Открытый урок по окружающему миру. Пётр Великий
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бакланова Лилия Ивановна

Открытый урок в 4-м классе. Увлекательная подача материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока132 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Дата: 11.04.2017

УМК: «Школа России»

Учитель: Бакланова Лилия Ивановна

Тема урока: « Петр Великий»

Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ).

Цели урока:

Обучающие:

  • продолжить знакомство с Россией начала XVIII века;
  • уметь устанавливать связь  исторических событий и явлений;
  • узнать о времени правления Петра  I, его реформах.

Развивающие:

  • развивать умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами;
  • способствовать развитию образное представление о России начала XVIII века.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к нашим предкам;
  • прививать чувство любви к истории Отечества.

Планируемые образовательные результаты:

      Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с историческими документами, организовывать рабочее место.

       Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение.

    Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.

     

    Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование:

  • "Окружающий мир. 4 класс" (часть II);
  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку "Необычный царь" (среда POWERPOINT);
  • портрет Петра Великого.  

Основные понятия : Петр Великий.

Ход урока

Самоопределение к деятельности (организационный момент).

История страны богата,
А мы о ней уж знаем очень маловато.
Будем на уроке стараться многое узнать,
Чтоб историю России знать на "5"! /СЛАЙД №2/

- Сядьте, пожалуйста, девочки.

- Сядьте, пожалуйста, мальчики.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой.

Актуализация знаний.

Учитель.

- Ребята, сегодня мы оправляемся в историческое путешествие во времени. А любому путешественнику требуется багаж, а в нашем случае – багаж знаний, содержимое которого мы сейчас и проверим! (тестирование с дальнейшей проверкой!)  

1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира?

а) освобождение Руси от монголо-татар;

б) Куликовская битва;

в) Крещение Руси;

г) нашествие Золотой Орды. /СЛАЙД №3/

2. Какой князь согласно древнерусской летописи прибил свой щит к вратам столицы Византии?

а) Рюрик;

б) Олег;

в) Игорь;

г) Владимир. /СЛАЙД №4/

3. Какое изображение появилось на государственном гербе России при Иване III?

а) медведь;

б) орёл;

в) лев;

г) бык. /СЛАЙД №5/

4. Кто стал первым царём в России?

а) Иван Грозный;

б) Иван III;

в) Иван Калита;

г) Дмитрий Донской. /СЛАЙД №6/

5. Какой город при Иване Калите стал центром Русского княжества?

а) Киев;

б) Владимир;

в) Москва;

г) Рязань. /СЛАЙД №7/

6. Как называется первая русская печатная книга для обучения грамоте, созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?

а) "Повесть временных лет";

б) "Слово о полку Игореве";

в) "Апостол";

г) "Первый русский букварь". /СЛАЙД №8/

7. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?

а) при Дмитрии Донском;

б) при Иване III;

в) при Иване Калите;

г) при Ярославе Мудром. /СЛАЙД №9/

8. За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) он строил новые ограждения;

б) он был мудрым и авторитетным князем;

в) он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами для нищих;

г) он оставил в наследство шапку Маномаха. /СЛАЙД №10/

9. Какой Кремль был построен при Иване III?

а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из железа;

г) из красного кирпича. /СЛАЙД №11/

10. После смерти какого царя в России воцарился беспорядок?

а) Ивана Грозного;

б) Алексея Михайловича Романова;

в) Бориса Годунова;

г) Ивана III. /СЛАЙД №12/

Проверка /СЛАЙД №13/

(Ответы: в б б а в в б в г в.)

Критерии оценивания теста:

  • 9-10 заданий - "5";
  • 8 заданий - "4";
  • 6-7 заданий - "3";
  • 5 и менее заданий - "2".)

- Кто за свои знания получил "5"?

- Кто получил "4"?

- Молодцы!

III. Постановка учебной задачи.

- Обратите внимание, немало правителей имеют прозвища: Иван Грозный, Ярослав Мудрый и т.д. Эти имена ведь не случайны. Любое прозвище отражало в себе суть личности правителя, характер его деятельности.

- А мог ли быть правитель с приставкой или прозвищем – «Великий»?

-Как вы понимаете понятие «великий»?  За что человек мог получить такую приставку к имени?  ( Необычайно одаренный, гениальный ). 

- Да, ребята, такой человек был в истории нашей страны и имя ему Петр. "Яркое пятно". /СЛАЙД №14/. Петр I или  Петр Великий – правитель о котором пойдет речь на нашем занятии.

