Урок-проект "Снежок порхает, кружится..."
план-конспект урока по чтению на тему

Лидия Васильевна Печерская

Урок составлен для малокомплектной школы: 2 и 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века".  Вид урока: урок рефлексии (системно-деятельностный подход).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_snezhok_porhaet_kruzhitsya.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - проект по литературному чтению во 2-м, 4-м  классах  

Тема урока: Снежок порхает, кружится…

Вид урока: урок рефлексии (системно - деятельностный подход).

Форма урока: урок – проект.

Цели урока:

1.Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.

2.Развивать творческие способности обучающихся.

3.Формировать метапредметные умения и навыки.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация, под названием «Зимняя сказка».

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».

3. Учебник «Литературное чтение». 2 класс. Часть – 1. Авторы: Е. Ефросинина.

4. Листы формата А-3.

5. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)
  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу : «Будет интересно!»

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

-Предлагаю вам решить кроссворд.

1. Имя автора стихотворения «Зима».  (Зинаида Александрова)

2. Кто написал рассказ «Деревья в лесу»? (М. Пришвин)

3. Автор сказки «Всем вам крышка» (Эдуард Шим)

4. Назовите фамилию автора стихотворения «Вот север тучи нагоняя..» (А.С. Пушкин)

5. Кто написал рассказ о детях, которым никакой мороз не страшен? (К. Ушинский)

6. Чьи это слова: « В декабре, в декабре все деревья в серебре…»  (С. Маршак)

7. Назовите автора стихов «Саша» и «Мороз-Воевода»?  (Н. Некрасов)

- Какое ключевое слово у нас получилось?  (ЗИМУШКА)

- Кто догадался,  какая тема урока?

- Какой раздел учебника мы закончили изучать?  Откройте « Содержание» в конце учебника и прочитайте название раздела.  («Снежок порхает, кружится…»)

- Прочитайте слова, которые записаны на доске. Поставьте их в правильном порядке. Это поможет вам назвать цель нашего урока.  ОБОБЩИМ, РАЗДЕЛУ, ПО, ЗНАНИЯ «КРУЖИТСЯ, СНЕЖОК, ПОРХАЕТ…»  (Обобщить знания по разделу «Снежок порхает, кружится…»

Вступительное слово учителя.

-Зима - одно из самых  красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

-Хотите посмотреть  «Зимнюю сказку»?

(Звучит музыка П. Чайковского «Зима». Включается автозапуском презентация).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Вам понравилась «Зимняя сказка»?

-Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще?

( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

3. Локализация затруднений.

-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему:  «Зимушка-зима»

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело). Давайте обратимся к толковому словарю.  (Читают ученицы 4 класса)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт.

-Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам  в создании этой газеты.

- Давайте вспомним авторов и их произведения, с которыми мы познакомились в разделе: «Снежок порхает, кружится…» , 4-й класс вспоминает поэтов и названия их произведений о зиме.

 (Александр Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», Фёдор Тютчев «Чародейкою Зимою…», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»Сергей Есенин «Пороша» , Самуил  Маршак «Декабрь», Зинаида Александрова «Зима», Сергей Иванов «Каким бывает снег»,  «Узоры на снегу», Эдуард Шим «Всем вам крышка», Константин Ушинский «Мороз не страшен», Михаил Пришвин « Деревья в лесу», Николай Некрасов «Саша», «Мороз-Воевода», Сергей Михалков «В снегу стояла ёлочка», Аркадий Гайдар «Ёлка в тайге»). (4 класс. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», Н. Некрасов « Мороз-воевода»)

-Работать будете в паре. Каждая пара будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.

II. Создание продукта проектной деятельности

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Задание №1

Ребята! Каждая страничка литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и  конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приложите заготовку на вашу страницу.

Варианты названия странички:

1. Гостья - зима.                      2. Волшебница - зима.             5. Зимушка – зима.

3. Матушка – зима .               4. Чародейка - зима.                 6. Проказница – зима.

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

Задание №2.

