УРОК НА ТЕМУ: «Экономика и экология» В РАМКАХ ОБЛАСТНОГО СЕМИНАРА «Авторский урок. Какой он?»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Ознакомить детей с задачами экологии и двумя сторонами экономики; развивать речь, аналитическое мышление детей;
воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:
«Экономика и экология»
В РАМКАХ ОБЛАСТНОГО СЕМИНАРА
«Авторский урок. Какой он?»
Разработала и провела
Ломакина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов
2013
Цели:
- ознакомить детей с задачами экологии и двумя сторонами экономики;
- развивать речь, аналитическое мышление детей;
- воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Учитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас много гостей. Поприветствуем их. Начнём наш урок окружающего мира с небольшого теста, вопросы которого помогут вспомнить некоторые понятия и успешно работать на уроке.
Внимание на экран. Вы читаете вопрос и выписываете букву, соответствующую выбранному ответу.
- Что такое окружающая среда?
а) дом;
у) всё, что нас окружает;
б) школа и друзья.
2. Экология – это…
К) наука о животных;
с) наука о связях между живыми существами и окружающей средой:
П) наука о растениях.
3. Экономика – это . . .
м) потребности людей;
т) товары и услуги;
п) хозяйственная деятельность людей и наука, которая её изучает.
4. Бюджет – это . . .
Е) план доходов и расходов;
М) деньги, лежащие в кошельке;
Д)деньги, хранящиеся в банке.
5. Налоги – это. . .
Ф) Деньги, которые получают рабочие;
Х) Установленные законом платежи, которые обязаны отчислять государству граждане и организации.
Ц) деньги, которые хранятся в банке.
Прочитайте слово, которое получилось. Это моё вам пожелание.
Я желаю вам успеха на уроке . А приходит он только к тому , кто добросовестно работает и помогает в работе товарищу. Не будем медлить, работа ждёт.
Внимание на экран. Посмотрите эти слайды. Представьте себя на них. Прислушайтесь к себе.
(Фото природы средней полосы)
Учитель: Какие мысли у вас возникли? Какие желания появились?
-А теперь ещё один просмотр.
(изображение результатов экологической катастрофы)
-Почему такое стало возможно? Что явилось причиной?
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Итак, тема нашего урока : ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ.
--Выясним, как связаны между собой эти важнейшие стороны жизни человека.
--Что является основой экономики? Без чего она не может существовать? ( Природные богатства, капитал и труд).
- Что относится к природным богатствам? Приведите примеры их использования .
-Как используется в экономике почва? (Выращивание зерновых, лес, животноводство, рыбоводство и т.д.)
-Назовите отрасли экономики. (
Вы перечислили сейчас то, без чего современный человек уже не может существовать.
-Но почему тогда стали возможны те ужасные экологические катастрофы, о которых мы часто узнаём в телевизионных программах или из газет? А некоторые и наблюдаем?
Дети:
Люди бездумно расходуют природные богатства. Они не заботятся о безопасности транспорта, не очищают воду и воздух, заваливают всё вокруг себя горами мусора, безжалостно вырубают леса, допускают лесные пожары и утечки нефти в водоёмах. Не экономят электроэнергию и газ.
Учитель: -Как видим, экономика жизненно необходима человечеству. Но развиваясь, она наносит природе, пророй, непоправимый ущерб. Обратимся к учебнику. На стр.82 прочитайте о двух сторонах экономики.
- Как видите, очень много вреда природе и здоровью людей наносит промышленность. Одна из важных задач – сделать экономику более безопасной для людей и для всей природы. Решать эту задачу помогает наука экология.
- Теперь мы посмотрим, какие отрасли экономики наносят вред окружающей среде .
1.Сельское хозяйство – почва отравляется ядохимикатами.
2.Транспорт – выхлопные газы.
3. Металлургическая промышленность – отходы.
4. Постройка ГЭС, ТЭС, плотин – нарушение экологического равновесия, экосистем, утрата плодородных земель, лесов, животных и птиц.
5. Фабрики и заводы – дым, отходы.
6. Атомные электростанции – при аварии погибнут тысячи людей.
7.Химическая промышленность – товары тоже опасны.
Физкультминутка.
Учитель: А теперь поговорим об экономике и экологии Нижнего Ломова.
Какова, по-вашему, экологическая обстановка в нашем городе?
( много автомобилей – выхлопные газы), разбитые дороги ( в ямах скапливается вода и грязь, а как высохнет – тучи пыли),срубается много деревьев, а новые не сажают, а если и сажают, то они чаще погибают, часто прорываются трубы и грязь попадает в питьевую воду, много мусора на улицах и дорогах, отходы часто сжигают, а это загрязняет воздух.
Учитель: -----А можем ли мы изменить ситуацию? Как может помочь каждый из вас? ( Посадка растений, не ломать кусты, подкормить плиц, развесить плакаты о запрете мыть машину около подъезда, на берегу и т.д.)
Давайте сформулируем правила друзей природы. Для этого соедините правильно части предложений.
- Починив подтекающий кран, - Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки, - Изучая природу, - Охраняя растения, - Сортируя мусор, | . . . узнаёшь, как ее сберечь. …даёшь возможность снова сделать полезные вещи. …бережёшь чистый воздух. … сохраняешь леса. …бережёшь чистую воду. |
Назовите отрасли экономики, имеющиеся в нашем городе. И предприятия, которыми они представлены.
Транспорт---грузоперевозки, такси, автохозяйство
Торговля --- магазины, рынки, супермаркеты, оптовые базы
Сельское хозяйство ----фермерские хозяйства, прудовое хозяйство, пчеловодство, птицеводство
Промышленность – деревообрабатывающая Фанерный завод; спичечная фабрика Победа
- машиностроение ЗМЗ;
Пищевая промышленность - хлебозавод, ликёро – водочный завод.