- Почему он великий, в чем первый и что такого он сделал для своей страны -вот  цели нашего урока. Я вам предлагаю заполнить схему преобразований или реформ Петра.

 Ф.И. ……………………………………

 

 

         

          …..……..

 V. Открытие новых знаний.

- Царем Петр I был провозглашен в 10 лет. Вы можете себе представить, что на вас возложили такую ответственность – управление огромной страной?! Но бразды правления он получил позже. Пока он был маленьким страной управляла его сестра Софья.

 Учитель.

- В конце XVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр, наша страна переживала переломный момент своей истории, она была отсталой страной. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Она не имела выхода к морям - ни к Чёрному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю с Англией, Голландией, Германией, Францией. Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы её рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам. А Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств, таких как Швеция, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, поднять её до европейского уровня, строить заводы и фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. "Я в учении нуждаюсь и в учителях", - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился и заставлял учиться других. Поэтому при Петре I произошли большие изменения, о которых нам расскажут ребята.

Ученик 1 .(Баранник Егор.)

 Создание Российского Флота.

Сколько себя помнил царь Пётр I - его всегда интересовали корабли. Однажды рассматривая вещи своего деда, он увидел старое судно-ботик. Он узнал от своего учителя, что такие суда ходят на парусах и могут плыть против ветра. Ботик починили. Этот ботик прозван дедушкой русского флота, так как с этого и началась постройка военных кораблей в России. Дедушка российского флота, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день хранится в музее. /СЛАЙД №19/

Для изучения кораблестроения и других наук Пётр I под именем Петра Михайлова инкогнито поехал в Голландию учиться кораблестроению.

- Для чего нам понадобился флот?

Ученик 2. (Якшина Виктория.)

 Северная война.

     Где было действовать русскому флоту? Откуда вести переговоры с Англией, Голландией, Германией, Францией, торговать с ними и получать всё нужное? Сухим путём туда можно было проехать только через польские и шведские земли, но Россия часто с ними была во вражде, поэтому они могли мешать торговле. Самое выгодное для нас было Балтийское море, но шведы в тяжёлые для нас времена завладели нашими землями по берегу этого моря. И хотя сильным противником была Швеция, в 1700 году Пётр I начинает войну с ней за выход к Балтийскому морю. Эта война называлась Северной и продолжалась почти 21 год. Самое крупное сражение произошло в 1709 году у города Полтава. Много крови было пролито, много было убитых и раненых. /СЛАЙД №22/

А.С.Пушкин писал:

"Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, крики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон".

     Во главе одного из полков сражался Пётр I. Одна вражеская пуля пробила седло его лошади, другая разбилась о крест на груди царя.

      В результате победы Россия получила выход к Балтийскому морю и стала морской державой. В 1721 году Пётру I за выдающиеся заслуги торжественно присвоен титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского, а страна стала называться Российской империей. 

ИМПЕРИЯ - могущественное, сильное государство, в состав которого входят разные народности.

- Россия стала империей, стала набирать мощь и силу. И у такой страны должна быть красивая и  новая столица. 1703-1713 г. строился  Санкт-Петербург.

Ученик 3. (Уткина Диана.)

Строительство Санкт-Петербурга.

- Послушайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник".

О каком городе он писал?

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

V. Физминутка. (Зрительная зарядка для глаз.)

Слайд №

VI. . Включение в систему знаний и повторение.

  Учитель.

- Однако Пётр не ограничился этими изменениями. За его время правления было проведено много реформ. В результате Петра называли ещё и царём-реформатором. РЕФОРМА - преобразование, изменение в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний. Об одной из реформ, а именно реформе образования нам расскажет Белых Ангелина.

    Реформа образования.

   При   Петре открылись навигационные, артиллерийские, инженерные школы. В крупных городах появились "цифирные" школы, в которых обучали математике. Эти школы стали основой распространения образования в России. Царь издал указ, запрещающий молодому человеку жениться, пока у него не будет свидетельства об окончании школы. Стране требовались специалисты, хорошо знающие своё дело. Слово "учиться" стало очень популярным.

         Пётр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Пётр I в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 году ему было присвоено звание почётного члена французской Академии наук. Задумал Пётр создать и Российскую академию. В 1724 году он подписал указ о её основании. /СЛАЙД №/

        Пётр I открыл первую публичную библиотеку. В ней было 11000 книг.

