Конспект занятия по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мария Гнидина
К учебнику: Мир и человек. Живые обитатели планеты. 3 класс. В 2 ч. Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. М.: 2009. — Ч.1 - 80с., Ч.2 - 112с.

К уроку: "Экосистема леса. Деревья."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ekosistema_lesa.derevya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

Тема урока: «Экосистема леса. Деревья»

Класс: 3

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о деревьях, формировать представление об экосистеме леса.

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

Развивающие:

  • развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы;
  • развивать устную связную речь, мышление, умение работать в паре;

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению;
  • уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

  • называть основные компоненты экосистемы леса;
  • знать особенности деревьев и их роль в экосистеме леса, жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы);
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов совместной и собственной учебной деятельности;
  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,  иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Методы:

  • Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
  • Наглядный
  • Практический

Учебно-методическое обеспечение:

Авторский медиаресурс: презентация Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала.

Ход урока:

Этап      урока

Содержание  этапа

1

Организационный  момент.

Цель: подготовить  детей  к  мыслительной  деятельности, создать  психологическую  обстановку.

Метод: словесный.

1 слайд

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь! Мне очень приятно вас всех видеть. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Все готовы к уроку?

2

Актуализация  знаний.

Цели:  вспомнить вспомнить  о том,  что такое лес, знакомство с этажами леса, отличительные  особенности.

Метод:  словесный,

наглядный (презентация).

Учитель: Сегодня мы побываем в новом природном сообществе. Что это за сообщество, вы узнаете, отгадав загадку:

2 слайд

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (лес)

Дети: (Лес.)
Учитель: Правильно, ребята! И так, мы определили, что отправляемся в лес.

3 слайд

Учитель: Ребята, что такое лес? Что вам известно о нем?
Учитель: Можно ли сказать «Лес – это дом?» Докажите.

Учитель: Правильно, ребята. Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил. В лесу живут звери, птицы, жуки  и бабочки, а так же в нём большое разнообразие ягод и грибов.

Учитель: Ребята, а можно ли лес  сравнить с  многоэтажным  домом? Почему?
Учитель: Лес можно сравнить с многоэтажным домом и сейчас мы рассмотрим этажи леса.

4 слайд

Учитель: Верхний этаж – деревья, средний этаж –

кустарники, нижний этаж – травянистые растения (травы, грибы, мхи).
Учитель: Так что же такое лес, мы узнаем на странице 50, правило в рамочке нам прочитает…(Имя)

3

Постановка  учебной задачи.

Цель:  дать  установку  на  работу,  которую  дети  будут  выполнять  на уроке.

Метод: словесный, наглядный (презентация).

5 слайд 
Учитель: Ребята, а теперь докажите что лес является  экосистемой.

6 слайд
Учитель: Экосистема леса-сложное сообщество из тесно связанных между собой элементов, сюда входят  как живые организмы, так и неживая составляющая (воздух, почва и вода).

7 слайд

Учитель: Главными производителями лесной экосистемы являются деревья.

4

Изучение  нового  материала.

Цели: продолжить знакомство с деревьями, которые  растут в  лесу, узнать, какова роль деревьев в жизни человека, развивать

мышление,  умение  работать в  парах, развивать  эстетический  вкус.

Методы: словесный,  наглядный.

Учитель: А какие деревья растут в лесу?

8 слайд 
Как именно хорошо вы знаете деревья, мы сейчас с вами узнаем отгадав кроссворд.

(кроссворд)

16 слайд
Ребята, а сейчас мы с вами поближе познакомимся с главными кормильцами леса-древесными растениями.

Учитель: Из чего состоит дерево?

17 слайд
Учитель: У каждого дерева есть корни, ствол, и крона.


Учитель: Внимательно прочитайте страницу 50-51 и каждый ряд  расскажет нам:
1 ряд расскажет нам о Кроне дерева, про ветви, листья.
2 ряд расскажет про корни дерева
3 ряд расскажет про ствол дерева

Предполагаемые ответы детей

У каждого дерева есть :корни, ствол, ветви, листья и крона дерева.

