Урок окружающего мира на тему: "Строение растений. Практическая работа."
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Тип урока: урок «открытия» нового
Цель урока: создать условия для формирования представлений о строении растений.
Задачи:
- формирование представлений об органах растений, их значении в жизни растений
- развитие умений сравнивать и выявлять существенные признаки,
- воспитание бережного отношения к природе, необходимости соблюдения правил в природе.
Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный диалог, наблюдение, практическая работа, ИКТ
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okm_stroenie_rasteniy.docx | 62.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План -конспекта урока
ФИО: Тугушева Кадрия Зарифовна
Место работы: Муниципальная общеобразовательная школа «Средняя общеобразовательная школа с. Яковлевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области».
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3.
Учебник: Окружающий мир (Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.) учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Астрель, 2013.
Тема урока: «Строение растений».
Тип урока: урок «открытия» нового
Цель урока: создать условия для формирования представлений о строении растений.
Задачи:
- формирование представлений об органах растений, их значении в жизни растений
- развитие умений сравнивать и выявлять существенные признаки,
- воспитание бережного отношения к природе, необходимости соблюдения правил в природе.
Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный диалог, наблюдение, практическая работа, ИКТ
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения (для учителя, для учащихся): таблицы «Части растений», корнеплоды, плоды, учебники, рабочие тетради, гербарный материал, компьютер, презентация «Строение растений», электронное пособие «Мир природы, проектор.
УУД
Личностные:
1. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2. Умение доносить (объяснять) свою точку зрения
3. Умение выражать свои эмоции
Регулятивные:
4. Умение прогнозировать предстоящую работу
5. Умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность
6. Умение высказывать предположения на основе материала учебника
7. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные:
8. Умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы
9. Умение выявлять сущность, особенности объектов
10. Умение ориентироваться в учебнике
11. Умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, текста учебника
Коммуникативные:
12. Умение слушать и понимать других
13. Умение работать в паре (группе)
14. Умение строить свое высказывание в соответствии с задачей
15. Умение оформлять свои мысли в устной форме
Структура и ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
I.Самоопределение к деятельности | – С добрым утром и с хорошим днем! Наш урок с улыбки мы начнем. – К какому уроку вы приготовились? – Чем мы занимаемся на этих уроках? | Дети улыбаются друг другу. – К окружающему миру. – Мы узнаём новое об окружающем мире… Отвечают на вопрос, объясняют ответ | 1, 2 | ||
II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | На прошлом уроке мы говорили с вами о четырех царствах природы. Вспомните, как называются эти царства природы. Царство животных, приведите примеры. Царство растений, приведите примеры. Царство грибов, приведите примеры. Царство бактерий, приведите примеры. Молодцы! - Предлагаю вам выполнить тест. Тест 1. Все живое ученые делят на царства: А. растений, животных, грибов, бактерий; Б. растений, животных, бактерий; В. растений, животных, грибов. 2. Микробиология – это наука, изучающая бактерии. А. Да Б. Нет 3. Изучением растений занимается наука: А. зоология; Б. микология; В. ботаника; Г. микробиология. Какой орган растения растёт вниз? А. цветок; Б. побег; В. корень; Г. плод с семенами. 4. Стебель растения выполняет функции: А. Служит растению опорой Б. По нему проходит передвижение воды и питательных веществ ко всем частям растения В. Связывает все части растения Г. Все вышеперечисленные функции 5. Что образуется у растений на месте цветка? А. листья; Б. плод; В. корень. 6. Я согласен (согласна) с высказыванием: «У дерева стебель – это ствол» А. Да Б. Нет 7. Выбери растения, которые имеют корнеплод: А. Подорожник Б. Свёкла В. Репа Г. Лук Д. Одуванчик Е. Лопух Самопроверка по эталону. | Выдвигают предположения: Царство животных, растений, грибов и бактерий. Учащиеся приводят свои примеры (фронтальная работа). Индивидуальная работа. Проверяют. | 4, 6 | ||
III. Постановка учебной задачи | - Справились с заданием? - Почему не справились? Что не знаем? - Что нужно узнать? - Как бы вы назвали наш сегодняшний урок? - Проверим ваши предположения в учебнике на стр. 80 – На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока? Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока. А вот и сами части растений. О чём-то спорят. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 | Отвечают на вопросы. Формулируют задачи урока. Уточняют тему урока. СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ. -Высказывают свои предположения (фронтальная работа). - Из каких частей состоит растение | 2, 7, 10, 13, 9 | ||
IV. Построение проекта выхода из затруднений («открытие нового») | - Кто главный? - Какую задачу будем решать? - Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? – Давайте подробнее узнаем о каждой части растения. (работа с учебником)
– Кто первый начал спор? –Зачем растению нужны корни? (записывается в кластер КОРЕНЬ) – Проверим свои предположения. В учебнике на стр. 80. Прочитайте. – Давайте проверим правильно ли вы ответили ∙ ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ ∙ БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ ∙ УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ - Назовите, какие корнеплоды вы знаете. (Обсудить понятие слова: корень - плод) - Почему полезно кушать корнеплоды? Использование ресурса ЦОР. Дыхание корня растений.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f932047-fdf6-4fe9-a639-12d14e05693f/ResFile.SWF На доске обозначить корень. –Что следующее вступило в спор? (записывается в кластер СТЕБЕЛЬ) - А для чего растению нужен стебель? -Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям. | - Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная. – Корень, листья, стебель, цветы, плоды. Отвечают на вопросы Работают по учебнику
Отвечают на вопросы - Репа, редис, свекла, морковь. - В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья. - Стебель. - Поддерживать растение. | 2, 10, 11 | ||
Физминутка Ветер по лесу летал, - Для чего растениям нужна листва? (записывается в кластер ЛИСТЬЯ) (Работа с учебником) -Почему вверх тянутся листочки? - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. - С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглощать углекислый газ, вырабатывать кислород. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4df4db78-fe8a-4506-b1b9-54c7d9fdcc9c/ResFile.SWF - Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами. - Важны листья для растения? У вас на партах лежит гербарий. Возьмите его. Найдите среди всех листочков кленовый лист. Покажите на нем листовую пластину. А теперь покажите черешок. (учитель проходит по классу, корректируя деятельность некоторых учащихся) Молодцы! - Скажите, листья, каких еще растений встречаются в гербарии? Посмотрите на все листья и скажите, все ли они одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? Итак, если на черешке располагается только одна листовая пластина, то такой лист называют простым, а если несколько листовых пластин, то такой лист называют сложным. | Учащиеся выполняют движения под ритмичное стихотворение за учителем. Работа с гербарием в парах. Учащиеся находят и показывают листовую пластинку и черешок у кленового листа. | 10, 11, 12 1, 5, 6, 11, 12, 13 | |||
Практическая работа в парах - Разложите листочки из гербария на две группы, в одну группу сложные листья, а в другую простые. Листья каких растений вы отнесли к простым? Листья каких растений вы отнесли к сложным? Молодцы! Работа в группах. - Вспомним правила работы в группе. 1 группа Все части растения человек использует в своей жизни. Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.
