Технологическая карта урока "Экономика и экология", окружающий мир, 3 класс Ермилова Н.Н.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по окружающему миру проведён в рамках Единого дня Ямальского района. Урок представлен изучением нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО. ИКТ используется на разных этапах урока как средство наглядности в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен в формате PowerPoint, раздаточный материал -Word. Учебный материал рассчитан для учащихся общеобразовательного класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disseminatsiya_opyta_panaevskaya_shi_okruzhayushchiy_mir_3_klass_ermilova_n.n.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет/класс | Окружающий мир/3 класс | ||||||||||||||||||||||||||
Тема | Экономика и экология | ||||||||||||||||||||||||||
Место урока | Урок получения новых знаний является одиннадцатым уроком в разделе «Чему учит экономика». Учебно-методическое сопровождение: УМК «Школа России», А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях/ 3 класс. Изд. М.: «Просвещение», 2013г.; А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь/2 часть 3 класс. Изд. М.: «Просвещение», 2015г. | ||||||||||||||||||||||||||
Учитель | Ермилова Наталья Николаевна | ||||||||||||||||||||||||||
Аннотация к уроку | Урок по окружающему миру проведён в рамках Единого дня Ямальского района. Урок представлен изучением нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО. ИКТ используется на разных этапах урока как средство наглядности в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен в формате PowerPoint, раздаточный материал -Word. Учебный материал рассчитан для учащихся общеобразовательного класса. | ||||||||||||||||||||||||||
Цели и задачи | Цель урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам нашего государства и Ямальского района. Задачи урока:
Ориентация на результаты:
Ученик научится
Ученик получит возможность - делать осознанный выбор поступков, способствующих охране окружающей среды.
Ученик научится - осмысливать информацию; Ученик получит возможность: -развивать рефлексивные процессы (на основе составления «Синквейна»); - получить информацию из разных источников.
Ученик научится: -Сотрудничеству и умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; Ученик получит возможность -поучаствовать в произвольном общении, получить помощь одноклассников (в группах).
Ученик научиться - самостоятельной учебной деятельности. Ученик получит возможность: - самостоятельно определять тему урока и ставить учебные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. | - Дорогие ребята, сегодня 10 апреля 2017 года - Единый день Ямальского района. Закроем на минутку глаза и представим маленький кусочек нашей огромной страны – Ямальский район. -Откроем глаза и поделимся своими впечатлениями об увиденном. - Какое яркое пятно «малой родины» вы представили? Поделитесь со всеми своими образами. - Пожелаем нашему Ямальскому району благополучия и процветания. | Приветствуют учителя, слушают, рассказывают о своих представлениях. | Л: формировать интерес к изучению окружающего мира; повышать уровень мотивации учебной деятельности, - формировать интерес к малой родине. | ||||||||||||||||||||||||
II. Самоопределение к деятельности. | - Просит дополнить предложения и определить тему урока: - Дополните предложения: - Удовлетворение разнообразных потребностей людей – это задача … (экономики). - Наука, изучающая взаимодействие живых существ с окружающей средой называется…(экология). - Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? - Что необходимо для жизни всем живым существам и человеку? ( Свет, тепло, воздух, вода и др.) - Сформулируйте тему нашего урока. Формулирует задачи урока. - Разве может человек жить без природы и её богатств, без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред? Сегодня мы будем разбираться в этом вопросе. Мы с вами познакомимся с двумя сторонами экономики – полезной и вредной, научимся устанавливать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы, узнаем об экологических катастрофах, свяжем материал с нашим краем - Ямальским районом. | Открывают карточки со словами: ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ
Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ. Вникают в задачи урока. | Р: участвуют в открытии карточек; К: оформлять свои мысли в устной речи; Р: уметь определять и формулировать цель урока и задачи с помощью учителя. | ||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала 1. Введение понятия «Экологическая катастрофа». | Просмотр презентации «Экологические катастрофы». – Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. - Давайте посмотрим, какие экологические беды произошли в мире, нашей стране, в Ямальском районе и какой вред они нанесли экономике. - Какие эмоции у вас возникли в ходе просмотра презентации? - Пользу или вред приносят всему живому экологические катастрофы? | Внимательно знакомятся с презентацией «Экологические катастрофы» Высказывают собственное мнение. | П: извлекать информацию из текста; К: уметь слушать; Л: - формировать интерес к малой родине. | ||||||||||||||||||||||||
Выполнение задания по презентации. | Формулирует задание по просмотренной презентации. - У вас на партах таблица, рассмотрите её, сделайте вывод. | Анализируют таблицу, которая лежит на партах, делают вывод о вреде катастрофы.
