Урок по окружающему миру "Петр Великий" (1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Петр Великий" (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_petr_velikiy.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема: ПЕТР ВЕЛИКИЙ.
- Цель: познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.
- Задачи:
- образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
- развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
- воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
(Слайд 1) «История – свидетельница веков, наставница жизни». Цицерон.
Чтение эпиграфа к уроку, обсуждение:
- Как вы понимаете эти слова? Кто их мог написать? В какое время?
ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
1. Учитель показывает ролик с видами Санкт-Петербурга.
Знаете ли вы, какой это город? Кто из вас был в нём? Чем вам запомнился этот город? (Ответы учеников.)
2. Проблемный диалог (с. 66). (Слайд 2)
– Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь были дремучие леса и непроходимые болота, городов не было.
На доске появляется запись:
До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота.
– Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России.
На доске появляется запись:
В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург.
– Посмотрите на доску. Какое противоречие вы заметили? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг появился!)
– Какой возникает вопрос?
3. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? (Слайд 3)
Проблема урока записывается на доску.
4. – Будем искать причины! Вспоминаем то, что знаем.
– Посмотрите на реку времени Российской истории. Расскажите, что представляла собой Россия к концу XVII века.
(Россия очень сильно отставала в своем развитии от стран Европы, не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя – боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания…)
– Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.)
– Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, почему царь Пётр это сделал, зачем ему понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований?
– Сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить в течение урока.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать вопросы плана исследования: (Слайд 4)
- Кто такой Петр I?
- Зачем были нужны преобразования?
- Какие преобразования проведены?
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
1. Кто такой Петр I?
Ученик 1 (Слайды 5,6) Детство Петра.
Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Свое детство он провел в селе Преображенском под Москвой. Петр не был знаком с дворцовым этикетом, вместо того чтобы получать подобающее царю образование, мальчик-царь бегал по лесам и полям с крестьянскими и дворянскими детьми. Из этих детей составили «потешные полки», сшили для них мундирчики, изготовили сабли и ружья, построили крепости. Иностранные офицеры обучали Петра и юных солдат осаде и штурму крепостей, артиллерийской науке.
(Слайд 7) Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. С юных лет он проявлял большой интерес к религии, наукам, заграничному образу жизни, с особенным увлечением обучался военной премудрости. Он не переставал учиться всю свою жизнь, освоил несколько профессий, говорил на многих языках. Был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом.
Ученик 2 (слайд 8) Старый ботик – «Дедушка русского флота».
Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Отец Петра собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.
Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и корабли научился строить. Ботик, который построил Петр I, сохранился до наших дней, он находится в военно-морском музее. Его называют «дедушкой русского флота».
- Зачем были нужны преобразования?
Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. “Я в учении нуждаюсь и в учителях”, – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.
Ученики читают текст на с. 66–67 и отвечают на вопрос: «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?» Под вопросом плана (зачем были нужны преобразования?) можно записать: чтобы догнать другие страны.
- Какие преобразования проведены?
– Найдите в тексте учебника (с. 67), в дополнительной литературе материал о том, какие преобразования были проведены? (Ученики работают в группах по распечатанным текстам из детских энциклопедий. Цель работы – понять, в каких сферах жизни общества были проведены реформы.)
1 группа получает задание: « Выход России к морю. Северная война»
– Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? Чем закончилась война? (Ученики заполняют таблицу на доске).
Помимо текста используется иллюстрация на с. 68, где показаны некоторые события Северной войны.
Ученик 3 (слайды 9, 10) Сражения за выход к морю.
Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица – Петербург.
2 группа получает задание: «Строительство города на Неве».
Ученик 4 (слайды 11- 13) Здесь будет город заложен.
После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает “святого Петра крепость”. Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.
В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата её основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее – с середины прошлого века – ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.
В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад. А когда над Невой расцветали фейерверки – зрелище бывало просто сказочное.
Ученик 5 Трудности строительства нового города.
Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.
Город растёт и хорошеет.
Новый город хорошел год от года. Вслед за государем сюда стали переселяться вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе была основана лавра, и в неё, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи Святого Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру.
