Технологическая карта урока "Экономика и экология", окружающий мир, 3 класс Ермилова Н.Н.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по окружающему миру проведён в рамках Единого дня Ямальского района. Урок представлен изучением нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО. ИКТ используется на разных этапах урока как средство наглядности в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен в формате PowerPoint, раздаточный материал -Word. Учебный материал рассчитан для учащихся общеобразовательного класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disseminatsiya_opyta_panaevskaya_shi_okruzhayushchiy_mir_3_klass_ermilova_n.n.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет/класс | Окружающий мир/3 класс | ||||||||||||||||||||||||||
Тема | Экономика и экология | ||||||||||||||||||||||||||
Место урока | Урок получения новых знаний является одиннадцатым уроком в разделе «Чему учит экономика». Учебно-методическое сопровождение: УМК «Школа России», А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях/ 3 класс. Изд. М.: «Просвещение», 2013г.; А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь/2 часть 3 класс. Изд. М.: «Просвещение», 2015г. | ||||||||||||||||||||||||||
Учитель | Ермилова Наталья Николаевна | ||||||||||||||||||||||||||
Аннотация к уроку | Урок по окружающему миру проведён в рамках Единого дня Ямальского района. Урок представлен изучением нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО. ИКТ используется на разных этапах урока как средство наглядности в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен в формате PowerPoint, раздаточный материал -Word. Учебный материал рассчитан для учащихся общеобразовательного класса. | ||||||||||||||||||||||||||
Цели и задачи | Цель урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам нашего государства и Ямальского района. Задачи урока:
Ориентация на результаты:
Ученик научится
Ученик получит возможность - делать осознанный выбор поступков, способствующих охране окружающей среды.
Ученик научится - осмысливать информацию; Ученик получит возможность: -развивать рефлексивные процессы (на основе составления «Синквейна»); - получить информацию из разных источников.
Ученик научится: -Сотрудничеству и умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; Ученик получит возможность -поучаствовать в произвольном общении, получить помощь одноклассников (в группах).
Ученик научиться - самостоятельной учебной деятельности. Ученик получит возможность: - самостоятельно определять тему урока и ставить учебные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. | - Дорогие ребята, сегодня 10 апреля 2017 года - Единый день Ямальского района. Закроем на минутку глаза и представим маленький кусочек нашей огромной страны – Ямальский район. -Откроем глаза и поделимся своими впечатлениями об увиденном. - Какое яркое пятно «малой родины» вы представили? Поделитесь со всеми своими образами. - Пожелаем нашему Ямальскому району благополучия и процветания. | Приветствуют учителя, слушают, рассказывают о своих представлениях. | Л: формировать интерес к изучению окружающего мира; повышать уровень мотивации учебной деятельности, - формировать интерес к малой родине. | ||||||||||||||||||||||||
II. Самоопределение к деятельности. | - Просит дополнить предложения и определить тему урока: - Дополните предложения: - Удовлетворение разнообразных потребностей людей – это задача … (экономики). - Наука, изучающая взаимодействие живых существ с окружающей средой называется…(экология). - Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? - Что необходимо для жизни всем живым существам и человеку? ( Свет, тепло, воздух, вода и др.) - Сформулируйте тему нашего урока. Формулирует задачи урока. - Разве может человек жить без природы и её богатств, без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред? Сегодня мы будем разбираться в этом вопросе. Мы с вами познакомимся с двумя сторонами экономики – полезной и вредной, научимся устанавливать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы, узнаем об экологических катастрофах, свяжем материал с нашим краем - Ямальским районом. | Открывают карточки со словами: ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ
Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ. Вникают в задачи урока. | Р: участвуют в открытии карточек; К: оформлять свои мысли в устной речи; Р: уметь определять и формулировать цель урока и задачи с помощью учителя. | ||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала 1. Введение понятия «Экологическая катастрофа». | Просмотр презентации «Экологические катастрофы». – Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. - Давайте посмотрим, какие экологические беды произошли в мире, нашей стране, в Ямальском районе и какой вред они нанесли экономике. - Какие эмоции у вас возникли в ходе просмотра презентации? - Пользу или вред приносят всему живому экологические катастрофы? | Внимательно знакомятся с презентацией «Экологические катастрофы» Высказывают собственное мнение. | П: извлекать информацию из текста; К: уметь слушать; Л: - формировать интерес к малой родине. | ||||||||||||||||||||||||
Выполнение задания по презентации. | Формулирует задание по просмотренной презентации. - У вас на партах таблица, рассмотрите её, сделайте вывод. | Анализируют таблицу, которая лежит на партах, делают вывод о вреде катастрофы.
