Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Почему дует ветер?» для подготовительной группы
план-конспект по окружающему миру на тему
Предлагаю конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме «Почему дует ветер?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_teme.odt | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме
«Почему дует ветер?» для подготовительной группы
Цель:
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.
Задачи:
Образовательная область «Познание»:
•Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.
• Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.
• Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления (технология «ТРИЗ»)
• Развивать познавательный интерес.
Образовательная область «Коммуникация»:
Развивать объяснительную, рассудительную сторону речи
Образовательная область «Безопасность»
•Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, свечкой и спичками.
• Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.
Образовательная область «Социализация»
•Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.
Материалы:
Электрическая лампа, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук, картинки – подсказки (самолет, парусник, ягоды, лыжи, листик, солнце, одуванчик, воздушные шары, рисунок «Движение воздушных масс», знак «Осторожно пользоваться», свечки, подсвечники, спички, разноцветные шары, бутылки, ёмкости с холодной и горячей водой.
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойства воздуха, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных.
Ход НОД.
-Ребята, в коробке у меня «спрятались» приборы, которые помогут нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.
Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми, мы можем увидеть их в разные времена года. Это: снег, дождь, радуга).
- Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Какие слова вам помогли отгадать загадку? Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем: хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?
Игра «Хорошо – плохо»
-Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то зеленый).
(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления «ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:
- картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);
- картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)
- картинка «лыжи» (Поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)
(Аналогично разбираются другие ситуации).
Вывод: оказывается, иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.
Упражнение «ВЕТЕРОК»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)
Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)
Ну, а сейчас затихну я пока.
Опыт №1.
-Чтобы узнать, откуда ветер берется в природе, нам и понадобится мой прибор. Что это? (Электрическая плитка.)
- Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться».)
А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка. Приступаем к разгадке «тайны». А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? (Происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электрической лампой). Я беру вот такую помощницу –змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)
Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?
Вывод: Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.
Ветер - это движение воздуха.
Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».
Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший, с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.
Опыт №2.
(Из коробки достаю свечки, спички, подсвечники.)
-Ребята, напомните мне, а можно ли детям самостоятельно, без взрослого брать спички? Зажигать свечку? Почему нельзя? (Ответы детей.)
-Да, вы правильно ответили на мои вопросы, опыт со свечкой проведу я. Приоткроем дверь, зажжем свечи. Одну свечу поставим вниз, на пол, а другую держим вверх, около приоткрытой двери. Куда наклоняется пламя свечей? (Пламя нижней свечи направлена внутрь помещения, верхней наружу из помещения.)
-Почему так происходит? У нас в зале тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.
Вывод: получается, что один воздух - теплый, движется вверх, а навстречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
Опыт №3.
(Достаю из коробки разноцветные воздушные шарики.)
-Какие шарики вы видите? (Воздушные.)
-Какого цвета они? (Разноцветные.)
- А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (Обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой.)
-Что мы видим? (Шарик надувается.)
-А теперь поставим бутылочку в емкость с холодной водой.
-Что теперь мы видим? (Шарик сдулся.)
Вывод:
-Почему шарик надулся? (Воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся.)
-А почему шарик сдулся? (Воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)
Итог.
-Ребята, мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.
Молодцы, ребята. Спасибо вам за работу. Дома вместе с родителями вы можете повторить эксперименты. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ «ПЕЙЗАЖ РУССКОЙ ПРИРОДЫ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Методическое пособие развивающее художественные способности у детей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация»)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство с буквой П". На этом занятии дети в интересной форме знакомятся с новой буквой,составляют предложения, строют букв...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию звукопроизношения с подгруппой детей подготовительной группы (дети с ФФНР)
Тема: Звуки А,У,И. Ранняя осень....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Какие автомобили привозят продукты в магазин» В средней группе. С использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). Образовательная область «художественно – эстетическое развит
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Какие автомобили привозят продукты в магазин» В средней группе. С использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, пр...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Алиса в стране чудес»
Приоритетная образовательная область: «Познание».Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.Задачи:Обучающие:Продолжать учить сос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят»....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ТЕМУ: «ФОРМА. АППЛИКАЦИЯ «ТРЕУГОЛЬНИКИ»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 3-4 лет группы общеразвивающей направленности на тему: «Форма. Аппликация «Треугольники»...