлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"

Сценарий урока написан  в рамках  технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"

В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Каменное царство" (Система Л.В.Занкова)

На этом уроке в ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с группами горных пород по происхождению, их свойствами и применением....

разработка урока по окружающему миру по теме "Вода-растворитель" 2 класс по системе Занкова

Этот урок формирует исследовательские умения в практической деятельности учащихся определять свойства воды - растворителя...