Урок окружающего мира на тему: "Строение растений. Практическая работа."
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Тип урока: урок «открытия» нового

Цель  урока: создать условия для формирования представлений о строении растений.

Задачи:

- формирование представлений об органах растений, их значении в жизни растений

- развитие  умений сравнивать и выявлять существенные признаки,

- воспитание бережного отношения к природе, необходимости соблюдения правил в природе.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный диалог, наблюдение, практическая работа, ИКТ

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okm_stroenie_rasteniy.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

План -конспекта урока

ФИО: Тугушева Кадрия Зарифовна

Место работы: Муниципальная общеобразовательная школа «Средняя общеобразовательная школа с. Яковлевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области».

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3.        

Учебник: Окружающий мир (Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.) учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Астрель, 2013.

Тема урока: «Строение растений».

Тип урока: урок «открытия» нового

Цель  урока: создать условия для формирования представлений о строении растений.

Задачи:

- формирование представлений об органах растений, их значении в жизни растений

- развитие  умений сравнивать и выявлять существенные признаки,

- воспитание бережного отношения к природе, необходимости соблюдения правил в природе.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный диалог, наблюдение, практическая работа, ИКТ

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения (для учителя, для учащихся): таблицы «Части растений», корнеплоды,  плоды, учебники, рабочие тетради, гербарный материал, компьютер, презентация «Строение растений», электронное пособие «Мир природы,  проектор.

УУД

Личностные:

1. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2. Умение доносить (объяснять) свою точку зрения

3. Умение выражать свои эмоции

Регулятивные:

4. Умение прогнозировать предстоящую работу

5. Умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность

6. Умение высказывать предположения на основе материала учебника

7. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные:

8. Умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы

9. Умение выявлять сущность, особенности объектов

10. Умение ориентироваться в учебнике

11. Умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, текста учебника

Коммуникативные:

12. Умение слушать и понимать других

13. Умение работать в паре (группе)

14. Умение строить свое высказывание в соответствии с задачей

15. Умение оформлять свои мысли в устной форме

Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Самоопределение к деятельности

–  С добрым утром и с хорошим днем!

    Наш урок с улыбки мы начнем.

– К какому уроку вы приготовились?

– Чем мы занимаемся на этих уроках?

Дети улыбаются друг другу.

– К окружающему миру.

– Мы узнаём новое об окружающем мире…

Отвечают на вопрос, объясняют ответ

1, 2

II.  Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

На прошлом уроке мы говорили с вами о четырех царствах природы.

Вспомните, как называются эти царства природы.

Царство животных, приведите примеры.

Царство растений, приведите примеры.

Царство грибов, приведите примеры.

Царство бактерий, приведите примеры.

Молодцы!

- Предлагаю вам выполнить тест.

Тест

1. Все живое ученые  делят на царства:

А. растений, животных, грибов, бактерий;    

Б. растений, животных, бактерий;

В. растений, животных, грибов.

2. Микробиология – это наука, изучающая бактерии.

А. Да

Б. Нет

3. Изучением растений занимается наука:

А. зоология;    Б. микология;  В. ботаника;  

Г. микробиология.

Какой орган  растения растёт вниз?

А. цветок;     Б. побег;      В. корень;     Г. плод с семенами.

4. Стебель растения выполняет функции:

А. Служит растению опорой

Б. По нему проходит передвижение воды и питательных веществ ко всем частям растения

В. Связывает все части растения

Г. Все вышеперечисленные функции

5. Что образуется у растений на месте цветка?

А. листья;        Б. плод;       В. корень.

6. Я согласен (согласна)  с высказыванием: «У дерева стебель – это ствол»

А. Да

Б. Нет

7.  Выбери растения, которые имеют корнеплод:

А. Подорожник  Б. Свёкла  В. Репа     Г. Лук

Д. Одуванчик       Е. Лопух

Самопроверка по эталону.

