Исследовательский проект "Праздник снега"
проект по зож (2 класс) на тему

Мышова Татьяна Викторовна

Данный исследовательский проект помог ребятам побывать в роли исследователей и получить ответы на интересующие их вопросы: что такое снег?, почему нельзя снег есть?, существует ли праздник снега?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled.proekt_sneg_kruzhitsya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»

Проект:

Снег кружится…

                                              Выполнили учащиеся 2  класса

Руководитель: учитель первой квалификационной категории

Мышова Татьяна Викторовна

2013 г.

                                                               

Содержание

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
  2. Актуальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .4
  3. Проблема  . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . .4
  4. Методический паспорт проекта. . . . . . . . . . . . . 5
  5. Содержание проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6
  6. Матрица проекта  . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
  7. План проведения презентации проекта. . . . . . .8

Введение.

«Изучай всё не из тщеславия, а ради практической пользы».

        Лихтенберг

«Не следует робеть из опасения наделать ошибок.

Самая большая ошибка – это лишать себя опытности».

Вовенарг

Актуальность.

               Здоровье- это гармония с самим собой и Природой. Если человек отдаляется от Природы и естественных условий жизни, если перестаёт прислушиваться к своему организму, то он оказывается незащищённым от заболеваний души и тела.  

Проблема.

Низкая информированность детей о вреде поедания снега и облизывания сосулек.

Методический паспорт проекта.

Исследовательский проект: «Снег кружится…»

Предмет: окружающий мир, тема «В гости к зиме»

 Тип проекта: исследовательский краткосрочный (декабрь 2012 г.), групповой  проект.

Участники проекта:  учащиеся  2  класса, учитель.

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся  2 класса по предмету «Окружающий мир» по теме « В гости к зиме», через их включение в коллективный,  групповой, исследовательский проект по теме: « Снег кружится…».

   Задачи проекта:

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:

а) формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства;

б) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

в) формирование уважительного отношения к иному мнению;

г)  воспитание  лучших качеств личности: чуткости, сопереживания,  доброжелательности,  трудолюбия, целеустремлённости,  терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.

д) активизация познавательной активности обучающихся, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.

е) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.

Учебные задачи, направленные на формирование  метапредметных  результатов обучения ( УУД ):

а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;

в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;

г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,

д) развитие умений работать в статичных парах в режиме интерактивного обучения, делегировать полномочия, распределять роли.

е)развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения.

ж) развитие умения использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.)

Планируемый результат:

1. Повысить уровень сформированности  УУД через включение обучающихся в проектную деятельность.

  1. Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
  2. Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.
  3. Закрепление и обобщение знаний по теме «В гости к зиме».

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  1. Интерактивная доска, презентация слайдов по теме.
  2. Парты составлены из расчёта работы трёх групп.
  3. Для каждой группы - инструкционные карты, информационные листы, таблички с названиями групп,  листы  самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта;
  4. Для «научной» группы – листы с научным материалом «Что такое снег»,  «Снег – это. . .»
  5. Для «исследовательской»  группы –3 стакана с талым снегом (забор снега произведён в различных местах),3 чистых стакана для фильтрации талого снега, марля для изготовления фильтров, ножницы.
  6. Для «медицинской» группы – листы с научным материалом «Почему нельзя есть снег».

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве;

- изучение понятий: природные явления, осадки, сезонные изменения в природе, опыт, экология.

-формирование умения проводить элементарные исследования

Планируемый результат:

-учащиеся научатся наблюдать за зимними природными явлениями;

-приобретут элементарные навыки  исследовательской работы;

-научатся создавать презентации;

В процессе проектной деятельности :

1. Повышение уровня сформированности  УУД через включение учащихся в проектную деятельность.

  1. Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
  2. Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.

            Закрепление и обобщение знаний по теме «В гости к зиме».

    4. Заинтересованность учащихся методом проекта, как способом решения проблемных ситуаций на уроке и во

          внеурочной деятельности.

