УРОК НА ТЕМУ: «Экономика и экология» В РАМКАХ ОБЛАСТНОГО СЕМИНАРА «Авторский урок. Какой он?»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Ознакомить детей с задачами экологии и двумя сторонами экономики;  развивать речь, аналитическое мышление детей;

воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК    НА  ТЕМУ:

«Экономика и экология»

В  РАМКАХ  ОБЛАСТНОГО   СЕМИНАРА

«Авторский урок. Какой он?»

                               

                                                                Разработала и провела

                                                     Ломакина Татьяна Владимировна

                                             учитель начальных  классов

                                                        МБОУ СОШ №4  г. Нижний Ломов

                                                   2013

Цели:

  • ознакомить детей с задачами экологии и двумя сторонами экономики;
  • развивать речь, аналитическое мышление детей;
  • воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

 Учитель :   Здравствуйте, ребята!  Сегодня  на уроке у нас много гостей. Поприветствуем их. Начнём наш урок  окружающего мира с небольшого теста, вопросы которого помогут  вспомнить некоторые понятия и успешно работать на уроке.  

Внимание на экран. Вы читаете вопрос и выписываете букву, соответствующую выбранному ответу.

  1. Что такое окружающая среда?

а)  дом;

у) всё, что нас окружает;

б) школа и друзья.

     2. Экология – это…

К) наука о животных;

с) наука о связях между живыми существами и окружающей средой:

П) наука о растениях.

3.  Экономика – это . . .

м) потребности людей;

т) товары и услуги;

п) хозяйственная деятельность людей и наука, которая её изучает.

4. Бюджет – это . . .

Е) план доходов и расходов;

М) деньги, лежащие в кошельке;

Д)деньги, хранящиеся в банке.

5. Налоги – это. . .

Ф) Деньги, которые получают рабочие;

Х) Установленные законом  платежи, которые обязаны отчислять государству  граждане и организации.  

Ц)  деньги, которые хранятся в банке.

Прочитайте слово, которое получилось. Это моё вам пожелание.

Я желаю вам успеха  на  уроке . А приходит  он только к тому , кто добросовестно работает и помогает в работе товарищу.  Не будем медлить,  работа ждёт.  

Внимание на экран. Посмотрите эти слайды. Представьте себя  на них. Прислушайтесь к себе.

(Фото природы средней полосы)

Учитель:  Какие мысли у вас возникли?  Какие желания появились?

-А теперь ещё  один просмотр.

(изображение результатов экологической катастрофы)

-Почему такое стало возможно? Что явилось причиной?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Итак, тема нашего урока : ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ.

--Выясним,  как связаны между собой эти важнейшие  стороны жизни человека.  

--Что является основой экономики? Без чего она не может существовать?  ( Природные богатства, капитал и труд).

- Что относится к природным богатствам? Приведите примеры их  использования .

-Как используется в экономике  почва?  (Выращивание зерновых, лес, животноводство, рыбоводство и т.д.)

-Назовите отрасли экономики. (      

Вы перечислили сейчас  то, без чего современный человек уже не может существовать.

-Но почему тогда стали возможны те ужасные экологические катастрофы, о которых мы часто узнаём в телевизионных программах или из газет?  А некоторые и наблюдаем?

Дети:

Люди бездумно расходуют природные богатства.   Они не заботятся о безопасности  транспорта, не очищают воду и воздух, заваливают всё вокруг себя  горами мусора, безжалостно вырубают леса, допускают лесные пожары и утечки нефти в водоёмах. Не экономят электроэнергию и газ.

Учитель: -Как видим, экономика  жизненно необходима человечеству. Но развиваясь, она наносит природе, пророй, непоправимый ущерб. Обратимся к учебнику. На стр.82 прочитайте о двух сторонах экономики.

 - Как  видите, очень много вреда природе и здоровью людей наносит промышленность.  Одна из важных задач – сделать экономику более безопасной для людей и для  всей природы. Решать эту задачу помогает наука экология.

