Урок окружающего мира "Экосистемы болота. Болото и его обитатели."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель урока: формирование понятия о болотах, знакомство с видом болота, звуками и голосами, познакомить с образованием болот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistemy_bolota.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экосистемы болота. Болото и его обитатели.
Цель урока: формирование понятия о болотах, знакомство с видом болота, звуками и голосами, познакомить с образованием болот.
Задачи. Обучающие: познакомить с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.
Развивающие: развивать мышление, внимание, память, учить анализировать, выделять главное.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер и доска, программные средства, иллюстрации обитателей болот, плакат «Экосистема болота», презентация по теме.
Ход урока
Оргмомент. (1 мин.)
Актуализация знаний.
- Что вы изучаете сейчас на уроках? Какую тему? (Экосистемы)
- Назовите составные части любой экосистемы. (Воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители.)
Давайте повторим
- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?
- Чем озеро отличается от других водоёмов? (вода в озере стоячая)
- Все ли «профессии» живых организмов есть в озерной экосистеме? (да)
- Как обитатели озерного сообщества приспособились к жизни в озере? (то, что является отходами для одних обитателей, является пищей для других)
- Какие растения озера вы помните? (рогоз, камыш, кувшинку, элодея)
- На дне водоёма живут разрушители. Назовите их. (рак, прудовик, мотыль)
- Что происходит с озером спустя определенный промежуток времени? (начинает зарастать)
- Почему озеро может начать зарастать? Какой вывод можно сделать?
(Круговорот веществ замкнут не полностью)
Конечно же, экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую. А вот в какую экосистему превратилось озеро, вы узнаете, отгадав занадку.
Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.
3. «Открытие» нового знания.
- Конечно же, вы догадались, что мы сегодня будем говорить о Экосистеме болота и его обитателях.
- Какие знания нам сегодня понадобятся на уроке? (круговорот веществ, производители, потребители, разрушители, экосистема)
- Как же озеро превращается в болото? Об этом мы сегодня и узнаем...
- Мы знаем, что озера бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из низ неизбежно превратиться, со временем в болото? Почему? (бессточное озеро со временем неизбежно превратиться в болото, потому что в нем накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек.)
- Действительно, чаще всего болота образуются в низинах со стоячими водоемами. просочиться не может — препятствует водонепроницаемый слой глины или скальный грунт.
На дне такого озера начинает разрастаться большое количество водных растений, а т.к. они со временем, как и все живые организмы умирают, то разрушители не могут справиться с таким количество работы. Не переработанные водные растения начинают скапливаться на дне водоема и образуют первый слой будущего болота.
Идут дожди и ручейки, образующиеся после них, приносят в наше озеро мелкие песчинки, камешки и мельчайшие частички горных пород так образуется 2-ой слой.
Идет время: проходят месяцы и не переработанные растения и остатки живых организмов накапливаются и условия в озере меняются. На этом слое разрастаются растения, которые покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера.
Корнями растения прочно сплетаются др. с др, образуя сплошной плавучий ковер-сплавину. Бывшее озеро по прошествии многих лет превращается в другую экосистему – болото.
- Вот так будет выглядеть болото по прошествии времени.
- Посмотрите внимательно на экран: одного ли цвета масса на месте бывшего озера?
- Что означает темно-коричневый цвет? (еще не перегнившие остатки живых организмов)
- Что означает светло-коричневый цвет? (уже перегнившие организмы)
- Что означает голубой цвет? (воду между комочками почвы)
- Какой вывод можно сделать: что же такое болото
- А ученые дали такое определение болоту.
- А почему болото – это избыточно-увлажненный участок земной поверхности?
- В темные осенние ночи над болотами иногда появляются какие-то огни.
- Что это за огни и откуда же они берутся? (гипотезы детей)
- На дне болот, в сырой местности гниет много остатков погибших животных и растений. Под слоем мха всё время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает — самовозгорается. Болотные огни все время в движении.
- Давайте проговорим еще раз как образуется болото?
- Как густо заселено болото! Это целое общежитие!
Животный мир болота
- Животными болота не так богаты, как леса или луга. Здесь много комаров, слепней,
мошкары, стрекоз, пиявок.
Здесь раздолье для лягушек и их головастиков.
В болотах обитают змеи и ящерицы.
-Заросли растений вокруг болот служат местом жизни и кормления многих птиц. Здесь живут кулик, чибис,
цапля, журавль, выпь, белая куропатка.
- Крупные животные на болотах не живут. Как вы думаете почему?
- А на с.51 в учебнике изображен лось. Ничего не напутали авторы? (гипотезы детей)
- Оказывается, что авторы были правы.
Поражает способность этих больших зверей жить в болотах, нередко в настоящих трясинах, где не пройдет ни лошадь, ни человек.
Ходить по болотам им помогает особое устройство копыт.
На каждый квадратный сантиметр поверхности широкого копыта лося приходится всего около 400 г веса животного, что и дает лосю возможность передвигаться по заболоченным участкам тайги.
Кроме того, огромная сила лося позволяет ему быстро и легко вытягивать ноги из топкой и вязкой почвы. Их широкие копыта при погружении в тину раздвигаются, образуя развилку.
Сила животного проявляется и в его прыжках: он свободно перепрыгивает четырехметровые канавы и двухметровые изгороди.
- На болотах своя растительность —кукушкин лен, камыш, тростник, осока, клюква, морошка.
- Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болота. Без него и болото не болото!
Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
Что это?
- Конечно же это мох.
- Об это интересном обитателе болотного сообщества вы сейчас самостоятельно прочитаете на с.52 учебника.
-Какими необычными свойствами наделен мох? Расскажите об этом организме, используя ключевые слова…
- На с.52 прочитайте и расскажите как образуется торф?
- Что узнали из текста?
- Почему в болоте накапливается торф? ( не полностью замкнут круговорот веществ)
- Зачем нужен торф?
- Мы забыли про еще одну профессию экосистемы - «разрушители»!
- Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха все время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же сфагнум убивает микроорганизмы.
- А если в экосистеме разрушителей мало, то что будет происходить в экосистеме? ( она будет сменяться на новую)
- А зачем нужно болото? (ответы детей)
- С одной стороны, болота— беда, а с другой — кладезь добра. Почему? (ответы детей)
- Там, где болота полностью осушили, — обмелели речки, усохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано. Поэтому решено сохранить в естественном состоянии, как заповедники, значительные площади болот и заболоченных лесов.
- Какой вывод сделаем? Зачем нужны болота?
- У вас на столе есть таблица. Заполните ее самостоятельно, она поможет нам повести итог.!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» "Тема: Болото и его обитатели.
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Болото и его обитатели....
Урок окружающего мира во 2 классе "Пернатые обитатели леса".
УМК "Начальная школа XXI века". Урок окружающего мира "Пернатые обитатели леса".Цели: 1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами птиц, с особенностями их поведения местами обитания.2. Ра...
Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Особенности болота и его обитатели"
Конспект урока окружающий мир, 3 класс Тема урока "Особенности болота и его обитатели" На уроке присутствует сказочный персонаж — Кикимора. Во время урока дети работают в группах, выполняя зада...
Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...
Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...
Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"
Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты Предметные: - знать растен...
Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя: Форми...