Возьмите конверт под № 2. Откройте его, что вы там нашли? (Портреты поэтов, чьи стихи мы изучали на предыдущих уроках ). Ваша задача выбрать портрет одного из поэтов, найти его стихотворение и поместить на вашей страничке. Подписать цветным фломастером имя и фамилию поэта и название стихотворения. Молодцы!!!

Стихотворение  какого поэта поместили? Кто расскажет наизусть или выразительно прочитает?

Задание №3.

Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья, проказница. Так нежно и ласково называли поэты зиму. А какие ассоциации у вас вызывает это время года, мы сейчас узнаем. Откройте конверты под № 3. Выберите портрет и соответствующий отрывок –описание.  Приложите заготовку на страницу, по вашему усмотрению. Название произведения и ф.и. автора подпишите. Объясните свой выбор.  Прочитайте отрывок.

4 класс. В ваших конвертах  лежат  ключевые слова. (зима, снежинка)  Вам нужно выбрать одно слово и написать свои ассоциации в форме синквейна.  И нарисовать рисунок к нему.

Задание №4.

Очень ярко особенности зимней природы выражены в  загадках. Кто хочет загадать загадку? Я предлагаю вам написать загадку в свою газету.  

4 класс. Составляют свою загадку.

Физминутка

Снеговик в снегу валялся,
Нос-морковка потерялся.
Ищет слева, ищет справа,
Ищет слева, ищет справа.
Наклонялся, приседал
До тех пор, пока устал.

На сугробе растянулся,
Потянулся, улыбнулся.
За морковкой в магазин
Он опять пошел один.

Задание №5. (Конверт№4)

Зима в России долгая, но люди не унывают – веселятся и справляют праздники. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Старый новый год). В каких произведениях  мы с вами об этом читали? (С. Михалков «В снегу стояла ёлочка», Аркадий Гайдар «Ёлка в тайге», С. Маршак «Декабрь») Следующее задание называется – «Зимний праздник».

Откройте конверты под № 5. Выберите портрет писателя и соответствующее стихотворение  и приклейте.  (Объясняют выбор и читают наизусть)

4 класс. Написать 5 предложений. «Ваши впечатления  от Новогоднего праздника»

Задание №6.

Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, композиторов, но и художников. Их картины вы сегодня видели в «Зимней сказке». Я предлагаю вам побыть в роли художников и оформить вашу страничку до конца. Трудиться вы будете под замечательную песню « Что такое ЗИМА». Ребята украшают рисунками свои страницы.

Работы вывешиваются на доску.

  1. Представление (защита) работ по плану

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ.

3) Определить, где можно использовать готовый продукт.

6. Итог урока. Рефлексия.  

-Вот и подошёл к концу наш урок.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Как вы думаете, удалось ли нам ее достичь? Почему?

А теперь сюрприз.
- Зима - время чудес. А чудеса приходят невидимо. Закроем глазки. Представим себе снегопад.  (Включаю спокойную музыку)

(Включается музыка.)

 - На столах у вас лежат снежинки. Если вы довольны своей работой, то нарисуйте ей улыбку. Если вы не очень довольны своей работой, то можете нарисовать грустную улыбку.  Мы устроим снегопад, прикрепим свои снежинки на доску.

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кружа Занимательная математика 2 класс

Программа составлена на основе программы «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вента...

«Зимний калейдоскоп». Обобщающий урок по теме «Снежок порхает, кружится…»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК«Начальная школа XXI века»). Тема урока«Зимний калейдоскоп». Обобщающий урок по теме «Снежок порхает, кружится…»...

проверочная работа к разделу «Снежок порхает, кружится»

Проверочная работа  по литературному чтению  к разделу «Снежок порхает, кружится» 2 класс УМК "21 век"...

Конспект занятия по рисованию: «Снежок порхает, кружится»

Цель: учить рисовать снег.Задачи: 1) Учить создавать образ снегопада .              2) Закреплять умение правильно держать кисточку, на...

Открытый урок по литературному чтению по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.

сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.ЦЕЛЬ:Ознакомление учащихся с произведениями русских поэ...

Проверочная работа по литературному чтению 2 класс "Снежок порхает, кружится"

Проверочная  работа по литературному чтению "Снежок порхает, кружится" 2 класс  УМК "Школа 21 века"...