  -  Теперь мы посмотрим,  какие отрасли экономики наносят вред окружающей среде .

 1.Сельское хозяйство – почва отравляется ядохимикатами.

2.Транспорт – выхлопные газы.

3. Металлургическая промышленность – отходы.

4. Постройка ГЭС, ТЭС, плотин – нарушение  экологического равновесия, экосистем, утрата плодородных земель, лесов, животных  и птиц.

5. Фабрики и заводы – дым, отходы.

6. Атомные электростанции – при аварии погибнут тысячи людей.

7.Химическая промышленность – товары тоже опасны.

Физкультминутка.

Учитель:   А теперь поговорим  об экономике и экологии Нижнего Ломова.

 Какова, по-вашему, экологическая обстановка в нашем городе?

( много автомобилей – выхлопные газы), разбитые дороги ( в ямах скапливается вода и грязь, а как высохнет – тучи пыли),срубается много деревьев, а новые не сажают, а если и сажают, то они чаще погибают, часто прорываются трубы и грязь попадает  в питьевую воду, много мусора на улицах и дорогах,  отходы часто сжигают, а это загрязняет  воздух.

Учитель: -----А можем ли мы изменить ситуацию? Как  может помочь каждый  из вас? ( Посадка растений, не ломать кусты, подкормить плиц, развесить плакаты о запрете мыть машину около подъезда, на берегу и т.д.)

 Давайте сформулируем правила друзей природы. Для этого соедините правильно части предложений.  

  - Починив подтекающий кран,

- Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

- Изучая природу,

- Охраняя растения,  

- Сортируя мусор,

  . . . узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.  

…бережёшь чистую воду.

Назовите отрасли экономики, имеющиеся в нашем городе. И предприятия, которыми они представлены.

Транспорт---грузоперевозки, такси, автохозяйство

Торговля --- магазины, рынки, супермаркеты, оптовые базы

Сельское хозяйство ----фермерские хозяйства, прудовое хозяйство, пчеловодство, птицеводство

Промышленность – деревообрабатывающая Фанерный завод; спичечная фабрика Победа

                                   - машиностроение   ЗМЗ;

     Пищевая промышленность   - хлебозавод, ликёро – водочный завод.

Перерабатывающая промышленность    ---- комбикормовый завод

Строительство – «Домострой комплект»   ----строительные блоки, окна.

  Мебельное производство  ---- кухонные гарнитуры, уголки.

А теперь я предлагаю вам на время повзрослеть и с позиций жителей Нижнего Ломова  рассмотреть две стороны  уже  имеющихся у нас  в Ломове или пока не работающих предприятий. Для этого в каждой из групп назначим обывателей – потребителей, экономистов и экологов. Каждая группа получает название предприятия и аргументировано доказывает нам его нужность( потребители), полезность( экономисты) и возможную вредность ( экологи) .

На карточках

КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД

ФАНЕРНЫЙ  ЗАВОД

Очередной магазин сети  МАГНИТ

МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ

 Выступления групп:

     1.Кирпичный завод   - выгодное предприятие. Сырьё для кирпича – глина – имеется у нас в достатке, не нужно привозить. Сейчас строится много частных домов, и кирпич пользуется спросом. Значит, его легко продать.  Если заработает кирпичный завод, появятся рабочие места

Сейчас строится много частных домов, и кирпич приходится привозить из других  мест. Это дорого и не всегда быстро.

      2.Городу необходим фанерный завод. Там изготавливают фанеру, а она нужна при отделке помещений. Из особой негорючей  фанеры делают  вагоны . На фанерном заводе производят стулья и столы для детских садов и школ.

Завод действительно городу необходим.   Продукцию завода покупают зарубежные страны, а значит,  рабочим выплачивается заработная плата и в бюджет поступают налоги. Там  работает почти  1500 человек  и создаются новые рабочие места. А значит,  в бюджет поступают налоги.

Это всё хорошо, но для работы завода требуется много древесины, а значит,  вырубается лес. Фанеру склеивают из шпона и применяют опасные для здоровья клеи.  Отходы  склеенного  шпона   очень вредны. Если их сжигать, это вызовет заражение воздуха и серьёзные болезни  у людей.

