проект Ах, снег- снежок !
проект по окружающему миру (3 класс) по теме
Цель проекта: Выяснить, что такое снег, как он образуется, изучить его свойства. Задачи: 1. Изучить внешний вид снега; 2. Изучить свойства снега; 2. Изучить чистоту снега; 3. Выяснить, какую пользу приносит снег окружающей среде; 4.Найти нужный материал в Интернете и в энциклопедиях; 5. Подготовить презентацию к защите проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sneg_proekt_office_word_3.doc | 518 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»
Каслинского муниципального района
Ах, снег- снежок !
Выполнил работу
Костин Артём
ученик 3Б класс
2016\2017 учебный год
Паспорт проекта
- Название проекта «Ах ,снег-снежок!»
- Руководитель проекта : Екимова Н. В.
- Проектная группа: Костин Артем, Костина Е. А.- мама. Исаева Г.Н. – бабушка
- Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект –«Окружающий мир»
Цель проекта:
Выяснить, что такое снег, как он образуется, изучить его свойства.
Задачи:
- Изучить внешний вид снега;
- Изучить свойства снега;
2. Изучить чистоту снега;
3. Выяснить, какую пользу приносит снег окружающей среде;
4.Найти нужный материал в Интернете и в энциклопедиях;
5. Подготовить презентацию к защите проекта.
Содержание проекта.
1.Паспорт проекта
2.Цели и задачи проекта , гипотеза.
3. Актуальность.
4. Основная часть.
4.1. Что такое снег?
4.2. Внешний вид снег, его свойства и значение.
4.3. Виды снега .
4.4. Опыты .
Опыт № 1. Изучение чистоты снега.
Опыт № 2. О чем может рассказать снежный сугроб?
Опыт № 3. Нагреваем снег.
5. Заключение.
6. Список литературы
Актуальность
1.Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему наступает зима, одно из самых прекрасных и загадочных времён года? Откуда берется снег? Этот вопросы стали волновать и меня. Лёд, холод, мороз, пурга, но самым главным явлением зимы является снег, потому что с него и начинается это время года. В круговороте влаги на планете Земля, от которого, зависит существование всего живого, снег играет решающую роль. Без него безвозвратно нарушилось бы существующее устойчивое состояние ледников и большая часть суши превратилась бы в безводную и безжизненную пустыню. Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег - наиболее яркий признак зимы. «Нигде влияние снежного покрова так не велико, как в России, так как ни где нет равнины настолько обширной, отдаленной от морей и покрытой снегом зимой»,– писал около 100 лет назад в своей замечательной книге «Климаты земного шара»А. И. Воейков. Огромное значение имеет снег для нашей Родины. Зимой в нашей стране снег одевает белым покрывалом огромные пространства. На 75% площади нашей страны снег лежит более 4 месяцев, а на севере — до 8—9 месяцев. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. В.И.Вернадский обратил внимание на то, что снежный покров – не просто теплая покрышка озимых, это живительная покрышка, которая весной дает снеговые воды, насыщенные, а иногда и перенасыщенные кислородом. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег – это развлечение для малышей и взрослых. Моя исследовательская работа посвящена изучению снега. Я решил узнать больше о снеге и его свойствах.
4.Основная часть.
4.1. Что такое снег?
Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Тайна рождения снега была разгадана совсем не так давно. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Снег – это не просто замерзшая вода. Это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемещаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться к земле. Наука «Снеговедение», призванная наряду с другими науками о Земле сохранять и улучшать природу, изучает свойства снежного покрова, причины, вызывающих жестокие бураны и грозные горные лавины, средства укрощения этих опасных явлений, многочисленных формы использования.
4.2. Внешний вид снега, его свойства и значение.
