Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать растения пресных водоёмов;
- знать животных пресных водоёмов;
- уметь устанавливать взаимосвязь между обитателями пресных водоёмов.
Личностные:
-развивать устную речь;
-воспитывать чувство уважительного и бережного отношения к природе;
-развивать умение формулировать свои мысли;
-развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
presnyy_vodoem_pechat.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 10.04.2020. ФИО учителя: Рощупкина С.В.
Школа: МАОУ СОШ №91 ФИ студента: Карпова А., 42 гр.
Класс: 3 «в» ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Пресный водоём и его обитатели»
Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать растения пресных водоёмов;
- знать животных пресных водоёмов;
- уметь устанавливать взаимосвязь между обитателями пресных водоёмов.
Личностные:
-развивать устную речь;
-воспитывать чувство уважительного и бережного отношения к природе;
-развивать умение формулировать свои мысли;
-развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник окружающего мира «ПНШ» 3кл., 2 часть/Федотова О.Н.; презентация, рабочие тетради.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Этап самоопределения к деятельности Метод: Психологический настрой, организация урока. | 1 мин | - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. К уроку все готовы? Девиз нашего урока: Если трудно – мы поможем, Всё узнать на свете сможем! | Готовятся к уроку. | Р: организация своего рабочего места под руководством учителя |
Актуализация знаний Методы и приемы: Словесный, учебный диалог, наглядный, практический. | 5 мин | - Предлагаю вам отгадать загадки: 1)Ползёт наоборот, Задом наперед, Всё под водой Хватает клешнёй. 2)Вильнёт хвостом туда-сюда, И нет её, и нет следа. 3)Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. - Где живут названные животные? - В каких именно? | (Рак) (Рыба) (Лягушка). (В водоемах) (Пресных) | Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; П:анализ объектов с целью выделения признаков; |
Постановка учебной задачи Методы: словесный, учебный диалог. | 2 мин | - Сформулируйте тему урока. Слайд 1 - Определите цель урока. Слайд 2 - Сформулируйте задачи урока. - По оглавлению учебника определите, на каких страницах мы будем работать. - Сегодня на уроке вы будете работать с листами самооценки. - Оцените свою работу на этапе постановки цели и задач урока. | (Пресный водоем и его обитатели) (Изучение обитателей пресного водоема). (Задачи: 1)изучить растения пресных водоемов; 2) изучить животных пресных водоемов; 3)изучить взаимосвязь между обитателями пресного водоема) (Страницы 59-64) | Р: отслеживание цели учебной деятельности; К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; |
Открытие нового знания Методы и приемы: Словесный, учебный диалог, наглядный, практический. | 15 мин | - Какие водоемы есть в нашей местности? - Они пресные или солёные? - Предлагаю обратиться к странице 59 учебника, прочитайте 3 абзаца и ответьте на вопрос: Какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе? - Итак, какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе? - Вспомните, что вы видели на берегу водоёма. Какие там растут растения, и какие животные обитают? - Оказавшись у водоёма, мы можем видеть тех обитателей, которые живут на поверхности, а ведь жизнь в водоеме есть везде: у берегов, на поверхности, у самого дна и на дне. Прочитайте текст на странице 60. Рассмотрите на карточках изображения названных в тексте растений. - Назовите растения пресных водоемов, о которых вы узнали. (Камыш, тростник, рогоз, стрелолист, кувшинка белая, кубышка жёлтая, ряска) - В стеблях, корнях, листьях водных растений есть воздухоносные каналы, по которым попадает кислород в подводные части растений. Срывая растение, человек наносит ему вред, через место разрыва попадает вода, и растение загнивает. Слайд 3 - Часто поверхность пресных водоемов покрыта тиной. Тину можно увидеть, если её большое количество. Если взять одну водоросль, то её невозможно рассмотреть невооружённым глазом. Предлагаю вам группами подойти к микроскопам и рассмотреть её. - Что вы увидели? - Оцените свою работу на данном этапе. - Какую роль играют растения в жизни других жителей водоема? - Предлагаю вам поработать в парах. Рассмотрите рисунок на странице 61 учебника. Один ученик назовёт обитателей водоёма, а второй расскажет, чем они питаются. - Озвучьте свои ответы. - Прочитайте про себя текст учебника на с. 62-63. Кого из обитателей водоёмов вы не назвали? | (Река, пруд, ручей) (Пресные). (Дети читают) (Водоём украшает Землю, без воды не обойтись в быту, в производстве, по воде передвигаются суда; место обитания растений и животных. Пресная вода – условие существования человека на Земле.) (Служат пищей для животных) (Пары озвучивают ответы) (Водомерки,улитки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, зимородки, чайки….) | П: сопоставление информации, представленной учителем; П: сопоставление информации, представленной учителем; К: согласование выполнения совместной деятельности; |