| Р: работать с таблицей. | ||||||||||||||||||||||||
Работа с учебником и рабочей тетрадью. | Поясняет задания для работы с учебником и рабочей тетрадью. (учебник с.79-80, р.т. с.51 упр. 1) Контролирует выполнение учащимися задания, задаёт вопрос: - Объясните, какой ущерб понесут люди в результате катастроф? Формулирует общий вывод: - Экологическая катастрофа – это может быть длительная засуха, выброс загрязняющих веществ, наводнение, массовый мор скота, мощный разлив нефти, крушение самолёта, прорыв трубопровода, кораблекрушение и другие беды, несомненно несут трагедию не только для человека, но для всей окружающей среды. | Читают текст в учебнике с.79-80 по абзацам вслух, самостоятельно выписывают в рабочую тетрадь информацию о живых существах пострадавших от аварии нефтеналивного танкера. Формулируют вывод об ущербе, который понесут при этом люди. | |||||||||||||||||||||||||
2. Знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и вредной. | Проводит игру о частях экологии и прикрепляет на доске карточки с ответами. - В начале урока мы вспомнили, что такое экология и экономика. Предлагаю вам игру «Светлячок». Показываете зелёный сигнал, если услышите составные части экологии: вода, кирпич, воздух, луна, почва, растения, сахар, животные. Формулирует вопросы об экологии и экономике. - Как связаны эти части экологии с экономикой? Приведите примеры. - Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей). - Из каких отраслей состоит экономика? - Как вы думаете, ребята, на каких традиционных отраслях производства основывается сегодня экономика Ямальского района? Расширяет знания детей информацией об экономике Ямальского района.
| Внимательно слушают учителя, работают с сигналами. Отвечают на вопросы. Называют отрасли экономики:
Высказывают свои предположения. Расширяют свои знания, обращаясь к материалам на слайде:
Источник:(yarsale.do.am›pulik/publichnyj_doklad_2015…) | Р: выполнять действия в сотрудничестве с; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; П: извлекать информацию, представленную информацию из текста задачи; Л: повышать уровень мотивации учебной деятельности, формировать интерес к малой родине. | ||||||||||||||||||||||||
Групповая практическая работа. | Поясняет задание для самостоятельной групповой работы (дети получают карточки с таблицей) - Ребята, мы перечислили все отрасли экономики. У экономики 2 стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая – вредная. Чтобы вы хорошо в этом вопросе разобрались, я предлагаю вам заполнить таблицы в роли экспертов-экологов. 1 группа работает с текстом «Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала» 2 группа заполняет таблицу по учебнику с. 80-81; Текст для 1 группы. Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала. Здесь на Ямале открыто сказочно богатые запасы природного газа и нефти. В эти края пришли геологи и буровики: тундре был нанесен неповторимый ущерб. Каждая буровая вышка, а их уже на Ямале сотни, полностью уничтожает и загрязняет растительность на несколько сотен гектаров. После окончания работ, оставшаяся площадка представляет собой страшное зрелище. Обломки металлических конструкций, бревна, мусор перемешаны и залиты ядовитым буровым раствором. Далеко в тундре видны факелы - на месте буровых скважин горит попутный газ. Он сжигает кислород. Птицы и звери остаются без привычных мест обитания и чаще всего погибают, а выжившие никогда уже не вернуться сюда. Если не изменить способы добычи «черного золота» и газа в нашем крае, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу. Источник (Чижевский А.Е. Детская энциклопедия. Экология. С.134 М., АСТ, 1997) | Ребята самостоятельно работают по группам, заполняют таблицы Таблица для 1 группы
Таблица для 2 группы
| Р: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знаковом учебном материале. | ||||||||||||||||||||||||
Проверка самостоятельной работы. | Обсуждение проделанной практической работы. -Проверим, что у вас получилось. Примерные таблицы для проверки самостоятельной работы.
Формирует вопросы для 1 группы: - Почему рыбы не поднимаются в верховья рек? Что нарушило их сезонную миграцию? (Шум и вибрация трубопровода) - Какой вред экологии приносит транспорт? (Загрязняется воздух, нарушается ягельный покров) - Какой урон природе наносит строительство дорог и промышленных сооружений? (Вырубка леса, засыпка ручейков, нарушение путей миграции оленей) - Почему, при перемещении буровых станций, оставшиеся площадки представляют собой ужасающее зрелище? Формулирует вопросы для 2 группы: - Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле невозможна). - Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Почва-наша кормилица). Формирует вывод: - Тепло и солнечный свет, воздух и вода необходимы всем живым существам. Человек - тоже часть природы, связан с ней, зависит от неё. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, и плодородная почва, и животные, и растения. |
1 группа. Отвечают на вопросы, используя текст «Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала и таблицу. 2 группа. Отвечают на вопросы, опираясь на материал учебника и свою таблицу. Участвуют в формировании вывода. | К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог; Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям, - формировать интерес к своей малой родине. | ||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. | - Мы по тундре идём, и природу бережём. - Мы бруснику увидали и немного ягодок собрали. - Выше ноги поднимаем, на ягель легонько наступаем. - Воздухом свежим дышим и команду сесть услышим. | Отдыхают, повторяют движения за учителем (Ходьба на месте. Повороты головы влево и вправо) (Присесть, встать, присесть, встать)) (Ходьба на месте, подняв коленки) (Вдох, выдох, вдох, выдох, садятся за парты). | |||||||||||||||||||||||||
Обобщение. | - Назовите главную задачу 21 века? (стр. 83) (Одна из важнейших задач общества в 21 веке – сделать экономику более безопасной для людей и для всей природы). | Находят в учебнике, зачитывают. | Р:умение обобщать свои знания. | ||||||||||||||||||||||||
3. Знакомство с экологическими прогнозами. | - Вы знаете, что слово «прогноз» обозначает «научное предсказание». Нам уже знакомы прогнозы погоды. Но бывают и «экологические прогнозы». В учебнике, на с.82-83, приведены примеры вмешательства человека в природу. Вы прочитаете этот материал дома. - Дайте экологические прогнозы для следующих случаев: - Недалеко от озера в с. Панаевск построили электростанцию. - Какой экологический прогноз? - Зимой на реке Обь работает дорога «зимник». Мусорные отходы, масляные пятна после таяния льда попадут в реку. - Дайте экологический прогноз. - Посмотрите глазами эколога на дорогу, по которой вы идете от дома до школы. Что вы можете сказать об экологической обстановке в вашем селе? Есть ли у вас опасные места? | Знакомятся с новой формулировкой. Высказывают свои мнения, дают экологический прогноз. | К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог. | ||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление изученного материала. Практическая работа | Формирует задание для практической работы. (Р. т. с.51 №2) - Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок. - Сделайте экологический прогноз для этой ситуации. Запишите его. Проверка самостоятельной работы. | Выполняют задание в р. т. на стр.51 №2 Предполагаемые прогнозы: Гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязнённый воздух в жилые районы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога. | Р: уметь самостоятельно планировать свои действия. | ||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия. Приём «Синквейн» (пятистишие по определенным правилам) | - Какие эмоции вы испытали на уроке? - Какие выводы сделали для себя. - Составим «Синквейн» по нашей теме урока. Рассказывает о технологии проведения: перед учащимися карточка с подсказками: 1 строка- понятие 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение о понятии из 4 слов 5 строка – синоним понятия. Задача учащихся подобрать подходящие слова. - Прочитайте получившееся пятистишье. | Отвечают на вопросы, высказывают мнения. Подбирают подходящие слова и готовятся к чтению. Экологическая катастрофа- Ужасная, разрушающая, Загрязняет, уничтожает, истребляет, Предостережём катастрофу, защитим Планету! SOS! | Р: уметь работать с технологией «синквейн». | ||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов урока. Выводы. | Формирует вопросы.
