Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir_3_klass.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по окружающему миру.
Тема урока. Обобщение по теме «Природные условия Земли».
Цели урока:
образовательные: обобщить знания о климатических поясах Земли, природных зонах, составе почвы и жизни людей в различных природных условиях;
воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, умение работать в группе, воспитывать бережное отношение к природе, сохранять физическое здоровье детей;
развивающие: развивать логическое мышление, речь, умение анализировать и делать выводы.
Оборудование урока: урок проводится в медиатеке, учебник «Окружающий мир», карта «Климатические пояса Земли», электронная презентация «Природные зоны Земли», кроссворд по теме «Состав почвы», иллюстрации жилищ народов мира.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и постановка цели урока.
Ребята, мы с вами закончили изучение большой и интересной темы «Природные условия Земли» и сегодня повторим и обобщим все, что узнали на уроках.
- Бюро погоды. Выступление синоптиков.
Октябрь – листопадник, грязник, зазимник. Ветры срывают с леса последние листья. Идет дождь. Покончив с первым делом – раздеванием леса – осень принялась за второе: студит и студит воду. Все чаще по утрам лужи покрываются хрупким льдом. Как и воздух, вода уже оскуднела жизнью. В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Народные приметы.
Холодной зиме быть – если птица дружно в отлет пошла.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
(Анализ погоды за прошедшую неделю).
2. Обобщение знаний.
- Обобщающая беседа.
Посмотрите на карту климатических поясов. Н. Сладков назвал нашу планету «Разноцветная Земля».
-Согласны ли вы с этим высказыванием?
Этой теме посвящено следующее стихотворение.
Климатические пояса.
Ах, как прекрасна наша планета!
Вот белая лента, вот синего цвета.
А вот голубеет под ней полоса.
Земля в разноцветные ленты одета
Точней в климатические пояса.
Вы сразу полярный увидели пояс.
А что означает пояс полярный?
Там климат суровый и жутко коварный.
Холодные ветры летят как ножи.
И мерзнут медведи и даже моржи.
Чуть ниже – пояс умеренный.
И климат в нем тоже нужный.
Не то, чтобы очень северный,
Но и не так, чтоб южный.
Еще ниже – пояс тропический.
Там даже зимой тепло.
И снег видят люди практически
Не чаще, чем НЛО.
А в поясе экваториальном
Самом жарком из поясов
Все ходят в костюмах купальных,
А дети и без штанов.
Зачем же наш глобус так разрисован?
Зачем? Чтобы было ясней для народа
Где климат какой и какая природа.
- Отчего зависит расположение климатических поясов?
- Из чего состоят климатические пояса?
- Почему климатические пояса не совпадают с природными зонами?
- Чем определяется природная зона?
- Назовите природные зоны Земли.
- Просмотр электронной презентации по теме «Природные зоны Земли».
- Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие по природным зонам Земли.
- Путь выбираем такой: от класса – аэродрома на Северный полюс, а затем постепенно будем приближаться к экватору.
(Просмотр электронной презентации сопровождается рассказом учителя).
В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном. Эта зона ледяных пустынь. Полярная ночь – 150 суток. Зимой температура понижается до –40 градусов, дуют ветры, часты бураны. Летом температура чуть выше нуля. Но животные приспособились к суровым условиям Арктики. Давайте посмотрим, кто здесь живет.
А сейчас под нами раскинулась безлесная зона. Это тундра. Природа здесь сурова. Зима 8 –9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. Лето короткое, осадки незначительны, сильные ветры.
Но и здесь сформировался свой животный мир.
-Назовите его представителей (по картине).
Продвигаясь на юг, мы стали замечать появляющиеся участки леса. Затем лес становится похож на безбрежный зеленый океан. Леса бывают двух типов: хвойные - тайга. Это северные густые леса. Там произрастают ель, пихта, кедр, сосна. Разнообразен животный мир. И смешанный лес. Для зоны лесов характерна четкая смена времен года. Здесь существуют самые благоприятные условия для жизни животных и растений.