2 группа Обозначь корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым. Свёкла ○ огурец ○ помидор ○ морковь ○ яблоко ○ редис ○ 3 группа. Составь пословицу из слов (украшение растение земли). Объясни смысл. (Растение – земли украшение.) | Работа с гербарием в парах. Дуб, береза, липа, клен. Каштан, рябина, клевер. Вспоминают правила работы в группе 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! Выполняют задание и проверяют по эталону на доске | 11, 13, 14, 9 | |||
4. Цветок. - Для чего создан цветок? (записывается в кластер ЦВЕТОК) - Почему красивый? Так ароматен? - Проверим ваши предположения. (работа с учебником стр. 82). - Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена) Обозначаем части на доске. (ЦВЕТОК, ПЛОД, СЕМЕНА) - Послушаем как развивается растение из семени. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF | Высказывают свои предположения. (работа с информацией в учебнике) | 15, 7 | |||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа в парах. Вспомним правила работы в группах. - Вместе с другом найдите ошибки в высказываниях: «Цветок – надземный орган, а плод – подземный орган; «Стебель состоит из побега, листьев и почек». - Договоритесь, кто проговаривает, а кто проверяет. - Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части? - Какая часть важнее всего? ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм. - Проверим, как вы их запомнили. Строение растений http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020c-1000-4ddd-412a-050046b326a0/071.swf | Высказывают свои предположения. Корень - держит листья и цветок. -Листья - ловят солнечные лучики, листьями растение дышит. - В цветке нём образуются семена и плоды. | 13, 15, 7 | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | - Откройте тетрадь на странице 33. Выполните задания № 75, 76 самостоятельно. – Поменяйтесь тетрадями. Сверьте работу товарища с эталоном. | Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка | 13, 2, 5 | ||
Включение в систему знаний и повторение | - Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? | Предполагаемые ответы детей: - В садоводстве. При посадке культурных растений. Если хочешь получить свои семена нужно знать, в каком органе растения они образуются. | 4, 11, 15 | ||
Рефлексия деятельности | Беседа: – Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока? - Закончите предложение. Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод. | Формулируют вывод, проводят самооценку: - Я научился… - Я хотел бы… - Оказывается, что… | 3, 12, 7 | ||
Домашнее задание. | Учебник с.80 - 84 читать, пересказывать. В рабочей тетради задание №78 стр. 33. Творческое задание по выбору: зарисовать 1 простой и 1 сложный лист. | Учащиеся записывают д/з в дневники. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Строение семян фасоли. | Мультимедийный, практический | Иллюстрация, анимация | |
2. | Развитие растения из семени. | Мультимедийный, практический | Иллюстрация, анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF |
3. | Почему листья зелёного цвета? | Мультимедийный, информационный | Схема, интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4df4db78-fe8a-4506-b1b9-54c7d9fdcc9c/ResFile.SWF |
4. | Строение растений | Моноформатный, информационный | Иллюстрация, игра (слайд 1), интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020c-1000-4ddd-412a-050046b326a0/071.swf |
5. | Цветок. | Информационный | Анимация. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000215-1000-4ddd-5427-400046b326a0/106.swf |
Приложение №1
Сценка «Спор частей растений».
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
ЛИСТЬЯ. Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».
ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас… А какой чудесный аромат исходит от меня… ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
Кластер (в заполненном виде) Приложение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»
Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Строение тела человека"
В презентации "Строение тела человека" учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека....
Урок по окружающему миру по теме "Строение кожи"
Данный конспект позволяет на практическом этапе урока познакомиться со строением кожи....
Урок окружающего мира по теме:"Строение скелета,опорно-двигательная система"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме:"Строение скелета,опорно-двигательная система". Урок контроля и оценки знаний,полученных детьми в результате изучения данной темы на предыдущих урока...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"
Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....
Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"
Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"...
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Строение тела человека" 2 класс УМК "Школа России"
Проверочная работа составлена на основе материала учебника и включает в основном тестовые вопросы....