Первичное закрепление Методы: практический, упражнение. | 5 мин | - Ребята, а знаете ли вы, кто в реке без головы живёт? Сообщения 1) Беззубка – пресноводный малоподвижный моллюск с раковиной из 2 пластинок. Сначала раковина лежит неподвижно, потом её створки приоткрываются, и хозяйка высунет из раковины… нет, не голову – ногу. Головы у неё нет. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок или камешки, раковина дрогнет и подвинется с места на 2-3 см. Отдохнёт беззубка и снова в путь. (Видеоролик «Беззубка» - слайд 4) 2) Над водой и под водой живут у реки и пруда стрекозы. Красотки, стрелки, лютки живут у воды постоянно. А вот большая стрекоза прилетает к воде редко. Всем стрекозам нужна вода, потому что в воду или на водные растения они откладывают яйца. И только в воде могут жить их личинки. (Видеоролик «Стрекоза» - слайд 5) 3)Дафнии – это рачки. Размером они не больше запятой в книге. Рассмотреть дафний можно только через увеличительное стекло. У них есть усы, похожие на ветки. Взмахнут дафнии усами-ветками, оттолкнутся от воды и подпрыгнут. Ещё взмахнут – ещё подпрыгнут. Дафнии очищают воду, потому что питаются умершими невидимыми глазу животными, растениями, бактериями. (Видеоролик «Дафнии» - слайд 6) 4)В капле речной воды открывается удивительный мир. Вот какой-то почти прозрачный комочек. Он всё время меняется. Только что был круглый, и вдруг сбоку появился отросток. Отросток становится больше, и комочек переливается в него. Округлился, опять появилась «нога». Это амёба. Так она шагает. (Видеоролик «Амёба» - слайд 7) 5)Еще одно странное существо – туфелька. Всё её тело покрыто ресничками. Каждая ресничка как маленькое весло. Туфелька умеет управлять сразу всеми «вёслами» и быстро плывёт, куда ей надо. (Видеоролик «Туфелька» - слайд 8) 6)Видеоролик «Водомерка» - слайд 9) - Мы познакомились с некоторыми животными – обитателями пресных водоемов. Оцените свою работу на данном этапе. | (Беззубки) | Р: проверить результаты вычисления; П:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; |
Самостоятельная работа с самопроверкой Методы и приемы: Словесный, беседа. | 5-6 минут | -Пришло время поработать самостоятельно. Сейчас я предлагаю вам интересное задание составить цепи питания, используя предложенные картинки. -Кто готов? -Замечательно. Давайте сверим ваш вариант с моим. | (составляют цепь питания) | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |
Включение в систему знаний Методы и приемы: Словесный, учебный диалог, наглядный, практический. | - Как вы думаете, существует связь между обитателями пресных водоёмов? Какая? - Предлагаю поработать в группах. 1) Задание «Кто лишний?»: на экологическом панно оставить только обитателей пресных водоёмов. 2) Задание «Животные пресных водоёмов»: найти на картинках, размещенных в классе, животных -обитателей водоемов. 3) Задание «Растения пресных водоёмов»: найти на картинках, размещенных в классе, растения пресных водоемов. Группы озвучивают ответы. Оцените работу на данном этапе урока - Можно ли пресный водоем назвать природным сообществом? Почему? Слайд 9 - Какие обитатели пресного водоёма нашей местности нуждаются в охране? - Какое участие в охране водоёмов можем принять мы с вами? | (Лишние: крот, гриб, лиса, заяц…) (Кувшинка, кубышка, купальница, бобры, выдра) (Очистить берег от мусора, выпустить листовки, газеты с информацией об охране водоемов, сделать условные знаки). | ||
Рефлексия деятельности Методы и приемы: Словесный, самооценивание | 2-3 мин | - Все задачи урока решены? - Цель урока достигнута? - Поставьте итоговую оценку за работу на уроке. - Заполните карточку, используя цветной маркер. Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. Оценивают результаты учебной деятельности. Проводят самооценку, рефлексию. | П: рефлексия способов и условий действий. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...
Конспект урока окружающего мира "Лес и его обитатели"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о природном сообществе – лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного об...
Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...
Конспект урока окружающего мира "Поле и его обитатели"
Цель деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человеком для культурных растений.Планируемые результаты Предмет...
Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным ирастительным миром болота. Планируемые результаты:Предметные:Уметь использова...
Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Болото и его обитатели.Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о болоте как о природном сообществе; формирование знаний о способах обр...
Конспект урока окружающего мира "Поле и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Поле и его обитатели» Цели деятельности учителя: Формирование зн...