Урок окружающего мира по программе Перспективная начальная школа , тема "Термометр и его устройство"3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Скуратова Татьяна Анатольевна

Урок окружающего мира  по программе перспективная начальная школа "Термометр и его устройство" предполагает разные виды работ: фронтальную, индивидуальную, групповую. В приложении имеются карточки для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок окружающего мира пнш 3 класс59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный урок по окружающему миру 3 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Учителя начальных классов МОУ «СОШ № 162» Скуратовой Т.А.

Тема: «Термометр и его устройство».

Цели:

  1. Знать устройство термометра и принцип его работы. Уметь измерять температуру и записывать показания термометра.
  2. Развивать умение сравнивать, рассуждать, анализировать, делать выводы, работать с информацией, выделять главное в тексте.
  3. Воспитывать культуру общения, сознательное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: 

  1. Термометры для измерения температуры воздуха (комнатные-4шт., наружный-1шт.).
  2. Термометры для измерения температуры воды (лабораторные-5шт.).
  3. Термометры для измерения температуры тела (ртутные-2шт., электронный-1шт.).
  4. Тема урока (на листах).
  5. Три пронумерованных стакана с водой (холодной со льдом, прохладной, горячей), салфетки.
  6. Модель термометра, название частей термометра: корпус, стеклянная трубка, наполненная жидкостью, шкала. Действующая модель термометра.
  7. Листы для каждого учащегося (для записи температуры).
  8. Памятка для работы в группах.
  9. Конверт с заданиями от клуба «Мы и окружающий мир».
  10. Заготовки шаблонов с лицом человечка.

 

1. Организационный момент. 

Учитель:

- Глазки на меня. Здравствуйте ребята.

Глазки вправо, глазки влево, глазки вверх, глазки вниз, глазки на наших гостей, поприветствуйте их.

- Присаживайтесь.

2.Постановка проблемы.

Учитель: С помощью каких органов чувств вы определяете тёплая вода или холодная?

Ученик: Мы определяем тёплая вода или холодная с помощью органов осязания (кожа).

Учитель: Можете ли вы с уверенностью сказать, что вы не ошибаетесь, и можете точно определить, что вода тёплая?

Ученик: Да.

Учитель: Давайте проверим это с помощью опыта. Прошу подойти к моему столу Полину и Артёма.

На подносе стоят три стакана с водой, (в первом стакане налита холодная вода со льдом, во втором стакане – тёплая вода, в третьем – прохладная, стаканы пронумерованы).

Учитель: По моему сигналу Полина опускает указательный палец левой руки в стакан №1, а Артём: в стакан №2. Опускаем пальцы. А теперь одновременно перенесите пальцы в стакан №3. 

Учитель: Что вы почувствовали? Вода тёплая или холодная?

Полина: Вода тёплая.

Артём: Вода холодная.

Учитель: Мнения разошлись. Какой вывод можно сделать?

Ученик: С помощью ощущений точно определить температуру воды (выяснить, как она нагрета) не удалось.

Учитель: Тогда с помощью чего можно точно определить температуру?

Ученик: С помощью термометра.

Учитель: Вот вы и определили сами тему нашего урока «Термометр и его устройство» (вывешиваем на доску тему урока).

Учитель: Чему мы с вами должны научиться с вами на уроке?

Ученик: Познакомиться с устройством термометра и научиться пользоваться этим прибором.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Знание, какого свойства жидкостей навело человека на мысль о создании термометра?

Ученик: Вода и другие жидкости (спирт, ртуть) при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

Учитель: Совершенно верно. Поэтому человек стал использовать спирт и ртуть в приборах, измеряющих температуру тел.

- Рассмотрим устройство термометра. У меня в руках лабораторный термометр. Найдите у себя в коробках такой же.

- Рассмотрите термометр.

- Из каких частей он состоит?

Ученик: Из корпуса, стеклянной трубки, наполненной жидкостью и пластинки с делениями.( по ходу ответа учитель  прикрепляет название частей термометра на доску).

Учитель: Это шкала. Её изобрёл шведский учёный естествоиспытатель Андерс Цельсий. Благодаря ему, люди уже 300 лет (начиная с 1742 года) измеряют температуру тела и воздуха.

Учитель: Как же устроена шкала?

     -Где мы можем найти нужную нам информацию?

Ученик: В учебнике.

Учитель: Откройте учебники на теме нашего урока. О том, как устроена шкала, мы прочтём на странице 65.(чтение учащихся по абзацу).

Проверка восприятия прочитанного.

Учитель: В результате каких опытов и наблюдений Цельсий изобрёл шкалу?

Ученик: Расширенную часть трубочки, заполненную спиртом, поместили в тающий лёд. Столбик с жидкостью вначале опускался, а потом остановился. Это место на шкале отметили точкой и поставили число 0 (ноль). Затем расширенную часть трубочки опустили в кипящую воду. Столбик с жидкостью быстро поднимался вверх и остановился. Это место отметили на шкале точкой и поставили число 100.

Учитель: Что означает каждое деление на шкале этого термометра?

Ученик: Один градус.

Учитель: Градус переводится как шаг. Но такое деление есть не на всех термометрах. Изучая естественные науки в старших классах, вы научитесь более точно определять цену деления шкалы.

  - Чему равна температура тающего льда по Цельсию?

Ученик: Температура тающего льда равна 0 градусов.

Учитель: А температура кипящей воды?

Ученик: 100 градусов.

Учитель: От какого числа ведут отсчёт градусов по шкале?

Ученик: От числа 0.

Учитель: Как ведётся отсчёт градусов тепла?

Ученик: Отсчёт градусов тепла ведут от нуля градусов вверх по шкале.

Учитель: Как ведётся отсчёт градусов холода?

Ученик: От ноля градусов вниз по шкале.

Учитель: С каким знаком записывают число градусов тепла?

Ученик: Со знаком «+».

Учитель: А число градусов холода?

Ученик: Число градусов холода записывают со знаком « - «.

Учитель: Вместо слова градус ставят маленький кружочек.

Например, плюс семь градусов тепла запишут так: +7о. А семь градусов холода так: -7о.

Работа с моделью термометра.

Учитель: У каждого из вас на столах лежат листы, разделённые, на пять частей. На каждой части листа вы будете записывать температуру, которую показывает наш термометр.

(Учитель показывает температуру на действующей модели термометра.)

  1. Какую температуру показывает термометр? +20оС, -5оС, -17оС, +30оС, -9оС.

 Ученик: Плюс 20 градусов.

Учитель: Как по-другому можно прочитать показания термометра?

Ученик:20 градусов тепла.

Дети показывают свои записи.

Учитель: Мы познакомились с вами с лабораторным термометром. Он предназначен для измерения температуры воды. Для того, чтобы измерить температуру воды, надо опустить термометр широкой стороной стеклянной трубочки в воду. Подождать немного, как только жидкость перестанет подниматься вверх, вытащить термометр и по шкале определить температуру воды.( название на доску).

- Рассмотрите рисунок на странице 64.

- Что можно измерить с помощью термометров, изображённых на рисунке справа и слева по краям?

Ученик: С помощью этих термометров можно измерить температуру воздуха на улице.

Учитель: Такой термометр называется наружный.( название на доску ).

- Какую температуру показывает термометр слева?

Ученик: 24 градуса тепла.

Учитель: Какую температуру показывает термометр справа?

Ученик: 20 градусов холода.

Учитель: Есть термометр для определения температуры воздуха в помещении. Такой термометр называют комнатным.( название на доску).

Учитель: Какой ещё термометр вы видите?

Ученик: Медицинский термометр (градусник).

Учитель: Для чего он служит?

Ученик: Для измерения температуры тела.

Учитель: Какая цифра на медицинском термометре имеет красный цвет?

Ученик: 37.

Учитель: Почему?

Ученик: Показывает, что начинается с этой цифры у человека повышенная температура.

Учитель: Можно ли  такой температурой идти в школу? Куда необходимо обратиться?

Нормальная температура тела человека около 36о с половиной градусов (36,6).

Разные участки тела человека имеют разную температуру. На коже кончиков пальцев рук и ног она колеблется от 26о до32о. Температура во рту человека около 37о, что на полградуса ниже, чем в желудке, где переваривается пища. Где же измерять температуру тела?

Ученик: Чаще всего узнают температуру тела в области подмышечной ямки.

Учитель: Сейчас для измерения температуры тела человека стали выпускать термометры без ртути и стекла. Как вы думаете, почему? (читаем информацию в рамке, страница 57).

