Технологическая карта урока "Экономика и экология", окружающий мир, 3 класс Ермилова Н.Н.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Урок по окружающему миру проведён в рамках Единого дня Ямальского района. Урок представлен изучением нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО.  ИКТ используется на разных этапах урока как средство наглядности  в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен  в формате PowerPoint, раздаточный материал  -Word.  Учебный материал рассчитан для учащихся общеобразовательного класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет/класс

Окружающий мир/3 класс

Тема

Экономика и экология

Место урока

Урок получения новых знаний является одиннадцатым уроком в разделе «Чему учит экономика».

Учебно-методическое сопровождение: УМК «Школа России», А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях/ 3 класс. Изд. М.: «Просвещение», 2013г.;  А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь/2 часть 3 класс.  Изд. М.: «Просвещение», 2015г.

Учитель

Ермилова Наталья Николаевна

Аннотация к уроку

Урок по окружающему миру проведён в рамках Единого дня Ямальского района. Урок представлен изучением нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО.  ИКТ используется на разных этапах урока как средство наглядности  в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен  в формате PowerPoint, раздаточный материал  -Word.  Учебный материал рассчитан для учащихся общеобразовательного класса.

Цели и задачи

Цель урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам нашего государства и Ямальского района.

Задачи урока:

  • Задачи обучения: 
  • сформировать представление об экологической катастрофе;
  • показать отрицательное влияние отраслей экономики на экологию;
  • выбрать пути деятельности человека, позволившие   развивать экономику, не нанося вред окружающей природе.
  • Задачи развития:
  • развивать мыслительные операции (структурирование и анализ материала);
  • обучать смысловому чтению;
  • развивать рефлексивные процессы.
  • Задачи воспитания:
  • воспитывать  бережное отношение к природе, экономному использованию её ресурсов;
  • формировать готовность к сотрудничеству и произвольному общению.

Ориентация на результаты:

  • Предметные результаты:

Ученик научится

  • Работать с источниками.

Ученик получит возможность

- делать осознанный выбор поступков, способствующих охране окружающей среды.

  • Метапредметные:
  • Познавательные:

Ученик научится

-   осмысливать информацию;

Ученик получит возможность:

-развивать рефлексивные процессы (на основе составления «Синквейна»);

- получить информацию из разных источников.

  • Коммуникативные:

Ученик научится:

-Сотрудничеству и умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

Ученик получит возможность

-поучаствовать в произвольном общении, получить помощь одноклассников (в группах).

  • Регулятивные:

Ученик научиться

-  самостоятельной учебной деятельности.

Ученик получит возможность:

- самостоятельно определять тему урока и ставить учебные задачи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Организационный момент.

- Дорогие ребята, сегодня 10 апреля 2017 года - Единый день Ямальского района. Закроем на минутку глаза и представим маленький кусочек нашей огромной страны –  Ямальский район.

-Откроем глаза и поделимся своими впечатлениями об увиденном.

- Какое яркое пятно «малой родины» вы представили? Поделитесь со всеми своими образами.

- Пожелаем нашему Ямальскому району благополучия и процветания.

Приветствуют учителя, слушают,  рассказывают о своих представлениях.

Л: формировать интерес к изучению окружающего мира; повышать уровень мотивации учебной деятельности, - формировать интерес к  малой родине.

II.

Самоопределение к деятельности.

- Просит дополнить предложения  и определить тему урока:

- Дополните предложения:

- Удовлетворение разнообразных потребностей людей – это задача … (экономики).

-  Наука, изучающая взаимодействие живых существ с окружающей средой называется…(экология).

- Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

- Что необходимо для жизни всем живым существам и человеку? ( Свет, тепло, воздух, вода и др.)

-  Сформулируйте тему нашего урока.

Формулирует задачи урока.

- Разве может человек жить без природы и её богатств, без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред? Сегодня мы будем разбираться в этом вопросе. Мы с вами познакомимся с двумя сторонами экономики – полезной и вредной, научимся устанавливать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы, узнаем об экологических катастрофах, свяжем материал с нашим краем - Ямальским районом.

Открывают карточки со словами:

ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ      

 

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему урока: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ.

Вникают в задачи урока.

Р: участвуют в открытии карточек;

К:  оформлять свои мысли в устной речи;

Р: уметь определять и формулировать цель урока и задачи с помощью учителя.

III.

Изучение нового материала

1. Введение понятия «Экологическая катастрофа».

Просмотр презентации «Экологические катастрофы».

– Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.

- Давайте посмотрим, какие экологические беды произошли в мире, нашей стране, в Ямальском районе и какой вред они нанесли  экономике.  

- Какие эмоции у вас возникли в ходе просмотра презентации?

- Пользу или вред приносят всему живому экологические катастрофы?

Внимательно знакомятся с   презентацией «Экологические катастрофы»

Высказывают собственное мнение.