5.Воспитание устойчивого положительного отношения к здоровью, его укреплению и охране.

После завершения проекта учащиеся смогут:

1.Овладеть элементарными приёмами исследовательской деятельности;

2.Вести разъяснительную деятельность среди сверстников и младших товарищей о вреде поедания снега;

3.Осознанно подходить к проблеме поедания снега .

Основополагающий вопрос:

«Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто».

     Проблемные вопросы:

-  Что такое снег?

- Откуда в снеге микробы?

- Почему от снега можно заболеть?

- Откуда взялся «Праздник снега»?

     Учебные вопросы

- что такое природные явления, осадки, сезонные изменения в природе;

-как образуется снег;

- что такое опыт, наблюдение;

Содержание проекта.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Урок окружающего мира.

Выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве учителя и учащихся

Просмотр вводной презентации учителя.

Опрос обучающихся.

Совместно с учащимися формулирование проблемы, темы, цели и задач проекта.

 

В сотворчестве с учителем принятие темы, цели и задач проекта. Разработка критериев оценки результатов проекта: понимание учебной задачи, умение находить, отбирать,систематизировать информацию.

Сбор информации: личный опыт, беседа с родителями, работа в школьной и сельской библиотеках, использование информации в Интернете.

Выполнение рисунков на тему: «Белый снег, пушистый…»

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.

Формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Способность разрабатывать план действий, зафиксировать его в модели и проводить проект в соответствии с планом.

Формулирование проблемы, обнаруживая своё «незнание» темы или способов действия.

Организация работы групп:

 взаимодействие с учащимися в исследова

тельском проекте

 Деление учащихся на группы:

 -научная

-исследовательская

-медицинская

Организация работы групп .Подготовка информационных листов  для каждой группы.

 Организация чёткой, продуктивной работы в группе, умение договариваться, распределять роли.

Знакомство с информационными листами. Отбор информации с опорой на жизненный опыт, генерация собственных идей. Создание презентаций.

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, доказывать свою позицию, готовить совместное выступление.

Формирование   лучших качеств личности: чуткости, сопереживания,  доброты,  трудолюбия, целеустремлённости, терпения

Распределение ролей и действия учащихся в соответствии с ролью.

Осознание учебной задачи и поиск путей её решения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Самостоятельное проведение исследования.

Реализация проекта

Подготовка предметной среды для каждой группы. Позиция  консультанта – фасилитатора

Работа по инструкционной карте.

Распределение ролей в группе, составление плана работы, выполнение проекта.

Самоконтроль и взаимоконтроль в листе «Самоконтроля»,

коррекция результатов.

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли владение монологической и диалогической формами речи

Самоопределение значимости природы в жизни человека.

Знание основных моральных норм при совместной работе: справедливого распределения ролей, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, терпеливое, доброжелательное отношение к товарищам.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения учебных задач.

Поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Анализ и синтез информации.  

Структурирование знаний, обобщение, построение логической цепи рассуждения, умение доказывать, делать вывод.

Презентация

Помощь в организации презентации.

Презентуют проект в выбранной форме. Дают самооценку своей работе, в соответствии с разработанными критериями.

Формирование умения ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, владение монологической и диалогической формами речи

Формирование адекватной, позитивной, осознанной  оценки самооценки и самопринятия, доброжелательного отношения к выступлениям товарищей.

Умение адекватно воспринимать оценки.

Умение конструктивно критиковать.

Построение логической цепи рассуждений.

Подведение итогов проекта

Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Полянки настроения»

Оценивают результат своего  участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью «Полянки настроения»

Умение подвести итог своей деятельности, высказать своё мнение о результатах проекта.

Осознание мысли, что молоко и молочные продукты  играют важную роль в питании человека

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Рефлексия,  контроль и оценка, обобщение,

Матрица проекта.

