"Звери - млекопитающие"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок подготовлен для учащихся 1 класса. Дети совершают путешествие по материкам и океанам, изучают животных, обитающих в этой местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Звери - млекопитающие»
Тип урока: «Объяснение нового материала»
Цель урока: Познакомить детей с многообразием зверей – млекопитающих.
Задачи урока:
Учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и отличительные признаки группы зверей – млекопитающих.
Формировать знания о млекопитающих, обитающих на нашей планете, на территории Нижегородской области.
Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Развивать: мышление, воображение, внимание. Умение вести диалог «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к млекопитающим.
Воспитывать умение работать в группе, выслушивать чужое мнение.
Оборудование для учителя:
карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер, CD диск со слайдами (презентация), видеозаписи, картинки с изображением животных. Схемы: отличительные признаки млекопитающих, среда обитания животных. Банка с молоком, поднос, указка.
Оборудование для учащихся:
Учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», игрушка – кошка, ватные диски, Цветные карандаши, ручка. Для групповой работы: модели к схемам, карточки с животными, карточки с описанием зверей, карточки на развитие мышления, воображения.
Конспект урока
Ход урока | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Чтоб природе другом стать, Её загадки разгадать, Учиться надо наблюдать. Будем вместе развивать Качество – внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность Уч: У вас на столах полоски. Покажите, какое у вас сейчас настроение. Красная полоска – хорошее, синяя – нейтральное, зелёная – плохое. В руках у меня солнышко. Я возьму его лучики и пошлю вам, чтобы у всех было хорошее настроение. | Личностные УУД |
2.Введение в тему урока. Сегодня на уроке мы будем участниками программы «В мире животных» и совершим путешествие по всему земному шару. Презентация. Слайд 1. Уч: Кто скажет, о ком мы будем говорить? Д: О животных. Уч: Какие группы животных вы знаете? Д: Птицы, звери, рыбы, насекомые. Презентация. Слайд 2. Уч: Посмотрите видео и скажите, какую группу животных мы будем изучать сегодня? Презентация. Видео 3. Д: Зверей. У вас на партах находится игрушка – котёнок. Рассмотрите его внимательно, потрогайте и назовите отличительные особенности зверей от птиц или рыб. Д: Тело покрыто шерстью, 4 ноги… Уч: Отгадайте, что у меня здесь находится? (банка покрыта салфеткой) Жидко, а не вода, Бело, а не снег. Д: Молоко. Уч: Как молоко связано со зверем? Д: Звери любят молоко. Уч: Могут ли дикие звери пить молоко? В каком возрасте? Д: Маленькие звери пьют молоко у матери. Уч: Все звери выкармливают детёнышей молоком. Отсюда и название – млекопитающие (питаются молоком). | Регулятивные УУД (высказывать своё предположение) Познавательные УУД (перерабатывать информацию, делать выводы) Познавательные УУД (выполнять практические действия) Познавательные УУД (рассуждать, отвечать на вопросы) |
3.Сообщение темы урока. Тема нашего урока «Звери – млекопитающие». Для чего мы должны изучить эту тему? Д: Чтобы изучить зверей, знать, как с ними обращаться, ухаживать за ними. | Регулятивные УУД (формулировать цель урока) |