П: извлекать информацию из текста;

К: уметь слушать;

Л: - формировать интерес к малой родине.

Выполнение задания по презентации.

Формулирует задание по просмотренной презентации.

- У вас на партах таблица, рассмотрите её, сделайте вывод.

Анализируют  таблицу, которая лежит на партах, делают вывод о вреде катастрофы.

Место катастрофы

Что произошло

Вред окружающей среде

Чернобыльская АЭС -  апрель 1986 год

Взрыв, который разрушил реактор, 200 тысяч человек вывезли из этой зоны.

Десятки лет не будут жить люди, животные, птицы из-за загрязнения воздуха, воды, почвы.

Мексиканский залив -  апрель 2010 год.

На нефтяной вышке прогремел взрыв, погибло 11 рабочих, вышка рухнула в море, а в океан вылились тонны нефти.

Гибли черепахи, птицы, дельфины, рыбы, кораллы.

Ямальский район - июль 2016 год.

Вспышка сибирской язвы.

Погибло более 2,5 тысячи оленей,  Был введён карантин, сожжены чумы, вся утварь, люди  эвакуирован. Десять лет заражённая территория будет безжизненна.

Р: работать с таблицей.

Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Поясняет задания для работы с учебником и рабочей тетрадью. (учебник с.79-80, р.т. с.51 упр. 1)

Контролирует выполнение учащимися задания, задаёт вопрос:

- Объясните, какой ущерб понесут люди в результате катастроф?

Формулирует общий вывод:

- Экологическая катастрофа – это может быть длительная засуха, выброс загрязняющих веществ, наводнение, массовый мор скота, мощный разлив нефти, крушение самолёта, прорыв трубопровода, кораблекрушение и другие беды,  несомненно несут трагедию не только для человека, но для всей окружающей среды.

Читают текст в учебнике с.79-80 по абзацам вслух, самостоятельно выписывают в рабочую тетрадь информацию о живых существах пострадавших от аварии нефтеналивного танкера.

Формулируют вывод об ущербе, который понесут при этом люди.

2. Знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и вредной.

Проводит игру о частях экологии и прикрепляет на доске карточки с ответами.

- В начале урока мы вспомнили, что такое экология и экономика. Предлагаю вам игру «Светлячок». Показываете зелёный сигнал,  если услышите составные части экологии: вода, кирпич, воздух, луна,  почва,  растения, сахар, животные. 

Формулирует вопросы об экологии и экономике.

- Как связаны эти части экологии с экономикой? Приведите примеры.

- Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей).

- Из каких отраслей состоит экономика?

- Как вы думаете, ребята, на каких традиционных отраслях производства основывается сегодня экономика Ямальского района?

Расширяет знания детей информацией об экономике Ямальского района.

   

Внимательно слушают учителя, работают с сигналами.

Отвечают на вопросы. Называют отрасли экономики:

  • Электроэнергетика;
  • Сельское хозяйство;
  • Металлургия;
  • Машиностроение;
  • Промышленность: добывающая, лёгкая, химическая, пищевая

Высказывают свои предположения.

Расширяют свои знания,  обращаясь к материалам на слайде:

  1. Сегодня экономика Ямальского района основывается на традиционных отраслях производства - оленеводстве и рыбодобыче.
  2. Построен убойно-перерабатывающий комплекс «Ямальские олени» (мясная продукция поставляется в Финляндию, Германию, Швецию).
  3. Качают газ на Бованенковском месторождении.
  4. Качают нефть на Новопортовском месторождении.
  5. Происходит отгрузка нефти на танкеры на новом наливном терминале «Ворота в Арктику».
  6. В вахтовом посёлке Сабетта строится завод «Ямал-СПГ» по переработке сжиженного природного газа.

Источник:(yarsale.do.ampulik/publichnyj_doklad_2015…)

Р: выполнять действия в сотрудничестве с; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида;

П: извлекать информацию, представленную информацию из текста задачи;

Л: повышать уровень мотивации учебной деятельности, формировать интерес к малой родине.

Групповая практическая работа.

Поясняет задание для  самостоятельной  групповой работы  (дети получают карточки с таблицей)

- Ребята, мы  перечислили все отрасли экономики.  У экономики 2 стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая – вредная. Чтобы вы хорошо в этом вопросе разобрались, я предлагаю вам заполнить таблицы в роли экспертов-экологов.