| Р: работать с таблицей. | ||||||||||||||||||||||||
Работа с учебником и рабочей тетрадью. | Поясняет задания для работы с учебником и рабочей тетрадью. (учебник с.79-80, р.т. с.51 упр. 1) Контролирует выполнение учащимися задания, задаёт вопрос: - Объясните, какой ущерб понесут люди в результате катастроф? Формулирует общий вывод: - Экологическая катастрофа – это может быть длительная засуха, выброс загрязняющих веществ, наводнение, массовый мор скота, мощный разлив нефти, крушение самолёта, прорыв трубопровода, кораблекрушение и другие беды, несомненно несут трагедию не только для человека, но для всей окружающей среды. | Читают текст в учебнике с.79-80 по абзацам вслух, самостоятельно выписывают в рабочую тетрадь информацию о живых существах пострадавших от аварии нефтеналивного танкера. Формулируют вывод об ущербе, который понесут при этом люди. | |||||||||||||||||||||||||
2. Знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и вредной. | Проводит игру о частях экологии и прикрепляет на доске карточки с ответами. - В начале урока мы вспомнили, что такое экология и экономика. Предлагаю вам игру «Светлячок». Показываете зелёный сигнал, если услышите составные части экологии: вода, кирпич, воздух, луна, почва, растения, сахар, животные. Формулирует вопросы об экологии и экономике. - Как связаны эти части экологии с экономикой? Приведите примеры. - Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей). - Из каких отраслей состоит экономика? - Как вы думаете, ребята, на каких традиционных отраслях производства основывается сегодня экономика Ямальского района? Расширяет знания детей информацией об экономике Ямальского района.
| Внимательно слушают учителя, работают с сигналами. Отвечают на вопросы. Называют отрасли экономики:
Высказывают свои предположения. Расширяют свои знания, обращаясь к материалам на слайде:
Источник:(yarsale.do.am›pulik/publichnyj_doklad_2015…) | Р: выполнять действия в сотрудничестве с; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; П: извлекать информацию, представленную информацию из текста задачи; Л: повышать уровень мотивации учебной деятельности, формировать интерес к малой родине. | ||||||||||||||||||||||||
Групповая практическая работа. | Поясняет задание для самостоятельной групповой работы (дети получают карточки с таблицей) - Ребята, мы перечислили все отрасли экономики. У экономики 2 стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая – вредная. Чтобы вы хорошо в этом вопросе разобрались, я предлагаю вам заполнить таблицы в роли экспертов-экологов. 1 группа работает с текстом «Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала» 2 группа заполняет таблицу по учебнику с. 80-81; Текст для 1 группы. Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала. Здесь на Ямале открыто сказочно богатые запасы природного газа и нефти. В эти края пришли геологи и буровики: тундре был нанесен неповторимый ущерб. Каждая буровая вышка, а их уже на Ямале сотни, полностью уничтожает и загрязняет растительность на несколько сотен гектаров. После окончания работ, оставшаяся площадка представляет собой страшное зрелище. Обломки металлических конструкций, бревна, мусор перемешаны и залиты ядовитым буровым раствором. Далеко в тундре видны факелы - на месте буровых скважин горит попутный газ. Он сжигает кислород. Птицы и звери остаются без привычных мест обитания и чаще всего погибают, а выжившие никогда уже не вернуться сюда. Если не изменить способы добычи «черного золота» и газа в нашем крае, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу. Источник (Чижевский А.Е. Детская энциклопедия. Экология. С.134 М., АСТ, 1997) | Ребята самостоятельно работают по группам, заполняют таблицы Таблица для 1 группы
Таблица для 2 группы
| Р: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знаковом учебном материале. | ||||||||||||||||||||||||
Проверка самостоятельной работы. | Обсуждение проделанной практической работы. -Проверим, что у вас получилось. Примерные таблицы для проверки самостоятельной работы.
Формирует вопросы для 1 группы: - Почему рыбы не поднимаются в верховья рек? Что нарушило их сезонную миграцию? (Шум и вибрация трубопровода) - Какой вред экологии приносит транспорт? (Загрязняется воздух, нарушается ягельный покров) - Какой урон природе наносит строительство дорог и промышленных сооружений? (Вырубка леса, засыпка ручейков, нарушение путей миграции оленей) - Почему, при перемещении буровых станций, оставшиеся площадки представляют собой ужасающее зрелище? Формулирует вопросы для 2 группы: - Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле невозможна). - Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Почва-наша кормилица). Формирует вывод: - Тепло и солнечный свет, воздух и вода необходимы всем живым существам. Человек - тоже часть природы, связан с ней, зависит от неё. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, и плодородная почва, и животные, и растения. |
1 группа. Отвечают на вопросы, используя текст «Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала и таблицу. 2 группа. Отвечают на вопросы, опираясь на материал учебника и свою таблицу. Участвуют в формировании вывода. | К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог; Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям, - формировать интерес к своей малой родине. | ||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. | - Мы по тундре идём, и природу бережём. - Мы бруснику увидали и немного ягодок собрали. - Выше ноги поднимаем, на ягель легонько наступаем. - Воздухом свежим дышим и команду сесть услышим. | Отдыхают, повторяют движения за учителем (Ходьба на месте. Повороты головы влево и вправо) (Присесть, встать, присесть, встать)) (Ходьба на месте, подняв коленки) (Вдох, выдох, вдох, выдох, садятся за парты). | |||||||||||||||||||||||||
