Исследовательский проект "Праздник снега"
проект по зож (2 класс) на тему
Данный исследовательский проект помог ребятам побывать в роли исследователей и получить ответы на интересующие их вопросы: что такое снег?, почему нельзя снег есть?, существует ли праздник снега?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled.proekt_sneg_kruzhitsya.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
Проект:
Снег кружится…
Выполнили учащиеся 2 класса
Руководитель: учитель первой квалификационной категории
Мышова Татьяна Викторовна
2013 г.
Содержание
- Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- Актуальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Методический паспорт проекта. . . . . . . . . . . . . 5
- Содержание проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
- Матрица проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
- План проведения презентации проекта. . . . . . .8
Введение.
«Изучай всё не из тщеславия, а ради практической пользы».
Лихтенберг
«Не следует робеть из опасения наделать ошибок.
Самая большая ошибка – это лишать себя опытности».
Вовенарг
Актуальность.
Здоровье- это гармония с самим собой и Природой. Если человек отдаляется от Природы и естественных условий жизни, если перестаёт прислушиваться к своему организму, то он оказывается незащищённым от заболеваний души и тела.
Проблема.
Низкая информированность детей о вреде поедания снега и облизывания сосулек.
Методический паспорт проекта.
Исследовательский проект: «Снег кружится…»
Предмет: окружающий мир, тема «В гости к зиме»
Тип проекта: исследовательский краткосрочный (декабрь 2012 г.), групповой проект.
Участники проекта: учащиеся 2 класса, учитель.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 2 класса по предмету «Окружающий мир» по теме « В гости к зиме», через их включение в коллективный, групповой, исследовательский проект по теме: « Снег кружится…».
Задачи проекта:
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
а) формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства;
б) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
в) формирование уважительного отношения к иному мнению;
г) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброжелательности, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.
д) активизация познавательной активности обучающихся, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.
е) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения ( УУД ):
а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;
в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;
г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,
д) развитие умений работать в статичных парах в режиме интерактивного обучения, делегировать полномочия, распределять роли.
е)развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения.
ж) развитие умения использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.)
Планируемый результат:
1. Повысить уровень сформированности УУД через включение обучающихся в проектную деятельность.
- Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.
- Закрепление и обобщение знаний по теме «В гости к зиме».
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Интерактивная доска, презентация слайдов по теме.
- Парты составлены из расчёта работы трёх групп.
- Для каждой группы - инструкционные карты, информационные листы, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта;
- Для «научной» группы – листы с научным материалом «Что такое снег», «Снег – это. . .»
- Для «исследовательской» группы –3 стакана с талым снегом (забор снега произведён в различных местах),3 чистых стакана для фильтрации талого снега, марля для изготовления фильтров, ножницы.
- Для «медицинской» группы – листы с научным материалом «Почему нельзя есть снег».
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве;
- изучение понятий: природные явления, осадки, сезонные изменения в природе, опыт, экология.
-формирование умения проводить элементарные исследования
Планируемый результат:
-учащиеся научатся наблюдать за зимними природными явлениями;
-приобретут элементарные навыки исследовательской работы;
-научатся создавать презентации;
В процессе проектной деятельности :
1. Повышение уровня сформированности УУД через включение учащихся в проектную деятельность.
- Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.
Закрепление и обобщение знаний по теме «В гости к зиме».
4. Заинтересованность учащихся методом проекта, как способом решения проблемных ситуаций на уроке и во
внеурочной деятельности.
5.Воспитание устойчивого положительного отношения к здоровью, его укреплению и охране.
После завершения проекта учащиеся смогут:
1.Овладеть элементарными приёмами исследовательской деятельности;
2.Вести разъяснительную деятельность среди сверстников и младших товарищей о вреде поедания снега;
3.Осознанно подходить к проблеме поедания снега .
Основополагающий вопрос:
«Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто».
Проблемные вопросы:
- Что такое снег?
- Откуда в снеге микробы?
- Почему от снега можно заболеть?
- Откуда взялся «Праздник снега»?
Учебные вопросы
- что такое природные явления, осадки, сезонные изменения в природе;
-как образуется снег;
- что такое опыт, наблюдение;
Содержание проекта.
Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД |
Урок окружающего мира. Выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве учителя и учащихся | Просмотр вводной презентации учителя. Опрос обучающихся. Совместно с учащимися формулирование проблемы, темы, цели и задач проекта.
| В сотворчестве с учителем принятие темы, цели и задач проекта. Разработка критериев оценки результатов проекта: понимание учебной задачи, умение находить, отбирать,систематизировать информацию. Сбор информации: личный опыт, беседа с родителями, работа в школьной и сельской библиотеках, использование информации в Интернете. Выполнение рисунков на тему: «Белый снег, пушистый…» | Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности. | Формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Способность разрабатывать план действий, зафиксировать его в модели и проводить проект в соответствии с планом. | Формулирование проблемы, обнаруживая своё «незнание» темы или способов действия. |
Организация работы групп: взаимодействие с учащимися в исследова тельском проекте | Деление учащихся на группы: -научная -исследовательская -медицинская Организация работы групп .Подготовка информационных листов для каждой группы. | Организация чёткой, продуктивной работы в группе, умение договариваться, распределять роли. Знакомство с информационными листами. Отбор информации с опорой на жизненный опыт, генерация собственных идей. Создание презентаций. | Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, доказывать свою позицию, готовить совместное выступление. | Формирование лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения | Распределение ролей и действия учащихся в соответствии с ролью. | Осознание учебной задачи и поиск путей её решения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Самостоятельное проведение исследования. |
Реализация проекта | Подготовка предметной среды для каждой группы. Позиция консультанта – фасилитатора | Работа по инструкционной карте. Распределение ролей в группе, составление плана работы, выполнение проекта. Самоконтроль и взаимоконтроль в листе «Самоконтроля», коррекция результатов. | Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли владение монологической и диалогической формами речи | Самоопределение значимости природы в жизни человека. Знание основных моральных норм при совместной работе: справедливого распределения ролей, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, терпеливое, доброжелательное отношение к товарищам. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения учебных задач. | Поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Анализ и синтез информации. Структурирование знаний, обобщение, построение логической цепи рассуждения, умение доказывать, делать вывод. |
Презентация | Помощь в организации презентации. | Презентуют проект в выбранной форме. Дают самооценку своей работе, в соответствии с разработанными критериями. | Формирование умения ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, владение монологической и диалогической формами речи | Формирование адекватной, позитивной, осознанной оценки самооценки и самопринятия, доброжелательного отношения к выступлениям товарищей. | Умение адекватно воспринимать оценки. Умение конструктивно критиковать. | Построение логической цепи рассуждений. |
Подведение итогов проекта | Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Полянки настроения» | Оценивают результат своего участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью «Полянки настроения» | Умение подвести итог своей деятельности, высказать своё мнение о результатах проекта. | Осознание мысли, что молоко и молочные продукты играют важную роль в питании человека | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Рефлексия, контроль и оценка, обобщение, |
Матрица проекта.
Название | Праздник снега | ||||||
этапы, их сроки | конечный продукт | действия | роли | необходимые материалы | источники информации | привлечение добровольных помощников | |
в школе | вне школы | ||||||
С 03.12-07.12 | Выставка рисунков и поделок на тему «Снег кружится…»,забор снега для проведения наблюдений и опыта | Экскурсия, выполнение рисунков на тему «А снег идёт» | Выполнение поделок из бумаги и бросового материала на тему «Волшебная снежинка» | Экскурсанты, художники, мастера, оформители | Блокноты для записей наблюдений в природе, одноразовые стаканчики для забора | Учитель, родители | Родители, друзья |
С 10.12-15.12 | Презентация №1 «Что такое снег»; Презентация №2 «Почему нельзя есть снег» | Подбор литературы, поиск информации, подготовка презентаций | Подбор литературы, поиск информации, подготовка презентаций | Интернет-пользователи, создатели презентаций | ПК, собранная информация для каждой группы отдельно. | Учитель, литература, Интернет, | Родители |
16.12 | Презентация проекта, подведение итогов. | Проведение презентации проекта «Праздник снега» | Перспективное планирование | Выступающие | Одноразовые стаканчики для проведения опыта, марля, ножницы | Участники рабочих групп | Библиотекарь, родители, учащиеся младших классов |
Опросник:
Опросник, проводимый до работы над проектом
«Снег кружится…»:
ОПРОСНИК | ||||
№п\п | Вопрос | Ответили верно | Ответили не полностью | Не смогли ответить |
1. | Что такое снег ? | 60% | 30% | 10% |
2. | Как образуется снег ? | 15% | 20% | 65% |
3. | Что может случится, если есть снег? | 45% | 30% | 25% |
4. | Назови болезни, которые таит в себе снег, если его есть? | 5% | 15% | 80% |
5. | Что такое «Всемирный день снега» ? | 5% | 10% | 85% |
6. | Когда в России празднуется «День снега» ? | 10% | 10% | 80% |
Вывод, сделанный после опроса:
- Большинство учащихся знают, что такое снег, но плохо осведомлены об опасности, которую несёт снег, если его поедать.