Название

Праздник снега

этапы, их сроки

конечный продукт

действия

роли

необходимые материалы

источники информации

привлечение добровольных помощников

в школе

вне школы

С 03.12-07.12

Выставка рисунков  и поделок на тему «Снег кружится…»,забор снега для проведения наблюдений и опыта

Экскурсия, выполнение рисунков на тему «А снег идёт»

Выполнение поделок из бумаги и бросового материала на тему «Волшебная снежинка»

Экскурсанты, художники, мастера,

оформители

Блокноты для записей наблюдений в природе, одноразовые стаканчики для забора

Учитель, родители

Родители, друзья

С 10.12-15.12

Презентация №1 «Что такое снег»;

Презентация №2 «Почему нельзя есть снег»

Подбор литературы, поиск информации,

подготовка презентаций

Подбор литературы, поиск информации,

подготовка презентаций

Интернет-пользователи, создатели презентаций

ПК, собранная информация для каждой группы отдельно.

Учитель, литература, Интернет,

Родители

16.12

Презентация проекта, подведение итогов.

Проведение презентации проекта «Праздник снега»

Перспективное планирование

Выступающие

Одноразовые стаканчики для проведения опыта, марля, ножницы

Участники рабочих групп

Библиотекарь, родители, учащиеся младших классов

Опросник:

Опросник, проводимый до работы над проектом

 «Снег кружится…»:

ОПРОСНИК

№п\п

Вопрос

Ответили верно

Ответили не полностью

Не смогли ответить

1.

Что такое снег ?

60%

30%

10%

2.

Как образуется снег ?

15%

20%

65%

3.

Что  может случится, если есть снег?

45%

30%

25%

4.

Назови болезни, которые таит в себе снег, если его есть?

5%

15%

80%

5.

Что такое «Всемирный день снега» ?

5%

10%

85%

6.

Когда в России празднуется «День снега» ?

10%

10%

80%

                                Вывод, сделанный после опроса:

  1. Большинство учащихся знают, что такое снег, но плохо осведомлены об опасности, которую несёт снег, если его поедать.
  2. Учащимся плохо владеют информацией ,откуда берётся снег.
  3. Большинству учащихся не известна информация о «Всемирном дне здоровья».
  4. Учащиеся со всей серьёзностью отнеслись к проблеме сохранения здоровья путём исключения снега из употребления.

Опросник, проводимый после работы над проектом

«Снег кружится…»:

ОПРОСНИК

№п\п

Вопрос

Ответили верно

Ответили не полностью

Не смогли ответить

1.

Что такое снег ?

100%

-

-

2.

Как образуется снег ?

90%

10%

-

3.

Что  может случится, если есть снег?

95%

5%

-

4.

Назови болезни, которые таит в себе снег, если его есть?

90%

 10%

-

5.

Что такое «Всемирный день снега» ?

100%

-

-

6.

Когда в России празднуется «День снега» ?

100%

-

-

  1. Вывод, сделанный после повторного опроса:    

- все учащиеся усвоили, что такое снег и как он образуется;

- учащиеся со всей серьёзностью отнеслись к проблеме сохранения здоровья путём исключения снега из употребления;  ----- обучающиеся расширили свой кругозор.

  План проведения презентации проекта.

1.Вступление.

Руководитель проекта:

- Сегодня последний этап нашего проекта «Снег кружится…» - презентация результатов проделанной работы. Мы начали наш проект в декабре, длился он две недели, за это время было проделано много работы. Об этапах проекта расскажут  ребята.

 Этапы проекта:

  1. Проблема (почему?)

-всё началось с проблемы: на уроке «Окружающий мир» по теме «В гости к зиме» мы говорили о сезонных изменениях в природе, об осадках.  Когда речь зашла о снеге, все были уверенны, что знают о снеге всё.  Но во время опроса выяснилось, как много проблемных вопросов у нас возникло.

          2.Цель (зачем?)

Нам захотелось расширить и углубить наши знания о снеге нам захотелось заняться исследовательской работой, а ещё нам интересно работать над проектом.