Летим на юг. Лесов уже нет. На все четыре стороны раскинулась бескрайняя равнина – степь. Это удивительная земля. Зима короткая, довольно холодная. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. Богатые почвы с толстым слоем перегноя.
-Посмотрите, кто живет в степи.
Продолжаем наш полет. Мы приближаемся к пустыням. Пустыни на нашей планете самые опасные, но в то же время и самые загадочные места. Они пугают своей неприступностью. Их труднее покорить, чем даже самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле. Особенно в Африке, Азии, Австралии. Поверхность покрыта песчаными барханами. Лето продолжительное, жаркое. Сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до –30.
Наше путешествие подошло к концу.
Можно сделать вывод:
природа Земли разнообразна. Животные и растения приспосабливаются к природным условиям.
- В каком климатическом поясе находится наша местность?
- В какой природной зоне?
Подробнее природные зоны мы будем изучать во 2-ом триместре.
- Физминутка.
Раз – подняться на носки и улыбнуться
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – начинаем все сначала.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – приседаем.
Девять – потягиваемся, отдыхаем.
Десять – и урок наш продолжаем.
- Работа в группах. Исследовательская деятельность.
(Учитель раздает иллюстрации различных жилищ народов мира)
- Как вы думаете, в каких климатических поясах живут люди в этих жилищах?
1-ая группа – изба. (Умеренный пояс. Лесная полоса. Четкая смена времен года. Холодная зима. Жаркое лето. Вокруг много деревьев. Именно из них строят люди избу. Дом должен быть теплый зимой и легко проветриваемый летом).
2-ая группа – яранга. (Природная зона – тундра. Прохладное лето и холодная продолжительная зима. Деревьев нет. Главное занятие людей – оленеводство. Жилище должно быть теплым и легко разбираемым и собираемым. Яранга состоит из каркаса, покрытого оленьими шкурами.)
3-я группа – иглу.( Арктический пояс. Весь год отрицательные температуры. Ничего нет кроме льда и вечных ветров. Эскимосы строят свои дома из ледяных кирпичей).
4-я группа – бамбуковый дом .( Экваториальный пояс. Лето влажное, жаркое. Зима сухая, +20. Температуры весь год высокие. Жителям не нужно утеплять дом. Он должен быть легко проветриваемый)
Вывод: Люди вынуждены приспосабливаться к особенностям климата, в котором они живут.
- Решение кроссворда.
- От природных условий, от растительности, осадков зависит еще один важнейший компонент природы – почва.
- Назовите виды почв.
- Вспомним состав почвы, решая кроссворд.
н.п
2
л
о
3
4
д
5
о
6
р
о
д
и
е
- Слой земли, где не растут растения.
- Одна из составных частей почвы, хорошо удерживающая воду.
- Газ, входящий в состав почвы.
- Меня льют, меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая?
- Минеральные …
- Вещества, повышающее плодородие почвы.
3 . Итоги урока.
- Хочется закончить наш урок теми же словами, какими его начали «Как прекрасна наша планета!»
- Что необходимо делать, чтобы она и дальше оставалась такой?
- Чем дети могут помочь природе?
Об этом говорит и народная мудрость:
- Земля заботу любит.
- Без хозяина земля – круглая сирота.
Что нового вы узнали на уроке?
- Выставление оценок за урок.
- Домашнее задание. Подобрать интересные сведения о природных явлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"
Сценарий урока написан в рамках технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."
Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."
Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...
Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"
В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Каменное царство" (Система Л.В.Занкова)
На этом уроке в ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с группами горных пород по происхождению, их свойствами и применением....
разработка урока по окружающему миру по теме "Вода-растворитель" 2 класс по системе Занкова
Этот урок формирует исследовательские умения в практической деятельности учащихся определять свойства воды - растворителя...