Урок окружающего мира "Экосистемы болота. Болото и его обитатели."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Новик Оксана Николаевна

Цель урока: формирование понятия о болотах, знакомство с видом болота, звуками и голосами, познакомить с образованием болот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekosistemy_bolota.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Экосистемы болота. Болото и его обитатели.

Цель урока: формирование понятия о болотах, знакомство с видом болота, звуками и голосами, познакомить с образованием болот.

Задачи. Обучающие: познакомить с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.

                 Развивающие: развивать мышление, внимание, память, учить анализировать, выделять главное.

                 Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:    компьютер и доска, программные средства, иллюстрации обитателей болот, плакат «Экосистема болота», презентация по теме.

Ход урока

Оргмомент. (1 мин.)

Актуализация знаний.

- Что вы изучаете сейчас на уроках? Какую тему?  (Экосистемы)

- Назовите составные части любой экосистемы. (Воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители.)

 Давайте повторим

  • С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?
  • Чем озеро отличается от других водоёмов? (вода в озере стоячая)
  • Все ли «профессии» живых организмов есть в озерной экосистеме? (да)
  • Как обитатели озерного сообщества приспособились к жизни в озере? (то, что является отходами для одних обитателей, является пищей для других)
  • Какие растения озера вы помните? (рогоз, камыш, кувшинку, элодея)
  • На дне водоёма живут разрушители. Назовите их. (рак, прудовик, мотыль)
  • Что происходит с озером спустя определенный промежуток времени? (начинает зарастать)
  • Почему озеро может начать зарастать? Какой вывод можно сделать?

 (Круговорот веществ замкнут не полностью)

 Конечно же, экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую. А вот в какую экосистему превратилось озеро, вы узнаете, отгадав занадку.

                 Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.

3. «Открытие» нового знания.

             -  Конечно же, вы догадались, что мы сегодня будем говорить о Экосистеме болота и  его обитателях.

- Какие знания нам сегодня понадобятся на уроке? (круговорот веществ, производители, потребители, разрушители, экосистема)

- Как же озеро превращается в болото? Об этом мы сегодня и узнаем...

 - Мы знаем, что озера бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из низ неизбежно превратиться, со временем в болото? Почему? (бессточное озеро со временем неизбежно превратиться в болото, потому что в нем накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек.)

 - Действительно, чаще всего болота образуются в низинах со стоячими водоемами. просочиться не может — препятствует водонепроницаемый слой глины или скальный грунт.

На  дне такого озера начинает разрастаться большое количество водных растений, а т.к. они со временем, как и все живые организмы умирают, то  разрушители не могут справиться с таким количество работы. Не переработанные водные растения начинают скапливаться на дне водоема и образуют первый слой будущего болота.

Идут дожди и ручейки, образующиеся после них, приносят в наше озеро мелкие песчинки, камешки и мельчайшие частички горных пород так образуется 2-ой слой.

Идет время: проходят месяцы и не переработанные растения и остатки живых организмов накапливаются и условия в озере меняются. На этом слое разрастаются растения, которые покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера.

 Корнями растения прочно сплетаются др. с др, образуя сплошной плавучий ковер-сплавину. Бывшее озеро по прошествии многих лет превращается в другую экосистему – болото.

- Вот так будет выглядеть болото по прошествии времени.

- Посмотрите внимательно на экран: одного ли цвета масса на месте бывшего озера?

- Что означает темно-коричневый цвет?  (еще не перегнившие остатки живых организмов)

- Что означает светло-коричневый цвет? (уже перегнившие организмы)

- Что означает голубой цвет? (воду между комочками почвы)

   - Какой вывод можно сделать: что же такое болото

- А ученые дали такое определение болоту.

- А почему болото – это избыточно-увлажненный участок земной поверхности?

 - В темные осенние ночи над болотами иногда появляются какие-то огни.

-  Что это за огни и откуда же они берутся? (гипотезы детей)

  - На дне болот, в сырой местности гниет много остатков погибших животных и растений. Под слоем мха всё время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает — самовозгорается. Болотные огни все время в движении.

- Давайте проговорим еще раз как образуется болото?

- Как густо заселено болото! Это целое общежитие!

 

Животный мир болота

- Животными болота не так богаты, как леса или луга. Здесь много комаров, слепней,

мошкары, стрекоз, пиявок. 

 Здесь раздолье для лягушек и их головастиков.

В болотах обитают змеи и ящерицы.

-Заросли растений вокруг болот служат местом жизни и кормления многих птиц. Здесь живут кулик, чибис, 

 цапля, журавль, выпь, белая куропатка.

-  Крупные животные на болотах не живут. Как вы думаете почему?

- А на с.51 в учебнике изображен лось. Ничего не напутали авторы? (гипотезы детей)

- Оказывается, что авторы были правы.

Поражает способность этих больших зверей жить в болотах, нередко в настоящих трясинах, где не пройдет ни лошадь, ни человек.

Ходить по болотам им помогает особое устройство копыт.

На каждый квадратный сантиметр поверхности широкого копыта лося приходится всего около 400 г веса животного, что и дает лосю возможность передвигаться по заболоченным участкам тайги.

Кроме того, огромная сила лося позволяет ему быстро и легко вытягивать ноги из топкой и вязкой почвы. Их широкие копыта при погружении в тину раздвигаются, образуя развилку. 

Сила животного проявляется и в его прыжках: он свободно перепрыгивает четырехметровые канавы и двухметровые изгороди. 

- На болотах своя растительность —кукушкин лен, камыш, тростник, осока, клюква, морошка.

- Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болота. Без него и болото не болото!

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

 Что это?

- Конечно же это мох.

- Об это интересном обитателе болотного сообщества вы сейчас самостоятельно прочитаете на с.52 учебника.

-Какими необычными свойствами наделен мох?  Расскажите об этом организме, используя ключевые слова…

- На с.52 прочитайте и расскажите как образуется торф?

- Что узнали из текста?

- Почему  в болоте накапливается торф? ( не полностью замкнут круговорот веществ)

- Зачем нужен торф?

- Мы забыли про еще одну профессию экосистемы  - «разрушители»!

- Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха все время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же сфагнум убивает микроорганизмы.

- А если в экосистеме разрушителей мало, то что будет происходить в экосистеме? ( она будет сменяться на новую)

- А зачем нужно болото? (ответы детей)

- С  одной стороны, болота— беда, а с другой — кладезь добра. Почему? (ответы детей)

- Там, где болота полностью осушили, — обмелели речки, усохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано. Поэтому решено сохранить в естественном состоянии, как заповедники, значительные площади болот и заболоченных лесов.

- Какой вывод сделаем? Зачем нужны болота?

- У вас  на столе есть таблица. Заполните ее самостоятельно, она поможет нам повести итог.!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» "Тема: Болото и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Болото и его обитатели....

Урок окружающего мира во 2 классе "Пернатые обитатели леса".

УМК "Начальная школа XXI века". Урок окружающего мира "Пернатые обитатели леса".Цели: 1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами  птиц, с особенностями их поведения местами обитания.2. Ра...

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Особенности болота и его обитатели"

Конспект урока окружающий мир, 3 класс Тема урока "Особенности болота и его обитатели" На уроке присутствует сказочный персонаж — Кикимора. Во время урока дети работают в группах, выполняя зада...

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты      Предметные: - знать растен...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя:            Форми...