Урок окружающего мира.Здоровая пища. Режим питания. Культура поведения за столом.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionnaya_informatsiya.docx | 16.84 КБ |
hod_uroka.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Тема урока | « Здоровая пища. Режим питания. Культура поведения за столом». |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ №36 |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий |
Цель урока | Создание условий для уточнения знаний о правильном питании, ознакомления с понятиями здоровая пища, вредные продукты, полезные продукты, запоминания правил питания |
Учебные задачи | ● Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний; ● обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого; ● создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию; ● обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; ● способствовать воспитанию культуры питания, поведения за столом. |
Планируемые результаты | Предметные: ● решение логической задачи (по учебнику) «кто из детей питается правильно?»; ● прогнозирование ситуации и результата необходимость соблюдения правил здорового образа; ● моделирование ситуаций на правила поведения во время еды; правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий): Познавательные: - осуществлять рефлексию способов и условий действий; - уточнять, как нужно питаться, знать понятия: «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты»; - знакомиться с правилами питания; - соблюдать культуру поведения за столом. Регулятивные: - формулировать и удерживать учебную задачу; - оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; - контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания. Коммуникативные: - определять общую цель и пути её достижения; - взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. Личностные: ● принимать установку на здоровый образ жизни; ● следовать моральным нормам и этическим требованиям в поведении. |
Учебно-методическое обеспечение | - Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник - М.: Вентана-Граф, 2011; - Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2011. - Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: методика обучения -М. : Вентана – Граф,2012: - компьютер, проектор, экран; - презентация. |
Использованная литература | - Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: Экспресс-контроль в школе и дома.- М., 20005 - Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках// «Начальная школа». – 2006, №8 - Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. - Ростов н/Д., 2009 - Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:, 2004 -Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// «Начальная школа», 2006, №6 - Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.:, 2002 |
Дидактический материал для организации индивидуальной работы | - картинки с изображением фруктов, ягод и овощей, продуктов питания; - кроссворд «Витамины»; - загадки и картинки про продукты питания; - карточки для работы в группах и в парах; - филворд «Вкусненький»; - продукты питания для опыта. |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Этапы | Цель | Время | Деятельность учителя | Формирование УУД | |
I.Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание на начало урока, создать благоприятный психологический настрой | 3 мин | – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Возьмитесь за руки и повторяйте: Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы- старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится! | Выполняют действия, которые называет учитель | |
II. Постановка цели урока | Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся | 4 мин | - Возьмите в руки учебники и откройте страницу 63. Прочитайте тему урока. Я предлагаю её немного расширить, в этом вам поможет задание в учебнике. - Прочитаем хором задание. (Рассмотри рисунки. Как нужно правильно завтракать?) – Кто завтракает с пользой для своего здоровья? (Коля) Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт) - Давайте вместе подумаем, если речь на уроке будет идти о здоровой пище, какие ещё важные вопросы необходимо обсудить. (Если вовремя принимать пищу, в определённое время; мы каждый день ходим в столовую, что нужно помнить при посещении столовой). Опираясь на тему, постарайтесь сформулировать цель урока и определить тип урока. - Молодцы, итак, тема нашего урока « Здоровая пища. Режим питания. Культура поведения за столом» Цель урока - познакомиться с правилами питания, с понятиями здоровая пища, вредные продукты, полезные продукты, повторить правила поведения за столом. - Позаботимся о нашей осанке. Для чего она нужна? Упражнение с мешочками на голове (приседание, повороты вокруг, притягивание ноги к груди с мешочком на голове). | Открывают учебник Чтение задания хором Работа в группах Формулируют цель | |
III. Актуализация знаний | Повторить понятие «еда», «для чего человеку нужно есть», отрабатывать умение сравнивать, анализировать | 7 мин | У.: - Для чего человеку нужно есть? ( В пище содержатся основные питательные вещества, витамины, которые являются строительным материалом для роста, источником энергии, укрепляют иммунитет). - Подтверждение этому являются слова Сократа, ему принадлежат мудрые слова «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». -Запомните, чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. - Давайте подумаем, что такое умеренность? - А что значит «разнообразие»? Запомни: Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть только полезные продукты. Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт) - Какие, по вашему мнению, продукты полезные, а какие вредные? - В магазине так много разных продуктов! Как разобраться какие из них самые полезные. Человек может есть любые продукты, но одни продукты можно есть нечасто, а другие можно и нужно есть каждый день, потому что они самые полезные. - Рассмотрите картинку. У вас на столах разноцветные флажки: зелёные флажки расставьте возле продуктов, которые можно и нужно есть каждый день. (молочные продукты, рыба, мясо, овощи, фрукты, хлеб, растительное и сливочное масло), жёлтыми флажками отметьте продукты, которые можно есть в небольших количествах ежедневно или не каждый день (сметена, яйца, сыр, сосиски, орехи, ягоды), красными флажками отметьте продукты, которые нужно употреблять нечасто (торты, газировка, копчёные колбасы, чипсы, сухарики) - На стр.64 доктор даются тоже важные советы, прочитайте их. -Какие советы вы запомнили? Я вам дам ещё совет: выполняйте дыхательные упражнения. «Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. | Высказывания детей Должна быть мера в питании. Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезни Работа в группах. Работа в учебнике Анализ и ответы детей. | |
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) Динамическая пауза. | Сформулировать понятие «здоровая пища», дать представление о витаминах, содержащихся в продуктах, способность различать полезные продукты и вредные для здоровья
Смена вида деятельности | 13 мин | - Ребята, как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья»? 1. Речевая разминка. - Вспомним, какие бывают овощи, загадав о них загадки . 2. Кроссворд «Фрукты-витамины» (Приложение1) - Чтобы разгадать, какие ещё продукты полезны, разгадайте кроссворд, каким одним словом их можно назвать? (фрукты). - Какое слово у нас получилось в выделенных клетках? (Витамины). - Слово витамин придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», он получил слово «витамин». Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт) - Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы и не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни. Детям 7-8 лет надо съедать 500-600 г овощей и фруктов. Давайте послушаем, что нам расскажут витамины. - Итак, в каких продуктах содержится витамин А,В и С? «Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).
У. - «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза). - Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берё - Ребята, обсудите в четвёрках, какую группу продуктов вы бы отнесли к продуктам, дающим организму энергию – для того, чтобы двигаться, хорошо думать и не уставать. (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло), какую отнесёте к продуктам, которые помогают строить организм и делать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи), а какую отнесёте к группе, содержащей много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться? (фрукты, овощи, ягоды, зелень) -Нашему организму помогают и телесные упражнения. «Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. | Рассуждения детей Работа в группах Разгадывание кроссворда Заранее подготовленные ученики рассказывают о витаминах Витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А, запомните, он содержится в капусте, моркови, помидорах. Витамин В. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В, запомните, он содержится в свёкле, яблоках, редиске, зелени салата). Витамин С. Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С, вы встретите его в чёрной и красной смородине, лимоне и луке) Работа в четвёрках. | |
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ. Физкультминутка. | Формирование способа деятельности Снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта | 11 мин | Откройте страничку в рабочей тетради (стр.68), прочитайте задание (Нарисуйте овощи и фрукты, в которых много витамина С), (Соедини линиями рисунки с названиями овощей и фруктов) - Поменяйтесь тетрадями с товарищем и проверьте правильность выполнения задания. – Раскрась только левые половинки яблок. Раскрась только правые половинки груш. - Отметь галочкой продукты, которые желательно есть на ужин. Какие продукты вы отметили? (овощи, рыба, молоко) На ужин продукты не должны быть тяжёлыми и жирными. Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт) - Я вам предлагаю провести опыт, с помощью которого можно определить, жирная пища или нет. Возьмите небольшие порции продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы, капусты, срезанной частью положите на лист бумаги. Через 10-15 минут мы снимем эти продукты и сделаем выводы. – Сейчас мы с вами поработаем со своими карточками, которые у вас на столах. Вы должны ответить, что полезно, а что нет. Если этот продукт полезен, то ставите «+». Если считаете, что этот продукт не приносит пользы, то ставите «–». (Приложение2) Коррегирующая гимнастика для глаз
– Сейчас мы с вами опять поработаем в наших карточках. Возьмите карточку, на которой изображены разные продукты. Вы должны обвести те продукты, которые нужны, чтобы приготовить борщ. (Приложение3) Понятие о культуре поведения за столом. - Чтобы быть здоровым необходимо помнить ещё о важных правилах, давайте их прочитаем. Запомни: Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывай вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их съесть. - Рассмотрите картинки, какие плакаты с самыми важными правилами вы видите? - Если энергии тратится меньше, чем её поступает с пищей, наступает ожирение, но так же опасен и голод, знаете ли вы, что без еды человек погибает через неделю, без жидкости через три дня. Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт) | Работа в тетради Взаимопроверка. Проведение опыта Работа с карточками Работа с карточками Ответы детей | |
VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков. | Развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся | 4 мин | - Сейчас вы будете работать в группах, используя свои знания, решите филворд «Вкусненький». Найдите названия полезных блюд. (Приложение 4) - Снимем продукты с листа и посмотрим. | Работа в группах Проверка опыта Итог: Если продукт жирный, на бумаге останется пятно | |
VII. Итог урока | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности | 2 мин | - Ребята, вы сейчас будете работать в группах. Используя полученные знания на уроке вам нужно сообща составить меню из полезных продуктов. 1 группа: 1-й завтрак. 2 группа: 2-й завтрак. 3 группа: обед. 4 группа: полдник. 5 группа: ужин Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт) | Работа в группах | |
VIII. Рефлексия деятельности | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности | 2 мин | - А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? - Где сможете использовать свои знания? Поднимите руку, кто из вас теперь знает, что такое здоровая пища, правильное питание, что значит культура поведения за столом? - На странице 69 в рабочей тетради оцени свою работу. Раскрась один цветок. -Наш урок подошёл к концу. Мы хорошо и много трудились. А чтобы отдохнуть и расслабиться, выполним упражнение «Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. | Возвращаются к цели урока Работа в тетради |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Здоровое питание" (2 класс)
Классный час знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье...
Урок окружающего мира "Здоровье всему голова"
Урок окружающего мира в 3 классеТема: «Здоровье – всему голова» Форма: интерактивный урок с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний....
Урок окружающего мира Здоровая пища"
Урок окружающего мира по теме " Здоровая пища" проводился проводился в 1 классе ( УМК " Школа 21 века"). Данный материал также может использоваться при проведении классного часа в начальной школ...
Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения....
Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни"
Представлена технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни"...
Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни
Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни. Разработка урока 3 класс УМК Школа России...
Конспект урока по окружающему миру "Здоровый образ жизни - здоровое питание"
Цель урока:1. Создать условия для продуктивного общения учащихся в рамках изучаемой темы.2. Содействовать развитию коммуникативных способностей и навыков учащихся.3. Способствовать формированию ...