4.Работа над новой темой. Уч: Назовите ещё раз отличительные признаки зверей. Д: 1.Тело покрыто шерстью. 2.Число ног – 4. 3.Кормят детёнышей молоком. Презентация. Слайд 4. Уч: Посмотрите на доску и скажите, на какие 2 группы мы можем разделить зверей? Д: Дикие и домашние. Презентация. Слайд 6. Уч: Каких домашних зверей вы знаете? Д: Кошка, собака, свинья, коза… Уч: Посмотрите на доску всё ли здесь правильно? (на доске домашние животные) Д: Здесь лишняя утка. Она не зверь. Уч: Сейчас мы отправимся в гости к Пете. Вот его дом. Презентация. Слайд 7. А вот и Петя с кошкой. Презентация. Слайд 8. Уч: Как вы думаете, любит ли Петя кошку? Д: Я думаю, что любит, потому что он бережно прижимает её к себе. Уч: Как вы относитесь к своим животным? Уч: Сейчас Петя расскажет, как правильно ухаживать за кошкой. Презентация. Слайды 9-14. Уход за кошкой. Практическая работа. Уч: У вас на столах игрушки – котята, ватные диски, ножницы. Покажите, как правильно ухаживать за котёнком. Уч: А теперь мы отправимся в осенний лес России. Посмотрите на карте, где находятся леса России. Каких зверей мы можем увидеть в лесах России, узнаем из загадок. Дети загадывают загадки. (Смотри приложение) Презентация. Слайды 15-20. Уч: Все ли перечисленные животные подходят к теме урока? Д: Нет, дятел не является зверем. Уч: Сейчас ребята покажут нам сценку «Как звери к зиме готовятся?» Презентация. Слайды 21-28. Презентация. Видео 29 (идёт снег) Уч: Пока зайчик спал, пошёл снег. Укрыл он деревья, землю, траву. Всю ночь падал снег, большие сугробы намело. Проснулся зайчик и удивился… (слова зайца из сценки). Обобщающая беседа. Уч: Как готовится к зиме белка? Д: Белка запасает грибы, ягоды, орехи, утепляет гнездо. Уч: Как называется дом у бобра, барсука? Д: Дом бобра – хатка, барсука – нора. Уч: Как будет зимовать ёжик, медведь? Д: Они будут спать. Медведь – в берлоге, а ёж – в листьях. Уч: Как приготовились к зиме лисёнок и кабан? Д: У лисёнка тёплая шубка. Кабан накопил жир. Работа над проблемным вопросом. Уч: Ребята, как вы думаете, можем ли мы что – то сделать для обитателей леса? Д: Я думаю, что не можем. Уч: Я для вас подготовила подсказки, проанализируйте поведение детей и сделайте вывод. Презентация. Слайды 31-36. Д: В лесу нельзя шуметь, потому что некоторые звери зимой спят. Весной животные выводят потомство. Нельзя бить бутылки, звери могут пораниться, оставлять после себя мусор, забирать из леса зверей и их детёнышей. Уч: Так можем ли мы помочь обитателям леса? Д: Да, если будем соблюдать правила поведения в лесу. Физкультминутка. Игра «Сколько». (Для ответов дети поднимают руки, объединяются в пары.) Уч: Сколько ушей у собаки? Сколько носиков у кошки? Сколько хвостиков у мышки? Сколько ног у тигра? Сколько глаз у обезьяны? Сколько носиков у 4 пёсиков? Сколько хвостов у 3 лошадей? Уч: Мы продолжаем наше путешествие. Сейчас мы отправимся в Австралию (показываю на карте). Здесь живут кенгуру. О кенгуру нам расскажет Катя. Катя: Кенгуру – сумчатое млекопитающее. У него мощные задние ноги, массивный хвост, который не даёт зверю двигаться назад. Кенгуру единственный крупный зверь, передвигающийся прыжками. Детёныш у кенгуру рождается меньше мизинца. Презентация. Слайд 39. Уч: Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы побываем в Африке (показываю на карте). В этой жаркой стране живут жирафы. О жирафе нам расскажет Вика. Вика: В высоту самцы жирафа достигают до 5,5 метров и весят до 900 кг. Из-за такого роста им очень трудно пить. Придя на водопой, они широко расставляют передние ноги и наклоняют шею. Детёныши у жирафов рождаются до 2 метров. Сердце жирафа весит – 11 кг и имеет длину – 60 см. Презентация. Слайд 40. Уч: Сейчас мы совершим путешествие в Арктику. Кого мы можем увидеть на севере? Д: Белых медведей. Уч: Про белого медведя нам расскажет Даша. Даша: Шерсть у белого медведя длинная, состоит из полых волосков, содержащих воздух, поэтому они не мёрзнут. Медведи легко передвигаются по тяжёлым льдам. Питаются медведи рыбой, тюленями. Презентация. Видео 42. (Белая медведица с медвежатами.) Работа в группах Выберите для себя задание и выполните работу в группе. 1.Закрасить фигуры, из которых состоит заяц. 2.Превратить геометрические фигуры в зверей.