Снег — непрозрачный, рыхлый, сыпучий, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду. В снегу приятно барахтаться. Когда лыжник на большой скорости падает в снег, ему не больно. Потому, что снег – это множество снежинок, между которыми находится воздух, почти как огромная перина. Снег – белый. Кто ж поспорит с тем, что снег белый?! Конечно, белый...обычно. Но в арктических и горных регионах ему случается быть розовым, красным, голубым и даже чёрным из-за подкрашивания организмами, бактериями и грибками, живущими между кристаллами, а также пылью, содержащиеся в воздухе и поглощаемой снежинками, когда те опускаются на земную поверхность. Один такой случай был описан Чарльзом Дарвином. Во время одной своей экспедиции он заметил, что копыта мулов покрывались красными пятнами, после того как они прошлись по выпавшему снегу. Покраснение снега было вызвано присутствием пыльцы красного цвета, которая находится в воздухе, когда начал падать снег.
Снег имеет белый цвет по той же причине, по какой кажется белым толчёное стекло и вообще всякие измельчённые прозрачные вещества. Растолките лед в ступке или наскребите его ножом — и у вас получится порошок белого цвета. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах льдинок и воздуха. Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны, падающие на неё лучи, воспринимается глазом как белая .Значит, причина белого цвета снега — его раздробленность. Если промежуток между снежинками заполнить водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным. Такой опыт нетрудно проделать: если вы насыплете снега в банку и нальете туда воды, снег на ваших глазах . из белого сделается бесцветным, прозрачным. Одно из очень важных для человека свойств снега – это то, что он скользкий. Санный путь и быстр, и легок, и удобен. Чтобы скользить по снегу –передвигаться на санях, надо затратить в 10 раз меньше энергии, чем дл я передвижения на колесах. Снег скользкий потому, что при давлении и трении полозьев саней или лыж поверхностные частички снежного покрова тают, появляющаяся при этом пленка воды служит как бы смазкой. Поэтому«скользкость» зависит от температуры снега и от скорости перемещения. Ещё одно свойство снега - скрипучесть. Снег скрипит только в мороз –чем крепче мороз, тем громче скрип. Скрип снега – не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега. В отдельности каждый из них так мал, что, ломаясь, издает звук, недоступный человеческому уху. При сдавливании снег издаёт звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков. Основной причиной скрипа (хруста) снега считается именно ломание кристалликов. В снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки, которые заполнены воздухом. Воздух между снежинками плохо проводит холод и тепло и не дает теплу уйти от земли. Вот почему снежное «одеяло» может защищать корни растений от морозов.
Наблюдение № 1. Раскопаем снег лопаткой.
Мы видим маленькие ростки травы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик. Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу.
Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но сохраняет тепло. Вывод: снег сохраняет тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных. Это же свойство снега используют эскимосы строя из него себе жилище — иглу. В сильные морозы звери спасаются в снегу от морозов(собаки, волки). Даже птицы (тетерева, куропатки) закапываются в снег от холодов. На севере, на Чукотке, охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми. Вода в реке закрыта снежно-ледовым покрывалом, надежно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели. Свойства снега оказывают большое влияние на жизнь животных и растений зимой. Некоторые свойства снега животные организмы приспособились использовать: цвет, непрозрачность, рыхлость. Для этого некоторым из них приходится на зиму изменятся или вести иной, чем летом, образ жизни. Зная, как изменяются живые организмы зимой, мы можем предположить их зимний образ жизни. «Снега надует — хлеба прибудет, вода разольётся — сена наберётся»,—говорят в народе. Так оно и есть. Снег прикроет луга и поля. Под мягким снежным одеялом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весной снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживалось больше, колхозники ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег.
Около них ветер наметает большие снежные сугробы. Снег – это зимние развлечения для людей.
Наблюдение №2. Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей.
На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали Пухляк. На что похож недавно выпавший, нетронутый мягкий снег? На порошок, окутывающий пейзаж мягким и гладким одеялом. Пухляк часто спрессовывается в толстые слои, которые превращаются в настоящие подушки для всяческих падений. Этим и предлагаем заняться, когда на улице такой вид снега. Взрослые и дети с одинаковым энтузиазмом освоят науку падения в сугробы. Можно устроить соревнование: чей след от падения будет глубже, четче или оригинальней. Также пухляк идеально подходит для начала освоения зимних видов спорта: первый раз вставать на лыжи или сноуборд лучше именно в такую погоду. Чтобы неловкие движения и последующие падения не привели к травме и не испортили настроение. 8ϖсолому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
4.3. Виды снега.