- Еще Петр провел так много  реформ и ввел много новшеств в жизнь абсолютно всех слоев населения вот только некоторые из них :

  •  реформа календаря;
  • денежная реформа;
  • появление крупных заводов и мануфактур;
  • регулярная армия (рекруты и срок службы-25 лет);
  • первая печатная газета;
  • первый российский музей - Кунсткамера;
  • введение европейского стиля в одежде;
  • ассамблеи;
  • построил новые города.

- Ребята, это только самые важнейшие преобразования, а новшества в политической системе страны, административной структуре вы будете изучать на уроках истории в старших классах. Кто заполнил схему? Какие реформы вы записали?

VII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель.

- Пришло время ответить на вопрос, который был задан в начале урока. Почему Петра I прозвали  НЕОБЫЧНЫМ  царём?

- Как ещё можно назвать Петра I? (Пётр Великий, Отец Отечества, Император Всероссийский, царь-работник, царь-реформатор.)

- У А.С.Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

"То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник".

 " ПЁТР I".    /СЛАЙД №50/

- Чем же был велик Петр?

- Перед вами корабль «ботик» - дедушка русского флота на котором возможны дальнейшие исторические походы, но чтобы он поплыл его паруса нужно наполнить попутным ветром. Если сегодня вам было интересно на уроке, информативно и вы согласны с тем, что Петр по праву носит у современников приставку «Великий», то нужно прикрепить к судну голубой флаг, а если его деятельность не достаточно весома для нашей страны -белый! Спасибо огромное за ваш выбор!

   IX. Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание на следующий урок : стр. 94-100 в учебнике, работа в тетради на печатной основе.

Ресурсный материал.

  • Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха.   В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно          восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

  • Петр I увлекался медициной. А больше всего — стоматологией. Ему нравилось выдирать больные зубы. При этом иногда царь увлекался. Тогда под раздачу могли попасть и здоровые.
  • Согласно историческим документам, Петр I был достаточно высоким, даже по нынешним мерам, человеком. Его рост, по некоторым источникам, составлял больше двух метров. Но при этом, обувь он носил лишь 38-го размера. При таком высоком росте он и богатырским телосложением не отличался. Сохранившаяся одежда Императора — 48-го размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста. Голова его тоже была мала по сравнению с телом.

  • В свое время, чтобы солдаты могли различать где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.

  • Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто напросто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинков Пётр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.

  • Вначале елку украшали со смыслом: яблоками (символ грехопадения) и облатками (символ спасения). Затем появились бумажные цветы, гирлянды, позолоченные орехи, сласти. Стеклянные же игрушки появились случайно. В год, когда не уродились яблоки и орехи, искусные стеклодувы Лотарингии заменили их стеклянными. Новшество имело такой успех, что сейчас мы уже не представляем новогодней елки без сверкающих стеклянных украшений.

  • Согласно указу Петра I от 1714-го года, каждый прибывший в Санкт - Петербург должен был доставить камни : пеший - 1 небольшой камень., въезжавшие на телегах - не меньше 3-х камней, не меньше 5-и футов весом каждый ,въезжавшие на барках - не меньше 30-и камней. Если камней было меньше указанного, то взимался штраф в размере 1-ой гривны за каждый недостающий камень. Если камни вовсе отсутствовали, то наказывали очень жестоко. Указ был отменён в 1741 году.

  • Из Голландии Петр I привез много интересных вещей в Россию. Среди них и тюльпаны. Луковицы этих растений появились в России в 1702 году. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах, растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.

  • Пётр получил слабое образование, и до конца жизни писал с ошибками, используя бедный словарный запас.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Пётр Великий"

Формирование представления учащихся о времени правления Петра....

Урок по окружающему миру "Пётр Великий"

формирование представления учащихся о времени правления Петра....

Конспект урока по окружающему миру. Пётр Великий

На примере данного конспекта показан один из возможных вариантов осуществления технологии проблемного обучения на уроке окружающего мира в 3 классе....

Урок по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс.

Урок проводился в рамках недели по воспитательной работе "Россия - полилог культур"...

Открытый урок по окружающему миру ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ 4 класс

На этом уроке формируются представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II,  познакомятся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым....

Урок окружающего мира "Пётр Великий"

Урок окружающего мира в 3  классе по теме: "Петр Великий"Цели:познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи;сформировать у учащихся обр...

Открытый урок по окружающему миру "Пётр Великий"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Пётр Великий" с презентацией...