1 группа работает с текстом «Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала»

2 группа заполняет таблицу по учебнику с. 80-81;

Текст для 1 группы.  Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала. Здесь на Ямале открыто сказочно богатые запасы природного газа и нефти. В эти края пришли геологи и буровики: тундре был нанесен неповторимый ущерб. Каждая буровая вышка, а их уже на Ямале сотни, полностью уничтожает и загрязняет растительность на несколько сотен гектаров. После окончания работ, оставшаяся площадка представляет собой страшное зрелище. Обломки металлических конструкций, бревна, мусор перемешаны и залиты ядовитым буровым раствором. Далеко в тундре видны факелы - на месте буровых скважин горит попутный газ. Он сжигает кислород. Птицы и звери остаются без привычных мест обитания и чаще всего погибают, а выжившие никогда уже не вернуться сюда. Если не изменить способы добычи «черного золота» и газа в нашем крае, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу. Источник (Чижевский А.Е.  Детская энциклопедия. Экология. С.134 М., АСТ, 1997)

Ребята самостоятельно работают по группам, заполняют таблицы

Таблица для 1 группы

Отрасль экономики

Полезная сторона

Вредная сторона

Нефтеперерабатывающая и газодобывающая промышленность

 

Таблица для 2 группы

Отрасль экономики

Полезная сторона

Вредная сторона

Сельское хозяйство

Металлургия

Машиностроение

Электроэнергетика

Химическая промышленность

Р: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знаковом учебном материале.

Проверка самостоятельной работы.

Обсуждение проделанной практической работы.

 -Проверим, что у вас получилось. Примерные таблицы для проверки самостоятельной работы.

Отрасль экономики

Полезная сторона

Вредная сторона

Нефтеперерабатывающая и газодобывающая промышленность

Добывают нефть и газ необходимые для человека. Повышается достаток в семье. Улучшается внешний облик поселений в Ямальском районе (новые дома, школы, детские сады, дороги ит.д.)

 Уничтожает и загрязняет растительность на несколько сотен гектаров,  обломки металлических конструкций, бревна, мусор перемешаны и залиты ядовитым буровым раствором.

Каждый год уменьшаются ягельные пастбища, снижаются запасы рыбы, уменьшается количество пушного зверя.  

Формирует вопросы для 1 группы:

 - Почему рыбы не поднимаются в верховья рек? Что нарушило их сезонную миграцию? (Шум и вибрация трубопровода)

- Какой вред экологии приносит транспорт? (Загрязняется воздух, нарушается ягельный покров)

- Какой урон природе наносит  строительство дорог и промышленных сооружений? (Вырубка леса, засыпка ручейков, нарушение путей миграции оленей) 

- Почему, при перемещении буровых станций, оставшиеся площадки представляют собой ужасающее зрелище?

Формулирует вопросы для 2 группы:

- Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле невозможна).

-  Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Почва-наша кормилица).

Формирует вывод:

- Тепло и солнечный свет, воздух и вода необходимы всем живым существам. Человек - тоже часть природы, связан с ней, зависит от неё. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, и плодородная почва, и животные, и растения.

Отрасль экономики

Полезная сторона

Вредная сторона

Сельское хозяйство

Даёт продукты питания

Почва загрязняется ядохимикатами. Они вредны для здоровья человека.

Металлургия

Производит металлы

Загрязняется воздух и вода, много отходов.

Машиностроение

Средства передвижения для человека.

Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами.

Электроэнергетика

Даёт свет, тепло.

Реку перегораживают плотиной, происходит затопление земель и лесов

Химическая промышленность

Даёт стиральные порошки и моющие средства

Опасные отходы попадают в реки и озёра, загрязняют их.

1 группа. Отвечают на вопросы, используя текст «Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала  и таблицу.

2 группа. Отвечают на вопросы,  опираясь на материал учебника и свою таблицу.

Участвуют в формировании вывода.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог;

Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям, - формировать интерес к своей малой родине.

Физкультминутка.

- Мы по тундре идём, и природу бережём.

- Мы бруснику увидали  и немного ягодок  собрали. 

 - Выше ноги поднимаем, на ягель легонько наступаем.

- Воздухом свежим дышим и команду сесть услышим.

Отдыхают, повторяют движения за учителем

(Ходьба на месте. Повороты головы влево и вправо)

(Присесть, встать, присесть, встать))

(Ходьба на месте, подняв коленки)

(Вдох, выдох, вдох, выдох, садятся за парты).

Обобщение.

- Назовите главную задачу 21 века? (стр. 83) (Одна из важнейших задач общества в 21 веке – сделать экономику более безопасной для людей и для всей природы).

Находят в учебнике, зачитывают.

Р:умение обобщать свои знания.

3. Знакомство с экологическими прогнозами.

- Вы знаете, что слово «прогноз» обозначает «научное предсказание». Нам уже знакомы прогнозы погоды. Но бывают и «экологические прогнозы».

В учебнике, на с.82-83, приведены примеры вмешательства человека в природу. Вы прочитаете этот материал дома.

- Дайте экологические прогнозы для следующих случаев:

- Недалеко от озера в с. Панаевск  построили электростанцию.

- Какой экологический прогноз?