Знакомит ребят с мероприятиями, помещёнными на слайде.
| Отвечают на вопросы. Знакомятся с информацией на слайде. В Ямальском районе созданы три крупнейшие охранные природные территории: - природный парк "Юрибей" для развития экологического туризма; - государственный природный заказник "Нижне-Обский" для охраны перелётных птиц, их мест миграций и гнездования; - биологический заказник "Ямальский" для сохранения редких видов животных и растений. Источник: yar-sale.do.am›pulik/publichnyj_doklad_2015… - Проходит всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия», организованный совместно с акциями «Чистый лес», «Живи лес» и «Вода России». Источник: pandia.ru›text/80/232/89621.php | К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения; Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека; придерживаться этических норм общения. | ||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. | Учебник: прочитать текст на с. 79-84, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь: упр.3 (с. 51) | Записывают домашнее задание, уточняют. | Р: уметь слушать и слышать. | ||||||||||||||||||||||||
VII. Заключительная часть урока. Оценка достижений. | -Урока время уж прошло, Я вам ребята очень благодарна, Что наш урок прошёл легко И все работали очень хорошо. - А вы ребята, ли довольны? Поднимите карточки со своей оценкой – смайликом. (Жёлтый смайлик – «5» и «4», Зелёный смайлик - «3», Красный смайлик – материал мне не понятен.) Звучит песня «Яр – Сале» в исполнении Игоря Корнилова. | Оценивают свои достижения. Прощаются с учителем. | Р: уметь оценивать свои результаты достижений. |
Литература:
1. Поурочные разработки к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, Н.Ю. Васильева, М.«ВАКО» 2013 г.
2. Учебник «Окружающий мир», 3 класс, Плешаков А.А., часть 2, М., «Просвещение», 2013 г.
3. Детская энциклопедия. Чижевский А.Е. / Экология. С.134 М., АСТ, 1997.
4. http://yar-sale.do.am/pulik/publichnyj_doklad_2015-2016.pdf - публичный доклад департамента образования Ямальский район за 2015-2016 учебный год.
5. http://mo-yamal.ru/na-ladoni/index.php - Ямальский район на ладони – официальный портал МО Ямальский район.
6. http:// pandia.ru›text/80/232/89621.php - Панаевск - официальный портал МО Ямальский район.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"
На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир». 2 класс. "Формы земной поверхности."
познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; познакомить учащихся с творчеством знаменитых поэтов по теме; научить основам работы с физической карто...
Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...
Презентация-картинки для урока экологии, окружающего мира
Презентация содержит большое количество картинок по теме "Экология" или "Окружающий мир"...
Технологическая карта занятия по экологии"Будь природе другом"
Методическа разработка занятия по экологии...
Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир", 1 класс по теме "Растения в классе"
Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями современного урока....
Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир». Класс - 3. Воздух и его охрана.
Информационный материал УМК«Школа России».Демонстрационный материалКолба с трубкой, спиртовка, штатив, электронный образовательный ресурс (электронное приложение к учебнику)«Окружающ...