Уч: Ребята, как вы думаете, могут ли звери жить в воде? Д: Я думаю, что не могут. Уч: Тогда мы продолжим своё путешествие и заглянем в глубины океана. Для этого нам понадобится батискаф. Презентация. Слайды 43-46. Уч: Кого вы увидели? Д: Дельфина и кита. Уч: Почему вы не отнесли их к зверям? Д: Тело не покрыто шерстью, нет ног. Уч: Почему же китов и дельфинов относят к млекопитающим? Заглянем в будущее. Презентация. Слайд 47, 48. Предки китов ходили по земле на четырех ногах, как и остальные млекопитающие. Со временем они все же решили переселиться в воду. Их передние ноги превратились в плавники, а задние они потеряли. Если рассмотреть скелет кита, то можно увидеть, что его плавники имеют внутреннее строение, напоминающее руку с пятью пальцами. Но самое важное отличие от рыб состоит в том, что, как и все млекопитающие, киты выкармливают своих детёнышей молоком. Дышат киты лёгкими, в которые набирают воздух через две ноздри. Когда киты ныряют под воду, ноздри закрываются маленькими клапанами, чтобы не попадала вода. Каждые пять – десять минут кит поднимается на поверхность воды, чтобы сделать вдох. В это время обратный воздух с шумом извергается через ноздри, в результате появляется фонтан. | Познавательные УУД (классифицировать на группы) Познавательные УУД (рассуждать, доказывать) Личностные УУД (выражать своё отношение к животным) Познавательные УУД (выполнять практические действия) Коммуникативные УУД (выразительно читать, слушать) Познавательные УУД (рассуждать, доказывать) коммуникативные УУД (слушать и понимать, выразительно читать) Познавательные УУД (перерабатывать информацию, находить ответы) Личностные УУД (оценивать поступки людей) Регулятивные УУД (объединяться в микрогруппы, договариваться) Коммуникативные УУД (слушать и понимать, пересказывать) Познавательные и регулятивные УУД (выполнять творческие и логические задания, объединяться в микрогруппы) Познавательные и коммуникативные (слушать и понимать, перерабатывать полученную информацию) |
5. Работа по учебнику с. 68,69. Уч: На какие 3 группы можно разделить зверей по среде обитания? Д? Обитатели леса, обитатели суши, обитатели морей и океанов. Уч: На какие 2 группы можно разделить зверей на с.69. Д: 1. Можно встретить в лесу зимой; 2.проводят зиму в укромных жилищах. Уч: Узнайте зверя по описанию. Рыжий полосатый хищник. Д: Тигр. Уч: Очень любит своих детёнышей, носит их в сумке. Д: Кенгуру. | Познавательные УУД (ориентироваться в учебнике, сравнивать и группировать, рассуждать) |
6. Работа в группах. Презентация. Слайд 50. 1группа – работа с моделями. 2группа – узнать зверя по описанию. З группа – выбрать зверей – млекопитающих.
Отчёт представителей микрогрупп. Презентация. Слайд 51 – 54. 1группа. 1 модель – основные признаки зверей – млекопитающих 2 модель – распределение зверей по среде обитания. 2 группа. Косолапый, неуклюжий, неповоротливый (медведь). Серый, злой, опасный (волк). Длинноухий, косой, трусливый (заяц). Колючий, осторожный (ёжик). 3 группа. К зверям – млекопитающим не относятся крокодил и попугай. | Коммуникативные УУД (выполнять различные роли в группе: лидера, исполнителя…) Познавательные УУД (перерабатывать полученную информацию, делать выводы) |
7. Итог урока. Какие открытия сделали на уроке? - Я запомнил, что: - Меня удивило, что: - Я впервые узнал, что: 8.Рефлексия. Оцените свою работу на уроке: Кто считает, что работал отлично – положите белочке в корзину красный орех. Кто считает, что работал хорошо – положите жёлтый орех. Кто считает, что работал плохо - зелёный орех. | Регулятивные УУД (давать оценку деятельности на уроке) Регулятивные УУД (учиться оценивать свою деятельность) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Звери млекопитающие
УМК "Начальная школа XXI века" разработка урока по окружающему миру в 1 классе....

Урок окружающего мира 1класс "Звери-млекопитающие" УМК "Начальная школа 21 век"
Тема урока: Звери- млекопитающие. 1 класс.Задачи.Образовательные:Дать понятие «насекомоядные», «растительноядные», «хищники», «всеядные».Закрепить понятие «млекопитающие», Развивающие...

Звери - млекопитающие.
Презентация к уроку окружающего в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Урок окружающего мира на тему: Звери - млекопитающие. 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградова
урок окружающего мира на тему "Звери - млекопитающие" 1 класс...

Звери-млекопитающие
Презентация к уроку окружающий мир 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...