рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Титова Елена Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру

1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по окружающему миру и на основе авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Н. Ф. Виноградовой,  в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиями к результатам освоения  ООП НОО.

         Особое значение изучения курса окружающего мира  состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

                                                                                Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: I класс – 64, II-IV классы - по 68 часов. Всего 267 часов.

                                                                      Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
  • формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
  •  формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
  •  развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:

  • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
  •  формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
  •  формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. тесно связан с предметом «Технология», который  является его деятельностным компонентом.

                            Планируемые результаты обучения учащихся 1 класса по данной программе содержат три компонента:

  • называть – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
  • различать (сопоставлять) – владение конкретными умениями и навыками;
  •         решать задачи в учебных и бытовых ситуациях – группа умений и навыков, которыми ученик может пользоваться в учебной и во внеучебной деятельности.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

  • называть:
  • своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
  • основные условия благополучной жизни растений и животных;
  • профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 – 6 профессий);
  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  • основные достопримечательности родного города и столицы России;

  • различать (сопоставлять):
  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  • основные нравственно – этические понятия ( сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
  • различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  • времена года;
  • животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);
  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
  • решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
  • выполнять режим своего дня;
  • определять время по часам с точностью до часа;
  • подготавливать своё учебное место к работе;
  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  • выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм,  сеять семена, сажать черенки;
  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

1 четверть

18 ч

2 четверть

14 ч

3 четверть

18 ч

4 четверть

14 ч

Итого за год:

64 ч

                                                         Тематическое планирование по окружающему миру.

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Этот удивительный мир.

1

2

Давай познакомимся

1

3

Мы – школьники. Правила поведения в школе.

1

4

Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в парк.

1

5-6

Что нам осень подарила. Грибная пора.

2

7

Семья.

1

8

Любимые занятия. Воскресный день.

1

9

Как из зерна получилась булка.

1

10

Человек и домашние животные.

1

11

«Октябрь уж наступил…».  Экскурсия в парк. Птицы осенью.

1

12

Явления природы.

1

13

Где ты живёшь?

1

14

Правила поведения на дорогах.

1

15

Ты и вещи.

1

16

Кто работает ночью.

1

17

Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств.

1

18

Правила гигиены.

1

19

О режиме дня.

1

20

Урок в спортивном зале.

1

21-22

Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия в парк.

1

23

Дикие животные.

1

24

Звери – млекопитающие.

1

25

Что мы знаем о птицах.

1

26

Родной край.

1

27

Дом, в котором ты живешь.

1

28

Зачем люди трудятся? Экскурсия в школьную библиотеку.

1

29

В декабре, в декабре все деревья в серебре… Экскурсия в парк.

1

30

Какой бывает вода?

1

31

О дружбе

1

32

Идём в гости. С наступающим Новым годом!

1

33

Январь – году начало, зиме – середина.  Экскурсия в парк.

1

34

Хвойные деревья.

1

35

Жизнь птиц зимой.

1

36

Наша страна – Россия.

1

37

Богата природа России.

1

38

Мы – россияне.

1

39-40

Народная сказка. Февраль – месяц метелей и вьюг.

2

41

 Звери – млекопитающие.

1

42

Наш уголок природы. Животные и растения уголка природы.

1

43

Мы – граждане России.

1

44

О правилах поведения..

1

45

23 февраля – День защитника Отечества..

1

46

8 Марта – праздник всех женщин.

1

47

Март-капельник. Экскурсия в парк.

1

48

Птичьи разговоры.

1

49

Если хочешь быть здоров, закаляйся!  

1

50

Здоровая пища.

1

51

Какое бывает настроение.

1

52

Апрель-водолей.

1

53

Экскурсия на водоём.

1

54

Жизнь насекомых весной.

1

55

Весенние работы.

1

56

Кто работает на транспорте.

1

57

День космонавтики.

1

58

Май весну завершает. Экскурсия в парк.

1

59

Жизнь земноводных весной.

1

60 - 61

Животное – живое существо. Природе нужны все!

2

62

Ты – пешеход.

1

63- 64

Проверь себя. Итоговое повторение.

2

                                 

      МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту  государственных образовательных  стандартов  начального  общего  образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...