 Рост растения начинается с корня. С помощью корневых волосков растения получают из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.

Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.

Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Крона дерева — совокупность веток и листьев в верхней части растения.


Учитель: А кроме деревьев , что растет в лесу?

Дети: кустарники

18 слайд

Учитель: Ребята, а чем отличаются деревья от кустарников?

Учитель: Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания. 

5

Продолжение изучения  нового  материала.  

Цели: узнать как нужно вести себя в лесу, мышление,  умение  работать в  парах, развивать  эстетический  вкус.

19 слайд

Учитель: А как нужно вести себя в лесу?
(Повторение правил поведения в лесу.  )

Давайте правила, которые мы формулируем вместе запишем в ваши памятки. «Правила поведения в лесу!»

1)Нельзя  кричать в лесу, пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.

2)Не следует рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.

3)Не нужно ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

4)Не стоит ловить бабочек, жуков и других животных.

6)Нельзя в лесу сорить. Уходя из леса, убирайте за собой мусор. Пожар может возникнуть даже от осколка стекла.

6

Закрепление  изученного.

Цели:  закрепить  полученные  знания по теме  урока.

Методы: наглядный, словесный.

Учитель: Ребята, а вы знаете как определить где север и юг по природным ориентирам?

20 слайд

Учитель: Можно определить по мхам. Мох чаще покрывает северную сторону как дерева, камня, так и крыши домов особенно покрытых шифером

21 слайд

Учитель: По муравейнику. Муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева.

22 слайд
Учитель: Как определяют стороны горизонта ( по кольцам пня)?
Учитель: Толщина годичных колец спиленного дерева с северной стороны меньше, чем с южной.

23 слайд

Ребята, у вас у каждого напечатано дерево, напишите на нём, чтобы каждый из вас сделал доброго, полезного для охраны природы.

7

Домашнее  задание

Цель: закрепить полученные  знания, формировать умения составлять рассказ.

Метод: словесный.

Подготовить сообщение о пользе одного из деревьев, которые растут в Самарской области (клён, тополь, сосна, осина, ясень). 

8

Итог урока. Рефлексия.

Цель: формировать умение оценивать собственную деятельность и  деятельность других  детей  на  уроке.

Метод: словесный.

Учитель: С какой новой темой вы сегодня познакомились?

(«Экосистема леса. Деревья»)

Учитель: Что нового  вы  узнали?

Учитель: Что вам особенно запомнилось или понравилось?

Выставление оценок

Учитель: И в заключении мне бы хотелось закончить урок вот такими словами:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь –

Всё это называется – Природа.

Давайте же всегда её беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект занятия по окружающему миру

Мероприятие представляет экологическую игру. Её можно использовать как обобщающее занятие по окружающему миру. Также можно использовать в воспитательной работе с целью воспитания любви к  природе...

Конспект занятия по окружающему миру .Тема: «Что мы Родиной зовем?»

Тема: «Что мы Родиной зовем?»Цели: Уточнить знания о Государственных символах России — герб, флаг, гимн; продолжить формировать представления о расположении границ страны на карте.Разви...

Конспект занятия по окружающему миру в 1 классе по теме "Как живут животные?"

Цели: 1. Познакомить с условиями жизни животных. 2. Расширить представления детей о жизни животных. 3. Воспитывать бережное, заботливое отношение детей к животным....

Конспект занятия по окружающему миру "В гости к лесным обитателям" для старшей группы

Данный материал можно использовать на занятии в старшей группе. Он поможет закрепить знания дошкольников о местах обитания зверей....

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе:"Птицы в весеннем лесу".

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Птицы в весеннем лесу».Цели ОД: - Знакомить детей с новыми видами птиц; -Обобщить знания детей о жизни птиц ...

Конспект занятия по Окружающему миру 1 класс. Тема занятия "Зачем нам телефон и телевизор?"

Конспект занятия по Окружающему миру 1 класс. Тема занятия "Зачем нам телефон и телевизор?"...

конспект занятия по окружающему миру " Весна в мире насекомых"

quot; Весна в мире насекомых " конспект занятия по внеурочной деятельности , 2 класс...