- Учащимся плохо владеют информацией ,откуда берётся снег.
- Большинству учащихся не известна информация о «Всемирном дне здоровья».
- Учащиеся со всей серьёзностью отнеслись к проблеме сохранения здоровья путём исключения снега из употребления.
Опросник, проводимый после работы над проектом
«Снег кружится…»:
ОПРОСНИК | ||||
№п\п | Вопрос | Ответили верно | Ответили не полностью | Не смогли ответить |
1. | Что такое снег ? | 100% | - | - |
2. | Как образуется снег ? | 90% | 10% | - |
3. | Что может случится, если есть снег? | 95% | 5% | - |
4. | Назови болезни, которые таит в себе снег, если его есть? | 90% | 10% | - |
5. | Что такое «Всемирный день снега» ? | 100% | - | - |
6. | Когда в России празднуется «День снега» ? | 100% | - | - |
- Вывод, сделанный после повторного опроса:
- все учащиеся усвоили, что такое снег и как он образуется;
- учащиеся со всей серьёзностью отнеслись к проблеме сохранения здоровья путём исключения снега из употребления; ----- обучающиеся расширили свой кругозор.
План проведения презентации проекта.
1.Вступление.
Руководитель проекта:
- Сегодня последний этап нашего проекта «Снег кружится…» - презентация результатов проделанной работы. Мы начали наш проект в декабре, длился он две недели, за это время было проделано много работы. Об этапах проекта расскажут ребята.
Этапы проекта:
- Проблема (почему?)
-всё началось с проблемы: на уроке «Окружающий мир» по теме «В гости к зиме» мы говорили о сезонных изменениях в природе, об осадках. Когда речь зашла о снеге, все были уверенны, что знают о снеге всё. Но во время опроса выяснилось, как много проблемных вопросов у нас возникло.
2.Цель (зачем?)
Нам захотелось расширить и углубить наши знания о снеге нам захотелось заняться исследовательской работой, а ещё нам интересно работать над проектом.
3.Задачи (что делать?)
Мы решили разузнать, как появляется снег, почему снег нельзя есть, откуда пришёл Всемирный день снега.
4.Методы и способы (как?)
Собирали информацию из книг и журналов в библиотеках, искали научные статьи в Интернете, расспрашивали работников школьной библиотеки и родителей: что такое снег, почему нельзя есть снег. Обсуждали материал в рабочих группах и создавали презентации по темам.
5.Результат (что получилось?)
Получились интересные презентации, которые мы покажем всем ученикам и учителям школы, проведём опыт, доказывающий, что в снеге много микробов и от снега. Мы узнали много полезной и интересной информации о снеге. Теперь мы никогда не будем есть снег.
2.Основная часть.
Работа в группах, отчёт групп о проделанной работе.
3.Заключительная часть.
Учащиеся высказывают свои мнения о своей работе на проекте:
- что понравилось
- какие были трудности
- самые интересные вопросы
- пополнился ли личный багаж знаний
- установка на новый проект
Приложение.
Этапы проекта:
- Проблема (почему?)
- Цель (зачем?)
- Задачи (что делать?)
- Методы и способы (как?)
5.Результат (что получилось?)
Группа
«Исследователи».
Группа
«Медицинские работники».
Группа
«Научные работники».
Инструкционная карта для группы «Исследователи».
- Изучите таблицу № 1.Распределите роли в группе.
Таблица №1.
Роли в группе | Имена | |
1. | Чтец № 1(читает информационный лист ) | |
2. | Чтец №2 ( читает инструкционную карту) | |
3. | Исследователь( проводит необходимые опыты: фильтрация снега из трёх стаканов) | |
4. | Исследователь – лаборант (заносит в таблицу полученные результаты) |
- Прочитайте в информационном листе данные о том, кто такой исследователь.
- Проведите опыт, состоящий из фильтрации воды для определения степени её загрязнения.
- Занесите данные в таблицу для исследования, сделайте выводы.
Информационный лист для группы «Исследователи».
Исследователь — это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова — исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности.
Таблица №2.