Санкт – Петербург – торговый город.
Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.
К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.
(Слайд 14) Петр I – реформатор.
3 группа получает задание: «Реформы государственного управления».
Созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, проведено деление страны на губернии; церковь подчинена государству; построена новая столица — Санкт-Петербург.
4 группа получает задание: «Реформы в области промышленности».
При Петре Первом Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени, заводов по производству железа, чугуна, пороха, оружия, стали развиваться предприятия легкой промышленности, расширялась торговля. По всей России начали строиться новые города.
5 группа получает задание: «Реформы в области культуры и просвещения».
(Слайд 15) На протяжении более чем 35 лет правления Петру 1 удалось провести много реформ в области культуры и просвещения. По его инициативе были открыты многие учебные заведения: (Слайд 16) церковные школы, где учились дети простых людей, Академия наук (1724г.), Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719г.).
(Слайд 17) При Петре вышла первая печатная русская газета «Ведомости», которая сообщала о событиях в России и за рубежом.
(Слайд 18) Из своих путешествий Петр I привозил разные диковинки – необычные предметы. А так же то, что ему казалось интересным и поучительным: модели кораблей, приборы, географические карты, статуэтки, увеличительные стекла и многое другое. Затем царь издал указ о том, чтобы жители России со всех концов привозили в Санкт-Петербург необычные камни и кости, старинные ружья, посуду и все, что «зело старо и необыкновенно». Когда таких вещей набралось очень много, Петр I велел построить для них специальное здание – Кунсткамеру.
(Слайд 19) В 1719 г. начал действовать 1-й в русской истории естественно-научный музей – Кунсткамера с публичной библиотекой; в Москве открылся первый театр в России; принята гражданская азбука, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, издавались буквари, учебные карты, было положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.
6 группа получает задание: «Реформы в области быта».
- Значение преобразований.
(Слайд 20) – В результате реформ государство окрепло? (Да.)
– Работа по рисункам на с. 67 – Петровские реформы. Как царь Пётр проводил реформы? Значение реформ Петра I для жизни простых людей.
Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что реформы были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей.
(Слайд 21) – Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I «Отцом Отечества»?
Выслушиваются предположения детей.
– Опираясь на выделенный жирным шрифтом текст, найдите на с. 69, как изменилось название Российского государства после победы над Швецией. (Российская империя.)
Россия в результате многогранной деятельности Петра Первого превратилась в великую державу. В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.
ΙV. Самостоятельное применение знаний.
Работа в группах.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. (Слайд 22) Что мы хотели сегодня выяснить? (Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? (Слайд 23)
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы. Работа по учебнику.
– Как ты думаешь, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?
Многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I.
(Слайд 24) Послесловие.
(Слайд 25) Потомки помнят Петра Первого.
В 1782 году в Петербурге установили памятник Петру 1, как основателю города, как личности, сделавшей многое для страны и для русского народа. Памятник – статуя из бронзы, установлена на гранитной скале. Это скачущий всадник, его ещё называют поэтично медный всадник.
V. Домашнее задание.
VΙ. Итог урока. – Что нового узнали?
Обращение к девизу урока.
(Слайд 26) «История – свидетельница веков, наставница жизни». Цицерон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 4 класс. Великая Отечественная война.Битва за Москву.
Даный урок разработан к учебнику А.Плешакова. На этом уроке расширяются знания детей о Великой Отечественной войне, их познакомят с одним из решающих сражений – битвой за Москву. Учащиеся узнают о том...
урок по окружающему миру 4 класс "Героическая летопись Великой Отечественной войны"
Цель урока: формирование представлений обучающихся о ВОв., героизме советского народа....
Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс
Сценарий урока "Великий круговорот жизни" составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Урок разработан с применгением различных современных технологий: технология ИКТ, техноло...
Конспект урока по окружающему миру "Великая война и Великая Победа". 4 класс
Урок - "Открытие новых знаний."...
Урок по окружающему миру "Великая война и великая победа"
Урок по УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру "Великая война и Великая Победа" (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне; уточнить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчика...