ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Цели | Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/618333/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян |
Основные | Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждет интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроенье, Легко и прелестно дается ученье! – Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались. Чтобы узнать к какому народу отправляемся, разгадайте кроссворд. Вопросы: 1) Наука о прошлом (история) 2) Имя богини – покровительницы истории (Клио) 3) Большое животное, на которое охотились древние люди (мамонт) 4) Отрезок времени в 100 лет (век) 5) Страна, которая подарила миру Олимпийские игры (Греция) 6) На берегах какой реки возникло Египетское государство (Нил) 7) Наука, которую называют "наукой лопаты" (археология) | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рассказ учителя. Работа | – Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. А ЧТО ЗДЕСЬ НАХОДИТСЯ МЫ, НАША ЗЕМЛЯ- показ на карте – Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. – Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян. – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи. – Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен. КАПТЮГ – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото». | Читают, отвечают на вопросы учителя. Выполняют Показывают | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | – Значит, они жили у… (болот). – Так кто же они такие, славяне? Быт и жилище. ВАНЬКОВА КРИВОЗУБ (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ РИСУНКИ) – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».ФИЗМИНУТКА. – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких? – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. | достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа Рассказ учителя | – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев? РЕВИНА РАБОТА В ГРУППАХ (1-одеть мальч 2-одеть девочку3 -пословицу собрать о хлебе 4- пословицу) – Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37). – Объясните значения слов «собирательство», «борт- ничество», используя иллюстрации. (Бортничество – сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. – Узнаем, как жили наши предки – древние славяне | Читают текст, выясняют занятия славян. Внимательно слушают | испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир | |||
IV. Самостоятельная работа | Тестирование. | – Проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ. РАБОТА В ПАРАХ 1. Славяне жили: а) в пустыне; б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне; в) в горах. 2. Что такое бортничество? а) изготовление бочек из дерева; б) выдалбливание лодок; в) собирание мёда диких пчёл. | Выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. | Устные ответы, выполненные задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задания из электронного приложения к учебнику | 3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты? а) Ружьё; б) лук со стрелами; в) саблю. 4. Как называлось жилище древних славян? а) землянка; б) чум; в) пещера. 5. Древние славяне были: а) язычниками; б) христианами; в) мусульманами. – Проверьте тест самостоятельно. В кого верили? ЛЕВЧЕНКО ЛИСИЧЕНОК ЯКОВЛЕВ. Главному богу солнцу посвящали масленицу Славяне очень любили праздники.Об одном из них расскажет КАРИМОВА Н. и ОТРЫВОК ИЗ ОПЕРЫ СНЕГУРОЧКА ПРОЦЕНКО ВЫСТАВКА КНИГ РАБОТА В ТЕТРАДИ | Осуществляют самопроверку. Выполняют | Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Над какой темой работали? – Что интересного вы узнали из жизни своих предков? – Какая информация показалась для вас наиболее значимой? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? - оценки за урок. Как вы думаете кому жилось легче нам или предкам? | Читают вывод в учебнике (с. 39). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют контроль Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | 1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории. 2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях. 3. Рассказать о русской одежде | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная |
Ресурсный материал
Рассказ учителя о жизни древних славян
Ученым-археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь.
Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.
Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.
Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.
Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.
Небезоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.
Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (Свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Древние славяне считали Небо и Землю супружеской парой, чья любовь породила всё живое на свете. Бога неба называли Сварогом, а богиню земли – Макошью, их сыновей – Даждьбога и Стрибога – богами солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия.
Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.
Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.
Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на Масленицу блины – символ Солнца.
Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"
Цели: воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, воображе...
Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.
Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...
Урок по курсу "Окружающий мир" ( автор Плешаков) по теме " Жизнь древних славян"
Урок с использованием ИКТ....
урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"
Урок с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне."...
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...