Место забора снега для опыта | До начала проведения опыта | После проведения опыта | ||||
осадок | Наличие микробов | Степень загрязнения снега | осадок | Наличие микробов | Степень загрязнения снега | |
В поле, далеко от населённого пункта | ||||||
У дороги | ||||||
У школы |
Вывод №1 о наличии микробов после проведения опыта:
Вывод №2 о степени загрязнения после проведения опыта:
Общий вывод:
Лист самооценки для группы «Исследователи»
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу: | |
Мы научились планировать, контролировать и оценивать свою деятельность: | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать: | |
Мы научились слушать и слышать товарищей: | |
Мы научились работать в группе: | |
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности: | |
Результат исследования: | |
1.Снег, где бы он не находился, всегда грязный: | ДА НЕТ |
2.Снег НЕЛЬЗЯ есть! | ДА НЕТ |
3.В снеге содержится много … |
Информационный лист для группы «Медицинские работники».
Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.
Оглянитесь вокруг – куда ни сунься, повсюду нас окружают свалки и заводы, которые так или иначе отравляют атмосферу. Представьте, что все вредные выбросы поднимаются на вверх, в результате чего их в себя впитывает снег. Как считаете, вреден ли он в качестве пищи? Однозначно да.
Но проблема кроется не только в выбросах. По снегу ходим мы, бегают собаки и кошки, ездят машины, поэтому на него попадает просто огромное количество опасных для здоровья грязи и микробов. Поэтому при его употреблении ребенок может «заработать» заболевание пострашнее, чем ангина. Например, тяжелое отравление или дизентерию. Это в полной мере касается и сосулек, которые ребятишки облизывают вместо мороженого.
Инструкционная карта для группы «Медицинские работники»
1.Прочитайте информационный лист и приготовьтесь ответить на вопрос «Почему НЕЛЬЗЯ есть снег!».
2.Продемонстрируйте свою презентацию по теме: «Почему НЕЛЬЗЯ есть снег»
Лист самооценки для группы «Медицинские работники»
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу: | |
Мы научились планировать, контролировать и оценивать свою деятельность: | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать: | |
Мы научились слушать и слышать товарищей: | |
Мы научились работать в группе: | |
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности: | |
Результат исследования: | |
1.Снег, где бы он не находился, всегда грязный: | ДА НЕТ |
2.Снег НЕЛЬЗЯ есть! | ДА НЕТ |
3.В снеге содержится много … |
Информационный лист для группы « Научные работники».
Инструкционная карта для группы «Научные работники»
1.Прочитайте информационный лист и приготовьтесь ответить на вопрос «Что такое снег».
2.Продемонстрируйте свою презентацию по теме: «Что такое снег».
Лист самооценки для группы «Научные работники»
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу: | |
Мы научились планировать, контролировать и оценивать свою деятельность: | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать: | |
Мы научились слушать и слышать товарищей: | |
Мы научились работать в группе: | |
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности: | |
Результат исследования: | |
1.Снег, где бы он не находился, всегда грязный: | ДА НЕТ |
2.Снег НЕЛЬЗЯ есть! | ДА НЕТ |
3.В снеге содержится много … |
Информационный лист для группы «Исследователи».
Исследователь — это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова — исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности.
Таблица №2.
Место забора снега для опыта | До начала проведения опыта | После проведения опыта | ||||
осадок | Наличие микробов | Степень загрязнения снега | осадок | Наличие микробов | Степень загрязнения снега | |
В поле, далеко от населённого пункта | нет | нет | снег чистый | есть | есть | грязный |
У дороги | есть | есть | снег грязный | есть | есть | грязный |
У школы | есть, но маленький | есть | снег чуть-чуть грязный | есть | есть | грязный |
Вывод №1 о наличии микробов после проведения опыта: микробы есть во всех трёх стаканах
Вывод №2 о степени загрязнения после проведения опыта: снег везде грязный.
Общий вывод: снег есть нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Удивительные свойства снега»
Исследовательский проект на тему: «Удивительные свойства снега»...
"Почему снег белый" исследовательская работа
Исследовательская работа с применением учебного лабораторного оборудования...
Информационно-исследовательский проект "Снег"
Проект ,созданный всем классом под моим руководством для учебно-исследовательской конференции учащихся 3-4 классов...
Исследовательская работа "Чистый снег"
Проблема загрязнения, и в зимнее время в том числе, существует. Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Снег является накопителем загрязнений. Исходя и...
Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа.
Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа....
Исследовательская работа«Свойства снега и льда»
Исследовательская работа по окружающему миру "Свойства снега и льда"...
Исследовательская работа "Чистый ли белый снег"
Исследовательская работа "Чистый ли белый снег" была разработана и проведена с обучающейся 1 класса....