           3.Задачи  (что делать?)

                      Мы решили разузнать, как появляется снег, почему снег нельзя есть, откуда пришёл Всемирный день снега.

    4.Методы и способы (как?)

Собирали информацию из книг и журналов в библиотеках, искали научные статьи в Интернете, расспрашивали работников школьной библиотеки и  родителей: что такое снег, почему нельзя есть снег. Обсуждали материал в рабочих группах и создавали презентации по темам.

5.Результат (что получилось?)

Получились интересные презентации, которые мы покажем всем ученикам и учителям школы, проведём опыт, доказывающий, что в снеге много микробов и от снега. Мы узнали много полезной и интересной информации о снеге. Теперь мы никогда не будем есть снег.

2.Основная часть.

Работа в группах, отчёт групп о проделанной работе.

3.Заключительная часть.

 Учащиеся высказывают свои мнения о своей работе на проекте:

- что понравилось

- какие были трудности

- самые интересные вопросы

- пополнился ли личный багаж знаний

- установка на новый проект

Приложение.

Этапы проекта:

  1. Проблема (почему?)

  1. Цель (зачем?)

  1. Задачи (что делать?)

  1. Методы и способы (как?)

  5.Результат (что получилось?) 

Группа

 «Исследователи».

 Группа

«Медицинские работники».

        Группа

 «Научные работники».

Инструкционная карта для группы «Исследователи».

  1. Изучите таблицу № 1.Распределите роли в группе.

Таблица №1.

Роли в группе

Имена

1.

Чтец № 1(читает информационный лист )

2.

Чтец №2 ( читает инструкционную карту)

3.

Исследователь( проводит необходимые опыты: фильтрация снега из трёх стаканов)

4.

Исследователь – лаборант (заносит в таблицу полученные результаты)

  1. Прочитайте в информационном  листе  данные о том, кто такой исследователь.
  2. Проведите опыт, состоящий из фильтрации воды для определения степени её загрязнения.
  3. Занесите данные в таблицу для исследования, сделайте выводы.

                                                                                   

                                                                               Информационный лист для группы «Исследователи».

      Исследователь — это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова — исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности.

Таблица №2.

Место забора снега для опыта

До начала проведения опыта

После проведения опыта

осадок

Наличие микробов

Степень загрязнения снега

осадок

Наличие микробов

Степень загрязнения снега

В поле, далеко от населённого пункта

У дороги

У школы

Вывод №1 о наличии микробов после проведения опыта:

Вывод №2 о степени загрязнения после проведения опыта:

Общий вывод:

                                                         

Лист самооценки для группы «Исследователи»

Умения

Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу:

Мы научились планировать, контролировать и оценивать свою деятельность:

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать:

Мы научились слушать и слышать товарищей:

Мы научились  работать в группе:

Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности:

Результат исследования:

1.Снег, где бы он не находился, всегда грязный:

ДА                      НЕТ

2.Снег НЕЛЬЗЯ есть!

ДА                      НЕТ

3.В снеге содержится много …

Информационный лист для группы «Медицинские работники».

 Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.

Оглянитесь вокруг – куда ни сунься, повсюду нас окружают свалки и заводы, которые так или иначе отравляют атмосферу. Представьте, что все вредные выбросы поднимаются на вверх, в результате чего их в себя впитывает снег. Как считаете, вреден ли он в качестве пищи? Однозначно да.

Но проблема кроется не только в выбросах. По снегу ходим мы, бегают собаки и кошки, ездят машины, поэтому на него попадает просто огромное количество опасных для здоровья грязи и микробов. Поэтому при его употреблении ребенок может «заработать» заболевание пострашнее, чем ангина. Например, тяжелое отравление или дизентерию. Это в полной мере касается и сосулек, которые ребятишки облизывают вместо мороженого.