         Это электронный термометр (показываю). Для измерения температуры тела достаточно нажать на кнопку (включить градусник), поместить узкую его часть в область подмышечной ямки и дождаться, когда раздастся сигнал. После сигнала вынимаем градусник и смотрим температуру.                             Но наука не стоит на месте. Недавно французские учёные изготовили термометр, который можно надевать на себя. Дело в том, что иногда врачам надо знать не только температуру в подмышечной ямке. Иногда требуется знать распределение температуры по всему телу от ног до головы. К примеру, только это позволяет узнать об активности движения крови по всему телу и возможных нарушениях. Вот для этого и был изготовлен необычный термометр – чехол. Пациент надевает на себя эластичную оболочку, а на экране высвечиваются показания температуры в разных точках тела. Врачам сразу ясно, где температура выше, а где ниже.

-Мы рассмотрели несколько термометров. Что у них общего?

Ученик: Общее строение.

Учитель: Чем различаются термометры?

Ученик: У них разное назначение. 

4. Практическая работа в группах.

- И мы сейчас в этом убедимся, выполнив работу в группах.

- У каждой группы есть памятка, в ней описано пошаговое выполнение работы. Под цифрой1- цель вашей работы.

  Напоминаю вам, что вы работаете на общий результат, и оценка будет ставиться всей группе.

1-я группа – измерить температуру воды в стакане.

2-я группа – измерить температуру тела одного члена своей группы.

3-я группа – определить температуру воздуха в классе.

4-я группа – измерить температуру тающего снега.

- Приступайте к работе. Готовность группы отвечать показываем поднятой рукой.

(ответ каждой группы по плану)

- Правильно ли записали температуру ребята из:

1-ой группы;

2-ой группы;

3-ей группы;

4-ой группы.

Стук в дверь.

Почтальон:  Вам письмо из клуба «Мы и окружающий мир».

Учитель: Ребята, ученые из клуба «Мы и окружающий мир» узнали, что здесь сегодня собрались умники и умницы, и прислали вам очень интересные задания.  Чтобы их выполнить, вы должны воспользоваться знаниями, полученными на уроке, проявить сообразительность.

На подготовку каждой группе – 2 минуты.

1-я группа. Если у вас есть аквариум с рыбками, вы должны постоянно следить за температурой воды в нём. Почему? Что вы для этого должны уметь делать?

2-я группа. Утром, собираясь в школу, вы посмотрели на термометр. Как вы оденетесь, если он показывает + 5оС? Покажите это, используя рисунок мальчика.

3-я группа. При измерении температуры тела , вы случайно разбили ртутный термометр. Ваши действия?

4-я группа. На какой стороне было бы правильно установить термометр - на солнечной или в тени? Почему?  

5. Обобщение. Итог:

Учитель: 

- Вы замечательно справились со всеми заданиями.( Оценивание работы групп).

- Чему научились на уроке?

- А для чего нам это нужно? Можно ли в жизни обойтись без термометров?

- Чему научились, работая в группах?

- Вам понравился урок?

- Отобразите своё настроение на шаблоне с лицом человечка.

6. Домашнее задание:

Тетрадь на печатной основе – страница 33 – 34.

 

1-я группа. Если у вас есть аквариум с рыбками, вы должны постоянно следить за температурой воды в нём. Почему? Что вы для этого должны уметь делать?

---------------------------------------------------------------

2-я группа. Утром, собираясь в школу, вы посмотрели на термометр. Как вы оденетесь, если он показывает + 5оС? Покажите это используя рисунок с изображением человека.

---------------------------------------------------------------

.

3-я группа. Измеряя температуру тела, вы случайно разбили ртутный термометр. Ваши действия?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4-я группа.  Вам нужно установить наружный термометр. В какой стороне вы бы его установили - на солнце или в тени? Почему?  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации для уроков окружающего мира по УМК Перспективная начальная школа

Презентации для уроков окружающего мира по УМК Перспективная начальная школа. Презентации составили ученики под руководством учителя....

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Особенности преподавания математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа".

Программа Перспективная начальная школа была введена с целью обеспечения вариативности образования на начальном этапе обучения. Программа ПНШ  разработана в соответствии с ФГОС...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа» Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская ...

Конспект урока окружающего мира «Земноводные» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о земноводных; повторение отличительных признаков земноводных.Планируемые результаты:     Предметные:Знать:  понятие &laq...

Конспект урока окружающего мира «Планеты» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о планетах  Солнечной системы; повторение отличительных признаков планет Солнечной системы.Планируемые результаты:Предметные:Знать:  пон...