Выдвигают предположения:

Царство животных, растений, грибов и бактерий.

Учащиеся приводят свои примеры (фронтальная работа).

Индивидуальная работа.

Проверяют.

4, 6

III.  Постановка учебной задачи

- Справились с заданием?

- Почему не справились? Что не знаем?

- Что нужно узнать?

- Как бы вы назвали наш сегодняшний урок?

- Проверим ваши предположения в учебнике на стр. 80

– На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока?

Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока.

А вот и сами части растений. О чём-то спорят.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Отвечают на вопросы.

Формулируют задачи урока.

Уточняют тему урока.

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

-Высказывают свои предположения (фронтальная работа).

- Из каких частей состоит растение

2, 7, 10, 13, 9

IV. Построение проекта выхода из затруднений («открытие нового»)

- Кто главный? - Какую задачу будем решать?

- Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят?

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения. (работа с учебником)

  1. Корень.

– Кто первый начал спор?

–Зачем растению нужны корни? (записывается в кластер КОРЕНЬ)

– Проверим свои предположения. В учебнике на стр. 80. Прочитайте.

– Давайте проверим правильно ли вы ответили

∙ ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

∙ БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

∙ УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

- Назовите, какие корнеплоды вы знаете. (Обсудить понятие слова: корень - плод)

- Почему полезно кушать корнеплоды?

Использование ресурса ЦОР. Дыхание корня растений.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f932047-fdf6-4fe9-a639-12d14e05693f/ResFile.SWF

 На доске обозначить корень.

–Что следующее вступило в спор? (записывается в кластер СТЕБЕЛЬ)

- А для чего растению нужен стебель?

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная.

– Корень, листья, стебель, цветы, плоды.

Отвечают на вопросы

Работают по учебнику

 

Отвечают на вопросы

- Репа, редис, свекла, морковь.

- В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья.

- Стебель.

- Поддерживать растение.

2, 10, 11

Физминутка

Ветер по лесу летал,
ветер листики считал. 
Вот дубовый, 
Вот кленовый, 
Вот рябиновый резной, 
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку.

- Для чего растениям нужна листва? (записывается в кластер ЛИСТЬЯ)

 (Работа с учебником)

 -Почему вверх тянутся листочки?

- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл.

 - С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглощать углекислый газ, вырабатывать кислород.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4df4db78-fe8a-4506-b1b9-54c7d9fdcc9c/ResFile.SWF

- Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

У вас на партах лежит гербарий. Возьмите его.

Найдите среди всех листочков кленовый лист.

Покажите на нем листовую пластину.

А теперь покажите черешок. (учитель проходит по классу, корректируя деятельность некоторых учащихся)

Молодцы!

- Скажите, листья, каких еще растений  встречаются в гербарии?

Посмотрите на все листья и скажите, все ли они одинаковы? Чем они отличаются друг от друга?

Итак, если на черешке располагается только одна листовая пластина, то такой лист называют простым, а если несколько листовых пластин, то такой лист называют сложным.

Учащиеся выполняют движения под ритмичное стихотворение за учителем.

Работа с гербарием в парах.

Учащиеся находят и показывают листовую пластинку и черешок у кленового листа.

10, 11, 12

1, 5,

 6,  11, 12, 13

Практическая работа в парах

- Разложите листочки из гербария на две группы, в одну группу сложные листья, а в другую простые.

Листья каких растений вы отнесли к простым?

Листья каких растений вы отнесли к сложным?

Молодцы!

Работа в группах.

- Вспомним правила работы в группе.

1 группа

Все части растения человек использует в своей жизни. Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.

Корень

Стебель

Листья

 Цветок

 Плод

Семена

подсолнух

 яблоня

чай

морковь

роза

берёза

2 группа

Обозначь корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым.

Свёкла ○                    огурец  ○

помидор ○                 морковь  ○

яблоко ○                     редис   ○

3 группа. Составь пословицу из слов (украшение растение земли).