Инструкционная карта для группы «Медицинские работники»

1.Прочитайте информационный лист и приготовьтесь ответить на вопрос «Почему НЕЛЬЗЯ есть снег!».

2.Продемонстрируйте свою презентацию по теме: «Почему НЕЛЬЗЯ есть снег»

Лист самооценки для группы «Медицинские работники»

Умения

Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу:

Мы научились планировать, контролировать и оценивать свою деятельность:

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать:

Мы научились слушать и слышать товарищей:

Мы научились  работать в группе:

Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности:

Результат исследования:

1.Снег, где бы он не находился, всегда грязный:

ДА                      НЕТ

2.Снег НЕЛЬЗЯ есть!

ДА                      НЕТ

3.В снеге содержится много …

Информационный лист для группы « Научные работники».

 

Что такое снег?

Снег - это не что иное, как замерзшая вода. Однако в таком случае, почему же он не похож на лед? Дело в том, что снежинки в действительности состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными.
Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемещаются в воздухе во всех направлениях.
Постепенно, эти кристаллики "приклеиваются" друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться к земле. Эти скопления льдинок мы и называем снежинками.
Некоторые из кристалликов льда имеют игольчатую форму, другие - плоскую, однако в любом случае у каждого из них оказывается 6 граней. Любопытно, что устройство снежинок совершенно одинаково. Однако в то же время нельзя найти две снежинки с абсолютно одинаковым узором.
Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность.
Поскольку в снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки воздуха, он плохо проводит тепло. Вот почему снежное "одеяло" может защищать корни растений от морозов. Это же свойство снега используют эскимосы, строя из него себе жилище - иглу.

Инструкционная карта для группы «Научные работники»

1.Прочитайте информационный лист и приготовьтесь ответить на вопрос «Что такое снег».

2.Продемонстрируйте свою презентацию по теме: «Что такое снег».

Лист самооценки для группы «Научные работники»

Умения

Результат

Мы научились принимать и сохранять учебную задачу:

Мы научились планировать, контролировать и оценивать свою деятельность:

Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать:

Мы научились слушать и слышать товарищей:

Мы научились  работать в группе:

Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности:

Результат исследования:

1.Снег, где бы он не находился, всегда грязный:

ДА                      НЕТ

2.Снег НЕЛЬЗЯ есть!

ДА                      НЕТ

3.В снеге содержится много …

                                                                           

                                                                                 Информационный лист для группы «Исследователи».

      Исследователь — это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова — исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности.

Таблица №2.

Место забора снега для опыта

До начала проведения опыта

После проведения опыта

осадок

Наличие микробов

Степень загрязнения снега

осадок

Наличие микробов

Степень загрязнения снега

В поле, далеко от населённого пункта

нет

нет

снег чистый

есть

есть

грязный

У дороги

есть

есть

снег грязный

есть

есть

грязный

У школы

есть, но маленький

есть

снег чуть-чуть грязный

есть

есть

грязный

Вывод №1 о наличии микробов после проведения опыта:            микробы есть во всех трёх стаканах

Вывод №2 о степени загрязнения после проведения опыта:      снег везде грязный.

Общий вывод:     снег есть нельзя!

         

               

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Удивительные свойства снега»

Исследовательский проект на тему: «Удивительные свойства снега»...

"Почему снег белый" исследовательская работа

Исследовательская работа с применением учебного лабораторного оборудования...

Информационно-исследовательский проект "Снег"

Проект ,созданный всем классом под моим руководством для учебно-исследовательской конференции учащихся 3-4 классов...

Исследовательская работа "Чистый снег"

Проблема загрязнения, и в зимнее время в том числе, существует. Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Снег является накопителем загрязнений. Исходя и...

Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа.

Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа....

Исследовательская работа «Свойства снега и льда»

Исследовательская работа по окружающему миру "Свойства снега и льда"...

Исследовательская работа "Чистый ли белый снег"

Исследовательская работа "Чистый ли белый снег" была разработана и проведена с обучающейся 1 класса....