Конспект урока окружающий мир в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Цахоева Зарема Силивановна

Михаил Васильевич Ломоносов.

Цель урока: сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

Задачи урока: - развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.

-развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_v_4_klasse.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир в 4 классе

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов.

Цель урока: сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

Задачи урока:

- развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.

-развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.

Используемое оборудование:

компьютер, рисунки и слайды с изображением М.В. Ломоносова, иллюстрации с видами университета им. М.В.Ломоносова.

книги о Ломоносове.

Краткое описание: На данном уроке учащиеся знакомятся М. Ломоносовым, его биографией и деятельностью. Учащимся представлен увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями.

 

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

о Ломоносове узнать.

---- На прошлом уроке вы познакомились с личностью великого человека, царствовавшего на границе 17-18 веков. Сегодня вам предстоит узнать еще об одном известном человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки. А какой мы узнаем после того, как повторим домашнее задание.

2. Повторение пройденного материала.

а) Ответьте на вопросы теста.

В какой стране Петр 1 учился плотницкому делу:

А) Голландии; Б) Швеции; В) Франции.

 

2. Как называлось судно, на котором царь учился навигации:

А) ладья; Б) фрегат; В) бот.

 

3. В какое море Россия получила выход после победы над шведами:

А) Черное; Б) Балтийское; В)Баренцево.

 

 

4.Первая русская газета называлась:

А) «Новости» Б) «Ведомости» В) «Россия»

 

5. В каком городе был открыт первый русский музей:

А) Москве Б) Петрозаводске В) Санкт-Петербурге.

 

б) Рассказы детей о Петре 1.

3. Работа по теме урока.

- Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый)

- Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ НОЯБРЯ 1711 --- 4 АПРЕЛЯ 1765)

В России это было время, когда «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценимым сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана в деревне, недалеко от города Холмогоры родился у рыбака сын. Назвали его Михаилом.

Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался, и в голове крутилась мысль: отчего это так?

Мать его умерла рано. Именно она научила мальчика читать и привила любовь к книгам.

Грамоте Михаила обучали сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море на рыбацкий промысел. Плавал он по студеному Белому морю и по Северному Ледовитому океану.

Работа в суровом холодном море научила быть упорным,

наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком. У Михайлы была другая мечта: учиться.

И вот однажды, в 19 лет, тайком от отца он пристал к одному из обозов, который как раз следовал до Москвы. Юноша на мешках с рыбой, то на санях, то бегом с ними рядом, чтобы не закоченеть, добрался до древнего города, о котором столько читал и слышал. Добирался он почти полтора месяца.

В Москве в 1731 г. юноша поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Но взяли его в первый класс, где учились дети 8 лет. Трудно ему было. И дразнили его, и смеялись над ним одноклассники. Представьте, что рядом с вами за партой сидит молодой мужчина двадцати лет. Да и голодал частенько Михайло, питался хлебом и квасом. Жил он так 5 лет, но учебу не бросил.

Учился Ломоносов лучше всех. За год он изучал то, что его одноклассники осваивали за 3 года. В числе лучших учеников его послали учиться в училище при Академии наук. В 1736 г. из Петербурга Ломоносова направили в Германию. За границей Ломоносов изучал горное дело , иностранные языки, химию.

Вернувшись в Петербург из Германии, ему присвоили звание Академика за научные труды и открытия. Михаил Васильевич составил русскую азбуку, краткий учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра, занимался физикой, отечественной историей, горным делом, изучал звезды. Первый русский университет в Москве был построен по его плану. (Рассказ ученика об утверждении университета в Москве).

Этот день стал праздником для всех российских студентов. Его отмечают до сих пор. ( «Татьянин день»).

Это был очень пытливый человек. Однажды, увидев привезенную из Рима картину, выполненную в стиле мозаики, он восхитился ею.

 

(Рассказ ученика о Ломоносове - как о поэте и художнике).

Ломоносов за свою жизнь сделал много открытий, наблюдений и изобретений. В последние месяцы жизни М.В.Ломоносов сильно болел. Его похоронили на Лазаревском кладбище в Петербурге.

 

1.Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии.

 

В кадре вы видите деревню Мишанинскую и место, где стоял дом Ломоносовых.

 

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски на реке Двине -ГАЛИОТ - парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.

 

Мать Елена Ивановна умерла очень рано. По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.

 

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли “зуйка”. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

 

В 11-12 лет начал постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и “Грамматике” Смотрицкого. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

 

(Юноша Ломоносов за книгой). Мачехе (неродной матери) не нравилось, что он сидит постоянно за книгами И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

 

2.Годы учебы.

В декабре 1730 года Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву.

 

В январе 1731 года поступил в Славяно–греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре1731 года был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день:

1 копейка - на хлеб;

1 копейка - на квас;

1копейка – на обувь, одежду и все остальное.

Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

 

3.В Петербурге.

В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук.

Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

 

4.Возвращение в Россию.

В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.

 

1.Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;

б) выпустил “Риторику”;

 

в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…

 

2.Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи

б) сконструировал термометр;

в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

3. Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

 

4. Открытия в области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

 

5. Открытия в области географии:

а) составил “Полярную карту”;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

 

6. Открытия в области геологии:

а) теория о возникновении металлов и минералов;

б) “ О причине землетрясений”.

 

7. Открытия в области истории:

а) закончен 1-ый том Российской истории.

б) составил “Краткий летописец с родословием”.

 

8. Ломоносов – просветитель:

 

а) написал статью о должности журналистов;

б) составил проект учреждения Московского университета;

в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

 

9. Ломоносов – художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

 

Итак, в каких областях знаний Ломоносовым были сделаны открытия?

 

За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им .М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.

 

Первичная проверка.

Что вам особенно запомнилось из жизни Ломоносова?

Как вы думаете, что позволило Михаилу Васильевичу

Ломоносову сделать так много величайших открытий?

 

Закрепление материала.

Прочитать статью стр. 101 – 104 очень внимательно. Представьте, что вы кинорежиссеры. Что бы вы изменили в презентации о жизни М.В Ломоносова?

 

Работа в группах. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

 

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно –греко – латинской академии.

В Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.

Подведение итогов.

Что для вас было самым интересным на уроке?

О чем захотелось еще узнать?

Что было трудным?

Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...