 Объясни смысл. (Растение – земли украшение.)

Работа с гербарием в парах.

Дуб, береза, липа, клен.

Каштан, рябина, клевер.

Вспоминают правила работы в группе

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Выполняют задание и проверяют по эталону на доске

11, 13, 14, 9

4. Цветок.

- Для чего создан цветок?

(записывается в кластер ЦВЕТОК)

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

 (работа с учебником стр. 82).

 - Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько.

Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена) Обозначаем части на доске. (ЦВЕТОК, ПЛОД, СЕМЕНА) - Послушаем как развивается растение из семени.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF

Высказывают свои предположения.

(работа с информацией в учебнике)

15, 7

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в парах.

 Вспомним правила работы в группах.

- Вместе с другом найдите ошибки в высказываниях:

«Цветок – надземный орган, а плод – подземный орган; «Стебель состоит из побега, листьев и почек».

- Договоритесь, кто проговаривает, а кто  проверяет.

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

 ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

- Проверим, как вы их запомнили. Строение растений http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020c-1000-4ddd-412a-050046b326a0/071.swf

Высказывают свои предположения.

Корень - держит листья и цветок.

-Листья - ловят солнечные лучики, листьями растение дышит.

- В цветке нём образуются семена и плоды.

13, 15, 7

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Откройте тетрадь на странице 33. Выполните задания № 75, 76 самостоятельно.

– Поменяйтесь тетрадями. Сверьте  работу товарища с эталоном.

Самостоятельная работа в тетради.

Взаимопроверка

13, 2, 5

Включение в систему знаний и повторение

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Предполагаемые ответы детей:

- В садоводстве. При посадке культурных  растений. Если хочешь получить  свои семена  нужно знать, в каком органе растения они образуются.

4, 11, 15

Рефлексия деятельности

Беседа:

– Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Закончите предложение.

Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод.

Формулируют вывод, проводят самооценку:

- Я научился…

- Я хотел бы…

- Оказывается, что…

3, 12, 7

Домашнее задание.

Учебник с.80 - 84 читать, пересказывать.

В рабочей тетради  задание №78 стр. 33.

Творческое задание по выбору: зарисовать 1 простой и 1 сложный лист.

Учащиеся записывают д/з в дневники.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Строение семян фасоли.

Мультимедийный, практический

Иллюстрация, анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e1d8-0a01-022a-0027-0fc4c697db4b/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_03%5D.swf 

2.

Развитие растения из семени.

Мультимедийный, практический

Иллюстрация, анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF

3.

Почему листья зелёного цвета?

Мультимедийный, информационный

Схема, интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4df4db78-fe8a-4506-b1b9-54c7d9fdcc9c/ResFile.SWF

4.

Строение растений

Моноформатный, информационный

Иллюстрация, игра (слайд 1), интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020c-1000-4ddd-412a-050046b326a0/071.swf

5.

Цветок.

Информационный

Анимация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000215-1000-4ddd-5427-400046b326a0/106.swf

Приложение №1


Сценка «Спор частей растений».

         Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

ЛИСТЬЯ. Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».

ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас… А какой чудесный аромат исходит от меня… ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.


                                                                   Кластер   (в заполненном виде)                                                         Приложение №2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»

Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Строение тела человека"

В презентации  "Строение тела человека" учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека....

Урок по окружающему миру по теме "Строение кожи"

Данный конспект  позволяет на практическом этапе урока познакомиться со строением кожи....

Урок окружающего мира по теме:"Строение скелета,опорно-двигательная система"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме:"Строение скелета,опорно-двигательная система". Урок контроля и оценки знаний,полученных детьми в результате изучения данной темы на предыдущих урока...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"

Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....

Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"

Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"...

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Строение тела человека" 2 класс УМК "Школа России"

Проверочная работа составлена на основе материала учебника и включает в основном тестовые вопросы....