Свойства снега очень сильно зависят температуры, давления и общей погоды. Познакомимся с основными видами снега и теми развлечениями-играми, которые больше всего подходят к такой погоде.
Мокрый снег. Если температура поднимается чуть выше нуля, снег начинает таять и наполняется водой. Отдельные снежные кристаллы слепляться в комки. Значит, самое подходящее время для скульптурных упражнений, например, лепим снеговика. Разогреемся классической игрой в снежки. А продолжим строительством снежной крепости, горки и просто снежных скульптур.
2.4. Опыт № 1. Изучение чистоты снега.
Цель: проверить насколько чист выпавший снег. Я заинтересовался насколько чист вновь выпавший снег, и можно ли, не опасаясь отравления, лизать сосульки. Это было интересно, так как я и мои друзья были не прочь этот снег есть. Естественно, несмотря на категорические запреты взрослых .А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не чуть не хуже мороженного. Набрав свежего снега , я растопил снег и стал его исследовать. Первое, что бросилось в глаза, - вода, получавшаяся из снега, выглядела как наст ,так называется корка твердого снега, накрывающая мягкие пласты. Солнце плавит верхний слой пухляка, а затем холодный ветер замораживает его обратно. Такой снег идеально подходит для рисования. Создавать изобразительные шедевры можно ступнями – оставляя отпечатки в снегу. А можно вынести баллончики с краской или брызгалки с разведенной гуашью и создавать живописные полотна.
Ребята часто сосут сосульки и едят снег — это приятно, но вредно, так как находящийся в атмосфере воздух содержит вредные вещества. Смешиваясь с паром (водой) в воздухе, они растворяются в капельках воды и при ее замерзании остаются в снежинках и переходят с водой в сосульку. Кроме того, дети, разгоряченные игрой, могут переохладить водой сосульки или снега горло и простудиться.
2.5. Опыт № 2.
О чем может рассказать снежный сугроб ?Я взял лопату и разрезал сугроб пополам. И увидел, что он весь полосатый: слой серый, потом белый, белый да серый, а кое – где веточки лежат, сухие листья. Серый слой говорит о том, что старый снег успел загрязнится, а новый долго не выпадал. Я думаю, что ветки с сухими листьями – говорят о сильном ветре. А ледяная корочка поперек сугроба говорит об оттепели. Тот же эксперимент мы провели и в лесу: серый слой сугроба оказался тоньше и светлее в лесу.
3. Заключение.
В процессе работы над проектом я узнал, что снег - чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров -четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами. Снег образуется не наземной поверхности, он - детище высоких слоев атмосферы. Облака состоят из мелких снежинок и переохлажденных капель воды, и поэтому даже дожди, жидкие осадки могут иметь своим прямым предшественником атмосферный снег.
Список литературы.
1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ»,2001.-557 с.: В. А. Маркин.
2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн-Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Би¬
3. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Почему снег хрустит?"
В результате выполнения проекта, учащиеся узнали много интересного о снеге....
Исследовательский проект "Праздник снега"
Данный исследовательский проект помог ребятам побывать в роли исследователей и получить ответы на интересующие их вопросы: что такое снег?, почему нельзя снег есть?, существует ли праздник снега?...
Урок-проект "Снежок порхает, кружится..."
Урок составлен для малокомплектной школы: 2 и 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века". Вид урока: урок рефлексии (системно-деятельностный подход)....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Снег-снежок» для детей младшего дошкольного возраста
I. ЦельЗакрепление знания детей о снеге....
"Снег, снежок..."
Зимнее развлечение на прогулке...
Проект "Тайны снега". Проектно - исследовательская работа "Шаг в будущее" (региональный уровень)
Проектно - исследовательская работа "Шаг в будущее" (конкурсная работа - региональный уровень) - 2013г. "Тайны снега" -1 место.- Научная работа "Тайны снега"- Аннотация- ...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Снег-снежок» (опыты со снегом)
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда....