конспект урока по окр миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Как животные защищаются
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 151.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. КАК ЖИВОТНЫЕ ЗАЩИЩАЮТСЯ
Цели: закрепить знания о различных группах животных; познакомить с разными способами защиты животных от врагов; развивать умение анализировать.
Предметные: Получение информации о том, как животные приспосабливаются к условиям обитания.
Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (времена года, месяцы).
Познавательные: Проводить простейшую классификацию изученных объектов живой природы на основе их существенных признаков.
Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации
Коммуникативные: Умение строить монологические высказывания
КРУ. Развитие мыслительных процессов
Оборудование: фотографии и рисунки с изображением животных; карточки с представленными заданиями.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Название каждого животного соотнесите с его отличительным признаком внешнего строения.
Оса Черепаха Бык Лошадь | рога копыта жало панцирь |
– Сегодня на уроке мы узнаем, зачем черепахе панцирь, а быку – рога. Тема урока – «Как животные защищаются».
II. Работа по учебнику.
– Назовите хищных насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей.
– Каждое животное, даже хищник, может стать добычей более сильного хищника. Поэтому в природе у каждого животного появились свои способы защиты от врагов.
Рассмотрите рисунок в учебнике. Расскажите, как пятнистый олень может спастись от хищника. (Грозное «оружие» оленей в борьбе с врагом – их рога.)
– У самки и олененка такого оружия нет, поэтому они спасаются бегством.
Учащиеся ч и т а ю т т е к с т учебника.
– Какие животные спасаются от врагов бегством? (Мышь, мелкие птицы.)
– Как спасается еж, который не умеет быстро бегать? (Ежа выручают острые иголки. Он сворачивается перед лисой в колючий шар.)
– Назовите других животных, которые носят свои «доспехи» на себе. (Черепаха, улитка.)
– Каких животных защищает цвет? (Окраска тела зайца, кузнечика, пятнистого оленя.)
– Какие животные не прячутся, а наоборот – выставляют себя напоказ? (Осы, пчелы, мухи-журчалки, жерлянки, божьи коровки.)
Учитель рассказывает о способах защиты животных.
Белая куропатка. Зимой в заснеженной тундре, как снежные хлопья, падают с веток и закапываются в снег белые куропатки. На деревьях они клюют почки, а под снегом ищут мерзлые ягоды и спасаются в пургу. Зимой куропатки совсем белые, только брови ярко-красные, как будто раздавили клюкву. Весной, как подуют теплые ветры и начнут таять снега, куропатка меняется. Она надевает праздничный наряд. Грудь и шея становятся у нее рыже-красными, как прошлогодняя трава на кочках. Летом белые куропатки снова меняют наряд. Тундра пестрая: где цветок, где клочок мха-ягеля, где бурая травка – и куропатка пестрая. Три наряда у куропатки: зимний, весенний и летний. И все наряды ее защищают. Ее не увидишь в тундре, пока вплотную не подойдешь.
Рябчик. Рябчик потому так и называется, что весь рябой. Кто на рябчиков охотился, знает, вот он где-то над головой голос подает, а в листве не заметишь. А когда рябчата у рябчика выведутся, на рябчонка наступить можно, и все равно не увидишь. Сам пестренький, на спине полосочка, в листьях прижмется к земле, глазки закроет. То ли рябчик, то ли листок, и не шелохнется, пока не уйдешь. Да что человек, лисица, и та рябчат не найдет, когда они притаятся.
Выпь. Выпь – ночная птица. Ночью она ходит по болоту, ловит рыбу, лягушат, водяных жуков, а днем стоит на одной ноге в камышах, нахохлившись, ждет ночи. Днем на выпь нападают ястребы, болотные луни, лиса подкрадывается. Выпь не любит летать, она затаивается среди камышей. Если заметишь выпь среди тростников и подойдешь к ней, она не взлетит, как другие птицы. Только прижмет перья, вытянет шею и станет тощей. Можно шею у выпи потянуть к себе, и все равно, когда отпустишь, она снова вытянется. Выпь похожа на прошлогодний бурый тростник.
Уссурийский тигр. Когда-то очень давно на Дальнем Востоке было тепло, как в джунглях. Когда похолодало, все звери ушли на юг, а тигр остался. Среди белых снегов уссурийский тигр виден, как огонь, и поэтому он охотится ночью, когда его не видно. Зато летом тигра не заметишь. Он притаится на водопое и ждет, когда олень придет воду пить, и бросается. Тростник его маскирует, вся тигриная шкура полосками разрисована, и не поймешь, где полоска тигриная, а где тростинка.
Морской конек. Морской конек живет у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостиком и качается: взад-вперед, взад-вперед, вместе с прибоем. Как осветит солнце морскую траву, станет она зеленая, и морской конек станет зеленым. Солнце зайдет, травы будут коричневые, и конек сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
(По Г. Снегиреву.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Работа по хрестоматии.
1. Учащиеся читают рассказы «Под шапкой-невидимкой» и «Маскарад, спасающий жизнь».
– Есть в родном крае животные с зелеными и пестрыми «шапками-невидимками»?
– Почему больше всего зеленых «шапок-невидимок» у насекомых? (Среди насекомых больше всего растительноядных, и они окрашены под цвет зеленых частей растений.)
– У каких животных и зачем две «шапки-невидимки»: одна летом, другая – зимой? (У зайца, белой куропатки, горностая, ласки.)
– Какого цвета заяц и белка летом? (Белка летом рыжая,
а заяц – бурый, вопреки известной загадке «Зимой белый, летом серый».)
– Почему к зиме заяц надевает белую шубку, а белка – серую? (Заяц надевает белый наряд, что делает его незаметным на фоне белого снега. Белка больше времени проводит не на укрытой снегом земле, а на деревьях. На фоне темных стволов деревьев зимой в сером наряде она менее заметна.)
– А какого цвета заяц весной и осенью? (Серым заяц бывает одну неделю весной. Осенью заяц-беляк постепенно меняет свой наряд. Сначала белеет его хвост, потом задние ноги. Издали кажется, что на зайце надеты белые трусики. Затем наступает очередь задней части спины и верхней части ушей, но кончики ушей остаются черными.)
2. Учащиеся читают рассказ «Я – противный!».
– Расскажите о значении предупреждающей окраски тела животных.
IV. Работа в тетради.
З а д а н и е 31.
– Как защищаются данные животные? (Оса – жалом; божья коровка – предупреждающей окраской; черепаха – панцирем; олень – бегством и маскировкой.)
З а д а н и е 32.
– Отгадайте загадки. (Ёж, ящерица, кузнечик, носорог.)
– Подчеркните в тексте загадок слова, которые говорят о способах защиты этих животных. (Иголки у ежа; маскировка у ящерицы и у кузнечика; рог у носорога.)
З а д а н и е 33. Учащиеся работают самостоятельно.
V. Самостоятельная работа по теме «Животные».
№ 1. Проверь, правильно ли подписаны названия групп животных.
Земноводные | Пресмыкающиеся | |
Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат лёгкими. Развиваются из яиц. | Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат лёгкими и кожей. Развиваются из икринок. |
№ 2. Отметь верное рассуждение:
Пресмыкающиеся выводятся из яиц. Птенцы вороны тоже появляются из яиц. Значит, ворона – пресмыкающееся. | |
У волка четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Волчица выкармливает волчат молоком. Волк – млекопитающее. | |
У паука восемь ног и две части тела. Паук – насекомое. |
№ 3. Обведи лишнее животное. Объясни своё решение.
№ 4. Распредели животных по группам. Напиши названия групп.
№ 5. Запиши в таблицу названия животных по группам: ворона, волк, пчела, муха, олень, орёл.
Млекопитающие | Насекомые | __________ ? |
№ 6. Распредели животных по группам.
Млекопитающие | Рыбы |
№ 7. Напиши, как ещё называют эту группу животных.
а) Млекопитающие – _________________________.
б) Земноводные – ____________________________.
в) Птицы – __________________________________.
г) Пресмыкающиеся – _________________________.
VI. Итог урока.
– Как животные защищаются?
Домашнее задание: с. 26–28, отвечать на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...