ПНШ 1 класс Окружающий мир "С лукошком за грибами. Лесные опасности"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема : "С лукошком за грибами" Подтема : «Лесные опасности»
Урок - обобщение
1-й класс УМК "Перспективная начальная школа"
Автор : учитель высшей квалификационной категории Соколова Елена Валентиновна
Раздел: Преподавание в начальной школе
Цель темы:
- Расширить знания детей о лесе, лесных растениях, грибах, змеях.
- Формировать умения различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
- Сформулировать и запомнить правила сбора грибов.
- Развивать интерес к учению через введение игровых ситуаций.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесным обитателям и растениям.
- Совершенствовать навык чтения на материале урока.
Планируемый результат: Знать названия распространённых съедобных и ядовитых грибов, встречающихся в нашей местности, уметь их различать; запомнить правила сбора грибов.
Повторить названия распространенных съедобных и ядовитых лесных ягод. Познакомить с ядовитой змеёй нашей местности, её отличительными признаками и правилом поведения при встрече.
Межпредметные связи : Литературное чтение.
Ресурсы:
– основные: Презентация (Интерактивная доска)
– дополнительные: Учебник О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир» 1 класс Тема: «С лукошком за грибами»
Хрестоматия О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир»
«Тетрадь для самостоятельных работ» к учебнику, методическое пособие «Методические разработки» по курсу «Окружающий мир»
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в паре.
I этап. Организационный момент
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Поприветствовали гостей.
– Тихо сели. Настраиваемся на урок.
II этап. Актуализация знаний
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Закройте глаза. И вы окажетесь далеко – далеко… А где – скажете, когда вернётесь.
СЛАЙД № 2 Шум леса
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
- Где же вы оказались? (в лесу)
-Правильно, и сейчас мы не во сне, а наяву отправимся гулять по лесу. Но мы не просто будем гулять, а узнаем много нового и интересного, полезного о ягодах, грибах и некоторых животных.
III этап. Организация взаимодействия с учащимися.
- А какую пользу приносит лес? (ягоды, грибы, древесина, свежий чистый воздух, отсутствие городского шума, дом для диких животных.)
- Знаете ли вы, какие правила нужно соблюдать в лесу?
АКАДЕМКНИГА Электронный ресурс « Правила поведения в лесу»
(дети обсуждают в парах, формулируют правильное высказывание, отвечают)
ИТОГ: Взрослые и дети должны беречь природу и охранять её богатства.
- Прежде чем отправиться в лес, нужно правильно одеться.
СЛАЙД № 3 (объяснить – почему именно так) Это безопасно.
Правила вспомнили, с одеждой определились. В путь!
Физкультминутка
Встали, пошли… (топ – топ)
Какая красота кругом… (руки в стороны, потянулись)
Ветер слегка колышет ветви деревьев… (руки вверх, покачиваем)
Под ногами шелестят сухие листья… (ладошки потёрли)
Идём осторожно… (на цыпочках)
- В лесу нас могут подстерегать опасности… надо быть очень внимательными
- Пришли (садятся)
-------------------------------------------------------------------------------- «ЯГОДЫ» --------------
СЛАЙД № 4
- Куда это мы попали? Сколько здесь ягод!
СЛАЙД № 5
1. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки-
Собираем огоньки. (земляника)
2. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит. (шиповник)
3. Стоит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
Взрослым – детям мила. (черника)
4. В лесу на болоте траву вы найдёте.
А на ней синеет гроздь-
Кисло – сладких ягод горсть. (голубика)
5. Бусы чёрные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Ежевика)
Итог - это съедобные ягоды!
СЛАЙД № 6
- А это что такое?
- Какие красивые, яркие. Так и просятся в рот. Но… будем ли их собирать?
(волчье лыко, крушина, ландыш, вороний глаз, купена – «кликнуть» под картинкой)
- Собирать не будем. Это ОПАСНО. А уничтожать?...
Отправляемся дальше.
Физкультминутка
Встали, пошли… (топ – топ)
Какая красота кругом… (руки в стороны, потянулись)
Ветер слегка колышет ветви деревьев… (руки вверх, покачиваем)
Под ногами шелестят сухие листья… (ладошки потёрли)
Идём осторожно… (на цыпочках)
В лесу нас могут подстерегать другие опасности…
--------------------------------------------------------------------------«ГРИБЫ» ---------------------
- А что это под листьями промелькнуло?
СЛАЙД № 7
- Мы с вами попали на грибную поляну.
- А какие здесь грибы – угадайте.
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту –
Зовусь я … (подосиновик) СЛАЙД № 8
2. И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (подберёзовик) СЛАЙД № 9
3. На нём бурый колпачок,
Колпачок – набочок.