Обобщение. | - Назовите главную задачу 21 века? (стр. 83) (Одна из важнейших задач общества в 21 веке – сделать экономику более безопасной для людей и для всей природы). | Находят в учебнике, зачитывают. | Р:умение обобщать свои знания. | ||||||||||||||||||||||||
3. Знакомство с экологическими прогнозами. | - Вы знаете, что слово «прогноз» обозначает «научное предсказание». Нам уже знакомы прогнозы погоды. Но бывают и «экологические прогнозы». В учебнике, на с.82-83, приведены примеры вмешательства человека в природу. Вы прочитаете этот материал дома. - Дайте экологические прогнозы для следующих случаев: - Недалеко от озера в с. Панаевск построили электростанцию. - Какой экологический прогноз? - Зимой на реке Обь работает дорога «зимник». Мусорные отходы, масляные пятна после таяния льда попадут в реку. - Дайте экологический прогноз. - Посмотрите глазами эколога на дорогу, по которой вы идете от дома до школы. Что вы можете сказать об экологической обстановке в вашем селе? Есть ли у вас опасные места? | Знакомятся с новой формулировкой. Высказывают свои мнения, дают экологический прогноз. | К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог. | ||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление изученного материала. Практическая работа | Формирует задание для практической работы. (Р. т. с.51 №2) - Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок. - Сделайте экологический прогноз для этой ситуации. Запишите его. Проверка самостоятельной работы. | Выполняют задание в р. т. на стр.51 №2 Предполагаемые прогнозы: Гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязнённый воздух в жилые районы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога. | Р: уметь самостоятельно планировать свои действия. | ||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия. Приём «Синквейн» (пятистишие по определенным правилам) | - Какие эмоции вы испытали на уроке? - Какие выводы сделали для себя. - Составим «Синквейн» по нашей теме урока. Рассказывает о технологии проведения: перед учащимися карточка с подсказками: 1 строка- понятие 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение о понятии из 4 слов 5 строка – синоним понятия. Задача учащихся подобрать подходящие слова. - Прочитайте получившееся пятистишье. | Отвечают на вопросы, высказывают мнения. Подбирают подходящие слова и готовятся к чтению. Экологическая катастрофа- Ужасная, разрушающая, Загрязняет, уничтожает, истребляет, Предостережём катастрофу, защитим Планету! SOS! | Р: уметь работать с технологией «синквейн». | ||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов урока. Выводы. | Формирует вопросы.
Знакомит ребят с мероприятиями, помещёнными на слайде.
| Отвечают на вопросы. Знакомятся с информацией на слайде. В Ямальском районе созданы три крупнейшие охранные природные территории: - природный парк "Юрибей" для развития экологического туризма; - государственный природный заказник "Нижне-Обский" для охраны перелётных птиц, их мест миграций и гнездования; - биологический заказник "Ямальский" для сохранения редких видов животных и растений. Источник: yar-sale.do.am›pulik/publichnyj_doklad_2015… - Проходит всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия», организованный совместно с акциями «Чистый лес», «Живи лес» и «Вода России». Источник: pandia.ru›text/80/232/89621.php | К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения; Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека; придерживаться этических норм общения. | ||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. | Учебник: прочитать текст на с. 79-84, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь: упр.3 (с. 51) | Записывают домашнее задание, уточняют. | Р: уметь слушать и слышать. | ||||||||||||||||||||||||
VII. Заключительная часть урока. Оценка достижений. | -Урока время уж прошло, Я вам ребята очень благодарна, Что наш урок прошёл легко И все работали очень хорошо. - А вы ребята, ли довольны? Поднимите карточки со своей оценкой – смайликом. (Жёлтый смайлик – «5» и «4», Зелёный смайлик - «3», Красный смайлик – материал мне не понятен.) Звучит песня «Яр – Сале» в исполнении Игоря Корнилова. | Оценивают свои достижения. Прощаются с учителем. | Р: уметь оценивать свои результаты достижений. |
Литература:
1. Поурочные разработки к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, Н.Ю. Васильева, М.«ВАКО» 2013 г.
2. Учебник «Окружающий мир», 3 класс, Плешаков А.А., часть 2, М., «Просвещение», 2013 г.
3. Детская энциклопедия. Чижевский А.Е. / Экология. С.134 М., АСТ, 1997.
4. http://yar-sale.do.am/pulik/publichnyj_doklad_2015-2016.pdf - публичный доклад департамента образования Ямальский район за 2015-2016 учебный год.
5. http://mo-yamal.ru/na-ladoni/index.php - Ямальский район на ладони – официальный портал МО Ямальский район.
6. http:// pandia.ru›text/80/232/89621.php - Панаевск - официальный портал МО Ямальский район.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"
На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир». 2 класс. "Формы земной поверхности."
познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; познакомить учащихся с творчеством знаменитых поэтов по теме; научить основам работы с физической карто...
Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...
технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс
Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя и ученика.Прописаны все этапы урока....
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс
Технологическая карта урока по теме "Какой бывает вода"....
Презентация-картинки для урока экологии, окружающего мира
Презентация содержит большое количество картинок по теме "Экология" или "Окружающий мир"...
Технологическая карта занятия по экологии"Будь природе другом"
Методическа разработка занятия по экологии...