- Зимой на реке Обь работает дорога «зимник». Мусорные отходы, масляные пятна после таяния льда попадут в реку.

- Дайте экологический прогноз.

- Посмотрите глазами эколога на дорогу, по которой вы идете от дома до школы. Что вы можете сказать об экологической обстановке в вашем селе? Есть ли у вас опасные места?

Знакомятся с новой формулировкой.

Высказывают свои мнения, дают экологический прогноз.

К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог.

IV.  Закрепление изученного материала.

Практическая работа

Формирует задание для практической работы. (Р. т. с.51 №2)

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

- Сделайте экологический прогноз для этой ситуации. Запишите его.

Проверка самостоятельной работы.

Выполняют задание в р. т.  на стр.51 №2

Предполагаемые прогнозы: Гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязнённый воздух в жилые районы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога.

Р: уметь самостоятельно планировать свои действия.

V. Рефлексия.

Приём «Синквейн» (пятистишие по определенным правилам)

- Какие эмоции вы испытали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя.

- Составим «Синквейн» по нашей теме урока.

Рассказывает о технологии проведения: перед учащимися карточка с подсказками:

1 строка- понятие

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – предложение о понятии из 4 слов

5 строка – синоним понятия.

Задача учащихся подобрать подходящие слова.

- Прочитайте получившееся пятистишье.

Отвечают на вопросы, высказывают мнения.

Подбирают подходящие слова и готовятся к чтению.

Экологическая катастрофа-

Ужасная, разрушающая,

Загрязняет,  уничтожает, истребляет,

Предостережём катастрофу, защитим Планету!

SOS!

Р: уметь работать с технологией «синквейн».

VI. Подведение итогов урока.

Выводы.

 Формирует вопросы.

  • Заинтересовала ли вас тема нашего урока?
  • Что нужно делать для того, чтобы уменьшить вред экологических прогнозов?
  • Как вы думаете, проводятся ли в нашем Ямальском районе и в с. Панаевск мероприятия по сохранению природных богатств?

 Знакомит ребят с мероприятиями, помещёнными на слайде.

               

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с информацией на слайде.

В Ямальском районе созданы три крупнейшие охранные природные территории:

 - природный парк "Юрибей" для развития экологического туризма;

- государственный природный заказник "Нижне-Обский" для охраны перелётных птиц, их мест миграций и гнездования;

-  биологический заказник "Ямальский" для сохранения редких видов животных и растений.

Источник:

yar-sale.do.ampulik/publichnyj_doklad_2015…

- Проходит всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия», организованный совместно с акциями «Чистый лес», «Живи лес» и «Вода России».

Источник: pandia.rutext/80/232/89621.php

К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения;

Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека; придерживаться этических норм общения.

Домашнее задание.

Учебник: прочитать текст на с. 79-84, ответить на вопросы.

Рабочая тетрадь: упр.3 (с. 51)

Записывают домашнее задание, уточняют.

Р: уметь слушать и слышать.

VII.

Заключительная часть урока.

Оценка достижений.

-Урока время уж прошло,

Я вам ребята очень благодарна,

Что наш урок прошёл легко

И все работали очень хорошо.

- А вы ребята, ли довольны?

Поднимите карточки со своей оценкой – смайликом.

(Жёлтый смайлик – «5» и «4»,

Зелёный смайлик - «3»,

Красный смайлик – материал мне не понятен.)

Звучит песня «Яр – Сале» в исполнении Игоря Корнилова.

Оценивают свои достижения.

Прощаются с учителем.

Р: уметь оценивать свои результаты достижений.

Литература:

1. Поурочные разработки к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, Н.Ю. Васильева, М.«ВАКО» 2013 г.

2. Учебник «Окружающий мир», 3 класс, Плешаков А.А., часть 2, М., «Просвещение», 2013 г.

3. Детская энциклопедия. Чижевский А.Е. / Экология. С.134 М., АСТ, 1997.

4. http://yar-sale.do.am/pulik/publichnyj_doklad_2015-2016.pdf - публичный доклад департамента образования Ямальский район за 2015-2016 учебный год.

5. http://mo-yamal.ru/na-ladoni/index.php - Ямальский район на ладони – официальный портал МО Ямальский район.

6. http:// pandia.rutext/80/232/89621.php - Панаевск - официальный портал МО Ямальский район.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"

На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир». 2 класс. "Формы земной поверхности."

познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; познакомить учащихся с творчеством знаменитых поэтов по теме; научить основам работы с физической карто...

Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...

технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс

Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя  и ученика.Прописаны все этапы урока....

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс

Технологическая карта урока по теме "Какой бывает вода"....

Презентация-картинки для урока экологии, окружающего мира

Презентация содержит большое количество картинок по теме "Экология" или "Окружающий мир"...

Технологическая карта занятия по экологии"Будь природе другом"

Методическа разработка занятия по экологии...