Перерабатывающая промышленность ---- комбикормовый завод
Строительство – «Домострой комплект» ----строительные блоки, окна.
Мебельное производство ---- кухонные гарнитуры, уголки.
А теперь я предлагаю вам на время повзрослеть и с позиций жителей Нижнего Ломова рассмотреть две стороны уже имеющихся у нас в Ломове или пока не работающих предприятий. Для этого в каждой из групп назначим обывателей – потребителей, экономистов и экологов. Каждая группа получает название предприятия и аргументировано доказывает нам его нужность( потребители), полезность( экономисты) и возможную вредность ( экологи) .
На карточках
КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
ФАНЕРНЫЙ ЗАВОД
Очередной магазин сети МАГНИТ
МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ
Выступления групп:
1.Кирпичный завод - выгодное предприятие. Сырьё для кирпича – глина – имеется у нас в достатке, не нужно привозить. Сейчас строится много частных домов, и кирпич пользуется спросом. Значит, его легко продать. Если заработает кирпичный завод, появятся рабочие места
Сейчас строится много частных домов, и кирпич приходится привозить из других мест. Это дорого и не всегда быстро.
2.Городу необходим фанерный завод. Там изготавливают фанеру, а она нужна при отделке помещений. Из особой негорючей фанеры делают вагоны . На фанерном заводе производят стулья и столы для детских садов и школ.
Завод действительно городу необходим. Продукцию завода покупают зарубежные страны, а значит, рабочим выплачивается заработная плата и в бюджет поступают налоги. Там работает почти 1500 человек и создаются новые рабочие места. А значит, в бюджет поступают налоги.
Это всё хорошо, но для работы завода требуется много древесины, а значит, вырубается лес. Фанеру склеивают из шпона и применяют опасные для здоровья клеи. Отходы склеенного шпона очень вредны. Если их сжигать, это вызовет заражение воздуха и серьёзные болезни у людей.
3.Чем больше открывается магазинов , тем лучше для всех. Больше выбор, конкуренция и снижение цены. А в супермаркете ещё и купить разные товары можно в одном магазине и не тратить время и силы на походы по разным магазинам. Кроме того, нужны продавцы, а это – рабочие места, налоги и укрепление бюджета.
Может и удобно, когда магазины на каждом шагу, но у нас они заняли детские площадки, место цветников, а это никак не может считаться полезным. Кроме того, стало много пакетиков и фантиков, бутылок и пластиковых ёмкостей, которые не утилизируются, а сваливаются за углом или носятся ветром . А ещё, в супермаркетах часто продают товары, которые могут храниться очень долго, так как в них содержатся канцерогены. А это опасно для здоровья.
Каждый человек практически каждый день бывает в магазинах. Ежедневно покупаются продукты, реже одежда, обувь, бытовая техника. Чем больше разных магазинов будет – тем лучше. Во-первых, они рядом, не надо тратить время и деньги на поездку в другие города за покупками. Во –вторых, большой выбор.
4.В нашем городе нужно иметь своё производство молочной продукции. В каждой семье ежедневно употребляют в пищу молоко, творог, кефир, сметану. Эта продукция полезна, но быстро портится. Если её будут производить у нас, значит, в магазинах она будет всегда свежая.
Иметь такое производство в городе выгодно. В городе, в Кривошеевке, в Норовке, в Пешем, на Волжанке люди держат коров, т.к. рядом луга и животные всё лето пасутся. Есть комбикормовый завод, то корм легко приобрести в любом количестве. А продать молоко не каждый может. А если будет молочный комбинат, он будет принимать молоко, а люди получат деньги. На предприятии нужны рабочие, значит, появятся рабочие места. Рабочие и предприятие будут платить налоги, значит, будут деньги на ремонт дорог, детских площадок, школ.
При производстве молочной продукции тратится очень много чистой питьевой воды. Чтобы эта воды вернулась в окружающую среду, нужны современные очистные сооружения на предприятии, а это дорого.
Учитель: Как же предотвратить нежелательные губительные последствия деятельности человека?
Что будет, если . . .Ответ найдите на странице 64 учебника.
Итак, прежде чем строить какое – либо предприятие, поворачивать реки вспять, создавать водоёмы и прочее, люди должны решить, не будут ли губительными для человека последствия этих действий, т.е. составить экологический прогноз.
Домашнее задание: с.86 задания.
С. 85 подумай и проверь себя .
Учитель: Что такое прогноз? ( прогноз погоды, результата)
– Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, например, что будет , если:
- произойдет авария нефтеналивного танкера;
- если на реке построят плотину;
- если в озеро сбросят ядовитые отходы производства.
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.
Наш урок подошёл к концу. Что вам понравилось на уроке, о чём вы задумались?
Что нового узнали? Какие выводы сделали?
Спасибо за активную работу, за полные содержательные ответы. Надеюсь, истинных ценителей и защитников природы в Нижнем Ломове стало на 25 человек больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?
Весна 2014 год.Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согла...
Тема урока «Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?»
Учить умению отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; расширять знания учащихся о словах – предметах; формировать умение находить слова-предметы в предложени...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....
Конспект урока по окружающему миру Тема урока: «Какой бывает транспорт?»
Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся о видах транспортных средств и их назначении; значение транспорта в жизни человека; история появления транспорта...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
Конспект урока математики во 2 классе "Современный урок, какой он?"
Конспект урока математики во 2 классе по теме «Умножение числа 2»1. ФИО: Темербекова Алия Алексеевна2. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».
Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс.Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема: Природа. Уро...