    3.Чем больше открывается магазинов , тем лучше для всех. Больше выбор, конкуренция и снижение цены.  А в супермаркете ещё и купить разные товары можно в одном магазине и не тратить время и силы на походы по разным магазинам. Кроме того, нужны продавцы, а это – рабочие места, налоги и укрепление бюджета.

 Может и удобно, когда магазины на каждом шагу, но у нас они заняли детские площадки, место цветников, а это никак не может считаться полезным. Кроме того, стало много пакетиков и фантиков, бутылок и пластиковых ёмкостей, которые  не утилизируются,  а сваливаются за углом или носятся ветром . А ещё, в супермаркетах часто продают товары, которые могут храниться  очень долго, так как в них  содержатся   канцерогены. А это опасно для здоровья.

Каждый человек практически каждый день бывает в магазинах. Ежедневно покупаются продукты, реже одежда, обувь, бытовая техника. Чем больше разных магазинов будет – тем лучше. Во-первых, они рядом, не надо тратить время и деньги на поездку в другие города за покупками. Во –вторых, большой выбор.

4.В нашем городе нужно иметь своё производство молочной продукции. В каждой семье ежедневно употребляют в пищу молоко, творог, кефир, сметану. Эта продукция полезна, но быстро портится. Если её будут производить  у нас, значит, в магазинах она будет всегда свежая.

Иметь такое производство в городе выгодно. В городе, в Кривошеевке, в Норовке, в Пешем, на Волжанке люди держат коров, т.к. рядом луга и животные всё лето пасутся. Есть комбикормовый завод, то  корм легко приобрести в любом количестве. А  продать молоко не каждый может.  А если будет молочный комбинат, он будет принимать молоко, а люди получат деньги.  На предприятии  нужны рабочие, значит,  появятся рабочие места. Рабочие и предприятие будут платить налоги,  значит,  будут деньги на ремонт дорог, детских площадок, школ.

При производстве молочной продукции тратится очень  много  чистой питьевой воды. Чтобы эта воды вернулась в  окружающую среду, нужны современные очистные сооружения на предприятии, а это дорого.

Учитель:   Как же предотвратить нежелательные губительные последствия деятельности человека?

Что будет, если . . .Ответ найдите на странице 64 учебника.

Итак, прежде чем  строить какое – либо предприятие, поворачивать реки вспять, создавать водоёмы и прочее, люди должны  решить, не будут ли губительными для человека последствия этих действий, т.е.  составить экологический прогноз.

Домашнее задание: с.86 задания.

     С. 85  подумай и проверь себя .

  Учитель:  Что такое прогноз? ( прогноз погоды, результата)

  –  Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, например, что будет , если:

- произойдет авария нефтеналивного танкера;

-  если на реке построят плотину;

-  если в озеро сбросят ядовитые отходы производства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

      Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.

     Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить  природу, не повредить человеку.

 Наш урок подошёл к концу. Что вам понравилось на уроке, о чём вы задумались?

Что нового узнали? Какие выводы сделали?

Спасибо за активную работу, за полные содержательные ответы. Надеюсь, истинных ценителей  и защитников природы в Нижнем Ломове стало на 25 человек больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Весна 2014 год.Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согла...

Тема урока «Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?»

Учить умению отличать слова, отвечающие на вопрос кто?  от слов, отвечающих на вопрос что?; расширять знания учащихся о словах – предметах; формировать умение находить слова-предметы в предложени...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....

Конспект урока по окружающему миру Тема урока: «Какой бывает транспорт?»

Урок обобщения и систематизации  знаний обучающихся о видах транспортных средств и их назначении;  значение транспорта в жизни человека;  история появления транспорта...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока математики во 2 классе "Современный урок, какой он?"

Конспект урока математики во 2 классе по теме «Умножение числа 2»1.  ФИО: Темербекова Алия Алексеевна2.  Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...