Кто в лесу бывает-
Царя грибов тот знает. (белый, боровик) СЛАЙД № 10
4. В шляпках разноцветных
Издали заметных
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежки) СЛАЙД № 11
Угадали все грибы. Молодцы! Какие ещё знаете?
СЛАЙД № 12
Другие съедобные грибы.
- Все ли грибы можно собирать и употреблять в пищу? (нет)
- В лесу растут как съедобные так и ядовитые ОПАСНЫЕ грибы.
ХРЕСТОМАТИЯ с. 72-73 (работа в парах)
«Опасный красавец», «Главная среди поганок».
Чтение, обсуждение, высказывания.
СЛАЙД № 13 – бледная поганка
СЛАЙД № 14 – мухомор
СЛАЙД № 15 – ложный опёнок
Рассказ учителя:
Растут ложные опята на деревьях, на трухлявых пнях. Но грибы селятся на пне не потому, что он трухлявый, а потому, что пень стал таким, так как поселились на нём ложные опята. Своими тонкими ножками опята разрушают не только пни, но и крепкие деревья. А разрушив, сами погибают. Отличие ложных опят от съедобных : У ложного опёнка шляпка гладкая, без чешуек и … У съедобного опёнка
На ноге кольцо из плёнки.
А у ложных всех опят
Ноги голые до пят.
- А можно уничтожать ядовитые грибы? (Нет. Ими питаются и лечатся дикие животные)
Теперь мы всё про грибы знаем. Можно брать корзинку и собирать.
Нет. Мы не вспомнили правила сбора грибов. СЛАЙД № 16
СЛАЙД № 17
- Ну что, пошли собирать грибы!
Игра «Собери грибы».
Нужно помнить, что белки тоже любят грибы. Сорви грибок и наколи на сучок повыше, где солнышка больше. Гриб высохнет. Зимой белка его найдёт и тебе спасибо скажет. Вот так и собирай: 9 – себе, 1 – белочке.
Физкультминутка
Встали, пошли… (топ – топ)
Какая красота кругом… (руки в стороны, потянулись)
Ветер слегка колышет ветви деревьев… (руки вверх, покачиваем)
Под ногами шелестят сухие листья… (ладошки потёрли)
Идём осторожно… (на цыпочках)
---------------------------------------------------------------ЗМЕИ--------------------------------------
Стоп! Кто это? Тонкий маленький шнурок уползает из- под ног.
Осторожней здесь шагай, на него не наступай! (змея)
СЛАЙД № 18
- Кто знает этих змей? (уж и гадюка)
- Как их различить? (разная форма головы и самое главное – у ужа есть пятна на голове, а у гадюки зигзагообразный узор на спине)
Уж безопасен, а вот гадюка – единственная ядовитая змея наших лесов. Укус её не смертельный, но болезненный. Гадюка – миролюбивая змея. Сама на человека не нападёт. Змея не слышит, но хорошо чувствует колебания земли и постарается поскорей уползти. Поэтому, в целях безопасности, человек должен двигаться по лесу медленно и быть в плотной высокой обуви .
- Что делать, если встретили змею? (тихо уйти)
IV этап. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу. Хочется проверить, кто был самым внимательным.
СЛАЙД № 19
- Какой ядовитый гриб зазывает нас красной шляпкой? (мухомор)
- Гриб, который растёт на пнях и разрушает деревья. (опёнок ложный)
- У какой змеи по всей спине проходит зигзагообразная полоска? (гадюка)
- Где мы путешествовали? (лес)
- Из какого растения делают сердечные капли? (ландыш)
- Самый опасный среди ядовитых грибов. (поганка)
- Какие опасности могут подстерегать нас в лесу? (ядовитые растения, грибы, змеи)
- Как нужно относиться к животным, растениям, грибам, даже если они ядовиты? (не трогать их)
СЛАЙД № 20
Лес – наше богатство! Береги его.
СЛАЙД № 21
Итог урока с эмоциональной точки зрения (смайлики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "С лукошком за грибами"
Цель. Расширить знания учащихся о грибах.Задачи урока. Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать пр...
Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?
Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....
Разработка урока «С лукошком за грибами» (окружающий мир 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа")
Урок разработан в соответствии с технологией комплекта "Перспективная начальная школа". К конспекту урока прилагается презентация с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение...
1 класс, Окружающий мир, «C лукошком за грибами»
1 класс_Конспект по окружающему миру...
Тест 2 класс окружающий мир по теме Грибы
Материал даёт возможность проверить знания по теме Грибы...
Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...
Конспект урока по окружающему миру (1 класс). Тема: С лукошком за грибами. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о съедобных и несъедобных грибов; знакомство с правилами сбора грибов; развитие наблюдательности; продолжение развития экологического воспитания.Планируе...